Что такое международный конфликт способы решения международных конфликтов

Международные конфликты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие международного конфликта

Международный конфликт – это столкновение участников международных отношений ввиду возникших противоречий их интересов.

Понятие международного конфликта происходит из такого явления, как столкновение сторон, то есть крайняя форма обострения противоречий, возникающих между субъектами международного права и международных отношений. Каждый участник конфликта преследует определенную цель по ослаблению другого участника международных правовых отношений.

Международные конфликты имеют свои причины:

  • Неравенство. Участники международных отношений могут быть не равны с точки зрения территории государства, которое они представляют, материально-технического обеспечения, природных ресурсов, количество людей, которые проживают на территории государства, производственных и иных ресурсов.
  • Попытка изменения баланса на мировой арене.
  • Полярность. Нередко самое сильное государство пытается сформировать полярность в мировом сообществе, например, однополярный, двухполярный, многополярный мир.
  • Противоречия в сфере этики, религии, идеологии, функционирования каких-либо организаций.

Субъектами международных конфликтов являются государства, а также их отдельные представители. Для того чтобы возник конфликт, необходимо возникновение противоречий как минимум между двумя субъектами международных отношений. При этом общество без конфликтов считается мертвым.

Конфликты, которые обусловлены всеобщими потребностями, могут привести к позитивным результатам. Например, национально-освободительное движение тоже является видом конфликтов, в том числе международных, и характеризует наличием кризиса, внезапным и резким ухудшением отношений. Международный конфликт также характеризуется неожиданностью, быстротой, лавинообразностью развития событий.

Виды международных конфликтов

Международные конфликты разделяются на различные категории. В частности, можно выделить следующие виды:

  • силовые конфликты, то есть разрешаемые с применением силы;
  • несиловые конфликты, то есть разрешаемые иными способами, например, путем дипломатических переговоров.

Если в ходе конфликта используется насилие, в зависимости от степени его применения выделяют следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • военные;
  • основанные на терроризме и захвате заложников.

В зависимости от масштабности конфликтов выделяют следующие виды:

  • внутри государства (локальные);
  • на территории одного или нескольких регионов (региональные);
  • мировые (глобальные).

Конфликты могут иметь свои мотивы, в зависимости от мотивов выделяют следующие виды конфликтов:

  • территориальные;
  • экологические;
  • экономические;
  • идеологические и др.

Из всех перечисленных видов конфликтов наиболее опасными являются те, что связаны с введением войны, а также с применением насилия. Например, высокой опасностью обладают конфликты, сопряженные с похищением человека, даже одного, ведь человеческая жизнь является объектом, охраняемым государством. Террористические конфликты также являются одними из самых опасных конфликтов в мире, так как сопряжены не только с возможностью похищения людей, но и с применением уничтожающего оружия, в том числе наносящего огромный урон человеческим жизням, имуществу.

Рисунок 1. Негативное воздействие международных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Средства разрешения международных конфликтов

Для того чтобы международные конфликты были разрешены, необходимо применять специальные методы. Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры. Они всегда предшествуют консультациям и работе посреднических миссий, задачей которых также является улаживание конфликтов.

Переговоры имеют очень важную роль при разрешении международных конфликтов. Важность их роли обуславливается следующими позициями:

  • они выступают в качестве универсального и постоянного инструмента международных переговоров;
  • это основная форма взаимодействия между государствами, которая позволяет уменьшить применение силовых методов и средств, в том числе прекратить войну;

Переговоры — самая объемная форма взаимодействия между государствами. На сегодняшний день количество и объем переговоров увеличивается с каждым днем, так переговоры проводятся в экологической, социально-политической, научно-технической сферах и так далее.

Важность переговоров обусловлена возрастающей ролью международных отношений и международных организаций. Сегодня существуют, в том числе, и неправительственные международные организации, общественные объединения, к которым прислушиваются государства. В переговорах могут принимать участие специалисты, которые не имеют дипломатического опыта, однако являются специалистами в какой-либо конкретной сфере. Нередко помощь специалистов используется в сложных научно-технических переговорах, переговорах, связанных с экономикой, экологией и так далее.

За счет международных переговоров вырабатывается новая переговорная стратегия, которая предусматривает налаживание отношений между группами государств или между всеми государствами в целом. На сегодняшний день также повышена роль дипломатических служб, ценность каждого из дипломатического персонала. Дело в том, что все государства стремятся достичь позитивных международных отношений, развивающихся в определённом ключе. Нередко, несмотря на напряженные внешние отношения, между государствами происходит взаимодействие в каких-либо сферах, например, в экономической.

Переговоры могут характеризоваться следующими особенностями:

  • цель переговоров – достижение соглашения, в результате которого будет учитываться мнение абсолютно всех участников переговоров;
  • принятие соглашения, которое связано с принятием определенных законодательством или моральных принципов и норм;
  • навязывание другой стороне соглашения;
  • констатация неактуальности соглашения, то есть разрешение конфликта происходит само собой.

Несмотря на то, что между многими государствами происходят конфликты, они являются неотъемлемой частью сотрудничества, между ними существует неразрывная взаимосвязь. Подобное происходит за счет того, что конфликты, возникающие между государствами, прежде всего, являются конфликтами между людьми. А появление конфликта всегда требуют определенного сотрудничества и взаимодействия. С развитием конфликтов меняются и государства, происходят определенные изменения, наблюдается прогресс. Например, такой процесс произошёл при гонке вооружений США и СССР, когда было освоено космическое пространство, запущены первые спутники, что позитивно сказалось на научно-техническом прогрессе на сегодняшний день. В тоже время необходимо констатировать, что переговоры выходят на первое место в сфере разрешения международных конфликтов.

Источник

Что такое международный конфликт способы решения международных конфликтов

Тема 8. Международные конфликты и пути их разрешения

  1. Международные конфликты, их классификация.

Конфликты как острый способ разрешения противоречий между двумя и более субъектами соци­ального взаимодействия сопровождали всю историю человечества и, скорее всего, останутся в будущем. Согласно диалектике, бес­конфликтное и непротиворечивое развитие любого социального организма невозможно в принципе. По афористичному утвержде­нию одного из исследователей (Р. Ли), общество без конфликтов — мертвое общество.

В основе конфликтной ситуациипротивоположные интере­сы, позиции и взгляды сторон. Это в полной мере относится и к международным конфликтам, генезис, протекание и разреше­ние которых изучается в рамках такого подвида науки, как поли­тическая конфликтология.

Обыденное сознание нередко воспринимает конфликты как не­что негативное, дестабилизирующее. На самом деле конфликты могут играть как отрицательную, так и положительную роль. К не­гативным последствиям конфликтов относится то, что они:

— ведут к беспорядку и деструкции,

— способствуют росту насилия,

— их ре­зультатом являются большие материальные и моральные потери,

— они создают угрозы для жизни и здоровья людей, приводят к человеческим жертвам.

Однако конфликты выполняют и позитивные функции:

— они привлекают внимание к проблемам и заставляют искать выход из сложившейся ситуации;

— позволяют более четко осознавать как свои, так и противостоящие им интересы;

— содействуют получению информации о соотношении силового потенциала конкурирую­щих субъектов;

— способ­ствуют внутренней консолидации общества, укреплению един­ства нации, мобилизации внутренних ресурсов;

— помога­ют в реальности определить, кто друг и союзник, а кто враг и недоброжелатель.

