- Нестереоскопические способы восприятия пространства
- Бинокулярное зрение: Что это означает, отклонения и методы лечения
- Что такое бинокулярное зрение?
- Для чего нужно бинокулярное зрение?
- Как работает бинокулярное зрение?
- Как проверить бинокулярность
- Бинокулярное зрение и косоглазие
- Причины отсутствия
- Лечение нарушений
- Тренировка бинокулярного зрения
- Профилактика нарушений бинокулярного зрения
- Что делать, если заметили ухудшение зрения?
Нестереоскопические способы восприятия пространства
— изменение видимых размеров предмета при удалении
— наложение или перекрытие контуров — положение тени
— линейная перспектива (оптическое искажение форм и размеров объектов)
— воздушная перспектива (изменение цв, очертаний и степени освещенности предметов по мере их удаленности)
Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития (Н/З). Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства (верх, низ, лево, право, вперед, назад), о пространственных отношениях (осуществляется словесное определение пространственных отношений между предметами), формируется конструктивное мышление.
Процесс чувственного познания включает два составных этапа:
— формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния;
— развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации (выделение объекта из фона, анализ ее пространственных характеристик и отношений…).
Дети с нарушениями зрения испытывают затруднения на каждом этапе:
— при выделении отдельных признаков и свойств, характеризующих предмет (форма, цвет, размер, детали и т.д.)
1) красная лыжа и красная лента при однократном предъявлении воспринимались как одинаковые, так как распознание их строилось с опорой на цвет и форму (лыжные крепления в первый момент не были выделены);
2) на картинках с изображением идущей и бегущей девочек различий в положении ног и рук увидеть не смогли;
— в процессе самостоятельного анализа и осмысления увиденного (ребенок часто ведет анализ на основе догадок, уподоблений, предположений):
1) на картинке нарисован автобус в ночном городе. «Может, это такая машина, а, может, это не машина, а дом? А колеса просто так тут поставили»; только поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей (силуэт шофера, отсутствие крыши и т. д.) дает возможность ребенку понять изображение).
2) пролистывают незнакомые изображения.
Затрудненияв формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.
Почему важны адекватные зрительно-пространственные представления, что они обеспечивают? …
Содержание КРР по развитию зрительно-пространственных представлений
Содержание КРР представлено в программах РЗВ (дошкольные и школьные)
Этап/год обучения | Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы | Формируемые компетенции |
Дошкольники с нарушениями зрения | ||
З этап | — учим выделять рисунок на фоновой поверхности, определять его границы; — учим ориентироваться на плоскости рисунка (верх, низ, центральная часть), искать предметное изображение на рисунке; — учим воспринимать изображение на горизонтальной и вертикальной плоскости; — учим воспринимать изображение с разного расстояния; — формируем приемы выделения контура изображения (совмещение с трафаретом, обведение карандашом, выделения из зашумленного поля); — формируем понимание отношений «далеко» и «близко» на основе визуальной и кинестезической оценки; — учим зрительным способом определять пространственные отношения (слева, справа, спереди, сзади); — учим оценивать зрительно расстояние от себя до двух объектов. | |
4 этап | — учим определять пространственное положение частей предмета, его мелких деталей; — закрепляем умение ориентироваться на плоскости картины, выделять ее правую и левую часть; — развиваем способность точно оценивать расстояние до объектов; — учим определять пространственные отношения предметов относительно друг друга в группе из трех, замечать их изменение; — формируем понимание отношений (слева, справа, спереди, сзади, между, рядом, вместе); | |
5 этап | — учим определять на глаз пространственные отношения и свойства предметов; — учим различать зрительно удаленность нескольких (4-5) предметов при изменении расстояния между ними. | |
6 этап | — формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (наложение контуров, размер объектов, положение тени). | |
Младшие школьники с нарушениями зрения | ||
1 год | — учить ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам; — умение выполнять простые графические диктанты (4-5 команд); — учим устанавливать отношения «далеко» и «близко» на основе визуальной оценки; — учим зрительным способом определять пространственные отношения (слева, справа, спереди, сзади) относительно собственного тела, обозначать их словами. | |
2 год | — учить ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам путем визуального перемещения объектов; — формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (наложение контуров, размер объектов, положение тени); — . | |
3 год | — закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам путем визуального перемещения объектов; — учить расчленять сложную фигуру на элементы заданной формы; — учить определять размер предметов, учитывая их удаленность; — закрепить умение зрительно определять пространственное положение группы предметов (3), замечать изменение места их расположения; — понимать пространственные отношения предметов окружающей среды (слева, справа, спереди, сзади, между, рядом, вместе), умение оперировать ими; — формировать представления о симметрии и асимметрии объектов; — учить зрительно оценивать пропорции объектов; — учить соотносить величины объектов, представленных в разном масштабе; — формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (положение тени, двигательный параллакс, воздушная перспектива, линейная перспектива); | |
СОСТАВНЫЕ ФОРМЫ |
1. На начальных этапах работы педагог совместно с ребенком сравнивает предметы по признакам различия, например, шар и кубик. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези круглой и квадратной формы. Затем ребенка учат дифференцировать другие геометрические формы, предлагая игру-занятие «Почтовый ящик». Эти игры предлагаются ребенку с 3-х лет (нормально развивающиеся дети до 3 лет пользуются силой при выполнении этих заданий). К 3 годам у них появляются отдельные целенаправленные пробы, а к 4-м они выполняют это задание путем зрительного соотнесения, хотя и допустимы еще отдельные пробы.
