- Оседлость
- Полезное
- Смотреть что такое «Оседлость» в других словарях:
- Значение словосочетания «оседлое земледелие»
- Значение слова «оседлый»
- Значение слова «земледелие»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «земледелие»
- Синонимы к словосочетанию «оседлое земледелие»
- Предложения со словосочетанием «оседлое земледелие»
- Сочетаемость слова «оседлый»
- Сочетаемость слова «земледелие»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «оседлый»
- Значение слова «земледелие»
- Предложения со словосочетанием «оседлое земледелие»
- Что такое ОСЕДЛОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ и ЭКСТЕНСИВНО-КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО.
- Появление оседлого земледелия
Оседлость
Оседлость обусловлена самыми различными формами хозяйственной деятельности (земледельческой, ремесленной и т. п.), не требующими сезонной или круглосуточной подвижности людей в поисках средств к существованию; появляется вместе с долговременными жилищами, организованными в постоянные поселения. Древнейшие люди не знали оседлости. Они вели бродячий или полуоседлый образ жизни подвижных охотников и собирателей. Процесс великого расселения и освоения человечеством обширных территорий в Старом и Новом Свете с различными природными условиями, сопровождался формированием разных хозяйственно-культурных типов (ХКТ), их подтипов, с различной степенью подвижности, хозяйственной деятельностью и бытом людей.
Генеральная линия развития человечества, его культуры и форм оседлости связана с появлением и развитием производящего хозяйства. Этот переход от «присваивающих»к «производящим» формам хозяйства и более оседлому быту на основе земледелия зафиксирован археологами в древнейших очагах теплого пояса Старого и позже Нового Света, где 12-10 тыс. лет назад ХКТ охотников, собирателей и рыболовов начали сменяться хозяйственно-культурными типами ранних земледельцев-скотоводов и скотоводов-земледельцев. Эта смена ХКТ способствовала появлению долговременных оседлых земледельческих поселений у одних групп и, напротив, увеличению подвижности других. Переход к земледелию и скотоводству, к оседлому быту и жизни в долговременных поселениях был длительным процессом, занявшим в отдельных земледельческих очагах Старого Света два-три тысячелетия, а в Новом — три-четыре тысячелетия.
Новый этап исторического разделения труда, дальнейшего обособления ремесел, развитие городских центров культуры и промышленности связан с промышленной революцией и становлением индустриального общества. В ХХ в. удельный вес городов и оседлых сельских поселений резко возрос. В начале века в городах жило немногим более 10% населения мира, в 1950 г.-28%, а в 1980 — 40%. Особенно быстро растут крупные города. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 360 городов с населением выше 100 тыс. жителей, а в середине 1970‑х годов — более 2000. Наметился и процесс сокращения численности неоседлого, подвижного населения (кочевников, охотников и собирателей), которая уменьшилась за последние 50 лет более, чем в 3 раза. В конце ХХ в. в одних странах (преимущественно в развивающихся) продолжается активный процесс урбанизации, т. е. роста городов и городского населения. В других странах (США, ФРГ, Англия) зафиксирован и обратный процесс при сохранении оседлых форм быта и образа жизни.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .
