Что такое подсечно огневой способ земледелия

Подсечно-огневое земледелие

Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая производительность труда для этого типа земледелия крайне низка.

Технология

В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (не обязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет [1] . Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.

Применение

Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки у европейских переселенцев.

Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг» — у бирманцев, вьетнамцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.

Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.

См. также

Примечания

  1. Смирнова О.В., Турубанова С.А.Формирование и развитие восточноевропейских широколиственных лесов в голоцене. Палеоариалы. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.

Литература

Б. В. Андрианов. Подсечно-огневое земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 591

Источник

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — при­ми­тив­ная сис­те­ма зем­ле­де­лия, при ко­то­рой по­ле для по­се­ва рас­чи­ща­ет­ся с по­мо­щью вы­руб­ки и сжи­га­ния ле­са и кус­тар­ни­ка.

При наи­бо­лее при­ми­тив­ной фор­ме ог­не­во­го зем­ле­де­лия (со­хра­ня­ет­ся мес­та­ми в Юго-Восточной Азии и других) вы­жи­га­ют­ся толь­ко тра­ва и кус­тар­ни­ки, по­сле че­го ме­ж­ду ос­тав­ши­ми­ся кор­ня­ми и пня­ми рас­сы­па­ют­ся се­ме­на. Иног­да на де­ревь­ях уда­ля­ет­ся лишь ко­ра, что ве­дёт к их вы­сы­ха­нию. Зо­ла от сжи­га­ния обо­га­ща­ет поч­ву, что обес­пе­чи­ва­ет от­но­си­тель­но вы­со­кий уро­жай в те­че­ние 2-3 лет, по­сле че­го уча­сток за­бра­сы­ва­ют и рас­чи­ща­ют но­вый. За­бро­шен­ный уча­сток за­рас­та­ет, че­рез 5-40 лет он го­тов к но­вой рас­чи­ст­ке (ле­со­поль­ная сис­те­ма). По­сколь­ку вто­рич­ная рас­чи­ст­ка уча­ст­ка слож­нее, чем рас­чи­ст­ка дев­ст­вен­но­го ле­са, подсечно-огневое земледелие час­то при­во­дит к пе­ре­но­су по­се­ле­ния (так называемое ко­че­вое зем­ле­де­лие), что спо­соб­ст­во­ва­ло рас­се­ле­нию зем­ле­дельческих на­ро­дов.

Читайте также:  Порошки способы получения порошков

Подсечно-огневое земледелие воз­ник­ло в не­оли­те с по­яв­ле­ни­ем ка­мен­но­го то­по­ра и ста­ло важ­ным фак­то­ром рас­про­стра­не­ния зем­ле­де­лия в лес­ной зо­не. К на­ча­лу нашей эры по ме­ре уве­ли­че­ния плот­но­сти на­се­ле­ния и рос­та за­се­вае­мых пло­ща­дей подсечно-огневое земледелие по­сте­пен­но сме­ня­лось па­ро­вой сис­те­мой (смотреть Пар, Трёх­по­лье). В Северной Ев­ро­пе подсечно-огневое земледелие со­хра­ня­лось мес­та­ми до XVII-XIX веков. Ны­не подсечно-огневое земледелие ха­рак­тер­но для уда­лён­ных рай­онов Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (си­сте­мы зем­ле­де­лия ка­рен в Япо­нии и Ко­рее, джхум у на­га в Ас­са­ме, там­раи в Таи­лан­де, та­у­нья в Мьян­ме, че­на в Шри-Лан­ке, ла­данг, ду­сун, те­гал в Ин­до­не­зии и другие), Аф­ри­ки (чи­те­ме­не) и Аме­ри­ки (миль­па). В этих об­лас­тях подсечно-огневое земледелие бы­ту­ет в фор­ме руч­но­го зем­ле­де­лия, час­то со­че­та­ясь лишь с ми­нимальной об­ра­бот­кой поч­вы с по­мо­щью ко­па­тель­ной пал­ки или мо­ты­ги. Рас­чи­ст­ка уча­ст­ков про­из­во­дит­ся с по­мо­щью осо­бых но­жей-те­са­ков, слу­жа­щих так­же ору­жи­ем (па­ранг в Ин­до­не­зии, бо­ло на Фи­лип­пи­нах, ма­че­те в Латинской Аме­ри­ке и тому подобное). В Ев­ро­пе и Восточной Аф­ри­ке при подсечно-огневом земледелии при­ме­ня­лись так­же лёг­кие па­хот­ные ору­дия (ра­ло, со­ха).

