- Репродуктивный метод обучения
- Суть репродуктивного метода обучения
- Особенности метода
- Отличие от продуктивного метода
- Сочетание с другими методами
- Пример использования репродуктивного метода
- Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
- РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Смотреть что такое «РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
- Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
- Репродуктивный метод обучения
- Особенности метода
- Отличие от продуктивного метода
- Формы обучения
- Эффективность репродуктивного обучения
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.
Суть репродуктивного метода обучения
Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.
Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.
Особенности метода
Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.
К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.
Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.
В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.
Сочетание с другими методами
В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:
- Словесные методы предполагают информацию, которая воспроизводится с помощью речи. Для такого метода характерны контекст, чтение, лекция, конспектирование.
- Ко второй группе относятся наглядные методы, позволяющие увидеть информацию на примере. К нему относятся различные презентации, схемы, таблицы, картинки. С помощью такого метода учителю становится гораздо легче донести информацию до ученика.
- К практической группе относятся задачи, к которым ученик имеет непосредственное отношение. Например, лепка, создание аппликаций. При этом у обучающихся есть четкий алгоритм того, как нужно делать работу.
Пример использования репродуктивного метода
Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.
После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.
К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.
Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:
- объясняя материал, учитель не знает все ли ученики его полностью поняли;
- учащиеся не могут устраивать дискуссии или опрос относительно изучаемой темы;
- детям не предоставляется возможность использовать свой интеллектуальный потенциал;
- проблемным моментом являются пассивные ученики, которые даже не пытаются усвоить материал;
- считается, что ребенок не запомнит должным образом информацию, а лучше запомнится то, что он делал самостоятельно;
- когда информация повторяется многократно, теряется сущность новизны, что приводит к нежеланию ребенка слушать новую тему;
- подобный метод не привлекает детей, так как они не могут в нем проявить себя, что приводит к нежеланию учиться.
На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.
Источник
РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО . С.М. Вишнякова . 1999 .
Смотреть что такое «РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
репродуктивная тактическая деятельность — atgaminamoji taktinė veikla statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kartojimas varžantis to, kas išmokta per pratybas. atitikmenys: angl. reproductive tactical activities vok. reproduktive taktische Tätigkeit, f rus. репродуктивная… … Sporto terminų žodynas
Репродуктивная функция — – в биологии – деятельность, результат которой состоит в продуцировании новых организмов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Методология — (Methodology) Структура методологии, методология исследования, типы методологии Научная методология, методология истории, методология анализа, методология управления, социальная методология, проблемы методологии Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… … Российская педагогическая энциклопедия
Парадигма образования — совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно … Википедия
Реферирование — (от лат. referre докладывать, сообщать) один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репродуктивными видами речевой деятельности. С одной стороны, в основе Р. лежит репродуктивная деятельность,… … Педагогическое речеведение
репродуктивный — ая, ое. reproductif, ve adj. Отн. к репродукции. Репродуктивная деятельность мозга. БАС 1. Налог падал на непрестанно возраждающиеся ценности (reproductive) и распространялся между поддаными сообразно со средствами и производительностью каждого.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — один из принципов обучения; соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. Познават. .… … Российская педагогическая энциклопедия
Землянин — Запрос «Человек» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда. О более широкой таксономической категории см. Люди (род). ? Человек … Википедия
МЖ — Запрос «Человек» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «Люди» перенаправляется сюда. О более широкой таксономической категории см. Люди (род). ? Человек … Википедия
Источник
Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод основан на использовании ранее изученного материала. Преподаватель дает учащимся соответствующую инструкцию (правило, образец, схему) и предлагает применить ее в определенных ситуациях. На основе полученного алгоритма и уже усвоенных знаний, благодаря многократному повторению показанных действий в рамках системы заданий, формируются новые умения и навыки.
Цель такой методики обучения — повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Репродуктивные методы можно поделить на 2 группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- информационно-рецептивные, формирующие у учащихся необходимые знания и представления о мире;
- инструктивно-репродуктивные, цель которых выработать и закрепить навыки и умения, путем применения учащимися полученных инструкций при выполнении упражнений.
Особенности метода
Основная подача учебной информации происходит в форме научных лекций с демонстрацией наглядного материала и закреплением полученных знаний на практике. Преподаватель при этом строит лекцию так, чтобы новые знания логично и последовательно вытекали из фактов, усвоенных учащимися раньше. Не имеющие отношения к предыдущим темам гипотезы, предположения здесь не рассматриваются.
Далее учащимся предлагается выполнить практические упражнения по закреплению темы. Когда навыки уже освоены, производится проверка и закрепление пройденного материала. Только после этого можно переходить к новой теме, которая логично следует из предыдущей и связана с ней.
