Что такое рациональные способы учебной деятельности

Рациональная организация учебной деятельности учащихся как условие повышения качества образования

Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.

Рационализация учебной деятельности – это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. Важное значение здесь имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности; установка познавать и творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затратами сил (энергии), времени и материальных ресурсов. Признак рационализации умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.

Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся, следует принять во внимание следующие рекомендации ученых-педагогов (В. И. Андреев и другие):

чаще меняйте виды деятельности учащихся на уроке;

тщательно отбирайте содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями;

используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;

не допускайте учебных перегрузок учащихся;

□ в процессе занятий используйте приемы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяйте рефлексию;

□ чаще давайте задания, в том числе и домашние, с опорой на познавательный творческий интерес учеников;

□ организуйте самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специальные (определяемые спецификой предмета) умения;

□ поддерживайте необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность и проветриваемость кабинета, оптимальный температурный режим и др.);

□ следите за необходимым материальным оснащением занятий (лабораторное и техническое оборудование учебные пособия и др.).

Важную роль в рационализации учебной деятельности учащихся играет использование учителем различных учебников и учебных пособий как одни из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.

Учебник – основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11).

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

□ соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;

□ методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;

□ корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;

□ отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;

□ соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;

□ доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

□ соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

□ ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

□ согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;

□ выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;

□ пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;

□ использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;

□ направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;

□ учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.

Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т. д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Читайте также:  Градусник ртутный способ применения

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует применение технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) – это различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного материала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения.

По назначению ТСО делятся на:

□ технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства демонстрационного эксперимента, электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов);

□ технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися переданной им информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лабораторным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

□ тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;

□ вспомогательные технические средства — устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

□ комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренаж и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональные компьютеры.

Компьютеризация обученияявляется в настоящее время одной из основных тенденций совершенствования системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера.

В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач:

□ предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);

□ формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;

□ контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

□ организация индивидуального и группового обучения;

□ управление процессом обучения.

Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы (см.табл. 3).

Компьютерная система обучения
Аппаратные средства (компьютер как ТСО) Программные средства (программное обеспечение)

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадапторами и др.

Программное средство – это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

□ автоматизированные системы обучения (АСО) – компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

□ лабораторные практикумы (ЛП) – программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;

□ тренажеры (TP) – программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнения упражнений;

□ контролирующие программы (КП) – программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

□ справочные системы (СС) – программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной справочной информации;

□ компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные.

□ мультимедиа (от англ. multimedia – многокомпонентная среда) – программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область применения компьютера в учебном процессе.

В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможности для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и развития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достижений учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вечера, дискуссионные клубы и др.

Читайте также:  Правовое регулирование финансовых отношений способы

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «средства обучения», «технические средства обучения», «учебник», «мультимедиа», «рационализация учебной деятельности», «самоорганизация учебной деятельности».

2. Осуществите классификацию различных видов дидактических средств.

3. Охарактеризуйте наглядные и технические средства обучения.

4. Проанализируйте требования к учебникам и учебным пособиям.

5. Представьте области применения компьютерных средств обучения в учебном процессе.

6. Раскройте сущность рациональной организации учебной деятельности школьников.

7. Обоснуйте методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.

Источник

Статья «Рациональные способы учебной деятельности»
статья по алгебре

Я не сомневаюсь, что каждого учителя волнует вопрос: как обеспечить качественное обучение, какими педагогическими технологиями, методами воспользоваться? Ясно одно, что необходим современный урок. В моем понимании- это 40 минут «непрерывного поиска», интеллектуального и человеческого общения. Речь в статье идет о технологии развивающего обучения, при которой обучающиеся выступают не потребителями готовых знаний, а соучастниками творческого процесса, уходят с урока с «натруженными» головами.

Скачать:

Вложение Размер
statya_gavrilovoy_v.i.docx 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В.И. Гаврилова, учитель математики

высшей квалификационной категории,

МКОУ СОШ № 3 с углубленных изучением отдельных предметов

Сегодня, когда заканчивается переход от индустриального общества к обществу информационному, образование является приоритетной областью политики государства, о чем свидетельствует Закон «Об образовании» и переход к новым образовательным стандартам.

Потребности общества изменились таким образом, что его уже не устраивает в полной мере традиционное, сложившееся и устоявшееся содержание школьного образования. Школа поставлена перед необходимостью выполнить государственный заказ на качественное образование, востребованное временем и обществом в целом.

Показателем качества образования являются результаты государственной итоговой аттестации в 9 – х и 11 – х классах. Я не сомневаюсь, что каждого учителя волнует вопрос: как обеспечить качественное обучение, какими педагогическими технологиями, методами воспользоваться? Ясно одно, что необходим современный урок. В моём понимании – это 40 минут «непрерывного поиска», интеллектуального напряжения и человеческого общения. Для этого требуется тщательно продуманная учителем технология развивающего обучения, при которой учащиеся выступают не потребителями готовых знаний, а соучастниками творческого процесса, уходят с урока с «натруженными» головами.

Изучив инновационные технологии, предлагаемые наукой и апробированные практиками – новаторами, я выбрала технологию развивающего обучения, которая позволяет мне реализовать ряд взаимосвязанных целевых задач и создать базу для профильного обучения в старших классах:

во-первых, обеспечить высокую интеллектуальную активность учащихся, развить их самостоятельность в поиске и приобретении знаний, их систематизации;

во-вторых, научить учащихся универсальным способам учебного познания, включающим разнообразные элементы научной организации труда: работу с книгой, выработку соответствующих умений по выполнению работ поискового, исследовательского характера;

в-третьих, средствами предмета развить творческий потенциал личности, позволить ей самореализоваться.