Нередко конфликты, вызванные общественными потребностя­ми, несмотря на большие издержки, в итоге приводят к позитив­ным результатам. Революции, справедливые войны, националь­но-освободительные движения, выкорчевывание негативных яв­лений внутри самих обществ — все это есть не что иное, как столкновение доходящих до конфликтной стадии интересов раз­личных субъектов внутренней и внешней политики.

Понятие «конфликт» находится в смежном поле с понятием «кризис». Иногда их отождествляют, но чаще различают, стремясь выявить разницу. Как отмечает М. М. Лебедева, конфликтные от­ношения и действия нередко предшествуют кризису; последний характеризуется резким, внезапным ухудшением отношений. Неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные чер­ты кризисной ситуации. Участники конфликта, достигнув кризис­ной точки, приходят к качественно иным отношениям.

Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от кон­фликта к кризису, а от кризиса к конфликту, в том числе вооружен­ному. К примеру, украинский кризис, начавшийся в 2013 г. как кри­зис власти и быстро приобретший международный характер, стал следствием столкновения интересов между различными социаль­ными и этническими сегментами украинского общества, что при­вело к военному конфликту на юго-востоке страны.

Кризисы характерны для различных сфер общественной жиз­ни, будь то экономика, финансы или политика. Многие из них за­трагивают область международных отношений, но не обязатель­но сопровождаются конфликтами между странами. Более того, не­которые кризисы стимулируют сотрудничество. Так, кризисные явления в связке «человек — природа», проблемы изменения кли­мата на планете подвигают разные страны, мировое сообщество сплотиться для нейтрализации общих для всех вызовов.

Применительно к рассматриваемой теме, конфликт становится апо­геем кризиса, когда облекается в силовую, военную форму. Классифи­кация военных/вооруженных конфликтов может осуществляться по разным признакам:

— числу участников — двусторонние, многосторон­ние;

— географическому охвату — локальные, региональные, глобаль­ные;

— времени протекания — краткосрочные, среднесрочные, долго­срочные;

— степени интенсивности — ожесточенные, умеренные, вя­лотекущие;

— по числу потерь.

По поводу масштабов военных конфликтов существуют раз­ные точки зрения. Некоторые отечественные исследователи счи­тают, что крупными конфликтами считаются те, в которых об­щее число погибших членов вооруженных формирований и граж­данских лиц составляет не менее 1 тыс. человек в год. Военные конфликты с меньшим числом совокупных невозвратных потерь относятся к конфликтам меньшей интенсивности. Согласно ме­тодике, применяемой такой авторитетной организацией, как СИПРИ (Стокгольмский международный институт исследова­ний проблем мира), в разряд вооруженных конфликтов относят ситуацию, когда число погибших составляет по меньшей мере 25 человек в отдельно взятый год. Конфликт, в результате кото­рого в течение календарного года в ходе боевых действий погиб­ло как минимум 1 тыс. человек, классифицируется в указанном году как война [1] .

В основу других классификаций вооруженных конфликтов по­ложены их предмет, движущие силы, интересы и цели участников. В таком понимании выделяются:

территориальные конфликты, в основе которых лежат про­странственные противоречия, имея в виду освобождение сво­их, захват чужих или борьбу за спорные территории;

религиозные конфликты между сторонниками и противниками той или иной веры или внутри религиозных течений. История полна примеров конфликтов на почве вероисповедания: кре­стовые походы Средневековья, религиозные войны в Европе в XVI—XVII вв., борьба между суннитами, шиитами, алавитами и другими ветвями ислама в нынешних условиях;

конфликты сепаратистского характера за отделение части того или иного государства и провозглашение независимости. Ряд новых государств, возникших за последние десятилетия, воз­никли именно в результате сепаратистских движений;

конфликты, возникающие по причине распада крупных поли­этнических государств, где во многих случаях границы прово­дились без учета региона проживания этноса, культурных и ре­лигиозных общин;

межэтнические конфликты. Отличаются особой ожесточенно­стью, прежде всего там, где не сформировалась национальная идентичность племен и народов, прежде входивших в состав ко­лониальных держав, например, в Африке южнее Сахары;

конфликты, в основе которых лежит борьба за власть. В таких конфликтах повстанческие группировки борются за свержение неугодных режимов по идеологическим соображениям (к при­меру, низложение буржуазных правительств левыми силами) или против деспотических, коррумпированных и неэффектив­ных правителей;

конфликты между государством (государствами) и террористи­ческими группировками, действующими как внутри государ­ства, так и объединенных в транснациональные структуры. Так называемое «Исламское государство» действует не только в Си­рии и Ираке, но и за пределами этих стран, стремясь создать всемирный халифат;

конфликты между государствами с различным общественным укладами и ценностными установками. После окончания хо­лодной войны развязывание таких конфликтов характерно для стран Запада, стремящихся с помощью «демократического им­периализма» сместить неугодные режимы (Ирак, Ливия, Си­рия и др.).

Предмет конфликта, то есть то, что лежит в его основе, далеко не всегда однозначен. По своим основаниям в одном и том же кон­фликте могут совмещаться религиозные, территориальные, исто­рические и другие аспекты, как, например, в многолетнем арабо-израильском конфликте.

Конфликты подразделяются на внутренние и внешние (межго­сударственные, международные). Главный признак внутренних конфликтов в том, что в них основными участниками являются граждане одной страны. В международных конфликтах «класси­ческого» типа участвуют по меньшей мере два государства. С этой точки зрения они считаются межгосударственными. Понятие «международный конфликт» более широкое и в некотором смыс­ле более расплывчатое, оно может включать в себя конфликт как межгосударственный, так и конфликт между другими акторами международной жизни — государственными и негосударственны­ми. Если количество межгосударственных конфликтов в послед­ние десятилетия идет на убыль, то этого не скажешь о междуна­родных конфликтах в их широком понимании.

В современных условиях все больше стирается грань между внутренними и внешними конфликтами. Во многих случаях во вну­тренних конфликтах участвуют внешние силы. Это могут быть во­инские формирования соседних государств, добровольцы и наем­ники из других стран, частные военные компании, боевики транснациональных террористических организаций. К тому же к разрешению крупных внутренних конфликтов нередко подклю­чаются ведущие державы, многонациональные миротворческие силы ООН и других международных организаций, вопросы урегу­лирования конфликтной ситуации обсуждаются на представитель­ных форумах глобального и регионального характера — и все это фактически интернационализирует почти каждый крупный вну­тренний конфликт, по сути, превращает его в международный.

Бесконфликтное развитие международных отношений вряд ли возможно, по крайней мере пока у субъектов этих отношений су­ществуют разные, нередко противоположные интересы. В этом смысле конфликты могут протекать в различных сферах (эконо­мической, социальной, политической и др.), охватывать различ­ный круг участников, имея в виду государственных и негосудар­ственных акторов, стороны конфликта могут руководствоваться различными ценностями, ставить перед собой разные цели. И, ко­нечно же, важнейшее значение имеют способы разрешения конфликтов. Одни из них разрешаются мирно, другие носят непримиримый характер и в своем крайнем выражении обраща­ются в войны, где вооруженная сила становится последним аргу­ментом наций.

