- Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)
- Методы списания производственных материалов в бухучете
- Отраслевые нюансы списания материалов
- По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов
- Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец
- Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям
- Способы ремонта основных средств и его учет
- Ремонт основных средств: что это такое
- Характерные особенности ремонта основных активов
- Классификация ремонтов основных фондов
- Текущий и капитальный ремонт: как отличить
- Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС
- Бухгалтерские проводки при разных способах организации учета ремонтных средств
Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)
Методы списания производственных материалов в бухучете
С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроиться на новый порядок вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
П. 36 ФСБУ 5/2019 (до 01.01.2021 — п. 16 ПБУ 5/01) допускает 3 варианта списания МПЗ:
- по себестоимости единицы запасов (СЕЗ);
- средней себестоимости (СРС);
- методом ФИФО.
Выбранный фирмой метод списания необходимо закрепить в учетной политике и применять последовательно от периода к периоду. В течение года сменить применяемый метод можно только в одном случае: если данный способ отменен законодательно.
Выбор метода списания материально производственных запасов — важный организационно-учетный момент, поскольку стоимость МПЗ формирует себестоимость готовой продукции и в конечном счете влияет на величину исчисленной по нормам бухучета прибыли.
Каждый из способов имеет свои особенности:
- ФИФО позволяет учитывать в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) стоимость самых ранних по времени закупок материальных ресурсов;
- СЕЗ дает возможность списать материалы по цене приобретения;
- СРС удобен при большом разнообразии ассортимента МПЗ.
Смотрите примеры расчета средней себестоимости и расчета себестоимости способом ФИФО в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Фирмы, применяющие автоматизированные учетные системы, по избранному методу учета формируют алгоритмы, с помощью которых автоматизируется процесс списания материалов.
У микропредпиятий, применяющих упрощенные способы учета и отчетности, есть возможность списывать МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования (п. 2 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13.2 ПБУ 5/01).
Пример упрощенного учета затрат на приобретение запасов микропредприятием можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
По любому вопросу, возникающему у вас в ходе ведения учета материальных ценностей можно проконсультироваться на нашем форуме. Например, тут можно узнать, как приходуются материальные запасы в программе Смета КС.
Отраслевые нюансы списания материалов
Описанные в предыдущем разделе методы списания МПЗ едины для всех фирм независимо от их отраслевой принадлежности. Однако отраслевая специфика все же оказывает влияние на порядок списания материалов.
Так, у производственных организаций регулярно образуются остатки незавершенного производства. С 2021 года НЗП классифицируется, как МПЗ, и учитывается по правилам, которые устанавливает новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Организовать учет НЗП в соответствии с новым стандартом вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к этому и другим материалам системы предоставляется бесплатно.
И конечно, отраслевые нюансы списания МПЗ есть у таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство.
Строительство
Специфичным нюансом данной отрасли является разнообразие списываемых материалов и оформляемых при этом первичных документов.
Для документального обоснования списания материалов в строительстве необходим целый набор документов:
- ежемесячные отчеты о расходе МПЗ в строительстве (в сопоставлении с нормативным расходом);
- сметы (локальные и объектные) с указанием сметного расхода материалов по видам работ;
- материальные отчеты материально-ответственных лиц (прорабов, мастеров или начальников участков);
- утвержденные руководителем строительной фирмы производственные нормы расхода основных строительных материалов;
- журналы учета выполненных работ по каждому строительному объекту.
Кроме того, строительная специфика заключается в необходимости ежемесячной оценки израсходованных материалов открытого хранения: щебня, песка, гравия и прочих сыпучих материалов. Их расход в течение месяца документально не оформляется, и для определения фактического расхода остатки материалов необходимо инвентаризировать. По результатам такой инвентаризации производится списание МПЗ.
Если у вас есть доступ к К+, смотрите Типовую ситуацию «Как списать материалы в строительстве». Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите рекомендации.
Сельское хозяйство
Для списания материалов сельхозпредприятием также требуются специфические первичные документы (наряду с повсеместно применяющимися требованиями, такими как накладные и лимитно-заборные карты).
Среди них, к примеру, можно назвать:
- акт расхода семян и посадочного материала (составляется агрономами или иными специалистами после окончания сева или посадки культур);
- ведомость учета кормов (ведется с целью учета ежедневной выдачи кормов на ферме в соответствии с планом кормления животных и утвержденным рационом);
- акт на выбытие животных и птицы (оформляется в случае падежа, вынужденной прирезки или забоя животных).