Учащимся постоянно напоминают, что изучаемый материал надо прежде всего хорошо понять, но какую мыслительную деятельность должны для этого выполнять учащиеся? На этот вопрос, как правило, им не дают ни каких разъяснений. Между тем, только владея определенными приемами мыслительной деятельности, ученик может логически, с должным пониманием запоминать программный материал.

Решение этих задач позволяет выйти на успешную сдачу ЕГЭ. Коротко остановлюсь на сути технологии проблемного обучения. Условиями высокой мотивации при её использовании являются:

  1. Проблематизация содержания;
  2. Организация учебной деятельности;
  3. Методы и приёмы.

Алгоритм урока выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формирование проблемы учениками.

Актуализация изменяющихся знаний, нужных для решения проблемы

Поиск решения проблемы (диалог учителя и учеников, продуктивные задания к математическим моделям, в ходе которых происходит открытие нового знания)

Объяснение решение проблемы учениками. Применение нового знания (продуктивные задания)

Принципиально важно при этом:

  1. Чередовать формы работы: индивидуальную, групповую с общей беседой.
  2. Развивать монологическую речь.
  3. Оценивать решение каждого продуктивного задания.

По этой продуктивной схеме строятся все уроки математики во всех классах.

Как спланировать постановку учебной проблемы?

К примеру, урок по теме «Теорема Пифагора», предлагаю ученикам найти площадь треугольника, в котором определить высоту можно только с помощью теоремы Пифагора.

Фиксируем 1 факт. Что достаточно знать, чтобы узнать площадь треугольника? Что дано в задаче? Что остаётся неизвестным?

Фиксируем 2 факт. Высота не известна, но, применяя ранее изученные теоремы, мы не сможем её найти.

Это вызывает некое удивление у ребят. Как же так?

Выдвигают версии, которые я фиксирую на доске:

1. Вероятно, что площадь можно найти, зная другую формулу.

2. Вероятно, мы можем узнать новые свойства фигуры, которые помогут найти высоту, и мы сможем использовать известную формулу.

Переходим к этапу актуализации знаний.

В течение нескольких минут самостоятельно, индивидуально выполняют задания на знание ключевых понятий в прямоугольном треугольнике (катет, гипотенуза). Далее учитель доказывает теорему Пифагора в ходе диалога с обучающимися. Завершаем этап урока – ответом на основной вопрос – проблему, вычисляем площадь треугольника.

На заключительном этапе закрепления полученных знаний учащиеся получают кейс — задания «Создание командного продукта». Чаще всего это задачи прикладного характера.

Активизировать мыслительную деятельность ребят помогают и специальные подборки заданий развивающего характера, материал излагается мною проблемно, перед этим записывается на доске вопрос, на который ответ будет получен в конце урока. И все же это часто бывает недостаточно. Устойчивость внимания ограничена, необходимо все время поддерживать, подпитывать положительную мотивацию. Разрабатывая, выстраивая партитуру урока, необходимо находить место для частных проблем, возникающих по ходу решения заданий. При подборе заданий значительное место уделяю отработке умений обучающимися сравнивать, обобщать, варьировать данными, решать задачу несколькими способами, находить свои пути решения. Поэтому довольно часто на уроке звучат мои слова, обращенные к учащимся «Предлагаю вам логическую разминку», «Давайте проведём геометрическое расследование», «Приведите контрпример», «Есть ли иные варианты, обоснуйте их», «Сделайте вывод», «Сравните» и т. д.

Изучая свойство диагоналей прямоугольника, я провожу практическую работу, целью которой является экспериментальное доказательство равенства диагоналей любого прямоугольника. Или практическая работа, связанная с определением длины окружности, когда обучающиеся, проведя ряд измерений на различных окружностях (стакан, ведро, ваза и т.д.) приходят к выводу cons отношений длины окружности к её диаметру.

Это и есть то, что принято называть творческо – поисковой работой, а не просто репродукцией изученного материала.

Еще не так давно мы могли сравнивать традиционную деятельность учителя и деятельность учителя, работающего по системе развивающего обучения, но время показало, что это сравнение явно не в пользу традиционного урока. Я глубоко убеждена, что только творчество в любом его проявлении, на любом этапе урока, будь то опрос или изучение нового материала, способно активизировать процесс мышления, развивать личность ребенка, создать условия для его самовыражения, давать качественные знания.

Критерием педагогической деятельности для меня является:

  1. Качество подготовки по предмету;
  2. Успешные результаты итоговой государственной аттестации;
  3. Полезность в будущей деятельности учащихся.

Человеческая мысль агрессивна в плане познания нового и я постоянно в поиске, верно наметив отправленную точку своей работы «Рациональные способы учебной деятельности».

Школа самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее! Постоянно повторяю слова К.Д.У Ушинского: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро.

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ.

«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани.

Обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности на уроках математики

Статья о применении метода проективного моделирования в преподавании математики.

Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у.

Овладение способами учебной деятельности

представлен материал о способах и приемах овладения учебной деятельности.

Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС

Проект как способ учебной деятельности согласно ФГОС.

Источник

Читайте также:  Какие способы хранения товаров существует
Оцените статью
Разные способы