Как сис­те­ма, вы­зы­ваю­щая унич­то­же­ние ле­сов, подсечно-огневое земледелие во мно­гих стра­нах на­хо­дит­ся под за­пре­том.

Источник

Подсечно-огневое земледелие: об этом не рассказывали в учебниках

Около 10-12 тысяч лет назад, в эпоху неолита, наши предки решили от собирания съедобных плодов-корешков и охоты перейти к земледелию и животноводству. Историки этот факт ценят очень высоко и называют Первой аграрной революцией. Именно возникновение сельского хозяйства положило основу нашей современной цивилизации. И именно периодически случающиеся очередные аграрные революции и двигают прогресс — как бы ни хотелось изобретателям и производителям колеса и прочих механизмов присвоить себе все лавры. В публикации На пороге зеленой революции: каким эксперты видят будущее сельского хозяйства мы пофантазировали о грядущем. Сейчас предлагаю покопаться в прошлом: рассмотрим древнейшую систему земледелия — подсечно-огневую.


Зола — универсальное удобрение

Система огневого земледелия

Древние земледельцы имели весьма скудный набор инструментов: палку-копалку, каменный топор да каменную мотыгу. Расчистить участок от леса и обработать землю с таким инвентарем — дело нелегкое. Понятно, почему им потребовалось иное, менее трудозатратное решение.

О древнейшей системе земледелия — подсечно-огневой, или просто огневой — мы знаем еще со времен средней школы. Но в учебнике этой теме посвящено всего несколько абзацев. Однако среди современных историков существует мнение, что именно возможность использования на протяжении длительного времени такого способа обработки почвы сформировала не только исторический путь России, но и то, почему «умом Россию не понять», — наш менталитет и отличное от прочих европейцев мировоззрение.


С таким инвентарем обработать землю — дело нелегкое

Технология огневого земледелия: жги-сей

Упрощенное описание технологии таково. Земледелец подбирал участок в лесу, соответствующий требованиям, к которым относились порода и возраст деревьев и прочей растительности, расположение относительно сторон света, рельефа местности, освещения солнцем. Далее снизу у деревьев подрезалась (подсекалась) кора, и в таком виде участок оставлялся на некоторое время. За 5-10 лет деревья высыхали и валились ветром. Иногда можно было найти подходящее место с естественным ветровалом. После высыхания горючего материала и равномерного распределения его по участку древесину, траву и кустарник выжигали.

С появлением железных инструментов земледелец мог уже не дожидаться ветровала. Срубленные деревья высыхали быстрее, чем оставленные на корню, — за 2-3 года.

В таком способе хозяйствования, как и в любом другом, существовало множество тонкостей, влияющих на периодичность смены участков, их плодородность и, как следствие, на урожайность. В целом после сжигания леса лядо (участок со сведенным огнем лесом для земледелия) использовали под посевы от 1 до 3 лет на песчаных почвах и до 8 лет на суглинках. В тропических лесах участок после выжига годился для посевов от 4 до 6 лет.

Читайте также:  Способы психологической помощи пострадавшим


И.М. Прянишников, «Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии», 1887–1890 гг. Третьяковская галерея. Фото с сайта en.wikipedia.org

За время использования ляда посевы чередовались: от льна и зерновых в первые годы до овощей и гороха — в последующие. Кстати, репа (такая, как в известной сказке) растет только при избыточно большом внесении золы. Потом еще лет 10 участок при необходимости использовался для выпаса животных и сенокоса. Затем лядо запускалось и через 25-40 лет могло использоваться повторно для организации подсеки.

