- «В сравнении»: Не разумом единым. Метафизическое и постметафизическое мышление
- Сегодня мы решили взять на себя смелость разобраться в перипетиях интеллектуальной эволюции таких понятий как метафизическое и постметафизическое мышление, и, заодно, просветить в этом вопросе интересующихся энтузиастов. Concepture публикует емкий материал о проблеме соотношения двух типов мышления.
- История жизни одного удачного термина
- История смерти одного удачного термина
- Долой категоричность!
- Рекомендуем прочесть:
- § 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
- Читайте также
- IV. Мышление
- 4.3. Мышление
- 2. Просветляющее экзистенцию мышление.
- 3. Метафизическое мышление.
- 13. МЫШЛЕНИЕ И РЕЛИГИЯ
- Мышление
- 15 Мышление
- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- 1. Спекулятивное мышление
- III. Мышление
- МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- b) Мышление
- В. Мышление
- 5. Мышление как познание
- Неевклидово мышление
«В сравнении»: Не разумом единым. Метафизическое и постметафизическое мышление
Сегодня мы решили взять на себя смелость разобраться в перипетиях интеллектуальной эволюции таких понятий как метафизическое и постметафизическое мышление, и, заодно, просветить в этом вопросе интересующихся энтузиастов. Concepture публикует емкий материал о проблеме соотношения двух типов мышления.
История жизни одного удачного термина
Как известно, первоначально термин «метафизика» был введен исключительно в целях удобства классификации работ Аристотеля. Систематизатор его сочинений Андроник Родосский так окрестил весь корпус сочинений Стагирита, не подпадавших под рубрику «физика». Мета-физика в переводе с греческого буквально означает – то, что после физики.
Со временем, однако, смысл, который стали вкладывать в это слово, кардинально изменился. Метафизикой начали называть любое философское учение о невидимой сущности (сущностях) мира, лежащих в его основе. Кратко пробегая курс древнегреческой философии можно вспомнить такие понятия как «Нус», «Апейрон», «Эйдос», «Логос» и т. д. Всё это метафизические понятия, или точнее понятия, выражающие ту или иную метафизическую сущность.
Необходимо отметить, что в Античности метафизика носила преимущественно субстанциальный характер. Поскольку древних греков больше волновал окружающий их мир нежели они сами, метафизические теории древности были направлены на объяснение мироустройства. Можно сказать, что в это время метафизика была почти абсолютным синонимом онтологии.
В Средние века в контексте утвердившегося теоцентризма метафизика слилась с богословием. Теперь она уже не указывала на первоначало мира, ведь каждый знал или по крайней мере верил, что таковым является Бог. Метафизика же состояла в объяснении того, каким именно образом Бог сотворил мир.
В Новое Время, когда ведущей стала идея об имманентном саморазвитии мира и акцент с Космоса и Бога сместился на человека, метафизика приобрела сугубо гносеологические характеристики. Людей Нового Времени в отличие от древних греков не интересовал окружающий их мир; гораздо больше их интересовало то, как они его познают.
Не удивительно поэтому, что в этот период слово «душа» почти полностью заменяется на слово «самосознание». Если в Античности «душа» означала онтологический принцип самодвижения; в Средневековье – чувствилище человека; то в Новое Время смысл «души» целиком сводился к познавательной способности. И так продолжалось вплоть до XX века.
История смерти одного удачного термина
Считается, что теория вырастает из практики. К началу XX века открытия естественных наук пошатнули традиционные теоретические воззрения. И не только они. Историческое движение, ознаменованное в это время открытием равноценности множества различных культур, войнами, процессами модернизации и т.д., также сыграло в этом не последнюю роль.
