ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Техника – это искусность, мастерство.
Спортивная техника — есть совокупность специальных движений с помощью которых решается двигательная задача. Спортивная техника имеет две особенности:
1. Рациональность системы движений обеспечивающая максимальную эффективность двигательного действия;
2. Экономичность движений – что исключает лишние затраты усилий.
Техника физического упражнения это наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия (под рациональностью понимается эффективно, экономично, целесообразно). Одно и тоже действие можно выполнять различными способами но только рациональные способы выполнения называют техникой.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых становиться объектом освоения в процессе овладения техникой данного технического приема.
Т.о. спортивная техника обладает определенным составом – частями движений и определенной структурой – последовательность выполнения этих частей.
Определение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий освоения его техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники — это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, это те движения, которые отражают отличительные признаки данного двигательного действия, при выпадении одного из элементов двигательная задача не решается (в прыжках в высоту основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание, переход через планку, приземление). т.е основа техники —это основной механизм техники, это обязательное соотношение главных фаз движения.
Внутри основы выделяют основное (ведущее) звено основного механизма, ту решающую часть , где акцентировано движение, это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. ( для метаний финальное усилие). Выполнение ведущего звена техники обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Таким образом, для освоения любого физического упражнения необходимо правильно освоить основу техники, это обязательно для всех .
Детали техники — это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется. У спортсменов высокого класса техника обладает высокой устойчивостью, и вместе с тем гибкой приспособляемостью к переменным факторам
В выполнении технического приема выделяют определенные фазы движений следующие во времени друг за другом: подготовительную, основную, и заключительную
В подготовительной части создаются наиболее выгонные условия для выполнения движений в главной основной фазе
В основной части движения направлены
Для того, чтобы спортивная техника работала эффективно при ее становлении необходимо соблюдать три правила техники:
3. Правило коридора движения – коридор движений в котором идет рациональная техника: оптимальное направление действия сил для оптимально решения двигательной задачи (метания под углом от 40 – 50 град).
4. Предварительно растянутая мышца работает сильнее и быстрее – для эффективного выполнения технического приема необходимо применять большую силу на большем пути- т.е. необходимо увеличить путь силы (если выстрелить в дверь она не откроется, если же долго с небольшой силой давить на дверь она откроется.).
5. Правило непрерывности развития движения — слитность движения – ещё одни мышцы не сработали, начинают работать другие (обгон снаряда).
Для оценки спортивного мастерства пользуются следующими критериями: Основной критерий – Спортивный результат
1) ОБЪЁМ ТЕХНИКИ – это количество приемов которое может выполнить спортсмен в данный момент. Объём техники обусловлен уровнем развития физических качеств (может не может, правильно – неправильно здесь в основе лежит величина качества)
2) РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТЕХНИКИ – насколько спортсмен способен разнообразно выполнить данное действие. Это обусловлено разносторонностью развития физических качеств и их взаимозаменяемостью.
3) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как соответствие ее решаемым задачам и высоким конечным результатам. Эффективность техники спортсмена определяется качеством владения ею, и близость ее к наиболее рациональному варианту.
5) СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНИКИ связана с помехоустойчивостью и независимостью ее от условий и функционального состояния спортсмена. К сбивающим факторам относятся: активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к эффективному выполнению приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
6) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Особое значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п.
7) ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕХНИКИ характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
К средствам технической подготовки относят:
6. Общеподготовительные упражнения:
а) развивающие – направленные на развитие специальных качеств, способствующих овладению техникой игры;
б) имитационные упражнения;
в) подводящие упражнения.
7. Специально подготовленные упражнения: соревновательные упражнения, выполняемые в вариативных условиях.
8. Тренировочные формы соревновательных упражнений – выполнение технических приемов в тактических действиях и комбинациях.
Методы технической подготовки к ним относятся: словесные, наглядные, практические (методы обучения по частям и в целом), кроме этого методы прочувствования, ориентирования, лидирования, суточной информации, варьирования и т.д.