Хотя огнево-подсечное (лядное) земледелие и считается примитивным, однако оно было широко распространено практически во всех лесистых местностях. Аналогичные системы практиковались в Малайзии (ладанг), Африке (читамене), Южной и Центральной Америке (мильпа). В некоторых даже не таких уж нецивилизованных местах — в Европейских странах (например, в Швеции, Финляндии, Норвегии) этот способ применялся аж до середины XX века (см. книгу В.П. Петрова «Подсечное земледелие»). В Финляндии в 1830 году до четверти всего урожая ржи собирали на подсеках. А в развивающихся странах — Африки, Южной Америки, Азии — таким образом земледельничают и поныне.

Высокая урожайность при малых затратах

Популярность этого примитивного способа, применявшегося практически в первозданном виде на протяжении столь длительного времени, особенно на фоне современного сельского хозяйства кажется противоестественной. Однако этому есть объяснение.


После эксплуатации в течение нескольких лет выжженный участок вновь зарастал лесом

В школьном учебнике технология огневого земледелия описывается как примитивный, очень тяжелый метод, в котором выжигание леса — только необходимая мера для расчистки участка под обработку плугом. Мы привыкли считать, что это архаичный способ, который, как только представилась техническая возможность, был заменен более продвинутым — пашенным земледелием. Однако по исследованиям некоторых историков, это не так. Подсечно-огневое земледелие — самодостаточная высокоэффективная технология. Лесному земледелию, в отличие от пахотного, свойственны очень важные особенности.

  • Высокая урожайность

Посев на свежей гари более продуктивен, нежели пахотное земледелие. Особенно — в северных местностях, относящихся к зоне рискованного земледелия. Так, по мнению исследователей, крестьянин с подсечного поля получал урожай зерновых сам-30 (то есть собирал в 30 раз больше, чем посеял), а то и сам-50. В некоторых источниках даже встречается упоминание о сам-100. На пахотном поле хорошим урожаем считался сам-6, а обычным — сам-4.

  • Нет необходимости в сложных инструментах и рабочем скоте

На лесном поле не было нужды использовать тяжелый плуг и, соответственно, тяжелый тягловый скот, который еще необходимо обиходить и прокормить — пасти летом, накосить сена и вырастить зерна на зиму. Землю после пала крестьянин не пахал — только рыхлил бороной-смыком (как на картине И.М. Прянишникова выше) или просто бороной-суковаткой (вершиной ели с сучками). То есть сельскохозяйственные орудия можно было изготовить прямо на месте — и по мере износа не чинить, а заменять новыми. Или — вообще работать при помощи ручного инструмента, если лошади в хозяйстве не было.


При лесном земледелии крестьянину не было нужды содержать тягловый скот

  • Меньше обрабатываемая площадь

Благодаря высокой урожайности обрабатывать при подсечной технологии требовалось гораздо меньшую площадь. На семью из 5 ртов 1-2 десятин хватало с избытком против минимум 6 десятин пашни (1 десятина равна примерно 1 га).

  • Минимум агротехнических операций

На пал не вносили удобрения, то есть минус одна тяжелая работа — вывезти на поле большое количество навоза и равномерно распределить его. Крестьянин на ляде сеял зерно почти сразу после того, как огонь потухнет, — прямо в толстый слой золы, иногда еще теплой. И проходил бороной, закрывая семена. Обработка огнем не только давала посевам питательные вещества с золой, но и делала некоторые элементы в почве, ранее недоступные растениям, легкоусвояемыми.

  • Отсутствие сорной растительности
Читайте также:  Самый хороший способ испортить отношения это начать выяснять их уинстон черчилль

В первые год-три на поле практически не было сорняков: семена однолетних сгорали вместе с корневищами многолетних. Во время пала одной из забот земледельца было следить, чтобы земля прожигалась на достаточную глубину — не менее чем на 3-4 пальца. Если не хватало топлива от срубленных деревьев, добавлялся валежник. Поэтому на лесных участках можно было без особых усилий выращивать, например, пшеницу — культуру, очень чувствительную к засорению поля.