Выяснилось, что человек – это не просто самосознание. В список его конститутивных черт входит многое иное помимо разума. Если быть конкретным, в неклассической научной парадигме значимыми антропологическими параметрами становятся:
Принципиальная телесность человека. Включение факта телесной воплощенности субъекта в дискурсе о человеке позволяло перевести фокус внимания с абстрактных тематизаций на вполне конкретные реалии. Помимо гносеологического контекста, который раньше был не просто доминирующим, но и единственным, не менее значительным и даже определяющим стал контекст эмпирический. С этого момента нельзя было говорить о человеке вообще, но только о конкретном (том или ином) человеке. В плане методологии подобный акцент заставил философскую мысль обращаться к данным прикладных наук.
Наличие измерения бессознательного в человеке. Учет фактора бессознательного начала в человеке подрывал такую, ранее конститутивную, характеристику субъекта, как самоочевидность Я. Это означало реактуализацию декартовского сомнения. Как известно, познаваемость мира Декарт выводил из аксиомы самоочевидности собственного сознания для познающего субъекта. Но раз в субъекте помимо сознания присутствует неочевидное для него бессознательное, нет никаких гарантий безошибочности суждений человека относительно мира и самого себя. Отсутствие прямого доступа к основанию субъектности человека породило различные техники косвенного анализа. Наиболее эффективной и распространенной среди них считается психоаналитическая беседа. Таким образом, на смену классическим рефлексии и интроспекции приходят диалог и нарратив.
Принципиальная коммуникативная онтология человека. Если раньше человек, отождествляемый с познающим субъектом, понимался как исходное начало, то теперь он трактуется как производное социокультурных нарративов. Категория «Я», бывшая центральной в классической философии, уступает место категории «Другой». В общефилософском смысле это стало причиной перехода от мировоззрения монистского толка к плюралистскому, от Универсума к Плюриверсуму. Другой – это не просто не-Я, это радикальное иное Я; Я, которое не сводимо ни к отношению тождества, ни к отношению отрицания.
В условиях радикальной трансформации координат новой парадигмы классическая метафизика перестала быть адекватной в любом из своих трех предыдущих вариантов. Именно поэтому многие исследователи констатировали смерть метафизики и объявили наступление постметафизической эпохи.
Долой категоричность!
Пожалуй, Юрген Хабермас был первым, кто попытался использовать эпитет «постметафизический» для категориального и, следовательно, категоричного разграничения современного и традиционного, т.е. «метафизического» мышления.
Прежде всего следует отметить, что постметафизическое мышление – это не описательное, а нормативно-проективное понятие. Другими словами, это удобный концептуальный конструкт, суммирующий и выражающий основные мотивы современного мышления. Эти мотивы, в свою очередь, представлены господствующими теориями в интеллектуальном пространстве современного Запада. Среди них: аналитическая философия, западный марксизм (не путать с советским), структурализм и феноменология.
Если же набрасывать схематические контуры постметафизического мышления, то можно выделить следующие опорные пункты:
Лингвистический поворот, который выразился в намерении современных философоф решать метафизические и гносеологические проблемы не путемвопрошания о мире или изучения структур сознания, а посредством анализа языка.
Ситуирование разума, которое идеалу классической рефлексии (бестелесному взгляду с позиции вечности) предпочитает рефлексию, учитывающую тактильные ощущения и психомоторику.
Процессуальную рациональность (фаллибилизм) – установку, согласно которой любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.
Мирораскрывающий потенциал повседневности, который в первую очередь означает инверсию традиционного примата теории над практикой.
Подводя итог, можно заключить, что метафизическое мышление – это мышление, которое преобразует реальность в соответствии с различными идеальными теориями (этическими, эстетическими, гносеологическими), а постметафизическое мышление – это мышление, которое формулирует мягкую, гибкую теорию на основе различных практик (политических, социальных, культурных).
Рекомендуем прочесть:
1. Ж.-М. Шеффер – «Конец человеческой исключительности».
2. Ж. Липовецки – «Эра пустоты».