2. Имеет значение обучение ребенка конструированию по подражанию. Это занятие проводится совместно с педагогом. Педагог на глазах у ребенка производит различные постройки из кубиков, стимулируя ребенка к подражанию. Педагог и ребенок строят «домик», «мостик», «столик» и т.п. Такие занятия проводятся с детьми, начиная с трех лет. Ребенка обучают разбирать и складывать матрешки, пирамидки. Обычно до 3 лет здоровые дети еще могут складывать пирамиду без учета величины. Однако к 4 годам они начинают прибегать к пробам, или примериванию, а старше 5 лет справляются с этим заданием после первого предъявления. Затем переходят к более сложным заданиям — конструированию по образцу. Эти занятия проводятся с детьми, начиная с 4-х лет. Даже нормально развивающийся ребенок может выполнять правильно это задание лишь к 4—5 годам. На первом этапе корр работы у ребенка развивают способность анализировать образец.
3. Важным направлением работы является развитие представлений о направлениях (прежде всего «верх», «низ», «право» и «лево» и развитие схемы тела. Предлагается первоначально у детей вырабатывать опорные точки в схеме собственного тела: верх, право. На каждом занятии дети учатся находить в своем теле верхние и правые части. Большое значение в развитии понятий «правое» и «левое» имеют специально организованные игры, обучение рисованию, ориентации на листе бумаги. Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения.
Постепенно от формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела переходим к формированию представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.
4. Важным направлением работы является формирование представлений о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций. Работу с предложно-падежными конструкциями предлагается осуществлять в следующем порядке: сначала представления связанные с предлогами с пространственным значением затем предлоги, обозначающие направление движения в пространстве.
5. В дошкольном возрасте ребенка учат преобразованию геометрических фигур, предлагая ему из одной геометрической фигуры сделать другую. В качестве дидактического материала используется строительный материал, палочки, кубики, различные игрушки, мозаика, головоломки, рисунки-схемы.
Источник
Бинокулярное зрение: Что это означает, отклонения и методы лечения
Бинокулярное зрение дает возможность видеть человеку одновременно двумя глазами и воспринимать трехмерное изображение. Нарушение синхронности работы зрительного органа приводит к возникновению офтальмологических заболеваний.
САМЫЙ ДЕЙСТВЕННЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕССИРУЮЩУЮ МИОПИЮ (близорукость) У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ — ЭТО ОРТОКЕРАТОЛОГИЯ (НОЧНЫЕ,ОК ЛИНЗЫ). С 2013 ГОДА КОРНЕОРЕФРАКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ , КАК САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ МИОПИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Что такое бинокулярное зрение?
Стереоскопическое зрение — это важнейшая зрительная функция , которая формируется с младенчества до подросткового возраста. Заключительный этап развития бинокулярного зрения происходит в 12-14 лет.
Благодаря этой функции глаза воспринимают мир в трехмерном формате. Человек может определить форму и границы предметов, размер (высоту, ширину, длину) и расстояние друг от друга.
Расстройство бинокулярности мешает человеку ориентироваться в пространстве. Он затрудняется определить дистанцию. У пациента развивается косоглазие, близорукость и другие заболевания зрительной системы. Человек испытывает трудности при решении элементарных бытовых вопросов (налить воду в стакан, включить электроприборы).
Также при нарушении стереоскопической функции человек не может освоить некоторые специальности: водитель, летчик. При таком заболевании пациент испытывает трудности с трудоустройством и не может реализовать свои способности.
Отклонения могут появиться в любом возрасте. Поэтому важно регулярно проходить обследование у офтальмолога. Получить квалифицированную консультацию окулиста можно в клинике “Элит Плюс”.
Для чего нужно бинокулярное зрение?
Адекватно воспринимать действительность, дистанцию между предметами, их размер и форму человек умеет благодаря стереоскопическому зрению. Монокулярность (способность воспринимать информацию одним глазом) не дает представление о расположении предметов в пространстве, а лишь помогает установить размер и форму.
При полноценной работе глаз расширяет поле зрения и повышается его острота. За счет этого пациент более четко воспринимает картинку.