Читайте также:  Ветом способ применения дозировка

Существуют различия между понятиями «война», «военный кон­фликт», «вооруженный конфликт». Последнее понятие — хотя и са­мое распространенное, но и самое неопределенное, под него мо­жет попасть даже уличная драка с применением любого вида ору­жия, перестрелка между двумя преступными группами и т.д. В вооруженном конфликте военных людей может и не быть, в то время как в войне и военных конфликтах обязательно участвуют военные.

Что касается войны и военных конфликтов, то они отличаются по ряду признаков.

Во-первых, война всегда преследует политические цели и всегда, под какими бы лозунгами она не проводилась, в ко­нечном счете, имеет политические последствия. База военных кон­фликтов носит более частный характер, а цели, преследуемые сторо­нами, менее масштабны.

Во-вторых, война планируется и готовится, недаром говорят: «Хочешь мира — готовься к войне». Конфликт далеко не всегда планируется, он может произойти случайно или в силу стечения обстоятельств.

В-третьих, война, как правило, объ­является, военный конфликт просто фиксируется сторонами. Вой­на, даже если она де-юре не объявлена, осознается как таковая ми­ровым сообществом независимо от того, признается официально той или иной стороной или нет.

В-четвертых, война является состояни­ем всего общества, она кардинально меняет ситуацию в стране, пред­полагает перевод экономики на военные рельсы, мобилизацию всех сил и средств, введение режима военного времени. При военном кон­фликте чаще всего этого не требуется.

В-пятых, в отличие от воен­ных конфликтов, войны оказывают существенное воздействие на всю международную ситуацию и нередко меняют геополитическую кар­ту региона и даже всего мира, особенно это касается мировых войн, после которых устанавливается новый мировой порядок.

В результате Первой мировой войны погибли четыре империи (Австро-Венгерская, Германская, Российская, Оттоманская), а версальско-вашингтонские договоренности перекроили политическую карту мира.

По итогам Второй мировой войны соглашения, достиг­нутые на Ялтинской и Потсдамской конференциях, возвестили крах стран «оси» и определили зоны влияния победивших государств, что впоследствии послужило основанием для раздела мира на два блока.

По окончанию холодной войны (некоторые назвали ее «Третьей мировой»), никаких юридически обязывающих согла­шений оформлено не было, хотя очевидны и победившие, и по­бежденные, как очевидной оказалась геополитическая катастрофа для одних и геополитический триумф для других.

В период конца 1940-х до середины 1980-х гг. во­енные конфликты чаще всего происходили на периферии двух про­тивостоящих друг другу военно-политических блоков, возглавляе­мых СССР и США, в основном в Азии, Африке, на Ближнем Вос­токе. Конфликты в странах, входивших или примыкающих к этим блокам, рассматривались как сугубо внутренние дела. Так тракто­вались события в Гватемале в 1954 г., Венгрии в 1956 г., Доминикан­ской Республике в 1956 г., Чехословакии в 1968 г., Польше в 1981 г. Одновременно значительная часть конфликтов в «третьих» странах стимулировалась и поддерживалась именно сверхдержавами, ко­торые поставляли противоборствующим сторонам оружие, снаря­жение, военных специалистов. Крупнейшими столкновениями, в которые так или иначе были вовлечены США и СССР, была Ко­рейская война 1950—1953 гг., война во Вьетнаме 1964—1973 гг., ара­бо-израильские войны, где каждая из сторон преследовала свои интересы.

Прямого военного противоборства обе сверхдержавы стреми­лись всячески избегать, понимая, что иное грозит глобальной войной. После Карибского кризиса, поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США осознали необходимость управления кризисами, не доводя их до стадии необратимого кон­фликта. В эпоху советско-американской конфронтации зароди­лось и получило развитие то, что было названо дипломатией кри­зиса. В период холодной войны, которую французский политолог Р. Арон охарактеризовал формулой «мир невозможен — война не­вероятна», дипломатия кризиса, управление кризисом успешно использовались не единожды, шла ли речь о Берлинском кризисе 1948 г., Суэцком кризисе 1956 г., Кубинском ракетном кризисе 1962 г., ситуациях в других регионах. Необходимость предупреж­дения, введение в определенное русло кризисов побуждало Кремль и Белый дом идти на сотрудничество, создать своего рода коали­цию против ядерной войны.

После окончания холодной войны возникла эйфория по поводу наступления бесконфликтного развития на планете. Однако надеж­дам на спокойный мир и безопасность не суждено было сбыться. По мнению большинства исследователей, общая динамика конфликтогенности на нашей планете примерно такова: в конце 1980-х и начале 1990-х гг. произошел всплеск количества конфликтов, вызванных прежде всего распадом СССР и Югославии. С середи­ны 1990-х гг. число конфликтов пошло на убыль и с конца прошло­го века продолжало держаться примерно на одном уровне. Однако в последние годы наблюдается тенденция нарастания конфликтогенности в мире.

По данным ООН, в период с 1945 по 1992 г. свыше 100 основ­ных конфликтов в мире унесли жизнь более 20 млн человек. Уже после холодной войны произошли кровопролитные конфликты в ряде регионов планеты, особой жестокостью они отличались в Африке. Конфликт в Руанде, начавшийся в 1994 г. между пле­менами хуту и тутси и длившейся почти 15 лет, стоил жизни, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн человек. В результате кон­фликта в Демократической Республике Конго (до 1997 г. — Заир), который назвали Великой африканской войной, от боевых дей­ствий, голода и болезней погибло несколько миллионов человек. Крупные конфликты с большим числом жертв произошли в Судане (между арабским населением и африканскими племенами), Уганде, Либерии, Сомали, Кот-д’Ивуаре, Шри-Ланке и ряде других стран.

В ежегоднике СИПРИ опубликован глобальный индекс миро­любия (ГИМ) за 2014 г. Для международного исследования, осу­ществляемого Институтом экономики и мира в 162 государствах, привлекаются 22 количественных и качественных показателя из высоконадежных источников по трем категориям: степень безо­пасности и защищенности общества; участие во внутренних и внешних конфликтах; уровень милитаризации. За период с 2008 по 2014 г. ГИМ зарегистрировал последовательное ежегодное паде­ние глобального уровня миролюбия. За указанный период лишь че­тыре показателя продемонстрировали улучшение, в то время как по 18 показателям наблюдался регресс [2] . По итогам 2015—2016 гг. эти показатели, по-видимому, будут еще драматичнее, учитывая рост организованного насилия в мире за эти годы.