Источник
§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию
Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки первоначальной ясности заглавия «Основные понятия метафизики» мы скоро увидели, что стоим перед этой целью, по существу, в растерянности, постигшей нас, как только мы понастойчивее задались вопросом, что это такое, метафизика, — вещь, которую должны же мы все-таки в основных чертах знать, чтобы занять какую-то позицию по отношению к тому, с чем имеем дело. Когда в вопросе, что такое метафизика, мы пробуем идти проторенными путями, которые напрашиваются сами собой и которыми все исстари ходят, когда определяем философию как науку, или как мировоззренческую пропаганду, или пытаемся сравнивать философию с искусством и религией, или, наконец, пускаемся в определение философии путем историографической ориентировки, то оказывается, что каждый раз мы движемся окольным путем, — окольным не просто потому, что можно было бы короче, но потому, что мы только ходим вокруг да около нашего дела. Эти окольные пути, собственно, — лесные тропы (Holzwege), пути, которые внезапно прерываются, ведут в тупик.
Но эти соображения и эти попытки, лишь вчерне перебираемые нами, показывают нам нечто существенное: что мы абсолютно не вправе тем самым увиливать от непосредственного, прямого схватывания философии и метафизики; что именно в том и заключается трудное, — действительно держаться темы нашего вопрошания и не искать себе лазеек по окольным путям. Такая неотступность особенно трудна, прежде всего потому, что философия, коль скоро мы всерьез спрашиваем о ней самой, ускользает от нас туда, где она собственно и есть: как дело человека — в сущностных недрах человеческого бытия.
Нечаянно и, казалось бы, прихотливо мы обратились к изречению Новалиса, согласно которому философия есть ностальгия, тяга повсюду быть дома. Мы попытались истолковать это изречение. Мы попытались что-то из него извлечь. Оказалось, что это стремление быть дома повсюду, т. е. экзистировать в совокупном целом сущего, есть не что иное, как потребность задаться своеобразным вопросом, что значит это «в целом», именуемое нами миром. В нашем вопрошании и искании, в наших метаниях и колебаниях дает о себе знать конечность человека. То, что совершается в этой обусловленности концом, есть последнее уединение человека, когда каждый за себя как единственный стоит перед целым. Так оказалось, что это охватывающе-понимающее вопрошание коренится, по существу, в той захваченности, которая призвана нас определять и на почве которой мы только и обретаем способность всеохватывающего понимания и схватывания того, о чем спрашиваем. Всякая захваченность коренится в настроении. В конечном итоге то, что Новалис называет ностальгией, есть фундаментальное настроение философствования.
Возвращаясь к первому шагу нашего предварительного рассмотрения и снова спросив: что значит название «Основные понятия метафизики»?, мы теперь уже не будем понимать его просто по аналогии с «первоначалами зоологии», «основоположениями лингвистики». Метафизика не специализированная наука, где мы с помощью некой умственной техники дознаемся до чего-то в ограниченной предметной области. Мы воздержимся от того, чтобы помещать метафизику как научную дисциплину в ряду прочих. Нам придется пока оставить открытым, что это вообще такое — метафизика. Мы видим только: метафизика есть фундаментальное событие в человеческом бытии. Ее основные понятия суть понятия, последние же — как принято говорить в логике — суть представления, в которых мы представляем себе нечто общее или нечто вообще, нечто в аспекте того универсального, что многие вещи имеют между собою сообща. На почве представления этого всеобщего мы в состоянии определить отсюда отдельные данности, например эту вот вещь — как кафедру, ту — как здание. Понятие есть некоего рода определяющее представление. Но таковыми основные понятия метафизики и понятия философии вообще явно не будут, если мы вспомним, что сама она коренится в той захваченности, в которой мы не делаем схватываемое предметом представления, но движемся совершенно другим способом, исходно и в принципе отличным от любого научного подхода.
Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос.
Соответственно основные понятия тут — не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области (животное, язык), но понятия особенного рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они — охватывающие понятия еще и во втором, равно существенном и связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие — не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.
Читайте также
IV. Мышление
IV. Мышление Если из восприятий в одну сторону, в вышину, так сказать, развивается абстрактное представление, то в другом направлении – вширь и глубь – идет основанное на них развитие мышления и размышления. Что это такое – мышление, т. е. упорядоченное и связное мышление?