Полезное
Смотреть что такое «Оседлость» в других словарях:
ОСЕДЛОСТЬ — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия в начале неолита … Большой Энциклопедический словарь
ОСЕДЛОСТЬ — и ОСЁДЛОСТЬ, оседлости, мн. нет, жен. (книжн.). Постоянное пребывание, проживание в одном месте, оседлый образ жизни. Кочевники постепенно переходят к оседлости. ❖ Черта оседлости (дорев.) районы зап. части России, где указами царского… … Толковый словарь Ушакова
ОСЕДЛОСТЬ — и ОСЁДЛОСТЬ, оседлости, мн. нет, жен. (книжн.). Постоянное пребывание, проживание в одном месте, оседлый образ жизни. Кочевники постепенно переходят к оседлости. ❖ Черта оседлости (дорев.) районы зап. части России, где указами царского… … Толковый словарь Ушакова
оседлость — ОСЕДЛЫЙ, ая, ое; едл. Постоянно проживающий на одном месте (о народе, племени); связанный с таким проживанием; противоп. кочевой. Оседлое население. О. образ жизни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОСЕДЛОСТЬ — англ. residence/settlement; нем. Se?haftigkeit. 1. Длительное проживание в одном месте. 2. Образ жизни в постоянных поселениях, обусловленный определенными формами хозяйства в отличие от кочевого и бродячего. 3. В ряде стран принудительное… … Энциклопедия социологии
оседлость — сущ., кол во синонимов: 2 • оседлый образ жизни (1) • осёдлость (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
оседлость — В противоположность кочевничеству тип сельского хозяйства, когда крестьянин трудится на одном и том же месте … Словарь по географии
ОСЕДЛОСТЬ — и; ж. Образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Кочевые народы постепенно перешли к оседлости. Черта оседлости (в России до 1917 г.: районы западной части России, где указами царского правительства разрешено было жить евреям без особых… … Энциклопедический словарь
оседлость — оседлый, оседлость и устарелое осёдлый, осёдлость. Известный языковед русист В. И. Чернышев, основываясь на данных исторической грамматики, считал в начале XX века правильным произношение [осёдлый]. (Законы и правила русского произношения) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Оседлость — ж. Постоянное пребывание, проживание в одном месте; оседлый образ жизни. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Источник
Значение словосочетания «оседлое земледелие»
Значение слова «оседлый»
ОСЕ́ДЛЫЙ , —ая, —ое. Живущий на одном, постоянном месте. Оседлые племена. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «земледелие»
ЗЕМЛЕДЕ́ЛИЕ , -я, ср. 1. Отрасль народного хозяйства — возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Передовые методы земледелия. Заниматься земледелием. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова меридиональный (прилагательное):
Ассоциации к слову «земледелие»
Синонимы к словосочетанию «оседлое земледелие»
Предложения со словосочетанием «оседлое земледелие»
- Более того, до настоящего времени бок о бок существуют оседлое земледелие и кочевой образ жизни, хотя и не без трения.
Сочетаемость слова «оседлый»
Сочетаемость слова «земледелие»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «оседлый»
ОСЕ́ДЛЫЙ , —ая, —ое. Живущий на одном, постоянном месте. Оседлые племена.
Значение слова «земледелие»
ЗЕМЛЕДЕ́ЛИЕ , -я, ср. 1. Отрасль народного хозяйства — возделывание, обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Передовые методы земледелия. Заниматься земледелием.
Предложения со словосочетанием «оседлое земледелие»
Более того, до настоящего времени бок о бок существуют оседлое земледелие и кочевой образ жизни, хотя и не без трения.
Постепенно полукочевой образ жизни, который составляла охота и частично земледелие, был вытеснен системой оседлого земледелия, которое требовало строительства ирригационных сооружений.
Выращивание зерновых культур было достаточно успешным для того, чтобы они стали основой рациона питания человека; это, в свою очередь, привело к появлению оседлого земледелия и образованию общин.
Источник
Что такое ОСЕДЛОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ и ЭКСТЕНСИВНО-КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО.
В литературе неоднократно отмечалась необходимость уточнения и унификации этнографических понятий, а в отдельных случаях и введения новой терминологии [1]. Недостаточно разработаны систематика и классификация многих явлений этнографии и истории первобытного общества. Решение этих проблем составляет насущную задачу нашей науки.
Что касается терминологии скотоводства и кочевничества, то здесь дело обстоит особенно неблагополучно. Достаточно сказать, что отсутствуют общепринятая классификация типов и видов скотоводства и соответствующие дефиниции. Неодинаково понимаются и обозначаются одни и те же виды и формы хозяйственной и социальной жизни скотоводов. Большая часть терминов трактуется авторами различно, и одним термином обозначают разные явления.