Сжигание сухой древесины. 1893 г. Ээро Ярнефельт. Фото с сайта ru.wikipedia.org

  • Больше свободного времени

Лесное земледелие, в отличие от пахотного, оставляло человеку много свободного времени: он не был привязан к полю, на котором нужно регулярно производить какие-то работы с ранней весны до осени. Земледелие на лесных палах было частью сложного хозяйства, включающего в себя и традиционные охоту, рыболовство и собирательство, а также бортничество. Каждая семья имела несколько разбросанных в лесу (иногда — на значительном расстоянии) участков в разной стадии обработки. У крестьянина была возможность проведения некоторых операций (поиска подходящей делянки, подсеки) в зимнее время или попутно с другими хозяйственными делами — охотой, сбором грибов и ягод, заготовкой дров.

  • Отсутствие голода

Тяжкий труд и периодически случающееся голодное время, по мнению исследователей, это удел крестьян, занимавшихся пашенным земледелием. Лесное земледелие больше защищено от неурожаев: крестьянин имел несколько лесных участков на подсеке, часто географически довольно удаленных друг от друга. В отличие от того, кто имел одно поле, лесной крестьянин «не клал все яйца в одну корзину». А свободное время и силы позволяли еще и более разнообразно и качественно питаться, дополняя плоды сельскохозяйственного труда дичью, рыбой и дикоросами.


При лесном земледелии люди практически не голодали

Небольшое отступление

Многие из нас изучали историю родной страны только в школе и в довольно юном возрасте. Поэтому зачастую складывается однобокое и стереотипное впечатление. Кроме представления о том, что подсечно-огневое земледелие было примитивным предшественником пашенного, мы часто считаем, что крестьяне до манифеста «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Александра II были поголовно закрепощены и привязаны к земле. На самом деле крепостных перед отменой крепостного права было не более 65% среди учтенных в переписи крестьян.


Подсечно-огневое земледелие в Финляндии. Фото
— И.К. Инха, 1890 год. Фото с сайта aarrelehti.fi

Система лесного земледелия, во-первых, не предполагала крепостной зависимости: у крестьянина не было постоянного поля, он не «сидел» на земле помещика и не был ему должен. А во-вторых, многих из тех, кто занимался подсечно-огневым земледелием, просто невозможно было переписать и учесть: разбросанность лесных участков по огромной территории предполагала мобильность. Хозяйство велось силами одной семьи — или нескольких, связанных родственными отношениями. Крестьянская семья зачастую имела несколько домов, расположенных в зоне ее деятельности, и меняла место своего проживания в зависимости от хозяйственных надобностей. Или жила в одном постоянном месте только зимой, на весну-лето-осень переселяясь во временные жилища типа шалашей и землянок, поближе к своим лесным угодьям.


Хотите почувствовать себя лесным земледельцем? Поезжайте в национальный парк «Коли» в Финляндии. Фото с сайта visitkarelia.fi

Такая мобильность крестьянина провоцировала при любой напасти (хазары ли набежали, княжеский ли сборщик податей приехал) не держаться за свое место, а действовать по принципу «были бы руки, а лядо найдется». Именно в этой непривязанности к определенному месту, дому, имуществу, в привычке к вольности исследователи видят причину исторического отставания России от Европы. А также — нашего отношения к собственности, государственности и вообще жизни и мироустройству, так удивляющего европейцев. Кстати, если хотите почувствовать себя лесным земледельцем, поезжайте в национальный парк «Коли» в Восточной Финляндии, где на старинных фермах «Маттила» (Mattila) и «Оллила» (Ollila) ведут традиционное хозяйство с подсечно-огневым земледелием.

Источник

Оцените статью
Разные способы