- Что такое мазут, как и где используют
- Свойства мазута
- Фракционный состав мазута (химический)
- Способы получения мазута
- Технические характеристики
- Марки мазута
- Плотность мазута
- Применение мазута
- Мазут на рынке и экспорт из России
- Что такое мазут и какой он бывает.
- Дата публикации: 02-02-16
- Виды мазута топочного
- Флотские мазуты
- Мазут: кто покупает и для чего используется
- Кому необходим мазут
- Что именно производят из мазута
Что такое мазут, как и где используют
Мазут – это черная вязкая субстанция, которая остается после перегонки нефти и выделения дистиллятных фракций. Даже перевод его названия означает, что это отходы, получаемые при перегонке.
Температура, при которой его получают, 350-360 градусов. Нефтепродукт применяется в нефтеперерабатывающей, сельскохозяйственной, судовой, металлургических областях.
Свойства мазута
Использование этого продукта напрямую связано с его составом, который зависит в свою очередь от состава исходного сырья, степени отгона основных фракций. Черного или темно-коричневого цвета жидкость отличается горючестью.
Одним из основных параметров считается вязкость. Этот показатель лежит в пределах 8-80 мм2/с. От его величины зависит область применения, а также условия наполнения емкостей для транспортировки, особенности перевозки и слив. Из-за того, что этот показатель растет при понижении температуры, с перекачкой и сливом возникают трудности, состоящие в предварительном подогреве.
Также к основным характеристикам относятся:
- Сернистость, т.е. % входящей в состав серы: до 0,5% — малосернистый мазут, не выше 1% — сернистый, 1-3,5% — высокосернистый;
- Зольность – она не превышает 0,3%;
- Температура, при которой вещество застывает – 10-40 градусов;
- Наименьшее тепло, выделяемое при сгорании – в среднем 40 МДж/кг.
Фракционный состав мазута (химический)
В мазуте присутствует много химических веществ и элементов:
- смолы нефтяные – 500-3000 500-3000 г/моль;
- карбены, карбоиды, асфальтены;
- металлы – натрий, железо, ванадий, кальций, никель;
- водород – 10-12%;
- углерод – 83 – 87%;
- кислород и азот – 0.2-1,9%;
- сера – 1-3,5%.
Способы получения мазута
Основной способ получения этого вещества — выделение из нефти (температура выкипания 350-360 °C). В незначительных объемах его производят из каменного угля отдельных марок и горючих сланцев.
Как уже было сказано, свойства конечного продукта зависят от состава исходного сырья (нефти) и степени переработки.
Технические характеристики
- Вязкость – главный показатель. Она определяется соотношением временных показателей, т.е. времени истечения 200 миллилитров мазута при температуре окружающего воздуха ко времени истечения воды, взятой в том же количестве при 20 градусах.
- Влияют на этот показатель плотность и смолистость. Первая указывает на способность отделения от состава воды и механических примесей (чем она выше, тем сделать это проще). Для удаления воды существует специальное оборудование, благодаря которому плотность можно повысить. Допустимыми пределами для нее считают 0,89-1,02 г/см3
- Зольность – тоже важная характеристика. Показатель ее не должен быть больше нормативного значения, чтобы зола, сгорая, не засоряла форсунки. В противном случае придется часто чистить оборудование, что сопряжено с дополнительными расходами. Кроме того, повышенное содержание золы ухудшает экологическую обстановку в регионе и приводит к ускорению коррозии металлов.
- Сернистость — показатель лежит в диапазоне 0,5-3,5 %. Чем он больше, тем быстрей изнашивается оборудование и сильнее загрязняется окружающее пространство.
- Температура вспышки не одинакова для всех марок: 110 градусов – для М-100 и всего 90 – для М-40.
- Температура затвердевания — для М-40 она равна 10 градусам, и не превышает 36 градусов для остальных марок.
Марки мазута
Маркировка соответствует ГОСТ 10585-2013: буквой обозначают область использования (М-топочный, Ф – флотский), цифрой – плотность продукта.
- М-40 – топочный мазут, получаемый из отходов, образовавшихся при переработке нефти. Среднедистиллятных, снижающих до 10 градусов температуру застывания, фракций может в нем быть от 8 до 15;
- М-100 – тоже топочный мазут, в производстве которого используют добавки в виде газойлевых фракций. В отличие от первой марки, содержит в качестве добавок керосиновые фракции, ДТ, депрессорные специальные присадки;
- Ф5 — флотский, получаемый в процессе перегонки нефти, имеет в составе керосино-газойлевые фракции (до 22%). Это качественный продукт, содержащий до 40% ДТ и до 60% мазута, малое количество серы и других вредных веществ. Допускает использование присадок, понижающих температуру твердения.
Плотность мазута
Этот показатель регламентируется ГОСТ 10585-2013.Определяют плотность при 15 градусах. Для марки Ф5 плотность равна 958,3 кг/м3. Для М40 и М100 – соответственно 965 кг/м3и 1015 кг/м3.
