- Сущность проектного обучения, условия реализации, виды
- Технология проектного обучения: сущность процесса
- Основоположник системы
- Основная цель проектного обучения
- Принципы технологии
- Этапы проектного обучения
- Подготовка к проекту
- Разработка проекта
- Оформление итогов проекта
- Презентация, демонстрация итогов проделанной работы
- Рефлексия, самоанализ проделанной работы
- Виды проектного обучения
- Проблемы технологии проектного обучения
- Проектный метод обучения
- Сущность проектного метода обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Этапы организации проектного метода обучения
- Требования к проектному методу обучения
Сущность проектного обучения, условия реализации, виды
Обновлено: 21 Июня 2021
Во все времена педагоги ломали головы, как сделать процесс получения образования более эффективным. Способом проб и ошибок были выработаны разные подходы. Многообещающие технологии XXI века — дуальный и проектный методы. В этой статье поговорим о проектном обучении — что это, в чем его особенность и из каких компонентов оно состоит.
Технология проектного обучения: сущность процесса
Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.
Проект назначается на определенный промежуток времени.
Несмотря на то, что данный подход к обучению считается передовой технологией XXI века, исследователи считают, что переводить весь учебный процесс на рельсы проектного подхода не имеет смысла. Лучше сочетать его с групповым.
Основоположник системы
Считается, что эта технология появилась в США в конце XIX века. Её основоположник — американский философ Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики. Однако еще много раньше, в XVI веке, метод проектов уже начал успешно применяться в архитектурных мастерских Италии и прошел несколько этапов развития перед тем как переместиться в Новый Свет, откуда, заново переосмысленный, он вернулся в Европу в 1915 году.
Основной идеей Дьюи было, что ценность представляет лишь то, что полезно человеку. Обучение должно идти на активной основе через целесообразную деятельность ученика, лично заинтересованного в данном знании.
Основатель модели полагал, что важно показать детям, какую пользу для дальнейшей жизни им дадут получаемые в школе знания. Для этого надо взять проблему из реальной жизни, которую ребенок считает значимой и объяснить, как он будет решать ее, овладев в будущем нужными знаниями и навыками. То есть обучение не должно быть ради обучения, никакой абстракции.
Идеи Джона Дьюи применялись в 1884 – 1916 г.г. его учениками и последователями — педагогами Паркхерстом и Килпатриком.
Основная цель проектного обучения
Понятно, что любая теория мертва без практики, поэтому цель проектного обучения — научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Учащиеся приобретают знания из различных источников. В процессе они развивают:
- коммуникативные навыки, способность к работе в группе;
- умение исследовать, т.е. выявлять проблему, ставить задачу, собирать информацию, делать выводы, строить гипотезы и обобщения;
- системное мышление;
- воображение, творческие способности;
- память;
- внимание.
Принципы технологии
Можно выделить несколько основных принципов.
- Основа процесса — это учащийся и его способности. Главное — активность самого ребенка, без его волевого участия и желания процесс обучения будет невозможен.
- Учебный процесс направлен на развитие творческих способностей. Учащийся имеет право выбора: от постановки задачи до способов и методов ее решения.
- Комплексный подход обучения способствует развитию личности. Для получения результатов ученик должен задействовать все свои имеющиеся на данный момент знания и навыки, а также взаимодействовать с преподавателями, своими одногруппниками, искать консультантов со стороны, применять фантазию и умение анализировать факты.
- Универсальность, может быть использована в любом учебном процессе. Методика проектов применима к любой науке, ведь все учебные дисциплины так или иначе связаны с реальной жизнью.
Этапы проектного обучения
Подготовка к проекту
- Выбор темы занятия. Тему предлагает учитель, но надо всегда помнить, что право выбора остается за учеником, который придумывает свои примеры на основе главной темы. После обсуждения тема может видоизмениться, если выяснится, например, актуальность какого-то ее аспекта, на котором надо сконцентрировать внимание.
- Разделение темы на несколько подтем. Для удобства поиска информации и лучшего понимания всей проблемы удобно разделить тему на подтемы. Это также помогает определиться со способами и сроками решения.
- Деление класса на группы. Если проект не предполагает другого, индивидуального подхода, то класс заранее делится на несколько групп, каждая из которых выбирает для себя свою тему.
- Оснащение реализуемого проекта. Все необходимое оборудование и учебные пособия должны быть собраны на этапе подготовки.
- Оформление итогов проекта. Продумать, в каком виде будут представлены итоги для широкой аудитории — в виде презентации, раздаточных материалов и т. д.
Разработка проекта
Разработка проекта осуществляется самими учащимися под контролем учителя. Важно, что проект должен иметь своим результатом практическую пользу, которая близка и понятна тем, кто работает над проектом.
Оформление итогов проекта
Форма оформления может быть разной — таблицы, диаграммы, иллюстрации. Главное, чтобы был ответ на вопрос: что мы хотели получить и что получили в итоге.
Презентация, демонстрация итогов проделанной работы
После демонстрации преподаватель не должен давать оценку. Участники проекта только предъявляют результаты сделанного, оформленные в понятном и простом для восприятия не посвященного в тему человека.
Рефлексия, самоанализ проделанной работы
Рефлексия помогает оценить результаты, вспомнить ход проекта от начала до конца. Для этого надо задать вопросы: что и как мы сделали, зачем, какие умения и знания использовали, сколько времени потребовалось и могла ли быть альтернатива. Самоанализ нужен, чтобы понять, какой ценный опыт был приобретен, правильно ли была выбрана цель и верна ли ее реализация.
На этапе рефлексии, а не презентации дается оценка всей проделанной работе. Причем характеристика правильно сделанного проекта это не только итоги, но и качество всего процесса.
