- Невербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
- Что такое невербальное общение?
- Способы невербального общения
- Важность невербальной коммуникации
- Ошибки в невербальном общении
- Как развить навыки невербального общения?
- Языки тела и жестов. Невербальное общение примеры
- Средства общения.
- 1. Рука ладонью вверх. Рукопожатие.
- 2. Ладонью вниз. Рукопожатие.
- 3.Ладонь ребром вниз. Языки тела и жестов.
- 4. Собеседник охватывает вашу руку двумя ладонями. «Перчатка».
- 5.Скрещенные пальцы рук.
- 6. Держать руки за спиной.
- 7. Языки тела и жестов. Закрывает рот кулаком или рукой.
- 8.Опускает или прикрывает веки.
- 9. Языки тела и жестов. Покусывание ручки, карандаша или дужки очков.
- 10. Поглаживание подбородка.
- 11. Скрещенные руки.
- 12. Поглаживание волос.
- 13. Наклоны вперед.
- 14. Собеседник откидывается назад, на спинку стула.
- 15. Перекатывается с пятки на носок и обратно. Покачивание.
- 16. Потирание ладоней.
- 17.Мужчина поправляет галстук.
- 18. Языки тела и жестов. Собирает пылинки, ворсинки на своей одежде, которых нет.
- 19. Подпирает свой ладонью щеку.
- 20. Трогать кончик носа.
- 21. Языки тела и жестов. Жесты открытости.
- 22. Отводит глаза в сторону.
- Языки тела и жестов, по которым можно определить, что вам собеседники говорят неправду;
Невербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.
Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.
Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.
Способы невербального общения
Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:
- Мимика. Выражение лица – самый информативный канал невербального взаимодействия, позволяющий передать множество эмоций, выразить восхищение или негодование, показать своё согласие или отказ. Одним взглядом мы можем продемонстрировать, что недовольны поведением человека, а можем подмигнуть, показав, что мы с ним заодно.
- Жесты. Мы с детства привыкаем использовать жесты в общении наравне с речью и мимикой. Некоторые из них являются естественными и выглядят одинаково во всём мире. Другие же культурно зависимы, но мы привыкаем к ним и используем, не задумываясь над их смыслом. Однако в разных культурах одни и те же жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, желательно почитать о культурных особенностях. Вполне вероятно, что жест, кажущийся вам безобидным и доброжелательным, окажется там пошлым, грубым или даже враждебным.
- Взгляд. Зрительный контакт и направление взгляда – один из ключевых каналов невербальной коммуникации. Едва уловимые движения глаз, широко раскрывшиеся веки, расширившиеся от интереса зрачки или приподнятая бровь – это сигналы, которые мы улавливаем мгновенно, даже не задумываясь. Взглядом подчас можно передать мысли, которые просто невозможно выразить словами.
- Поза. Этот канал передаёт довольно много информации, которую человек не планировал сообщать собеседнику. По положению его тела и осанке, по движениям и по тому, как он держит голову, можно многое сказать о его настроении и самооценке. Поза всегда показывает, насколько комфортно человеку в данной обстановке и насколько уверенно он себя чувствует.
- Прикосновения. Социальное взаимодействие людей подразумевает некоторые прикосновения к собеседнику. В зависимости от природы отношений это может быть рукопожатие, прикосновение к локтю, похлопывание по плечу или по спине, дружеские или близкие объятия.
- Пространство. Расстояние до собеседника сильно влияет на комфорт общения. Некоторые люди используют сближение как невербальный сигнал, демонстрируя симпатию, привязанность, сексуальный интерес, желание доминировать или агрессию.
- Голос.Во время общения мы «играем» голосом, меняя интонацию и тембр, делая многозначительные паузы, ускоряя или замедляя ритм речи. Что-то из этого мы делаем произвольно, а что-то ускользает от нашего внимания, но многое говорит собеседнику о наших переживаниях и даже мыслях.
Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
- Дублирование. Жестом, мимикой или интонацией человек может повторять основное сообщение, подтверждая его, делая более понятным и однозначным.
- Противоречие. Осознанно или неосознанно человек может показать, что имел в виду нечто противоположное. Например, говоря о своих намерениях он может заговорчески подмигнуть.