Конфликты полыхают на Ближнем Востоке, в Африке, на Укра­ине, взрывоопасной остается ситуация в ряде других стран, в том числе на постсоветским пространстве, не уменьшается число за­мороженных конфликтов. Обстановка усугубляется активизацией международного терроризма, обострением социальной ситуации во многих государствах, нарастанием кризисных явлений в мире. Среди причин, вызывающих рост конфликтогенности в глобаль­ном масштабе, можно назвать следующие:

гегемонистские устремления США и их союзников построить мир в соответствии со своими представлениями и по своим ле­калам, что встречает растущий отпор со стороны стран и наро­дов, не желающих жить по навязанным правилам;

нарастающие противоречия между основными центрами эко­номической, политической и военной силы — США, Россией, Китаем, Евросоюзом и другими крупными стратегическими ве­личинами, у каждого из которых «своя правда», свои представ­ления о справедливом и безопасном мире;

эскалация международного терроризма, который превратился в глобальную угрозу миру и безопасности, его жертвами в 2015 г. стали граждане 92 стран. Транснациональный терроризм яв­ляется не только спутником международных конфликтов, но и одним из его источников, недаром спровоцированные терро­ристами военные действия в Ираке и Сирии уже назвали малой мировой войной;

мощные миграционные потоки, новое «великое переселение народов», дестабилизирующие ситуацию в ряде стране и реги­онов и порождающих агрессивные фобии;

деградация представлений о правилах «хорошего поведения» на международной арене, когда попираются или произвольно трак­туются нормы и принципы международного права, классическая дипломатия подчас отступает под натиском политического троллинга [3] , а грубость и провокации по отношению к оппонентам пе­реходят разумные границы. Понятно, что все это не способству­ет ни снятию напряжений, ни примирению сторон.

  1. Особенности конф­ликтов XXI в., причины обострения.

Конфликты XXI в. обрели новый характер и черты, что позво­ляет говорить об особенностях конфликтов нового поколения.

Во-первых, военные конфликты вспыхнули там, где еще 25—30 лет назад они казались невозможными: на территории бывших СССР, Югославии, в целом в Европе.

Во-вторых, видоизменился состав участников конфликтов, в них все более значимую роль играют негосударственные, неправительственные субъекты. Имеются в виду частные армии, террористы, экстремистские религиозные организации. В боевые действия вовлекаются маргиналы всех ма­стей, мотивы которых не всегда очевидны и которые по раз­ным причинам не заинтересованы в окончании конфликтов.

В-третьих, для современных конфликтов характерно сползание к варварству, несоблюдение никаких правил ведения вооружен­ной борьбы. Стирается разница между военными и невоенными объектами, «новые бойцы» нередко направляют свои действия против памятников истории и культуры и — что особенно бесче­ловечно — против мирных граждан [4] .

В-четвертых, приметой вре­мени стали асимметричные угрозы и асимметричные конфлик­ты. Они вызваны быстрым развитием научно-технического про­гресса в информационной и неправительственных военных сферах, что позволило резко повысить возможности небольших государств, террористических организаций и неправительствен­ных военных формирований создавать и осуществлять угрозы в отношении крупных стран. В ходе конфликтов с негосудар­ственными противниками неэффективным подчас оказывается самое современное оружие. Пользуясь выражением 36. Бжезинского, асимметричные конфликты демонстрируют силу слабости и слабость силы.

Появилось новое понятие — гибридные войны. Это понятие в по­следние годы активно используется политиками и военными, вклю­чается в ткань оборонных доктрин государств. По одной из версий, термин «гибридная война» был придуман военными специалистами и политологами США и при­меняется Западом для характеристики реакции России и населения русскоязычных районов Украины на государственный переворот в этой стране.

Среди российских исследователей прослеживается несколько подходов к анализу понятия «гибридная война». Один из них дела­ет акцент на том, что такая война означает масштабную подрывную операцию без участия регулярных вооруженных формирований на­падающего государства, но с опорой на внутренние политические силы страны — жертвы, которые разделяют позиции этого государ­ства.

Другие авторы толкуют гибридные войны более расширитель­но, ставят их в один ряд с войнами, которые называют нетрадици­онными, нелинейными, ползучими, сетецентрическими, где на­ряду с регулярными участвуют нерегулярные вооруженные формирования, обезличенные войска, частные военные и разве­дывательные компании, добровольцы, наемники, комбатанты не­определенного генезиса.

В таких войнах и конфликтах боевые действия и подрывные операции сочетаются с информационными и психологическими атаками, силовые акции сопровождаются использованием широ­кого спектра гражданских средств воздействия. Ареной схватки становится не только географическое, но и все многомерие соци­ального пространства. Меняется понимание доминирования и способов проекции силы. По мысли А. И. Неклессы, господство реализует себя в управлении: общий контроль над ситуацией и культурная оккупация замещает оккупацию территорий [5] .

На встрече Совета министров иностранных дел НАТО, состоявшейся 1 декабря 2015 г., была принята «Стратегия гибридных войн» и дано определение гибридной войны как тактики, при которой не используется открытое применение обычных военных средств и включающих в себя пропаганду и дезинформацию, методы экономического давления, а также тайное использование сил специального назначения.

Многое из арсенала гибридных войн использовалось давно, но никогда прежде не применялись в таких масштабах высокотехно­логичные интеллектуальные системы, радиоэлектронные и кибер­нетические средства, такие изощренные способы пропагандист­ской обработки противника и никогда раньше с таким ожесточе­нием не велись «войны памяти».

Особенность конфликтов XXI в. еще и в том, повторим, что на сме­ну межгосударственным все чаще приходят военные конфликты, протекающие в рамках одного государства. Современные внутри­государственные конфликты имеют свойство быстро приобретать международную окраску в силу вовлеченности в них большого числа стран, ООН и других международных организаций. Сирийский и укра­инский конфликты, зародившись вначале как внутренние, за ко­роткий срок превратились в международные в полном смысле этого слова.

  1. Механизмы и процедуры урегу­лирования международных конфликтов

Соотношение между силовыми и несиловыми методами разреше­ния международных конфликтов менялось в ходе истории. На про­тяжении длительного времени силовой фактор и военная мощь являлись определяющими, а несиловые способы, прежде всего пе­реговоры, сводились к подведению итогов войн и конфликтов и в этом смысле являлись вспомогательными.

В новейшее время значение несиловых методов стало возрастать. Парадоксально, но одна из причин этого — развитие и совершенствование военных технологий, появление оружия массового поражения, что делает бессмысленным его применение, ибо грозит полным уничтоже­нием всех участников конфликта. Мир становится все более вза­имозависимым и взаимоуязвимым не только в военной, но также в экономической, социальной и других сферах, что значительно ограничивает желания и возможности силового разрешения про­блем. Общая тенденция перехода к невоенным средствам разре­шения международных конфликтов относится к планетарному уровню. Однако, как видно на примере нынешнего десятилетия, в региональном и особенно локальном сегментах военная сила ис­пользуется довольно широко, причем разнообразие конфликтов и сложность их характера нарастает.

Р. Акофф выделяет три возможных исхода конфликта: разрешение, урегулирование, устранение.