Однако просто заполнить акт или ведомость недостаточно. Необходимо профессиональное обоснование того или иного события. Например, при падеже животных списание их стоимости будет обоснованным, если в акте объективно и всесторонне раскрыты причины выбытия животных и обозначен диагноз. При этом если животное погибло по вине работника сельхозпредприятия, его стоимость отражается в учете в виде задолженности данного работника (с дооценкой до рыночной цены) и взыскивается с него в установленном порядке.
По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов
В процессе обычной деятельности фирмы нередки случаи списания материалов, пришедших в негодность. Этот процесс обладает своими учетными нюансами в зависимости:
- от нормативов списания МПЗ (в пределах или сверх норм);
- наличия доказанности вины работников фирм или иных лиц в порче материалов.
Стоимость испорченных (пришедших в негодность) материалов списывается в пределах норм естественной убыли на счета производственных затрат, а сверх норм — на прочие расходы.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Обратите внимание: не следует относить всю сумму потерь или ее часть на виновных лиц. Ведь вы должны списать в расходы балансовую стоимость утраченных (испорченных) запасов в периоде выявления недостачи (порчи). Кроме того, списание выявленных потерь (сверх норм естественной убыли) в расходы отвечает требованию осмотрительности.
Сумму возмещения, подлежащую получению от виновного лица или удержанию из его заработной платы, включите.
Как учесть возмещение от виновного лица, смотрите в К+. Пробный доступ бесплатен.
Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец
Процедура списания состоит из нескольких этапов, среди которых существенное место занимает распоряжение руководителя о назначении комиссии, которой поручено провести необходимые мероприятия.
Если возникает необходимость, в документе можно привести регламент работы комиссии. Однако обычно порядок работы такого формирования устанавливается в начале работы компании, чтобы не расписывать его каждый раз.
При выборе именно такого варианта в очередном приказе остается отразить: название компании, порядковый номер и дату распоряжения, цель формирования комиссии, ее персональный состав и, наконец, подпись директора.
Образец приказа о списании материальных запасов вы можете посмотреть на нашем сайте.
Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям
Списание материалов подразумевает набор документально оформленных операций, в результате которых кредитуется основной счет по учету МПЗ — счет 10 «Материалы». При этом дебетуются «затратные» счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.), а также счета по учету прочих расходов (91 «Прочие доходы и расходы») и финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).
Основные проводки по списанию материалов приведены в таблице.
Источник
Способы ремонта основных средств и его учет
Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Ремонт основных средств — это действия, осуществляемые с целью уменьшения степени износа и возобновления технологических возможностей основных средств ради их поддержания в эффективно функционирующем состоянии.
Основные активы производства должны использоваться эффективно, а для этого их необходимо время от времени восстанавливать. Это возможно различными способами: путем модернизации, реконструкции либо выполнения ремонта той или иной степени длительности и тщательности.
Путем осуществления ремонта в результате вложения определенных затрат стоимость ремонтируемого актива увеличивается, то есть возрастает эффективность эксплуатации.
Рассмотрим способы ремонта основных фондов, проанализируем особенности его отражения в бухгалтерском учете.
Ремонт основных средств: что это такое
Определения ремонту как способу поддержки и повышения эффективности основных материальных активов в современных нормативных актах не приводятся. Не отменено, а потому считается актуальным Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года №279: в нем дается определение ремонту конкретно этого вида основных средств. Таковым считается сочетание технических мероприятий, касающихся улучшения или поддержания на прежнем уровне эксплуатационных характеристик зданий, сооружений и их конструкций.
Характерные особенности ремонта основных активов
Для ремонта, как способа поддержания ОС в эффективном состоянии, характерны следующие факторы:
- функции ремонтируемого основного средства остаются неизменными;
- технические возможности актива не расширяются;
- характеристики объекта максимально приближаются к изначальным;
- первоначальная стоимость ОС, отраженная на бухгалтерском балансе, в результате ремонта увеличивается.
Ремонт основных средств осуществляется разными путями:
- устранением повреждений;
- починкой;
- заменой отдельных элементов, конструкций и узлов;
- техническим обслуживанием (уход, смазка, проверка, очистка, настройка, регулировка и т.п.).
Классификация ремонтов основных фондов
В зависимости от того, что берется за основу разделения на группы (объем работ, их стоимость, длительность, степень вмешательства в функционирование основного средства и порядок организации), ремонты можно подразделить на несколько категорий.
- По возможности планирования:
- планово-предупредительный ремонт – проводят регулярно, не дожидаясь проблем в функционировании основного средства, с целью профилактики снижения эффективности;
- аварийный ремонт – экстренное устранение возникших неполадок или нарушений работы объекта для возобновления его работоспособности;
- восстановительный ремонт – разновидность аварийного, когда работы вынуждены проводиться после воздействия на основные фонды каких-либо чрезвычайных ситуаций, неподконтрольных человеку, например, стихийных бедствий.