Виды проектного обучения
- Исследовательские. Исследование проблемы ведется строго по методике научного изыскания.
- Информационные. Сбор информации по выбранной проблеме и ее последующая обработка с целью презентации широкой аудитории.
- Творческие. Здесь используется авторский подход, без каких-то рамок. В отличие от научного изыскания, которое проводится по правилам, идет максимально творческое осмысление проблемы.
- Социально-ориентированные. Выбирается социально значимая задача, важная для общества. Разработка рекомендаций и правил.
Чаще всего проекты бывают смешанного типа и выполняются как в аудитории, так и вне ее. По степени участия они делятся на групповые, парные и личностные. Могут выполняться в рамках одной учебной дисциплины или быть межпредметными.
Проблемы технологии проектного обучения
Специфика проектов, как считают ученые, заключается в том, что это не только метод познания, но и разновидность творчества и один из способов развития личности человека. Однако до сих пор несмотря на очевидные плюсы, многие учителя признаются, что у них не хватает достаточно знаний и времени, чтобы внедрить эту технологию у себя на занятиях в школе или в вузе. Другие сетуют на то, что пытались проводить обучение по данной технологии, но успеха не добились.
Действительно, подготовка к проектному обучению и организация процесса занимает довольно много времени, что идет в минус. Второй фактор, на который пожаловались учителя — отсутствие энтузиазма со стороны учащихся, желания самостоятельно работать.
Как показали исследования, неудачи вызваны неправильным пониманием принципа метода и неумением перевести его в практическую плоскость.
Рассмотрим основные проблемы.
- Преподаватель сам назначает предмет для работы в проекте, тогда как его должны выбирать учащиеся.
- Ученик испытывает сложности с выбором темы.
- Цель сформулирована недостаточно четко.
- Неправильно ведется «мозговой штурм», начинается критика на этом этапе.
- Нет логики достижения целей, отсутствуют связи между работой, задачами и целями; нет четкого графика выполнения работ; нерационально тратится время, нет анализа рисков.
- Плохое умение искать и анализировать нужную информацию, документы.
- Слабые коммуникативные навыки и др.
Важным условием для реализации этой технологии является то, что преподаватель должен избегать как лишней опеки и оценок, так и пускания процесса на самотек. Его роль — координатор и консультант. Надо, чтобы на всех этапах работы был организован контроль, не только на итоговом, но и на промежуточных, тогда будет легче понять, что упущено, недоделано.
Помогать учащимся следует наводящими вопросами, поощрять их инициативу. У каждого участника проекта должна быть мотивация довести работу до конца, а для этого ему надо понимать, какую пользу для общества и для него лично имеет данный проект.
Остались вопросы или нужна помощь в учебе? Есть Феникс.Хелп — скорая помощь для студентов. Обращайтесь за консультацией.
Источник
Проектный метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность проектного метода обучения
Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.
Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, организованную в виду индивидуальной, парной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Самостоятельная деятельность учащихся направлена на поиск и усвоение учебной информации. Метод проектов органично сочетается с методом сотрудничества в обучении.
Проектный метод обучения предполагает осуществление работы не только над осознанием какой-то проблемы, но и над процессом ее раскрытия. От учащегося требуется спланировать действия работы над решением проблемы, сформулировать гипотезу и замысел решения, четко распределить роли, если работа осуществляется в группе, описать задание для каждого члена и условия взаимодействия.
Использование проектного метода обучения осуществляется тогда, когда в образовательном процессе возникает творческая или исследовательская задача, решение которой требует от учащихся использования интегрированных знаний в различных областях, а также применения исследовательских методик. Особенность проектного метода обучения заключается в том, что существенным вопросом является теоретическая, практическая и познавательная значимость полученных результатов.
Проектный метод обучения предусматривает разработку проекта, который заранее тщательно планируется педагогом и обсуждается с учащимися. Процесс внедрения проекта в образовательный процесс предполагает подробное структурирование содержательной части, с выделением и указанием получения предполагаемых результатов на каждом этапе. Кроме того, педагог заранее обозначает, чем могут пользоваться учащиеся в процессе работы над проектом (ПК, Интернет и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, основой проектных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся, организованная педагогом и направленная на развитие их творческого потенциала и познавательной активности.
Этапы организации проектного метода обучения
Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:
- Определение исследовательской проблемы проекта, на ее основании формулировка и постановка задач исследования.
- Выдвижение гипотезы исследования, направленной на решение поставленных задач.
- Определение методов исследования.
- Осуществление сбора данных и первичной информации, необходимых для проведения исследования.
- Анализ полученных данных и информации.
- Формулировка и оформление конечных результатов исследования.
- Подведение итогов: выводы, корректировка (осуществляется посредством использования следующих методов: «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты и т.п.).
Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:
- Не умеет вести статистику
- Не владеет методами обработки данных
- Не владеет различными методами творческой деятельности
- Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом
Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:
- Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.
- Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.
- Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.
Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.
Требования к проектному методу обучения
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие творчески значимой проблемы, решение которой требует от учащихся интегрированных знаний и навыков исследовательской деятельности.
- Обязательная познавательная и практическая значимость результатов, полученных по итогам реализации проекта.
- Осуществление самостоятельной деятельности учащихся в процессе осуществления исследовательской работы по проекту.
- Наличие структурированной содержательной части исследовательского проекта.
Эффективность организации проекта во многом зависит от его типа. Различают несколько типов проектов, в зависимости от:
Доминирующей в проекте деятельности:
- поисковые
- исследовательские
- творческие
- прикладные
- ознакомительно-ориентировочные и т.п.
Характера координации проекта:
- непосредственный (гибкий или жесткий)
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
Характера контактов (между учащимися одного класса, школа, города и т.д.).
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Источник