  1. Разрешениеконфликта означает использование сторонами условий, порождающих борьбу и мотивирующих стремление к реализации собственных интересов, чего бы это ни стоило противнику. Стрем­ление разрешить конфликт обычно усиливает его до тех пор, пока одна из сторон не победит другую.
  2. Урегулирование означает принятие сторонами условий, порожда­ющих борьбу, и нахождение компромисса, т.е. распределение выгод и ущерба, приемлемых для противоборствующих сторон. Соглаше­ние об урегулировании обычно достигается, когда участники счита­ют, что предлагаемое распределение выигрышей и потерь относи­тельно справедливо.
  3. Устранениепротивоборства означает изменение порождающих его условий таким образом, что оно исчезает. Это можно сделать, изме­нив обстановку или состав участников борьбы.
Читайте также:  Протокол смена способа управления

В политической конфликтологии различают такие термины, как «предупреждение конфликта», «урегулирование конфликта», «раз­решение конфликта». Под предупреждением конфликтов обычно понимают деятельность, направленную на предотвращение военно­го столкновения. Урегулирование конфликта, как наиболее часто употребляемое понятие, предполагает уменьшение напряженности между сторонами, поиск взаимоприемлемых решений. Разрешение конфликта подразумевает не просто сглаживание противоречий, но и устранение самого базиса, лежащего в его основе.

Действенным способом ненасильственного урегулирования и раз­решения конфликтов выступают политические и дипломатические методы. Наиболее распространенными из них являются такие спо­собы и процедуры, используемые с давних времен, как переговоры, посредничество, примирение и др. Многие из методов предполага­ют обращение к третьей стороне, задача которой — развести сторо­ны и облегчить им достижение согласия. Стремясь к деэскалации конфликта, третья сторона не должна становиться прямым или кос­венным его участником. Требование беспристрастности — основная норма деятельности третьей стороны, а убеждение — главный спо­соб влияния на них. Вместе с тем нередки ситуации, когда третьей стороне приходится воздействовать на наиболее несговорчивых и бескомпромиссных участников конфликта путем предупреждения, нажима, отказа от предоставления экономической помощи и т. д. Что касается технологий и конкретных операционных процедур, то в дан­ном контексте может использоваться посредничество, оказание до­брых услуг, наблюдение за ходом переговоров, комиссии по рассле­дованию, арбитраж.

Использование услуг третьей стороны, посредничество, арби­траж в системе международных примирительных процедур особо оговариваются в документах Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг. Значение этих конференций, созванных по инициативе России, состоит в том, что в их 13 конвенциях и декларациях впер­вые провозглашается система международно-правовых средств мирного разрешения межгосударственных споров. В документах «О мирном решении международных столкновений», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О применении к морской войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 года», принятых на 1-й Гаагской мирной конференции, осуществлена попытка огра­ничить право государства на войну и найти пути мирного реше­ния споров. Гаагские конвенции инициировали создание такого механизма, как комиссия по расследованию, задача которой уста­новить факты и причины, лежащие в основе международного кон­фликта, понять аргументы спорящих государств и доложить их третьей стороне. Ряд положений Гаагских конвенций действует и ныне, они включены в комплекс норм международного гумани­тарного права.

Посредничество и добрые услуги совпадают по конечной цели — содействовать мирному разрешению конфликтов. Однако между ними, замечает М. М. Лебедева, есть и различия. Добрые услуги могут оказываться одной из сторон конфликта, предусматривая, в частности, предоставление своей территории для проведения встреч спорщикам, выступая своеобразным почтальоном и достав­ляя сообщения от одного участника к другому, и т. п.

Посредниче­ство же оказывается с согласия всех конфликтующих сторон и предполагает более существенное участие третьей стороны в урегулировании конфликта: она не только организует перегово­ры, но и участвует в них, помогает найти выход из сложившейся ситуации. При этом проводятся разносторонние консультации, используются приемы челночной дипломатии, которая имеет в виду поочередное согласование вопросов с каждым из участни­ков конфликта.

Различают несколько видов посредничества: прямое и косвенное, фор­мальное и неформальное, официальное и неофициальное.

Прямое посредничество: все стороны, включая посредников, одно­временно присутствуют на переговорах, посредники играют лидиру­ющую и мотивирующую роль.

Косвенное посредничество: нейтральная сторона, осуществляющая по­среднические функции, поочередно проводит консультации или пе­реговоры с каждой из конфликтующих сторон.

Формальное посредничество: третья сторона имеет закрепленный за ней формальный статус посредника, признаваемый всеми участника­ми переговоров.

Неформальное посредничество: посредник не имеет закрепленного за ним официального статуса. Неформальное посредничество предпола­гает реализацию не всех посреднических функций, а лишь их части, например только выяснение мнений.

Официальное посредничество: в роли посредника выступает некое лицо (организация), облеченное государственной властью или полномочи­ями, приданными международными структурами.

Неофициальное посредничество: не предусматривается наличие обяза­тельных властных полномочий у лица или организаций, осуществля­ющих функции посредников.

Один из методов, применяемых третьей стороной, — наблюде­ние за ходом переговоров. Сам факт наблюдения создает условия для понижения градуса напряженности между сторонами, препятству­ет нарушению ранее достигнутых договоренностей. Активно ис­пользуется в разрешении споров международный арбитраж, кото­рый от других методов отличается тем, что обладает юридической силой.

В урегулировании современных международных конфликтов велика роль посредничества. К посредникам прибегают в тех ситу­ациях, когда стороны не видят выхода из конфликта, не доверяют друг другу или вообще отказываются признать другую сторону. На долю посредников выпадает непростая задача найти пути прими­рения, несмотря на существующие разногласия конфликтующих сторон. Как показывает теория и практика конфликтов, посред­ники призваны:

— поощрять участников конфликтов к поиску взаи­моприемлемых решений;

— выявлять и сопоставлять интересы и цели сторон для нахождения точек соприкосновения между ними;

— рассматривать варианты соглашений, выдвигаемых сторо­нами;

— предлагать компромиссы или формулировать собственные предложения;

— помогать сторонам «сохранять лицо» при выходе из конфликтной ситуации;

— осуществлять контроль за выполнением достигнутых договоренностей.

Одновременно к посредникам предъявляются серьезные тре­бования относительно их профессиональных и личных качеств. Они должны быть компетентными и сведущими в причинах кон­фликта, обладать навыками переговорщика, быть влиятельными и авторитетными для сторон конфликта. И, понятно, посреднику необходимо соблюдать объективность и нейтралитет, не становит­ся на чью-либо сторону конфликта, быть заинтересованным в его урегулировании.

Традиционным методом урегулирования международных кон­фликтов являются переговоры. Как правило, они начинаются тог­да, когда одна или несколько сторон конфликта приходят к выво­ду, что дальнейшие военные действия желаемых результатов не приносят, а цена их продолжения может быть неприемлемой. Пе­реговоры инициируются или сторонами конфликта, или предла­гаются извне. Они проводятся быстро и с однозначной выгодой для одной из сторон в случае капитуляции проигравшего государ­ства или их коалиции, но чаще переговоры затянуты по времени и проходят несколько стадий. Наиболее типичными из них явля­ются такие этапы, как договоренности сторон о согласии на пере­говоры, прекращение военных действий, начало и ход переговор­ного процесса, констатация результатов переговоров, реализация достигнутых результатов.

Переговоры могут использоваться и для урегулирования кон­фликта, и для его предупреждения. Уже находясь в состоянии кон­фликта, но опасаясь его дальнейшей эскалации, стороны путем частичных договоренностей (частичных переговоров) могут из­бежать наивысшего накала в развитии конфликтов, не решая его в принципе. Переговоры и подготовка к ним могут использовать­ся также как отвлекающий маневр для достижения иных целей, допустим, для того чтобы перевооружиться и пополнить свои силы. В целом же, основное предназначение политических пере­говоровпредотвращение политических конфликтов и урегули­рование их в случае возникновения.