Уже предпринимались попытки упорядочения систематики некоторых явлений, связанных со скотоводством, и терминологии, однако значительная часть проблем осталась нерешенной [2].
Прежде всего следует условиться, что надо понимать под скотоводством и животноводством. В специальной и справочной литературе нет единого определения этих видов хозяйственной деятельности. Так, в Большой Советской Энциклопедии указывается, что животноводство — это «отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов» [3]. Скотоводство определяется там же как «отрасль животноводства по разведению крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожсырья» [4].
В исторической и этнографической литературе скотоводство не сводится обычно к разведению крупного рогатого скота как отрасли животноводства, а понимается в качестве самостоятельной формы
Хозяйственной деятельности, лежащей в основе определенных хозяйственно-культурных типов [5].
Следуя за этой традицией, необходимо установить соотношение животноводства и скотоводства с хозяйственно-культурной классификацией.
Представляется, что термин «животноводство» охватывает нее формы содержания животных, включая разведение крупного и мелкого рогатого скота и транспортных животных (скотоводство), оленеводство и звероводство. Вследствие этого на основе животноводческого хозяйства существуют многие хозяйственно-культурные типы.
Сложнее обстоит дело с дефиницией понятия «скотоводство» из-за многообразия форм скотоводческого хозяйства. Многие из них исследованы недостаточно, и их изучение продолжается. К тому же отдельные типы скотоводства сильно отличаются друг от друга, и в зависимости от этого наблюдаются принципиальные различия в социальных структурах.
По-видимому, скотоводством следует называть вид хозяйственной деятельности, основанной главным образом на более и менее экстенсивном разведении животных и либо целиком определяющей характер хозяйственно-культурного типа, либо составляющей один из важнейших его признаков.
В целом скотоводство можно рассматривать как форму хозяйства. Но соответственно с тем, является скотоводство основой или только одним из важнейших признаков хозяйственно-культурного типа, а также в зависимости от способа ведения хозяйства и социальной структуры того или иного общества скотоводов, его можно подразделить на два типа, имеющие между собой принципиальные различия. Один из них — «кочевое скотоводство», или «кочевничество» [6], другой, при котором скотоводческое хозяйство составляет лишь одну из более или менее важных отраслей хозяйства, можно назвать предложенным уже ранее термином «подвижное скотоводство» [7].
Источник
Появление оседлого земледелия
Появление оседлого земледелия
По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения этого обширного района в область почти сплошных пустынь население должно было скапливаться в оазисах и постепенно спускаться в долины рек. Кочевые охотничьи племена Северной Африки стали оседать в дельте и в долине Нила, переходя здесь к формам оседлого земледельческого быта в соответствии с общим уровнем их хозяйственного развития. Благоприятные географические условия значительно ускорили этот переход к земледельческому хозяйству. Наличие дикорастущих хлебных злаков, предшественников ячменя и пшеницы, в разных районах Африки, прилегающих к Египту, давало возможность жившим здесь племенам перейти от охоты и скотоводства к земледелию, акклиматизируя местные породы зерновых растений.
В разных местах Египта — в Дельте, в Фаюмском оазисе и в южной части страны — были обнаружены поселения эпохи новокаменного века (неолита). Предметы, найденные в этих поселениях, указывают на тесную связь неолитической культуры Египта с древнейшей культурой Северной Африки. Большой археологический материал дали раскопки, произведённые Юнкером и Менгхином в 1934–1935 гг. в Меримде Бени-Саламе в северо-западной Дельте, в 40 км от Каира. Здесь было найдено большое поселение, состоящее из двух улиц, расположенных друг от друга на расстоянии 5 м.
