- 5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
- Стили русского литературного языка
- Общая характеристика стилей в русском языке.
- Непрямое общение: виды, характеристики, примеры и преимущества
- Содержание:
- Что такое косвенное общение?
- Характеристики косвенной коммуникации
- один.Противоречие между вербальным и невербальным
- 2. Отправитель думает, что передает свое сообщение.
- 3. Намерение избегания
- Типы косвенного общения
- На культурном уровне
- На индивидуальном уровне
- Есть ли у этого преимущества?
- 1. Художественная составляющая
- 2. Редактировать во время разговора
- 3. Выходите за рамки того, что прямо сказано
5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
Стили русского литературного языка
Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.
Основная функция | Сфера общения | Основная форма речи | Типичный вид речи | Основной способ общения |
---|---|---|---|---|
Научный стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Наука | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный |
Деловой стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Право | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный и контактный |
Публицистический стиль | ||||
Информативная и функция воздействия | Идеология, политика | Письменная и устная | Монолог | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный |
Художественный стиль | ||||
Эстетическая * и функция воздействия | Словесное искусство | Письменная | Монолог, диалог, полилог ** | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный |
Разговорный стиль | ||||
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) | Бытовая | Устная | Диалог, полилог | Личный, контактный |
Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.
В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать), в книжных стилях используется книжная лексика, то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.
Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.
Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.
Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка, а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.
Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика –книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio – «выражение»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.
Нейтральная лексика – это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.
Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д. Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:
глаза – очи, шары; лицо – морда, лик; сын – сыночек; глупец – дурак.
Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.
Например: иронически – демократка («резиновая дубинка» в разговорной речи); неодобрительно – митинговщина; презрительно – подхалим; шутливо – новоиспечённый; фамильярно – недурственный; вульгарно – хапуга.
Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.
Ср.: Гаев и Раневская – паразиты общества, оторванные от жизни и не имеющие сил вновь к ней присосаться ; Жуткая жизнь в слободке вызывала стихийный протест рабочих.
Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.
Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др. Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется. Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.
Источник
Общая характеристика стилей в русском языке.
Русский литературный язык может использоваться в любой ситуации общения:
в сфере науки, в официальной и неофициальной обстановке, в средствах
массовой информации, делопроизводства, в повседневной жизни, в
художественной литературе.
Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не
приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется
несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в
определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
официально-деловой, он же деловой,
научный,
художественный,
газетно-публицистический, он же публицистический,
разговорный.
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик,
которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит
общение и какие функции выполняет при этом язык.
Научный стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Наука
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный
Деловой стиль.
Основная функция: Информативная (сообщение)
Сфера общения: Право
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и контактный
Публицистический стиль.
Основная функция: Информативная и функция воздействия
Сфера общения: Идеология, политика
Основная форма речи: Письменная и устная
Типичный вид речи: Монолог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Художественный стиль.
Основная функция: Эстетическая и функция воздействия
Сфера общения: Словесное искусство
Основная форма речи: Письменная
Типичный вид речи: Монолог, диалог, полилог
Основной способ общения: Массовый, неконтактный и косвенно-контактный
Разговорный стиль.
Основная функция: Обмен мыслями и чувствами (собственно общение)
Сфера общения: Бытовая
Основная форма речи: Устная
Типичный вид речи: Диалог, полилог
Основной способ общения: Личный, контактный.
Источник
Непрямое общение: виды, характеристики, примеры и преимущества
Содержание:
Косвенное общение — это часть коммуникативного процесса, в которой информация передается. но не в ясной или конкретной форме. Обычно он распространяется в невербальной части общения, как правило, противореча тому, что человек говорит явно устно.
Далее мы более подробно рассмотрим, что такое этот коммуникативный стиль, его характеристики, примеры и некоторые преимущества, которые, как ни удивительно, имеет этот способ неясной коммуникации.
- Статья по теме: «28 видов общения и их характеристики»
Что такое косвенное общение?
Косвенное общение, также называемое косвенным языком, коммуникативный стиль, заключающийся в неявной, ясной или прямой передаче информации. Он явно отличается от прямого языка по той причине, что он ясно передает идеи, вербализируя сообщение и делая вещи понятными по мере их раскрытия, без интерпретации или запутанных сообщений.
Когда человек передает сообщение косвенно, он делает это на своем невербальном языке. То есть он четко не вербализирует то, что хочет представить, а скорее пытается передать это с помощью различных аспектов, таких как тон голоса, жесты, язык тела и другие невербальные аспекты.
Непрямое общение обычно используется как негласная попытка кого-то убедить или повлиять чтобы он вел себя желаемым образом. Хотя его не обязательно использовать в негативном ключе, правда в том, что косвенный язык имеет манипулятивный характер или, по крайней мере, он служит для передачи идеи, которая из-за социокультурных аспектов оказывается табу в случае, если она сказано явно.
Именно из-за всего этого обычно существует заметное противоречие между тем, что человек говорит и делает. С одной стороны, отправитель передает, устно или письменно, сообщение (например, «Я очень спокоен и удовлетворен»), но, с другой стороны, либо своим тоном голоса (например, высокий тон связаны с раздражительностью) или движения тела (например, быстрые движения рук связаны с нервозностью), скорее, указывает на обратное.
Причин, по которым появляется косвенное общение, много, в основном это то, что отправитель не решается сказать что-то ясно и устно. Какой бы ни была причина, правда в том, что может быть источником недоразуменийКроме того, это иногда относят к пассивно-агрессивному стилю общения. Это особенно не рекомендуется в ситуациях, когда необходимо быть искренним и честным, например, в семейной паре или в рабочей среде.