Как работает бинокулярное зрение?
При правильно сформированной стереоскопической функции человек способен объединить два изображения с обеих сетчаток в единую 3Д-картинку. Формирование целостного образа происходит в головном мозге благодаря фузионному рефлексу.
Главное условие для получения объемного изображения — это поступление в кору головного мозга идентичных картинок. То есть, размер, форма, цвет предметов должны быть абсолютно одинаковыми. если глаза фокусируются на предмете в разных точках, то происходит раздвоение изображения — диплопия.
Развитие полноценного бинокулярного зрения возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие способности к фузии (слиянию в единое изображение двух картинок);
- Симметричность и синхронность работы мышц зрительного аппарата;
- Острота зрения на обоих глазах не должна быть ниже 0,4 дптр. Это обеспечивает четкое восприятие предметов;
- Отсутствие помутнения роговицы и хрусталика;
- Нет анизейконии (разное восприятие размеров предмета);
- Отсутствие заболеваний ЦНС.
Выявить причину расстройства и получить рекомендации узкопрофильного доктора. За помощью можно обратиться в офтальмологический центр “Элит Плюс”.
Как проверить бинокулярность
Существует несколько методик по определению стереоскопического зрения:
- Самый простой способ — надавить на верхнее веко одного из глаз. В норме возникнет раздвоение картинки.
- Метод Соколова — пациент одним глазом смотрит в трубку, длиной 25 см и диаметром 3 см (ее можно свернуть из плотного листа бумаги). Второй глаз направлен на ладонь, которая располагается на уровне дальнего конца импровизированной подзорной трубы. При нормальном зрении человек будет видеть изображение, словно через отверстие в ладони.
- Метод Кальфа — пациент должен соединить кончики двух карандашей. Одни из них расположен вертикально, а другой горизонтально. При бинокулярности это выполнить очень просто.
- Чтение с помехой — пациент пытается прочесть любой текст, а возле его носа напарник держит карандаш. При монокулярности эта задача трудновыполнимая.
- Испытание на установочное движение — глаза фокусируются на близко расположенном предмете, один орган прикрывают и он начинает отклонятся от начального положения. После снятия заслонки глаз выполняет установочное движение и возвращается в исходную точку. Это свидетельствует о нормальной бинокулярности.
Для точной диагностики офтальмологического расстройства нужно пройти обследование с использованием профессионального оборудования. Определить монокулярность можно с помощью четырехточечного цветового аппарата Белостоцкого-Фридмана.
Этот прибор представляет собой диск с четырьмя лампочками (белая, красная и две зеленых), на которые нужно смотреть с помощью очков с линзами разных цветов (красная и зеленая). Пациент с пяти метров должен назвать правильный цвет всех точек. Этот способ позволяет установить монокулярность и определить ведущий глаз.
В клинике “Элит Плюс” проводится полное обследование зрительного аппарата с использованием высокоточного оборудования. Это позволяет выявить болезнь на ранней стадии.
Бинокулярное зрение и косоглазие
У пациентов со страбизмом бинокулярность всегда отсутствует. Больной глаз отклоняется от центральной точки и не может сойтись со зрительной осью здорового, чтобы сфокусироваться на рассматриваемом предмете. Основная цель лечения косоглазия — восстановление бинокулярного зрения.
Наличие стереоскопического зрения позволяет отличить мнимое косоглазие от действительного. В первом случае расхождение зрительной и оптической осей достигает максимальных показателей (до десяти градусов). Дополнительным признаком мнимого страбизма является смещение центра роговицы в сторону.
Гетерофория (скрытое косоглазие) проявляется, когда органы зрения расслаблены и не пытаются сфокусироваться на предмете. если пациент пытается рассмотреть точку, закрыв один глаз, то второй в это время будет смещаться в сторону. Лечить скрытое косоглазие нет необходимости. Потому что при этом отклонении бинокулярность сохраняется.
При первых признаках страбизма у ребенка нужно обратиться к окулисту. Если не лечить заболевание, то могут развиться сопутствующие офтальмологические заболевания (миопия, амблиопия).
Причины отсутствия
Развитие патологии возникает по разным причинам. Правильное диагностирование поможет быстрее вылечить заболевание и восстановить работу органов зрения. нарушение бинокулярности возникает в следующих случаях:
- Разная рефракция (анизометропия);
- Нескоординированная работа глазных мышц, вызванная их повреждением;
- Инфекционные заболевания органов зрения;
- Появление новообразований в тканях;
- Травмы, которые привели к смещению мышц глазных яблок;
- Катаракта;
- Отслоение сетчатки или ее разрыв;
- Расстройства центральной нервной системы;
- Заболевания головного мозга;
- Интоксикация;
- Патологии костной глазницы.
Это основной список недугов, провоцирующих нарушение стереоскопической функции.
