- Литография
- Литография
- Литография
- Содержание
- Возникновение литографии
- Печать изображения
- Различные техники подготовки изображения и печати
- Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати
- Русская литография XIX в
- Художники, использовавшие технику литографии
- Примечания
- См. также
- Источники
- Полезное
- Смотреть что такое «Литография» в других словарях:
Литография
Литография изобретена между 1796-98 в Германии А. Зенефельдером. В XIX в. она широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов и тому подобного. В 1930-х гг. литография стала интенсивно вытесняться из сферы полиграфии более современной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся широко распространённой станковой техникой создания художественных эстампов, привлекательной для художников большой свободой авторского исполнения, широким диапазоном художественных графических средств, большой точностью воспроизведения оригинала. Специфический язык художественной литографии оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К литографии обратились жившие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполнял Т. Жерико, художники Н. Т. Шарле, О. Раффе посвятили свои листы эпизодам наполеоновских войн, появились литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Великобритании получила видовая литография. Крупнейшим мастером романтической литографии был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории литографии была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменилась политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, крупнейшего мастера литографии XIX в., оказавшего огромное воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры выделяются произведения П. Гаварни и А. Шама. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. фон Менцеля. Литография занимала большое место в творчестве многих латиноамериканских художников первой половины XIX в. — представителей костумбризма. В России в первой половине XIX в. техника литографии привлекла крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-х гг. интерес русских художников был обращён преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине XIX в. появились жанровые литографии (И. С. Щедровский) и сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжили во второй половине XIX в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.
С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстри- ровании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.
После Первой мировой войны 1914-18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создали немецкие экспрессионисты М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-х гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В XX в. литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К литографии обращаются крупные мастера XX в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О’Хиггинс в Мексике и др. Советская литография представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. A. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского, М. С. Родионова (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (обнажённая натура), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.
Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.
Литература: В. В. Воинов, Литография в России, в кн.: М. Фридлендер, Литография, пер. с нем. С приложением очерка, Л., 1925; А. Ф. Коростин, Начало литографии в России, М., 1943, его же. Русская литография XIX в., М., 1953; П. И. Суворов, Искусство литографии, 4 изд., М., 1964; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einfьhrung, Dresden, (1955); Weber W., Histoire de la lithography, P., 1967; Loche R., Lithographie, Gen., 1971; Faux I., Modern lithography, L., 1973.
(от греч. lithos – камень и grá phx – пишу) гравюра на камне, самая молодая из техник гравирования. Относится к плоской печати. Изобретена в 1798 г. немецким актёром и драматургом А. Зенефельдером, который искал быстрый и недорогой способ размножать ноты для театральных постановок. Мастер-литограф рисует специальным жирным карандашом или краской по гладкой поверхности камня. Затем камень с готовым изображением подвергают действию кислоты. Кислота воздействует только на те части поверхности камня, где нет изображения, так как жир отталкивает кислоту. Затем валиком наносится жирная типографская краска. Она, наоборот, удерживается только в тех местах, где кислота не коснулась поверхности, то есть как раз там, где нанесено изображение. Затем литографию отпечатывают на специальном станке. Эта техника была особенно востребована в периодической печати, в создании репродукций произведений искусства. В литографии особенно удаются мягкие, воздушные сочетания пятен, тональные переходы, широкая штриховка. Эту технику особенно любили романтики Э. Делакруа и Т. Жерико во Франции, А. О. Орловский в России. Литография широко применяется в иллюстрировании детской книги (В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.).
У. Бредли. Обложка журнала «The Chap-Book». Цветная литография. 1894 г.
Источник
Литография
Альфонс Муха , «Рекламный плакат папиросной бумаги „Джоб“» ( 1896). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Следующим на камень наносится гуммиарабик или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Сам принцип литографии строится на том , что вода и масло не смешиваются. Так что смола закрепляет жирный рисунок , сделанный литографическим карандашом на масляной основе , а кислота смягчает открытые участки камня , которые будут впитывать воду , но отталкивать печатную краску.
Исходный рисунок затем смывают растворителем , оставляющим на камне фантомный след изображения. Плита поливается водой , которая впитывается только на участках , обработанных кислотой. На увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы , пристающая к непротравленным частям камня в точном соответствии с рисунком.
Камень помещают изображением вверх на литографский станок , сверху кладут увлажнённый лист бумаги. Их покрывают доской , которая называется декелем , а иногда и несколькими листами газетной бумаги. Эта эластичная прослойка обеспечивает выравнивание давления прижимного цилиндра на печатную форму. Пресс оснащён прижимной планкой , которая обеспечивает плавное и равномерное давление на поверхность камня.
Нюансы литографии. Для производства цветных оттисков необходимо подготовить отдельные матрицы для каждого задуманного цвета. Лист бумаги пропускают через пресс несколько раз , добавляя цвета последовательно. При этом необходимо внимательно следить за тем , чтобы положение камня чётко соответствовало контурам рисунка.
Интересные факты о литографии. За 200 с лишним лет литография мало изменилась , разве что вместо тяжёлых камней чаще используют алюминиевые или цинковые пластины. Художник может сам выполнить всю работу ( в таком случае гравюра называется « авторской литографией») либо только нанести рисунок на поверхность , а подготовку плиты и печать поручить типографу. Все произведения , полученные в процессе , считаются оригиналами , но особую ценность имеет первый , который автор подписывает в нижнем правом углу. В нижнем левом углу проставляется порядковый номер оттиска и количество отпечатанных экземпляров.
Источник
Литография
Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Под литографией понимают:
- вид эстампа, основанный на технике плоской печати;
- способ плоской печати;
- произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
- в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
- В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
- Оптическая литография или фотолитография.
- Рентгеновская литография (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность.
- Электронная литография (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 10 5 элементов на кристалле.
- В частном случае: планарную технологию, заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.
- В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.