- Подмена смысла. Глазами и мимикой можно не только дополнить смысл, но и полностью поменять его или продемонстрировать, что фраза сказана в переносном значении.
- Дополнение к сказанному. Определенные жесты могут передавать дополнительные сообщения. К примеру, человек может сказать, что не хочет чего-то делать, а выражением лица показать, что ему это надоело.
- Усиление смысла. Добрые слова можно подчеркнуть доброжелательной улыбкой, а эмоциональное высказывание – ударом кулаком по столу.
Ошибки в невербальном общении
Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:
- Спрятанные ладони. Если человек прячет ладони, создаётся впечатление, что он чего-то опасается или говорить неискренне. Нет, не нужно демонстративно поворачивать ладони в сторону собеседника. Просто держите руки на виду, не сжимайте их в кулаки и не прячьте в карманы.
- Отведённый взгляд. Когда собеседник отводит взгляд, создаётся впечатление, будто он недостаточно искренен. Отводить взгляд можно только тогда, когда для этого есть причина. Например, если вы обедаете и общаетесь, нет ничего дурного в том, чтобы периодически смотреть в свою тарелку.
- Поникшая осанка, ссутуленные плечи. Обычно так выглядят очень уставшие или неуверенные в себе люди. Поэтому, независимо от самочувствия и настроения, следите, чтобы ваша спина всегда была прямой, а плечи – расправленными.
- Вторжение в чужое личное пространство. Ширина зоны комфорта отличается у разных людей. К примеру, у человека, выросшего в деревне, она значительно шире, чем у горожанина. Всегда учитывайте, что собеседнику может быть неприятно, если вы сильно к нему приблизитесь.
- Прикосновения к лицу, ушам, шее и волосам. Прикосновения к разным частям тела часто сигнализируют о скрытых переживаниях. Кроме того, постоянно суетящийся человек выглядит неуверенным. Старайтесь всегда сидеть ровно и спокойно, а если хотите что-то поправить, лучше делать это открыто (например, посмотрев в зеркало), а не украдкой.
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.
Источник
Языки тела и жестов. Невербальное общение примеры
Языки тела и жестов.
Средства общения.
Вербальные средства общения.
Словесное общение называется вербальным. Разговорная речь, с помощью которой люди общаются друг с другом-вербальное средство общения. 3000 слов в час и около 32000 слов в сутки произносит человек.
К невербальным средствам общения относятся:
мимика, позы, жесты, движения.
Это своеобразный язык тела, посредством которого люди передают информацию в окружающий их мир(внешний). Данная информация передается подсознательно. Человек практически не контролирует данный процесс.
Умение считывать невербальную информацию(язык тела), в современных условиях, крайне необходимо. Языки тела и жестов необходимо знать, чтобы определить, когда Вам говорят неправду.
Психолог Альберт Мейерабиан(США) определил пути передачи информации от человека к человеку.
7% информации передается посредством голоса, взгляда, прикосновений.
38% посредством различных вибраций голосовых связок( модуляции),
55% посредством языка тела( невербальная информация).
Существует так называемое «золотое правило» в невербальном общении: никто не состоянии полностью управлять своими телодвижениями, даже когда он применяет их сознательно, с целью ввести собеседника в заблуждение.
Средством общения является и рукопожатие. Через рукопожатие мы передаем определенную информацию.
1. Рука ладонью вверх. Рукопожатие.
Желание доминировать. Ладонь, повернутая вверх, по отношению к ладони собеседника, выражает желание доминировать, и держать все под своим контролем.
2. Ладонью вниз. Рукопожатие.
Если у собеседника ладонь вниз, то он готов подчинится. Подсознательный сигнал, о том, что он готов признать Ваше превосходство.
3.Ладонь ребром вниз. Языки тела и жестов.
Вертикальное положение, обозначает равенство партнеров.
4. Собеседник охватывает вашу руку двумя ладонями. «Перчатка».
Обозначает, что ему можно доверять и что он хорошо относится к собеседнику.
5.Скрещенные пальцы рук.
