Что такое проект способы мыслительной деятельности

Думать масштабно: принципы работы проектного мышления

Любовь Карась

Проектное мышление позволяет комплексно подходить к решению проблем с минимальными ресурсными затратами. Вы реализовываете проекты ежедневно, причем не только на работе — будь то планирование путешествия, прохождение образовательного курса или генеральная уборка дома. Т&Р рассказывают о принципах работы проектного мышления и делятся советами, как его развивать.

Что такое проектное мышление

Мы ежедневно работаем с проектами, иногда даже не осознавая этого. Под проектами подразумеваются проблемы, решение которых требует комплексного подхода и деления на несколько этапов. Причем справиться с поставленной задачей необходимо с минимальными ресурсными затратами (финансовыми, энергетическими и временными) и максимальной скоростью . Проектное мышление широко используется в , когда команды разработчиков работают на клиента в течение установленного периода. Качество сотрудничества с клиентами определяется именно реализованными в срок проектами в рамках бюджета.

На самом деле, этот навык необходим для специалистов из совершенно разных областей, и применять его можно в том числе в обычной жизни. Например, вы забыли в офисе зарядку от ноутбука, а видеоконференция начинается через 40 минут, самостоятельно съездить в свое рабочее место вы не сможете. Перед вами своеобразный проект (хоть и бытовой), который можно решить несколькими альтернативными путями: попросить зарядку у соседей, доставить ее курьером, перенести встречу и отправиться за ней самостоятельно. На выбор влияет множество внешних факторов, и ваша задача — выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, необходимо продумать, как не допустить повторного возникновения этой проблемы — поставить напоминание на телефоне, перед тем как уйти из офиса, или же иметь две зарядки — дома и на работе. То же самое можно применить в процессе организации дня рождения для друга или отпуска — вопрос только в масштабе и долгосрочности проекта.

Проектное мышление позволяет выявить корень проблемы в общем процессе и найти рациональное решение, требующее наименьших усилий, предсказав результат

Отличие проектного мышления от творческого заключается в том, что в первом случае вы не только ищете альтернативные пути, но и прогнозируете ход событий и связываете все задействованные в этой проблеме элементы. Вы видите не только задачу, но и результат ваших действий наперед . В своей научной работе кандидат философских наук Полина Рыбалкина рассматривала проектное мышление как социокультурный феномен и отмечала, что это новый тип сознания и деятельности прагматической ориентации, направленный на «конструирование идеального будущего» .

Еще одна особенность проектного мышления — уникальность результата и способ его достижения. В отличие от операционных задач, которые являются механическими и не всегда приводят в одну и ту же точку Б, проекты и их реализация отличны и чаще всего требуют новых навыков и знаний.

Как работает проектное мышление

Деление проекта на циклы необходимо для того, чтобы расставлять контрольные точки и фиксировать промежуточные результаты, эффективно распределяя время. Каждый цикл представляет собой законченный этап работы.

Основные этапы цикла:

1. Выявление проблемы

Цель любого проекта — решение определенной проблемы (медленный сервис, технические неполадки, низкое качество и так далее). Для начала ее необходимо распознать и четко сформулировать, так как именно от этого зависит последующее разрешение. На этом этапе вы прогнозируете, каким будет ваш проект, и строите модель будущего.

2. Подготовительная работа

Исходя из поставленной проблемы можно определить цель. При этом конкретизировать ее. Например, повышение качества продукции, улучшение сервиса — абстрактные формулировки. Необходимо выявить критерии, по которым можно определить, что цель достигнута .

3. Разработка проекта

На этом этапе устанавливаются сроки, создается алгоритм действий, а также просчитываются возможные риски.

Основная часть — реализация плана. Он должен быть гибким, так как внешние обстоятельства могут повлиять на вашу стратегию и ее придется корректировать.

Читайте также:  Каким способом можно получать пенсию кроме карты

Каждый пройденный этап необходимо фиксировать и контролировать соответствие плану. На этом этапе необходимо собирать обратную связь и при необходимости вносить корректировки.

6. Завершение с фиксацией результатов

На этом этапе вы сопоставляете цели с тем, что вам удалось реализовать (поэтому обязательно нужны критерии ее достижения). Как правило, в данном случае требуется отчетность

Источник

О проектном методе как средстве развития мыслительной деятельности дошкольников.
консультация по теме

Метод проектов становится все более популярным в ДОУ.Он позволяет активизировать познавательную активность и самостоятельность детей, творческое мышление и развивает личность дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_deyatelnost.docx 23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из центральных задач педагогики является поиск путей эффективного умственного развития детей. Традиционно педагог знакомит детей со средствами анализа и решения проблемной ситуации в форме прямого обучения. Однако эффективность обучения повышается, если организовать процесс обучения через активизацию самостоятельной мыслительной деятельности ребенка. В ней наиболее ярко проявляются творческие способности детей, которые более активно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Проектная деятельность используется как средство познавательного развития, открывает большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников; способствует формированию специфических умений, навыков общеучебного и коммуникативного характера; развивает творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности, активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха.

Метод проектной деятельности основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

именно проекты позволят целесообразно сочетать данные задачи, поскольку позволяют использовать различные формы и виды деятельности. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать -и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность занимает прочное место в работе ДОУ. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся по любому направлению содержания образования, с обязательной презентацией результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой).

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению

и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его

активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

— намечать план действий;

— отбирать способы решения поставленной задачи-

— добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит развитие познавательных

процессов- наглядного и логического мышления, произвольного внимания,

восприятия, памяти, творческого воображения

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесс.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

— исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

— ролево-игровые — проекты с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа, метод эмпатии. Дети по-своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр — путешествий и т.д.;

— информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей — выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;

— творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Проектный метод может использоваться в работе с детьми не только старшего, но и младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

Первый этап — подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.

Второй этап — развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап — творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет представлен продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

— к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

— в каких источниках можно найти информацию;

— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

— с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть-с привлечением воспитанников и их родителей.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.

Первый этап — выбор темы.

Задача педагога — осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

2. Чего хочу узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

— педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

— вовлекает дошкольников в решение проблемы;

— намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

— обсуждает план с семьями на родительском собрании;

— обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

— вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;

— собирает информацию, материал.

Второй этап — реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

— проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,

— проблемного изложения информации педагогом,

— организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

— проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

— даёт домашние задания родителям и детям;

— поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап — презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя заключается в создании условий для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

— организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

— подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Четвёртый этап — рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Сегодня метод проектов в работе с дошкольниками — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Если использовать проектную деятельность как средство познавательного развития, то это будет способствовать формированию специфических умений, навыков обще учебного и коммуникативного характера; разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Источник

Читайте также:  Что такое инструментальные способы
Оцените статью
Разные способы