Другими словами, сначала излагается теория, затем она подтверждается с помощью демонстраций различных опытов, иллюстрируется плакатами, схемами, рисунками, используются интерактивные средства. Далее учащиеся работают с учебником самостоятельно, выполняют практическую или лабораторную работу.
Для лучшего усвоения знаний они выполняют дома самостоятельную работу. Количество времени и усилий, требуемое на усвоение материала, зависит от специфики темы, сложности задания, и не в последнюю очередь от умственных способностей учащегося.
Сущность этого метода преподавания в том, что вся основная информация преподносится в виде полностью переработанного материала для максимально удобного восприятия учащимися. От них требуется внимательно слушать, запоминать и по заданному шаблону воспроизводить действия, необходимые для выполнения задания.
Еще одна особенность репродуктивного метода — тесная связь между предыдущей и последующей темами. Отсюда следует необходимость предварительного повторения пройденного ранее материала.
К специфике метода можно отнести и то, что его приемы позволяют педагогу работать сразу с большой аудиторией, что существенно экономит время как преподавателей, так и учащихся. Учебный материал не надо адаптировать под индивидуальные особенности каждого из учеников.
Отличие от продуктивного метода
Основные признаки отличия репродуктивного и продуктивного методов обучения:
- в первом случае вся информация выдается в готовом виде, ее надо лишь усвоить и научиться правильно применять на основе знакомых способов деятельности и неоднократного воспроизведения полученных знаний и действий;
- во втором случае ученику приходится потрудиться, чтобы самому получить новые знания в результате творческой деятельности, используя логическое мышление и анализ тех данных, которые даны ему для исследования.
Репродуктивный метод дает конкретные алгоритмы действий и формулы (законы, правила, аксиомы и т.д.), что является его плюсом в изучении точных наук, лингвистики и отдельных областей естествознания. Минус такого метода — привычка к механическому повторению, приводящая к торможению творческих способностей и неумению самому выстраивать причинно-следственные связи.
Продуктивный метод не выдает готовых формул и алгоритмов. Он сконцентрирован на решении определенной проблемы путем самостоятельного анализа ситуации, выдвижения гипотез, их доказательства или опровержения опытным путем. Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы. Большим педагогическим значением такого метода являются развитие творческих способностей и критического мышления учащихся, создание стимула для активной работы над приобретением знаний.
Формы обучения
Для большей эффективности и улучшения усвоения материала репродуктивный метод использует демонстрационную и иллюстративную формы обучения.
- Демонстрационная форма основана на наглядном представлении изучаемых процессов и явлений с применением приборов, моделей и установок для показа опытов. Демонстрация учебных фильмов также является одним из действенных методов.
- Иллюстративная форма предполагает наглядные пособия в виде таблиц, схем, рисунков, плакатов либо зарисовок мелом на доске. В качестве иллюстраций активно используются видеозаписи, слайды, презентации.
Существует три этапа использования этих форм обучения:
- предварительная подготовка аудитории вербальным способом;
- наблюдение за процессом;
- коллективное обсуждение результатов.
Указанные формы всегда сопровождаются словесными комментариями. Преподаватель дает теоретические основы, руководит наблюдением, задает наводящие вопросы, объясняет происходящие процессы. Он привлекает учащихся к активному участию — дает им возможность самостоятельно описать увиденное, осмыслить сущность происходящего во время наблюдения за процессом. После этого делает выводы, обобщает данные и подводит к логическому результату.
Эффективность репродуктивного обучения
Метод обучения отработан на практике в течение многих лет. Он постоянно совершенствуется, используя современные достижения науки и техники, и доказал положительное влияние на повышение эффективности познавательной деятельности учащихся. Однако у него есть как достоинства, так и недостатки.
К плюсам этого метода относятся:
- экономность — не требует большой материальной базы и дополнительных затрат, дает возможность передать значительный объем информации за относительно короткое время большой аудитории учащихся;
- практическая отработка нового материала для его усвоения и закрепления;
- универсальность — его можно применять в той или иной степени при изучении любого предмета;
- отработка навыков запоминания;
- умение работать с теоретическими знаниями.
К минусам метода можно отнести:
- игнорирование творческого подхода к решению поставленных задач;
- подавление самостоятельного мышления;
- отсутствие возможности исследовательской деятельности;
- снижение интереса к учебе из-за низкой вовлеченности в процесс;
- стимулирование механического запоминания информации вместо ее понимания;
- невозможность индивидуального подхода к учащимся.
Наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга.
Источник