Скрещенные пальцы могут быть следующих вариантах;
— на уровне лица,
— на столе.
— на коленях.
Собеседник разочарован Вами и отношение его негативное.
6. Держать руки за спиной.
Почему держат руки за спиной?
Если Ваш собеседник держит за спиной свою руку за предплечье — это означает, что он зол.
И чем выше захвачена рука, тем сильнее он недоволен( окружением, ситуацией).
7. Языки тела и жестов. Закрывает рот кулаком или рукой.
Нежелание разговаривать на определенную тему.
Собеседник чувствует, что Вы говорите неправду. Сомневается в Вашей искренности.
Если говорит сам, то он говорит неправду.
8.Опускает или прикрывает веки.
Ваш собеседник при разговоре, прикрывает веки. Это попытка уйти от Вас. Убрать из поля зрения. Потому что он не желает общаться с Вами. Закрыл глаза и Вас здесь нет.
Если ваш собеседник в очках, то он, как правило, их снимет.
9. Языки тела и жестов. Покусывание ручки, карандаша или дужки очков.
Означает сильную озабоченность в т.ч. перед принятием важного решения.
10. Поглаживание подбородка.
Раздумывание перед принятием какого -либо решения.
11. Скрещенные руки.
Скрещенные руки-защита.
Нежелание говорить с собеседником.
Или нежелание слушать его. Отрицательный настрой.
Если при скрещенных руках кисти сжаты в кулак, то он очень агрессивен. А если обнимает (обхватывает свои плечи), то не исключается рукопашная схватка.
12. Поглаживание волос.
Желание понравиться собеседнику, обратить на себя внимание. Данный жест более подходит для женщин.
13. Наклоны вперед.
Наклоны туловища вперед. Обозначает заинтересованность в Вас, как собеседнике. Или темой, которую Вы излагаете.
14. Собеседник откидывается назад, на спинку стула.
Обозначает, что разговор ему уже неинтересен и пора его заканчивать или сменить тему.
15. Перекатывается с пятки на носок и обратно. Покачивание.
Обозначает, что он волнуется. Это характерно, как для взрослых, так для детей.,
16. Потирание ладоней.
Обозначает выгоду и удовольствие.
17.Мужчина поправляет галстук.
В зависимости от ситуации;
1. Желание понравиться женщине.
2. Желает покинуть общество, в котором ему неуютно.
18. Языки тела и жестов. Собирает пылинки, ворсинки на своей одежде, которых нет.
И при этом он смотрит в сторону или в пол.
Как правило, вслух свое мнение не высказывают. Молчаливое несогласие. Собеседник не согласен с тем, что Вы ему говорите.
19. Подпирает свой ладонью щеку.
Вашему собеседнику стало скучно. Необходимо закончить разговор или сменить тему.
20. Трогать кончик носа.
Прикосновение к кончику носа, растирание его.
Или к ямочке ниже носа.
Данный жест говорит о неискренности собеседника. Что он Вас обманывает. Самый распространенный жест.
21. Языки тела и жестов. Жесты открытости.
— «ладони вверх», когда показывают руки ладонями вверх,
— во время разговора собеседник расстёгивает пиджак.
22. Отводит глаза в сторону.
Косвенный признак говорящий о том, что собеседник что-то утаивает(скрывает).
Языки тела и жестов, по которым можно определить, что вам собеседники говорят неправду;
-рукой закрывают рот,
— имитируют кашель,
— трогают и потирают кончик носа,
— улыбаются « криво»,
— не смотрят в глаза, отводят глаза в сторону,
— часто глотают слюну.
Знание невербальных сигналов( языки тела и жестов) позволит Вам выстраивать линию поведения и взаимоотношения с окружающими Вас людьми. Добиваться поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно.
Все это можно прочитать в книгах;
1. Алана Пиза.
2.Язык жестов. Гленн Вильсон и Крис Макклафлин.
3.Язык тела. Антон Штангль.
4.Как читать человека словно книгу. Джерард Ниренберг и Генри Калеро.
Книги для тех, кто желает научиться читать языки тела и жестов( мимику, жесты и позы).
И выстроить наиболее эффективную линию поведения с ним.
Источник