Лечение нарушений
Расстройство бинокулярности — это не самостоятельная патология зрительного органа, а признак офтальмологического заболевания. Установив причину возникновения патологии, можно подобрать эффективный метод восстановления зрения.
Для устранения монокулярности используется несколько методик. В зависимости от сложности заболевания, они могут применяться комплексно или по отдельности:
- Аппаратная терапия — тренировка способности глаз к аккомодации с помощью лазера, электрических микроразрядов, магнитотерапии, цветовых стимуляторов;
- Контактная коррекция с помощью очков или линз;
- Хирургическая операция — показаниями к оперативному вмешательству являются отслойка сетчатки, помутнение хрусталика, страбизм сильной степени.
Определение причины монокулярности поможет подобрать эффективные методы лечения. Для этого нужно пройти полное офтальмологическое обследование у опытного доктора.
Тренировка бинокулярного зрения
Эффективные методы восстановления бинокулярности с использованием специального оборудования доступны только пациентам офтальмологической клиники. Простые упражнения в домашних условиях помогут быстро привести мышцы глаз в тонус:
- Круговые движения глазами (нужно чертить в воздухе знак бесконечности);
- Нужно сфокусировать взгляд на указательном пальце вытянутой руки и, не отрывая глаз, приближать его к переносице;
- Смотреть на кончик носа, наклонив затылок назад;
- Вытянуть руки вперед и поочередно касаться переносицы. При этом каждое движение нужно сопровождать глазами;
- Взять в руки карандаш (или другой длинный предмет) и делать им быстрые движения в разные стороны. Глаза должны быть сфокусированы на кончике карандаша;
- Наблюдать за постоянно движущимся объектом (теннисный мячик);
- Регулярно смотреть на улицу из окна. Через несколько минут нужно резко перевести взгляд на любой предмет в комнате;
- Расположить на расстоянии двух метров от глаз бумажный белый лист с вертикальной чертой, толщиной в один сантиметр. Делать наклоны головы вперед-назад, из стороны в сторону, при этом не отрываясь от линии. Повторять упражнение нужно до тех пор, пока черта не начнет двоиться.
Гимнастику для поддержания бинокулярной функции нужно выполнять ежедневно, повторяя каждое упражнение до пяти раз. После регулярных тренировок состояние глаз заметно повысится.
Особое внимание нужно уделять детям. Предупредить развитие глазных заболеваний, в частности нарушения пространственного зрения, можно в раннем возрасте. Для малышей можно использовать следующие занятия:
- Лабиринты;
- Предложить найти отличия на картинках;
- Шнуровки.
Профилактика нарушений бинокулярного зрения
Избежать проблем с нарушением стереоскопической функции можно, если человек будет придерживаться следующих правил:
- Отказ от вредных привычек;
- Снижение нагрузки на глаза, сократив использование гаджетов;
- Правильное, полноценное питание;
- Прием витаминных комплексов;
- Регулярное выполнение гимнастики для глаз;
- Активный образ жизни и умеренные физические нагрузки;
- Ежегодное посещение офтальмолога.
Чтобы снизить риск патологии бинокулярности, нужно с первых дней жизни ребенка соблюдать следующие правила:
- Игрушки над детской кроваткой нужно располагать не ближе, чем на полметра от лица ребенка. Иначе он будет постоянно фокусировать взгляд на одной точке, что может привести к косоглазию;
- Все предметы над колыбелью должны располагаться равномерно, со всех сторон;
- Игрушки нужно каждую неделю менять местами, чтобы детские глаза не фокусировались на одной точке.
Важно помнить, что профилактические меры помогут поддержать здоровье глаз. Но при незначительных сбоях в работе органов зрения нужно записаться на прием к окулисту.
Что делать, если заметили ухудшение зрения?
При снижении остроты зрения, дискомфорте в глазах, повышенной слезоточивости, нечеткой картинке нужно обратиться к специалисту. Нельзя откладывать визит к врачу и заниматься самолечением. Попытки решить проблему с зрительным аппаратом могут усугубить ситуацию и привести к частичной или полной слепоте.
Чем раньше пациент попадет на прием к окулисту, тем больше вероятность полного восстановления зрительной функции. Офтальмологи располагают современными средствами и методиками, с помощью которых можно быстро и безболезненно вылечить практически любое глазное заболевание.
Например, близорукость и дальнозоркость эффективно лечатся безоперационным способами. Ортокератология — это альтернатива хирургическому скальпелю и лазерной коррекции зрения. Использование ОК-линз ночного ношения в комплексе с аппаратным лечением позволяет полностью восстановить работу глаз пациента.
Пройти обследование у профессионального офтальмолога, получить рекомендации и эффективное лечение можно в клинике “Элит Плюс”. Запись на консультацию ведется по телефону ☎ +7 (495) 960 00 33 и онлайн на сайте медицинского центра.
Источник