Улицы были разделены на секции или кварталы, которые состояли приблизительно из 13 хижин и тянулись в длину на 100 м. Некоторые из этих хижин были построены из тростника, закреплённого на деревянной основе, а другие — из глины или сложены из сырцового кирпича. В этих овальных хижинах, состоявших из нескольких маленьких комнат, полы были выложены прямоугольным и трёхугольным кирпичом, грубо сделанным от руки. Жители посёлка занимались скотоводством и земледелием, на что указывают кости быков, овец и свиней, деревянные серпы с кремнёвыми зубьями, зернотёрки и зерно, найденное в погребениях. Обработка камня достигла высоты, характерной для эпохи неолита. Здесь были обнаружены тонко сработанный наконечник копья и наконечники стрел. Керамика получила довольно значительное развитие. Наряду с грубыми чёрными сосудами были найдены хорошо сделанные и даже лощёные сосуды разнообразной формы. Некоторые сохранившиеся погребения позволяют говорить о возникновении в это древнейшее время заупокойного культа. Умерших хоронили в изолированных погребениях около жилищ или группами в отдалённом месте на краю селения, причём тело клали на правый бок. Все эти находки позволяют сближать эту неолитическую культуру с древнейшей протоливийской культурой, которая в свою очередь была связана с капсийской культурой Северной Африки. Очевидно, оседлые скотоводы и земледельцы Меримде Бени-Саламе жили ещё в условиях родового строя, образуя прочную общину. К несколько более позднему времени относится поселение, найденное в Фаюмском оазисе. Благоприятные условия богатой оазисной природы способствовали здесь дальнейшему развитию скотоводческого и земледельческого хозяйства.
Ещё более развитые формы материальной культуры были обнаружены при раскопках в Бадари, в Верхнем Египте. Население вело здесь оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Значительно большего развития, чем в Меримде и в Фаюме, достигли ремёсла.
Жители Бадари умели полировать твёрдые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Известна была техника плетения корзин и изготовления тканей. Высокого развития достигла керамика. В Бадари были найдены многочисленные и разнообразной формы глиняные сосуды, украшенные геометрическим орнаментом, который становится типичным для архаической керамики. Особенно характерно для этой эпохи появление металлургии, на что указывают ножи, кольца, булавки и другие предметы, сделанные из меди. В более чёткие формы облекаются религиозные верования, в частности заупокойный культ. В Бадари были найдены погребения со скорченными костяками, с обильным могильным инвентарём, с надземными могильными постройками, сложенными из кирпича, а также амулеты и культовые статуэтки, изображающие животных, типичные для этой эпохи тотемизма.
Большое количество самых разнообразных памятников материальной культуры было найдено в погребениях Верхнего Египта, в частности в Баллас, Негада, эль-Амра и в Абидосе, которые обычно относятся к так называемому первому или раннему додинастическому периоду. Наиболее характерны для этих погребений кремнёвые наконечники стрел, гранитные наконечники булав и базальтовые вазы, свидетельствующие о высокой технике обработки камня, а также очень правильной геометрической формы ромбовидный кинжал, сделанный из камня. Не менее высокого развития достигает в эту эпоху керамика. Гончары первого додинастического периода умели делать глиняные сосуды различной формы красного и чёрного цвета, особым образом их обжигая и снабжая их поверхности разнообразными геометрическими узорами и рисунками. Особенный интерес представляют глиняные сосуды, покрытые рисунками, изображающими людей, зверей и своеобразные большие вёсельные лодки, на которых плавали по Нилу египтяне этого времени. На значительное развитие искусства и разнообразные религиозные верования этой эпохи указывают шиферные таблички в виде животных, служившие для растирания красок, различные изящно сделанные вещички из кости, рельефные изображения, украшающие некоторые сосуды, глиняные статуэтки животных и людей, наконец, характерные для этой эпохи погребения. Веря в загробную жизнь и стремясь хотя бы в некоторой степени сохранить тело умершего, египтяне хоронили своих покойников в круглых или овальных могилах, покрывая их шкурами или цыновками. Покойного обычно клали головой на юг, а лицом на