Существуют различные типы политических переговоров:

— по числу участников — двусторонние и многосторонние;

— на ос­новании привлечения (не привлечения) третьей стороны — прямые и непрямые;

— по масштабу решаемых проблем — внут­ренние и международные;

— в зависимости от статуса участников — переговоры на высшем уровне (глав государств и прави­тельств), на высоком уровне (на уровне министров), переговоры в рабочем порядке (между представителями организаций, движе­ний, стран).

Различны стратегии и тактики переговоров. В одних случаях стороны стремятся достичь максимальных результатов для себя, игнорируя интересы другой стороны. Для решения такой задачи используются приемы дезинформации противников о своих воз­можностях, в ход идут угрозы и ультиматумы, демонстрируется го­товность прекратить переговоры и отказаться от предыдущих до­говоренностей и т. п. Такой стратегии нажима и неуступчивости противостоит стратегическая линия на поиск взаимоприемлемых решений. Диалог сторон, происходящий в подобной атмосфере, предполагает значительную степень открытости и доверия, движе­ние к компромиссам, достижение таких решений, которые пред­полагают не только окончание конфликта, но и создание условий для дальнейшего взаимопонимания и сотрудничества.

В конце XX — начале XXI в. стали складываться новые тенден­ции в сфере международных переговоров, среди которых:

— переговоры становятся основной формой взаимодействия го­сударств, тем самым воздействуя на дальнейшее уменьшение роли военного фактора;

— растет объем и количество переговоров, их объектами стано­вятся все новые отрасли международного взаимодействия: борьба с терроризмом, изменение климата на планете, инфор­мационная безопасность и др.;

— в урегулировании конфликтов возрастает переговорная роль международных организаций на глобальном, региональном и локальном уровнях;

— в сферу переговоров вовлекаются специалисты, не имеющие профессиональной дипломатической подготовки, но обладаю­щие знаниями в области новых технологий, космоса, киберне­тики, финансово-экономических проблем, которые необходи­мы при анализе новых сфер взаимодействия между государст­вами;

— совершенствуется процесс управления переговорами на различ­ных уровнях: от высшего государственного руководства до пе­реговоров по вопросам, входящих в компетенцию рабочих групп.

Сегодня переговоры, отмечает П.А. Цыганков, становятся по­стоянным, продолжительным и универсальным инструментом международных отношений, что вызывает необходимость выра­ботки «переговорной стратегии».

В урегулировании международных конфликтов значимое ме­сто принадлежит межправительственным организациям универ­сального типа, прежде всего ООН. Для примирения сторон они используют институциональные механизмы коллективного ха­рактера, что придает им большую легитимность. Согласно Уста­ву ООН, всем странам — членам этой организации вменяется в обязанность до любого применения силы (за исключением не­обходимости законной обороны) использовать только мирные средства урегулирования. Статья 33 Устава ООН обязует кон­фликтующие стороны сначала прибегнуть к одной из традици­онных процедур урегулирования конфликта или же исполь­зовать механизмы, созданные для такой цели в рамках регио­нальных соглашений, если таковые имеются. И лишь в случае провала такой инициативы стороны должны обратиться в Со­вет Безопасности ООН (ст. 37), имеющий право рекомендовать любой способ урегулирования, который считает наиболее целе­сообразным (ст. 36).

При использовании институциональных механизмов против­ников пытается примирить авторитетная международная орга­низация. При этом традиционные способы урегулирования не отбрасываются, напротив, им придается еще больший вес в силу того, что они взяты на вооружение международным сообществом.

  1. Роль миротворчества в раз­решении конфликтов.

Среди мер, которые применяются для урегулирования между­народных конфликтов в контексте институциональных проце­дур, особое значение имеет миротворчество, осуществляемое ООН, а также другими международными организациями и отдель­ными государствами. «Роль ООН в миротворчестве, — отмечает министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лав­ров, — без преувеличения можно считать исключительной, по­скольку организация явилась первооткрывателем и остается за­конодательницей на этом важном направлении деятельности ми­рового сообщества».

В широком смысле миротворчество представляет собой ком­плекс политико-дипломатических, экономических, военных и других форм и методов коллективных усилий по восстановле­нию мира и стабильности в регионе конфликта.

В узком смысле международное миротворчество — это система операций ООН по разрешению конфликтов, которые осуществляются от имени ми­рового сообщества. В основе миротворчества лежат принципы, из­ложенные в VI и VII главах Устава ООН: в VI главе речь идет о по­средничестве и поддержании уже достигнутого мира, в главе VII — о возможности силового установления мира.

После Второй мировой войны на протяжении ряда лет миротвор­чество не имело широкого распространения. За время холодной войны было осуществлено всего несколько миротворческих опе­раций под эгидой ООН. Началом миротворческой деятельности считается 1948 г., тогда Совет Безопасности ООН принял реше­ние, утверждающее миссию для наблюдения за перемирием после первой арабо-израильской войныголубые береты»). В 1956 г. соз­даны первые Чрезвычайные вооруженные силы ООН, которые были направлены на Ближний Восток в ходе Суэцкого кризиса («голубые каски»). Функции миротворческих сил в те времена были ограничены и заключались не столько в поддержании мира, сколько в наблюдении за перемирием. Миротворцы были воору­жены легким стрелковым оружием и в большинстве случаев ни имели права открывать ответный огонь. Позже в состав миротвор­ческих операций стали включаться полицейские силы и граждан­ский персонал.

В 1990-х — начале 2000-х гг. миротворческая деятельность ООН заметно активизировалась и приобрела масштабный характер. В 1992 г. на чрезвычайном заседании Совета Безопасности ООН лидеры ряда государств обратились к Генеральному секретарю (Б. Бутросу-Гали) с просьбой внести предложения, цель которых — усиление влияния ООН в миротворчестве. В результате был под­готовлен доклад «Повестка дня для мира. Превентивная диплома­тия, миротворчество и поддержание мира», в котором изложены процедуры мирного урегулирования и предотвращения конфлик­тов. В структуре ООН в 1992 г. учрежден Департамент операций по поддержанию мира, в 2005 г. создана Комиссия по миростроительству — координирующее звено в усилиях по оказанию содействия странам, выходящим из «горячих» кризисов. За активную деятель­ность, связанную с миротворчеством, ООН в 1988 г. отмечена Но­белевской премией мира. Нобелевская премия мира в 2001 г. при­суждена Генеральному секретарю ООН (Кофи Аннану). В 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 29 мая Международным днем миротворцев.

Изменился подход к миротворчеству, ушло в прошлое время легко вооруженных миротворцев, совершавших пешее патрулиро­вание вдоль линии прекращения огня. Нынешние миротворческие операции ООН становятся все более сложными и многоплановы­ми, в них применяется тяжелая техника, беспилотные аппараты, значительный контингент военных, полицейских и гражданских лиц. Всего за 67 лет миротворческой деятельности ООН, с 1948 по 2015 г., проведена 71 профильная операция, в которых в общей сложности было задействовано более 1 млн человек из 130 с лиш­ним стран. Свыше 2800 миротворцев погибло при выполнении своего долга. По состоянию на конец 2015 г. в ооновских миро­творческих операциях служило порядка 170 тыс. «голубых касок», полицейских и гражданских лиц. Миротворческий бюджет в этом же году составил 7,9 млрд долларов.