- По объему и характеристикам проводимых работ:
- текущий ремонт – наименьший по масштабам и стоимости производимых ремонтных действий, призванный обеспечить эффективную эксплуатацию до следующего ремонта, не затрагивающий главные функциональные характеристики объекта (может проводиться неоднократно в течение года);
- средний ремонт – более трудоемкий процесс, предусматривающий большие затраты, требующий частичного вмешательства в работу ремонтируемого основного средства; чаще всего связан с заменой деталей и важных узлов (не выполняется чаще раза в год);
- капитальный ремонт – самый дорогой и длительный из всех видов восстановительных ремонтных работ, полностью охватывают объект, предусматривая вмешательства высокой степени, в результате чего на время ремонта он выпадает из эксплуатации (проводится изредка).
- По выбранной стороне исполнения:
- хозяйственный способ ремонта – обслуживание и/или восстановление объекта выполняется путем привлечения внутренних ресурсов самой организации;
- подрядный способ ремонта – привлечение для осуществления работ внешних исполнителей.
Текущий и капитальный ремонт: как отличить
Разделение ремонтов на текущий и капитальный имеет важное значение, поскольку эти виды работ по-разному отражаются в бухгалтерии предприятия и другой отчетности. Между тем нормативные акты налогового и бухгалтерского законодательства не дают четкого разграничения и дефиниций этим видам ремонтных работ.
В письме Министерства финансов РФ от 14.01.2004 года №16-00-14/10 «Об основаниях для определения видов ремонта» разъясняется, что организация сама должна разработать положения, на основании которых ремонтные работы будут отнесены к текущим или капитальным. При этом допустимо использовать положения документации, оставшейся актуальной со времен СССР, как приводимое Постановление Госстроя № 279.
Рассмотрим основные отличия текущего и капитального ремонтов, которые приняты в предпринимательской практике.
№ | Основание | Текущий ремонт | Капитальный ремонт |
---|---|---|---|
1 | Периодичность | Не более раза в год | Более одного года |
2 | Характер работ | Устранение повреждений, неисправностей, замена отдельных частей | Полная разборка, замена всех поврежденных или изношенных элементов |
3 | Длительность | Не очень продолжительный | Продолжительный |
4 | Основной способ исполнения | Чаще хозяйственный | Чаще подрядный |
5 | Регулярность | Должен производиться по специально составленным графикам | Зависит от степени износа основного средства, назначается специально |
6 | Дополнительные работы | Не предусмотрены | Может сопровождаться реконструкцией, модернизацией |
Нюансы бухгалтерского учета ремонта ОС
Особенности бухучета затрат на ремонт основных фондов должны отражаться в учетной политике конкретного предприятия и оформляются соответствующим приказом. Как правило, эти средства вносятся в состав издержек производства или обращения, для чего выбирается один из путей.
- Фактические расходы включаются в издержки обращения. Этот метод применяется в основном для текущих ремонтов: расходы списываются в тот же период, когда были произведены.
- Создается специальный ремонтный финансовый резерв. Организация выбирает порядок начисления резервных фондов относительно установленных во внутренних нормативных актах специальных лимитов для таких отчислений, размер которых зависит от группы основного средства.
- Отнесение ремонтных затрат в счет расходов будущих периодов с тем, чтобы потом их равномерно списывать. Такой способ удобнее, если предстоят крупные и масштабные ремонтные работы, а фонда или резерва для этого не создавалось. Если списать сразу большую сумму на эти расходы, нарушится отражение себестоимости работ.
Бухгалтерские проводки при разных способах организации учета ремонтных средств
Хозяйственный способ организации ремонта позволяет одномоментно списать затраты на ремонтные работы. Проводки:
- дебет – 20 «Производство, оказание услуг», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»;
- кредит – 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие счета.
Резервный способ, когда создается фонд ремонта основных средств, предусматривает использование средств из этого резерва. Если на конец отчетного года ремонт окончен, а резерв не израсходован полностью, остаток полежит сторнированию. Если ремонт продолжается и в следующем году, остаток средств в резерве по итогам отчетного года относится на его финансовые итоги. Если средств, наоборот, не хватило для завершения ремонта, придется провести дополнительные траты и в конце года списать их на расходы. Проводки:
- дебет 96 «Резервы предстоящих расходов», возможна корреспонденция со счетами учета производственных расходов;
- кредит 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Расходы на ремонт, распланированные на будущее, должны списываться равномерно, одинаковыми частями.
СПРАВКА! Нормативные отчисления в счет будущих периодов не могут быть больше, чем средняя цифра, характеризующая этот показатель за предыдущие три года.
- дебет 97 «Расчеты будущих периодов»;
- кредит 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы», 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Источник