запад, что, возможно, связано с представлением о том, что загробный мир находится к западу от долины Нила, там, где заходит или умирает солнечное божество. Имеются некоторые основания предполагать, что изображения на глиняных сосудах также имели религиозно-магическое значение. Возможно, что в эти сосуды клали ту жертвенную пищу, которая, по верованиям древних египтян, должна была обеспечить покойному вечную загробную жизнь. Именно поэтому на стенках этих сосудов обычно изображали животных, лодки и другие предметы, которые должны были сопровождать умершего в загробный мир и вместе с ним воскреснуть в будущей жизни. На дальнейшее развитие материальной культуры в эту эпоху указывает развитие металлургии. Даже маленькие предметы, как, например, булавки, иголки и рыболовные крючки, делаются из меди. Однако техника всё ещё сохраняет свой переходный характер от времени преобладания каменной индустрии к эпохе всё большего применения металла. Поэтому, несмотря на появление металлургии, многочисленные предметы всё ещё делаются из камня, а в технике обработки меди сохраняются приёмы, заимствованные из техники обработки камня, причём древнейшие металлурги этого времени, изготовляя медные предметы, пользуются такими техническими приёмами, при которых не учитывается плавкость металла. В эту эпоху уже существует частная собственность на целый ряд предметов. Сосуды, положенные в одну гробницу, помечаются особым значком, очевидно особым «знаком собственности». К этому времени относятся и различные статуэтки пленников с завязанными за спиной руками, а также статуэтки слуг или рабов, чаще служанок или рабынь, иногда несущих сосуды с водой. Но родовой строй ещё далеко не изжит. Имущественное расслоение ещё незначительно. Люди того времени ещё мало отличаются друг от друга по своему богатству. Среди найденных погребений нельзя выделить таких, которые бы отличались особенной роскошью от остальных и поэтому могли бы принадлежать таким племенным вождям, которые хотя бы в некоторой степени приближались по своему положению к древнейшим царям.
Глиняный сосуд архаической эпохи с изображениями лодки и дерева.
Москва. Госуд. Музей Изобр. Искусств
Дальнейший этап в развитии материальной культуры обнаруживают погребения второго додинастического периода, которые были обнаружены в Абусир-зль-Мелек, Хараче и Герце. В эту эпоху ещё в полной мере сохраняется техника изготовления из камня различных орудий и оружия, как, например, наконечников булав и типичных для этого времени маленьких лезвий ножей, искусно сделанных из пластинок обсидиана (вулканического стекла). По-прежнему из камня выделываются роскошные сосуды, которые свидетельствуют об очень высокой технике обработки камня. Не менее искусно изготовляются различные сосуды из глины, иногда снабжённые волнистыми ручками, а иногда украшенные изображениями лодок, на которых виднеются знаки общинных божеств. К этому времени относятся лазуритовые бусы, маленькие фаянсовые сосуды и амулеты в виде сокола, головы быка или коровы. Очевидно, уже в эту эпоху появляются культы священного сокола, коровы и быка, связанные с древним тотемизмом и широко распространённым и в позднейшие времена культом животных. На значительное развитие материальной культуры и усложнение религиозных верований, в частности веры в загробную жизнь и заупокойного культа, указывают погребения этого времени. Покойников начинают хоронить в глубоких и длинных, иногда прямоугольных могилах, обложенных кирпичом или сложенных из кирпича. Тело умершего клали головой на юг, с лицом, обращенным на запад. Однако постепенно появляется обычай хоронить умерших головой на север и с лицом, повёрнутым на восток, в сторону восходящего солнца. Очевидно, и в этом случае этот обычай связан с древним культом солнца. Возможно, что вера в воскресение умершего связывалась с представлением о том, что солнце на востоке возрождается к новой жизни. Наличие в этих погребениях сосудов с волнистыми ручками, изделий из обсидиана, который привозился из соседних стран, а также цилиндрических печатей, схожих по своей форме с древнейшими цилиндрическими печатями Месопотамии, указывает на то, что в эту эпоху между Египтом и соседними странами уже устанавливаются некоторые торговые и культурные связи, следы которых можно отметить даже в более древних погребениях первого додинастического периода.
Источник