1) Методы слова – обеспечивают формирование образа действий с помощью пояснений, указаний, объяснений, оценки, самопроговаривания, выяснения деталей, ошибок и т.д.
2) Наглядные методы – создают зрительный образ приема, образ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым, используют показ упражнений, пособий, макетов, видеофильмов и т.д. Очень важен у детей, т.к. вторая сигнальная система развита еще недостаточно.
3) Методы обучения – целостного разучивания, разучивания по частям и комплексного или смешанного разучивания.
4) Метод прочувствования или принудительного проведения по движению с помощью тренировок, устройств, условий или преподавателя, партнера: а) пояс тягами для защитника; б) метание груза по проволоки, закрепленной на разной высоте; в) манжеты, жгуты и т.д. Этот метод используется для исправлений ошибок.
5) Метод ориентирования – введение различных ориентиров: стоек, натянутых шнуров, блокирующего защитника (по его перемещениям производят передачу и т.д.).
6) Метод лидирования – лидер: мяч, партнер, тренажер (догнать, перегнать, остановить, отобрать, батуты, дающие различные отскок).
7) Метод срочной информации – с помощью аппаратуры спортсмена информирует о качественном и количественном показателях выполнении упражнения.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ
Так как в спортивных играх и единоборствах конечной целью обучения является формирование гибкого вариативного навыка, то обучение условно делят на 4 этапа. Этап – это условное деление педагогического процесса, отражающее педагогические закономерности. Этапы обучения соответствуют физиологическим закономерностям (стадиям) формирования двигательного навыка.
При разучивании технического приема соблюдается следующая последовательность этапов:
I этап – Ознакомление с техническим приемом;
II этап – Разучивание технического приема в упрощенных условиях;
III этап – Совершенствование приема в условиях близких к игровым;
IV этап – Совершенствование технического приема в игре.
I этап – Ознакомление с техническим приемом: Здесь необходимо создать четкое представление о техническом приеме с помощью рассказа, показ, объяснение. Оно должно быть яркое, четкое, легко воспринимаемое. Создавая представление о приёме необходимо акцентировать внимание на его основе. В результате ученик должен:
1) создать, осмыслить учебную задачу;
2) иметь представление о правилах и способах ее решения, т.е. составить проект ее решения;
3) начать выполнять прием в целом или его часть. На этом этапе ошибки необходимо исправлять сразу. Здесь используются следующие практические методы целостного обучения, и по частям или комплексный метод – при изучении сложных технических приемов, методы слова и наглядные методы.
II этап – Разучивание приема в упрощенных условиях – Здесь осваивается правильная структура движения в такой последовательности: овладеть правильным и.п., уточнить какие части тела участвуют в движении, каково их направление и согласованность, оптимальная амплитуда движения. Здесь нечто не должно мешать освоению поэтому создаются упрощенные условия вплоть до перехода двигательного умения I порядка в стабильный двигательный навык. Затем навык начинают обыгрывать варьируя условия выполнения, изменяя их, расстояния, направления, усилия, количество партнеров, скорость выполнения и т.д. Ошибки необходимо исправлять: сначала основные – ломающие структуру движения, а затем незначительные. Методы целостного разучивания, повторный.
Источник
Техника физических упражнений
В любом виде спорта есть понятие «техники». Что это такое – далеко не все понимают, хотя и говорят, например о «техничном» выполнении рывка или «плохой технике» удара. В первой статье из этой серии мы дадим краткое объяснение.