Применение мазута
Эту разновидность топлива, использовать можно в системах индивидуального отопления домов, спецтехнике и силовых агрегатах, технологических промышленных установках, в быту и в сельхозфермах.
Этот нефтепродукт используют в качестве котельного и бункерного топлива, идет он на изготовление флотского мазута, топлива для крейцкопфных моторов, применяется в фермерских хозяйствах (М-40) для просушки зерна, овощей и фруктов, изготовления кормов. В быту он подходит для отопления частных домов. Ф5 используется на судовых энергоустановках в качестве топлива. М100 подходит для систем парового отопления и т.д.
Помимо использования в чистом виде, мазут подвергают повторной переработке, получая гудрон, являющийся составляющей битума. Последний служит материалом для устройства и ремонта дорог и кровель. Большая его часть идет на изготовление смазочных материалов.
Мазут на рынке и экспорт из России
Перевозят мазут автомобильным и железнодорожным транспортом. Для автоперевозок используют различные виды цистерн: автоцистерну, цистерну-прицеп, термос и полуприцеп. Поскольку груз является опасным, работающие с ним транспортные организации должны иметь всю нужную документацию. Для доставки на значительные расстояния более рентабельным является транспортировка по трубопроводу. Из-за того, что мазут становится более вязким при низких температурах, перекачивать и транспортировать его становится труднее: без предварительного подогрева в такой ситуации не обойтись.
В последние годы на мировом рынке отмечается спад спроса на этот продукт. Снижение объясняют переходом на низкосернистое топливо, уменьшение его объема для производства тепла и электроэнергии, переход на использование газа для отопления промышленных и жилых помещений.
Аналитики прогнозируют, что спад продаж будет продолжаться. Хотя в силу медленного перехода на гибридное топливо, процесс этот будет плавным.
Пока же лидирующие позиции по продажам мазута занимают Сингапур и Китай. Их доля в общем объеме соответственно достигает 10,2 и 9,9 процентов. В числе лидеров также США, Франция, Великобритания, Япония и Германия.
В России также отмечено снижение производства мазута топочного. Оно имеется не только на внутреннем российском рынке, но и в поставках в другие страны: в первом полугодии минувшего года экспорт составил лишь 14,2 миллиона тонн. Свой вклад в ситуацию внесла пандемия COVID-19. После снижения цены в начале года, рынок несколько оживился, котировки мазута, содержащего 3,5% серы, выросли в странах Северной Европы. Крупнейшим потребителем темного продукта остаются США (до 32%), второе место занимают Нидерланды (11%).
Источник
Что такое мазут и какой он бывает.
Дата публикации: 02-02-16
Мазут является смесью углеводородов и нефтяных смол с наличием асфальтенов, карбоидов, карбенов и различных металлов (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca), присутствующих в органических соединениях. Получают этот нефтепродукт путем переработки нефти, а также подмешивания тяжелых остатков, получившихся после первичной перегонки или каких-либо вторичных процессов.
На сегодня разработаны технологии получения различных видов мазута:
- — М-40
- — М-100
- — прямогонный
- — топочный
- — флотский Ф-5
- — флотский Ф-12
- — котельное топливо
- — мазут-Т
- — технологическое топливо
- — негостированный мазут
Мазут 1 и 2 вида используется в транспортных средствах, технологических установках и стационарных мазутных котельных. 5 и 6 вид применяется в двигателях и агрегатах судов.
Виды мазута топочного
Топочный мазут – наиболее распространенная разновидность тяжёлого жидкого топлива. Его принято классифицировать на флотский мазут (используемый в двигателях и прочих энергетических установках морских судов) и топливо для печей. Последнее применяется не только в промышленных печах, но и в системах стационарных паровых котлов.
Получить топочный мазут можно уже при первой перегонке сырой нефти. В зависимости от способа производства готовый продукт бывает прямогонным и крекингом. Первый – является смесью тяжёлых остатков нефти и маловязких фракций после её прямой перегонки. Крекинг-мазут является более тяжёлым и высоковязким остатком крекинг-процесса.
Топочное топливо бывает двух марок (ГОСТ 10585-75):
- — М-40 (обладает меньшей температурой застывания благодаря добавлению среднедистиллятных фракций)
- — М-100 (среднедистиллятные фракции отсутствуют)
Флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 относят к тяжёлому моторному топливу, равно как и топливо марки ДТ и ДМ. Еще одна разновидность судового топлива – дистиллятное ТМС.
Отдельная категория – печное бытовое топливо, которое применяется для сжигания в обогревающих жилые дома отопительных установках. Это устройства небольшой мощности, которые, как и промышленные теплогенераторы, нуждаются в топливе, несколько более тяжелом, нежели дизельное. Его расход относительно низок, к тому же печное топливо имеет низкую себестоимость производства.