4.3. Мышление
4.3. Мышление Мышление, логическое познание – опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; как уже говорилось, мышление необходимо
2. Просветляющее экзистенцию мышление.
2. Просветляющее экзистенцию мышление. — Если в обратном восхождении от всякого определенного бытия к существованию как всеобъемлющему сознанию, в котором только и есть то, что вообще есть для нас, философия позволяла осознать подходы анализа существования, то в обратном
3. Метафизическое мышление.
3. Метафизическое мышление. — Безусловно действуя в пограничных ситуациях, экзистенция опытно переживает свою ориентировку в шифрах трансценденции, которые, как абсолютная предметность, наполняют ее сознание, так же как предметы в мире наполняют сознание вообще.Но если
13. МЫШЛЕНИЕ И РЕЛИГИЯ
13. МЫШЛЕНИЕ И РЕЛИГИЯ Довольно измерить всю глубину преобладания внутреннего момента в индоарийском мышлении, чтобы понять, сколь тесным родством это мышление связано с религией.В самом деле: ставить индусскую философию, как «чистую, систематическую философию», в ряд с
Мышление
Мышление Мышление — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и
15 Мышление
15 Мышление Мир нас мыслит, но тогда, когда мы его мыслим… В сущности, мышление дуально, оно вовсе не является мышлением обособленного субъекта, оно распределяется между нами и миром: мы можем мыслить вселенную только потому, что сами определенным образом подвергаемся
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Идеология создается по определенным правилам, которые в совокупности образуют идеологический способ мышления (или аппарат идеологизированного сознания). Этот способ прививается всем идеологически обрабатываемым людям. Благодаря этому способу
1. Спекулятивное мышление
1. Спекулятивное мышление В силу этого при изучении науки дело идет о том, чтобы взять на себя напряжение понятия. Это напряжение требует внимания к понятию как таковому, к простым определениям, например, в-себе-бытия, для-себя-бытия, равенства с самим собой и т. д.; ибо они
III. Мышление
III. Мышление § 163Мышление – это деятельность духа в его независимой, себе самой равной простоте, самопроизвольно вносящей в себя самое определения, обладающие характером равенства самим себе и характером всеобщности.1. Рассудок§ 164Рассудок есть способность мысленно
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ «Магическое мышление» — это нахождение некоей символической взаимосвязи между общим и частным. Считается, что в норме оно свойственно детям, но с взрослением должно уступать место разумному мировосприятию нормальных и объяснимых
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Идеология проявляется в том, каким образом данные научного познания и творчества в сфере культуры преподносятся членам общества в книгах, газетах, журналах, театре, кино, телевидении и вообще во всем том, что люди видят, слышат, читают. Есть два
b) Мышление
b) Мышление Великие умы противопоставляли этому воззрению чувство в груди человека, инстинкт самосохранения, благожелательные склонности по отношению к другим людям, влечение к общительности; последнее Пуффендорф также положил в основание своей системы права. Исходя из
В. Мышление
В. Мышление 8. Мышление как более высокий опыт в опытеВнутри бессвязного хаоса опыта мы находим — и притом сначала также как факт опыта — некоторый элемент, который выводит нас из этой бессвязности. Это есть мышление. Мышление даже уже как факт опыта занимает
5. Мышление как познание
5. Мышление как познание Мышление – это познавательная деятельность субъекта, но в мышлении ничего нельзя понять, если рассматривать его сначала как чисто субъективную деятельность и затем вторично соотносить с бытием; в мышлении ничего нельзя понять, если не
Неевклидово мышление
Неевклидово мышление Неевклидова геометрия описывает кривизну пространства. Мы уже видели, что такие формулы евклидовой геометрии, как c2 = a2 + b2, справедливы только для плоского мира. Вблизи вас Земля кажется плоской. Небольшие озера кажутся плоскими. Именно из-за этого
Источник