Каждое движение, или как говорят специалисты, «произвольный двигательный акт» имеет определенный желаемый результат действия (двигательная задача) и способ его получения. Иногда одна и та же двигательная задача может быть решена различными способами, среди которых есть менее и более эффективные. По определению Л.П. Матвеева, техника физических упражнений – это наиболее эффективные (а значит – наименее затратные по энергии) способы выполнения движений. Часто используют также понятие «форма физического упражнения». Однако само выражение «техника» означает наиболее рациональную из возможных форм. Естественно, прогресс не стоит на месте – по мере углубления научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим упражнениям и воспитания физических качеств, техника как у отдельного человека (в процессе улучшения его двигательных умений и навыков), так и в виде спорта, постоянно совершенствуется и обновляется, становясь все более эффективной. Улучшение техники физических упражнений также отчасти обусловлено совершенствованием специального инвентаря и оборудования. Все это приводит к появлению более эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере техники большинства видов спорта за последние десятилетия.
Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.
Основа техники движений — это сумма особенностей структуры движений, абсолютно необходимых для решения двигательной задачи определенным способом (очередность работы мышечных групп, последовательность движений при выполнении упражнения и т.д.). Отсутствие или нарушение хотя бы одного элемента или соотношения основы делает невозможным само решение двигательной задачи либо же так уменьшает его эффективность, что желаемый результат не будет засчитан.
Главное звено (или звенья) техники движений — это самые существенные моменты выполнения двигательной задачи. Например, при прыжках в высоту с разбега главным звеном будет отталкивание с быстрым и высоким махом ногой; в подъеме штанги – усилие, выводящее штангу в финальное положение. Выполнение движений, входящих в состав главного звена, как правило, происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует предельных или даже запредельных мышечных усилий.
К деталям техники движений обычно относят ее отдельные составляющие, в которых проявляются несущественные индивидуальные различия техники упражнения. Эти различия в основном обусловлены морфологическими и функциональными особенностями (например, разная глубина подседа при поднимании штанги вследствие различной гибкости и разных силовых способностей). При этом, даже при наличии индивидуальных различий в деталях техники, основа остается неизменной. С другой стороны, общие закономерности техники движений не исключают ее индивидуального изменения под конкретного спортсмена с учетом его физиологических особенностей. Техника движений – не «безразмерная одежда», которая подходит каждому. Бездумное копирование личной техники выдающихся спортсменов обычно приводит к плохим результатам, поскольку как говорили древние римляне, «что позволено Юпитеру, не позволено быку».
Есть еще понятие «модели техники», которое обозначает определенный образец, взятый, как правило от ведущих спортсменов в данном виде. Модельная характеристика спортсмена обычно включает только результаты, без учета техники, и все же ведущие тренеры тщательно изучают выполнение соперниками технических действий. Однако при этом грамотный тренер всегда учитывает особенности своего спортсмена, которые обуславливают детали выполнения любого действия. Невозможно наложить на спортсмена «маску» чемпиона (характер его действий в той или иной соревновательной ситуации) и надеяться, что эта «маска» прирастет как собственная кожа. Ведь соревновательные формы техники одних и тех же физических упражнений на различных этапах развития спортсмена не остаются неизменными, они зависят от степени реализации его физических и психических качеств в процессе выступлений, которые конечно же меняются с возрастом и опытом.
Структурная основа системы движений, по определению – это «закономерный, относительно устойчивый порядок объединения отдельных частей системы движений в целостный двигательный акт». То есть имеются в виду необходимые взаимосвязи элементов движения в составе действия, целесообразная организация их в пространстве и времени, а следовательно, взаимодействия сил, обеспечивающих конечный результат действия – выполнение двигательной задачи в целом (подъем штанги, бросок противника и т.д.).
При анализе техники движения принято также выделять кинематическую (пространственную, временную и пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую (или общую координационную) структуру движений. Эти характеристики описывают взаимосвязи компонентов движения при построении целостной схемы выполнений упражнения.
Кроме того, существуют многочисленные внешние воздействия, в том числе как способствующие, так и противодействующие выполнению движения. К первым можно, скажем, отнести мотивацию, ко вторым – противодействие соперника. Короче говоря, влияние внешних факторов может снижаться по мере роста так называемой спортивной формы.
В следующих публикациях мы обсудим особенности техники упражнений более подробно.
Источник