Читайте также:  Химический способ терморегуляции это

Британский исследователь Ч. Добби относит существующие формы миротворчества к пяти основным группам:

  1. Предотвращение конфликтов (раннее предупреждение, разведка и наблюдение за разрастанием кризиса, стабилизирующие дипло­матические меры и превентивное развертывание вооруженных сил).
  2. Оказание гуманитарной помощи. Сюда включаются меры по спасе­нию, охране, возвращению беженцев и перемещенных лиц, эконо­мическая и социальная помощь гражданскому населению.
  3. Операции военной поддержки. Они проводятся для обеспечения с по­мощью военной силы безопасных условий передачи власти под международным контролем от одних политических сил или органов другим, а также для реформирования вооруженных сил и формиро­ваний, участвовавших в конфликте, под задачи мирного времени. К этому же типу относятся полицейские операции по обеспечению законности и порядка.
  4. Операции по демобилизации. Это действия по разъединению, отводу с боевых позиций, разоружению, насильственной демобилизации вооруженных формирований сторон, ранее участвовавших в столк­новениях. Такие операции могут включать широкий социальный компонент по реабилитации, возвращению к мирным профессиям и социальным функциям бывших комбатантов.
  5. Гарантии свободы передвижения или запрета на передвижение. В си­туации «расползания» конфликта приходится проводить блоки­рование внешних границ региона, или особых «зон безопасно­сти». Нередко также необходимо решать противоположную задачу обеспечения свободного выхода из «горячего» региона беженцев и перемешенных лиц или их возвращения к местам постоянного проживания.

Современное миротворчество включает в себя:

превентивную дипломатию, задача которой — не допустить раз­растания конфликта до военной стадии. В этом аспекте осущест­вляются меры, предусматривающие установление причин кон­фликта, работу гражданских наблюдателей, обмен информаци­ей, и в целом на восстановление доверия между сторонами;

поддержание мира операции небоевого характера, осущест­вляемые с согласия конфликтующих сторон и направленные на прекращение огня и разведения противоборствующих сторон. Может осуществляться путем развертывания миссий военных наблюдателей, создания буферных зон, действий миротворче­ских сил;

принуждение к миру — боевые операции или угроза применения силы, для того чтобы сдержать воюющие стороны и заставить их перейти к миру. Рассматривается мировым сообществом как крайняя мера в комплексе преимущественно ненасильствен­ных операций по урегулированию конфликтов, но такие ман­даты предоставляются все большему числу миротворческих миссий;

восстановление мира (непосредственно миростроителъство) — деятельность, осуществляемая после завершения вооруженного конфликта и направленная на возвращение к мирной жизни.

Функции миротворческих сил ограничены мандатом ООН. Как правило, эти силы не могут быть введены без разрешения государ­ства, на территорию которого направлены, иное будет восприни­маться как вмешательство во внутренние дела. Однако операции в рамках «принуждения к миру» стали осуществляться и без согла­сия государств, в которых возник конфликт (Югославия, Ливия и др.). Состав вводимых сил и их действия не должны давать ос­нований для обвинений в том, что они занимают ту или иную сто­рону конфликта.

Современные операции ООН по поддержанию мира имеют раз­вернутые мандаты, включают в свой состав военный, полицейский и гражданский компоненты. В их задачу входят:

— защита граждан­ского населения;

— помощь в создании национальных полицейских сил;

— контроль за соблюдением прав человека;

— содействие в социально-экономическом восстановлении стран, пострадавших от конфликтов.

Миротворческие силы могут называться «чрезвычайными», «вре­менными», «силами разведения», иметь различные мандаты, опре­деляющие сроки операций, допустимые средства достижения цели, включая тяжелые вооружения, военно-морские силы, авиацию.

Сроки проведения миротворческих операций продолжаются от нескольких месяцев до нескольких десятков лет. Например, опе­рация ООН, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, длится с 1949 г. Миротворцы на Кипре, решающие задачу поддержания мира и предотвращения столкновений между турками-киприотами и греками-киприотами, находятся на острове более 40 лет. Ман­дат на их пребывание продлевается каждые полгода.

Операции или миссии ООН по поддержанию мира во многих случаях способствовали урегулированию вооруженных конфлик­тов. Успехом завершились операции в Сальвадоре, Мозамбике, Камбодже, Восточном Тиморе, ряде других стран. Однако миро­творцы не смогли предотвратить геноцид в Руанде, этнические чистки в Боснии и Герцеговине, провалом закончилась в 1993 г. операция в Сомали, вызвавшая гибель значительного числа лю­дей, в том числе миротворцев из Пакистана и США.

Кроме ООН, миротворческой деятельностью занимаются дру­гие международные организации, а также отдельные государства. В данной связи все чаще ставится вопрос о легитимности и эф­фективности разных типов «операций в пользу мира», организуе­мых различными субъектами международных отношений. Вместо единой практики миротворчества под эгидой ООН и по мандату ее Совета Безопасности существуют иные модели вмешательства в конфликты со стороны других стран или их коалиций. За послед­ние 15 лет не менее 10 раз происходило (или по крайней мере на­чиналось) без санкции ООН вмешательство крупных государств и региональных организаций в военные конфликты. Самый пока­зательный пример — 78-дневная бомбардировка силами НАТО Югославии в 1999 г.

Со времени создания Североатлантического альянса и до сере­дины 1990-х гг. блок не провел ни одной боевой операции, затем они стали следовать одна за другой: в Боснии — в 1995 г., Косо­во—в 1999 г., Македонии — в 2001 г., в операциях многонацио­нальных сил в Ираке — в 2003 г., в Ливии — в 2013 г. Крупнейшая операция сил НАТО за пределами своей зоны ответственности была осуществлена в Афганистане, проводившаяся в рамках Меж­дународных сил содействия безопасности (МССБ). Она продол­жалась с 2001 по 2014 г., в ней участвовали 133 тыс. военнослужа­щих из почти 50 стран мира, включая 90 тыс. солдат и офицеров США. После официального завершения операции по состоянию на начало 2017 г. американская военная группировка в количестве около 8,4 тыс. человек оставалась в этой стране.

Операции НАТО дополняются усилиями Европейского союза. Миротворческие миссии Европа проводит в том случае, когда НАТО как самостоятельная организация в них не участвует. В 2003 г. Евросоюз принял из «рук» НАТО полномочия по даль­нейшему проведению операции в Македонии (операция «Кон­корд»), в 2004 г. — по обеспечению безопасности в Боснии и Герцеговине (операция «Антея»). Однако у Евросоюза нет ни же­лания, ни возможности соперничать с НАТО. Обе организации могут дополнять друг друга, но не быть конкурентами. У НАТО се­рьезные военные возможности, неоспоримые преимущества в «жесткой» силе. Евросоюз обладает большим инструментом «мягкой» силы, прежде всего в сфере дипломатии, политики, эко­номики.