Флотские мазуты
Для получения флотского мазута Ф-5 применяется смесь обычного прямогонного мазута (60-70%), а также дизельного топлива с депрессорной присадкой (30-40%). Нефтепродукт марки Ф-12 обычно вырабатывается в относительно небольших количествах при помощи технологии прямой перегонки нефти. В этом флотском мазуте отмечается пониженное содержание серы (0,6% при 2,0% в марке Ф-5), а также большая вязкость (12 °ВУ при 50 °С при 5 °ВУ в марке ф-5).
Источник
Мазут: кто покупает и для чего используется
Мазут фактически является побочным продуктом при производстве более востребованных нефтепродуктов путем прямой перегонки нефти. Доля производства мазута на нефтеперерабатывающих заводах, которые не прошли модернизацию, может достигать 40-50 процентов. Естественно, у производителя возникает потребность найти покупателя подобной продукции, которая с каждым годом пользуется все меньшим спросом.
Кому необходим мазут
Говорить о том, что потребность в мазуте может скоро исчезнуть, как минимум, преждевременно. Да, есть страны на нашей планете, которые уже сократили объемы потребляемого мазута до минимума. Но их незначительное количество. Большинство других государств заинтересовано в том, чтобы продолжать приобретать мазут оптом. Проблема здесь заключается совершенно в ином – иногда предложений больше, чем самих потребностей.
Итак, сегодня существует несколько основных сфер применения мазута:
- На тепловых станциях, предназначенных для обеспечения работы централизованных систем отопления. Естественно, подобные предприятия чаще всего можно встретить в регионах, где температура воздуха не позволят полностью отказаться от отопительных систем.
- На электростанциях. Действительно, для получения электрической энергии требуется топливо. Конечно, если нет возможности задействования каких-то природных особенностей. Например, течения рек, ветра, солнечных лучей. Если такой возможности нет, то применяют атомное топливо, уголь, газ и, естественно, мазут.
- На морском и речном флоте. Гражданском и военном. Большая часть кораблей, которые сегодня используются в мире, применяют в качестве топлива именно мазут. Да, есть суда, работающие на дизельном топливе и природном газе, но доля их еще очень незначительная, хотя и продолжает расти.
- На разнообразных промышленных предприятиях, где производят определенную продукцию на основе мазута.
Мазут – очень популярный нефтепродукт, которые некоторые страны используют в качестве гуманитарной помощи. Его передают государствам, которые испытывают потребность в таком топливе, но не могут позволить себе его покупать в больших объемах. Логично, что такие страны не могут себе позволить и модернизацию своих тепло и электростанций, чтобы иметь возможность осуществить переход на альтернативные виды топлива. Более развитые страны, оказывая такую помощь, с одной стороны, избавляются от собственных излишков, с другой – налаживают более тесные взаимоотношения с другими, соседними государствами.
Что именно производят из мазута
Одной из причин востребованности мазута на протяжении еще долгого времени является то, что этот нефтепродукт необходим для производства иной продукции. В частности, из мазута производят:
- Гудрон и битум. Без этих материалов трудно себе представить не только дорожные работы, но и строительные. Например, битумные кровельные покрытия очень популярны. А битумные мастики используются в качестве эффективного гидроизолятора.
- Разнообразные смазочные вещества также производятся из мазута. Их применяют в работе многих механизмов. Например, в промышленных станках и оборудовании, в системах транспортных средств и так далее.
То есть, мазут продолжит пользоваться спросом еще достаточно долго, даже несмотря на то, что его применение в чистом виде начинают постепенно ограничивать. По крайней мере до тех пор, пока мазут требуется для производства того же битума – большая часть дорог сегодня прокладывается на основе этого материала. Пока от дорог не откажутся, будет нужен битум, а значит – и мазут.
Естественно, приобретая мазут оптом для той или иной цели, очень важно убедиться в его надлежащем качестве. В нашей стране существуют специальные ГОСТы, которые регламентируют производство мазута по определенным характеристикам:
- Температура, при которой происходит застывание этого нефтепродукта.
- Процентное содержание разнообразных примесей. Их суммарное количество не должно превышать в определенном объеме мазута одного процента.
- Процентное содержание серы. Во всем мире стараются сегодня снизить максимально этот показатель, запрещая применение менее качественного мазута. Так как именно сера оказывает наибольшее влияние на загрязнение окружающей среды при использовании этого нефтепродукта.
- Показатели вязкости.
На основе этих характеристик производимому мазуту присваивается одна из марок. Наиболее популярная в нашей стране марка – М-100. Хотя можно встретить и иные. Например, М-40 или М-200. Естественно, собираясь приобрести мазут оптом, обычно существуют возможности получить всю необходимую информацию, связанную с тем или иным вариантом предлагаемого нефтепродукта.
Источник