В 1973 г. наша страна подключилась к участию в международ­ной Миротворческой деятельности, тогда 35 советских офицеров в качестве военных наблюдателей были направлены на Ближний Восток для прохождения службы в органах ООН по наблюдению за перемирием в Палестине. В 1992 г. впервые был задействован российский военный контингент в операции Сил ООН на терри­тории бывшей Югославии. С этого же года Россия направляет в миротворческие миссии ООН и своих полицейских.

По мандату ООН российские миротворцы действовали в раз­личных горячих точках. К примеру, в Косово размещался россий­ский контингент численностью 1300 военнослужащих. Из их со­става в ночь на 11 — 12 июня 1999 г. был совершен знаменитый 600-километровый марш-бросок десантников на Приштину, ко­торые заняли расположенный в его окрестностях международный аэропорт раньше натовской группировки и удерживали его до уре­гулирования ситуации.

В последние годы миротворческая деятельность России за пре­делами постсоветского пространства по мандату ООН снизилась. По размеру предоставленного в распоряжение ООН миротворче­ского контингента Российская Федерация в 2010 г. занимала 31-е место, в 2013 г. — 61-е место, в 2015 г. — 71-е место (72 миротворца в 9 миссиях). Кроме того, российский миротворческий контингент в составе почти 450 военнослужащих находится в Приднестровской Молдавской Республике, где обеспечивает миссию по поддержа­нию мира вместе с миротворцами из Молдовы, Приднестровья и во­енными наблюдателями из Украины. Как подчеркивает Н.И. Ха­ритонова, миротворческая операция на Днестре, одобренная ООН в 1992 г., уникальна, так как в ней участвуют все стороны конфлик­та. Более чем за 20 лет ее реализации в зоне безопасности не было ни одного столкновения с применением огнестрельного оружия. Приднестровье является единственным регионом в Восточной Ев­ропе, где после ввода миротворческого контингента военные дей­ствия были прекращены и не возобновлялись.

Существует мнение, что миротворческая деятельность России под флагом ООН ниже, чем она могла бы быть у великой держа­вы. Но при этом не следует забывать, что Российская Федерация результативно задействовала свой миротворческий потенциал в ряде постсоветских республик:

— Абхазии (июль 1994 г. — август 2008 г.);

— Южной Осетии (июль 1992 г. — август 2008 г.);

— Придне­стровье (июль 1992 г. — н/вр.).

Кроме того, на протяжении мно­гих лет Россия выступает как крупнейший поставщик авиауслуг, используемых ООН. Российские миротворческие операции осу­ществлялись как в составе миссий ООН и коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, так и самостоятельно, на основе меж­государственных соглашений.

В ныне действующей Военной доктрине Российской Федера­ции подчеркивается важность участия России в миротворческой деятельности, в том числе имея в виду выдвижение представите­лей страны в руководящие структуры миротворческих миссий. Предпринят и ряд практических шагов. Для участия в междуна­родных миротворческих операциях сформирована 15-я отдельная мотострелковая бригада, в рамках Организации Договора о кол­лективной безопасности (ОДКБ) созданы миротворческие силы общей численностью в 4 тыс. человек. Показательно, что ни одна международная организация, кроме ОДКБ, не имеет миротворче­ских сил на постоянной основе. По решению ее высшего органа — Совета коллективной безопасности миротворческие силы могут быть задействованы прежде всего на территории государств — чле­нов ОДКБ, но также и в других регионах.

Традиционную типологизацию выдвигает профессор Универ­ситета Вирджинии М. Нордквист. Он, в отличие от многих других амери­канских авторов, является сторонником строгого ограничения операций рамками мандата ООН и выделяет четыре типа традиционных форм ми­ротворчества.

  1. Наблюдательные миссии. Их задачанаблюдать, устанавливать факты, контролировать выполнение соглашений, проверять, докладывать. Как правило, участники таких операций вообще не вооружены, но в отдельных случаях располагают базовыми средствами самообороны. Типичные зада­чи таких операций — контроль соблюдения прекращения огня и демарка­ционных линий, границ, подтверждение вывода или разоружения воору­женных формирований, мониторинг назревающих военных конфликтов, наблюдение за соблюдением прав человека и их нарушениями, наблюда­тельные миссии в ходе организации выборов, а также контроль соблюде­ния любых политических договоренностей и соглашений между сторона­ми конфликта.
  2. Межпозиционные (разделительные) операции. Их задачаразвести конфликтующие стороны. Чаще всего подобные опера­ции применяются непосредственно после этапа вооруженной борьбы, по­этому миротворцы должны быть вооружены и по-военному организованы. Для таких операций обычно используются регулярные части и соединения, которые вводятся в «буферную зону» или «зону безопасности» между враж­дующими группировками. Поскольку задача разъединения должна быть ре­шена быстро, нередко используются десантные войска. Разъединение позво­ляет резко снизить вероятность инцидентов вооруженной борьбы и создает благоприятные условия для переговоров сторон. Если переговоры удаются, разъединительная операция переходит в наблюдательную миссию.
  3. Операции поддержки порядка в условиях переходных периодов. Это группа операций, предназначенных для стабилизации си­туации в период социальных катаклизмов, гражданских войн и посткон­фликтных периодов возвращения к нормальной мирной социально-по­литической жизни. Нередко такие операции проводят полицейские, а не армейские силы. Типовые задачи:

— контроль над действиями (и, возможно, разоружение) народных ополчений, добровольческих вооруженных фор­мирований;

— сбор и конфискация оружия у населения;

— ликвидация неза­конных арсеналов и складов оружия;

— организация институтов временного или постоянного гражданского управления;

— гуманитарная и экономиче­ская помощь пострадавшим регионам;

— работа с беженцами;

— общее патру­лирование и поддержание закона и порядка на ранее охваченных конфлик­том территориях.

  1. Предупредительное развертывание. Развертывание международных сил в районе потенциального конфликта применяется по просьбе правительства страны в целях предотвращения перехода конфлик­та в стадию вооруженных столкновений. Следует особо отметить, что речь идет о введении международных войск не вопреки, а в соответствии с по­литической волей государства, т.е. это легитимное вмешательство. Разно­видностью превентивного развертывания является демонстрация силы, которая призвана подтолкнуть стороны к переговорам, поскольку станет ясна бесперспективность военной победы любой из сторон. Если речь идет о назревающем конфликте двух государств, то может производиться раз­вертывание международных сил по обе стороны границы.

Литература

Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С.233-255.

Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. С.10-75.

[1] См.: Ежегодник СИПРИ 2015. Вооружения, разоружение и международная без­опасность: пер. с англ. М., 2016. С: 126, 128.

[2] См.: Ежегодник СИПРИ 2015. С. 154-159.

[3] Троллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении.

[4] В некоторых конфликтах из каждых десяти погибших девять были гражданскими лицами. Так, за период конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-1994 гг. погибло около 200 тыс. мирных жителей, более 2 млн стали беженцами. См.: Заемский В. Ф. ООН и миротворчество: курс лекций. М., 2008. С. 50.

[5] См.: Неклесса А. И. Гибридные войны. Облик и параметры вооруженных кон­фликтов в XXI в. // Независимая газета. 2015. 18 сентября.

Источник

Оцените статью
Разные способы