Характеристики косвенной коммуникации
Как мы уже говорили, косвенная коммуникация может возникать по разным причинам. Какими бы они ни были, в любом непрямом коммуникативном стиле можно найти следующие характеристики.
один.Противоречие между вербальным и невербальным
Как мы уже упоминали, часто бывает, что передаваемое сообщение косвенно противоречит прямо сказанному. Существует противоречие между вербальным и невербальным.
В широком смысле мы понимаем вербальное общение как то, что преобразуется в слова, как в устной, так и в письменной форме, в то время как невербальное общение — это то, что передается, среди прочего, в форме жестов, языка тела и тона голоса.
При прямом общении вербальное сообщение четкое и прямое, без свободных интерпретаций.. С другой стороны, в непрямом общении с невербальным компонентом необходимо полагаться на тон, жесты, мимику и язык тела.
Хотя в большинстве случаев вербальное и невербальное созвучны, в случае косвенного общения человек использует невербальный язык, который противоречит вербальному сообщению.
Это проблема общения, поскольку большинство собеседников ожидают, что человек, с которым они разговаривают, скажет вещи напрямую, и не ожидают, что им придется интерпретировать через свой невербальный язык то, что они действительно имеют в виду.
- Вам может быть интересно: «Что такое социальная психология?»
2. Отправитель думает, что передает свое сообщение.
Одна из проблем, которая часто возникает при косвенном общении, заключается в том, что вы на самом деле человек полагает, что своим невербальным сообщением он подразумевает. То есть вы верите, что ваш собеседник умеет читать между строк и поймет, что вы имеете в виду прямо противоположное тому, что вы говорите устно.
Проблема в том, что на самом деле в большинстве случаев получатель стремится оставаться с информацией, передаваемой напрямую, четко и конкретно, в то время как косвенную часть можно либо игнорировать, либо игнорировать, либо просто не захватывать. И это источник многих недоразумений.
3. Намерение избегания
Важным аспектом непрямого общения является намерение отправителя избегать передачи своего реального сообщения. Вы не хотите выражать это прямо, опасаясь обидеть собеседника. или быть слишком резким и предпочитает излучать косвенно, думая, что это смягчит его.
Как ни удивительно, но такой образ мышления довольно распространен, что делает непрямое общение довольно частым коммуникативным стилем, особенно в культурах, где уделяется особое внимание тому, чтобы не повредить чувствам другой стороны.
Типы косвенного общения
Когда дело доходит до более глубокого понимания непрямого общения, мы можем говорить о двух уровнях: культурном и индивидуальном.
На культурном уровне
Непрямое общение может быть очень важным аспектом в определенных культурах, особенно в тех, где всеми средствами избегают обидеть собеседника. Для этого речь идет о передаче информации невербальным способом, хотя это может прямо и ясно противоречить тому, что говорит эмитент.
Это особенно заметно в азиатских культурах. Например, в случае с Японией совершенно не одобряется высказывание чего-то, что может расстроить другую сторону, учитывая, что большое значение придается защите чувств других (а не их невыражению) и недопущению смущения и социального дискомфорта. Все побережье.
Это особенно понятно с анекдот, который часто случается с жителями Запада, проживающими в стране восходящего солнца.
Неоднократно случалось, что он ходил в магазин, чтобы купить какой-либо предмет, чем бы он ни был. Если его нет в этом заведении, и клерк это знает, вместо того, чтобы четко и прямо сказать, что его нет в этом магазине, он предпочитает сказать «Я иду на склад посмотреть» или «Я собирается проконсультироваться с менеджером »и прекрасно может« спрятаться »в подсобке, ожидая ухода клиента, и« поймать », что у него его нет.
С нашей западной точки зрения, мы можем думать, что такое поведение подразумевает значительную трату времени, и, без сомнения, это так. Однако для гражданина Японии, выросшего в этой культуре и знающего, какие социокультурные правила управляют их миром, они, прежде всего, понимают, в чем скрытый смысл слов «Я иду на склад посмотреть».
Вместо этого, к лучшему или к худшему, мы не беспокоимся о том, обидит ли другого человека отказ. Ясно, что в зависимости от того, в каких случаях быть слишком резким, не окупается (например, попытка расстаться с нашим партнером и утверждение, что это потому, что он не удовлетворяет нас сексуально, как раньше, и мы предпочитаем спать с соседом. .), Однако в других контекстах ясно, что простое «нет» помогает нам сэкономить много времени.
- Вам может быть интересно: «Что такое культурная психология?»
На индивидуальном уровне
На индивидуальном уровне косвенное общение может быть индикатором проблемы, особенно если вы принадлежите к культуре, в которой ясность является приоритетом, как это часто бывает в большинстве западных культур.
Если это так, это может быть человек, который страдает от проблемы, не решается говорить четко или имеет пассивно-агрессивный стиль общения. Не компенсирует никому, как отправителю, так и собеседнику, отправку зашифрованных сообщений. в виде жестов и посмотрите, есть ли удача и собеседник их понимает.
Есть ли у этого преимущества?
Непрямое общение получает плохую репутацию, и это неудивительно. По сравнению с его прямым аналогом, который является ясным, честным и кратким, кажется, что косвенное является только слабым, нечестным, неэффективным и запутанным. Неудивительно, что из-за этого такие фразы, как:
- Если вы не говорите что-то ясно, не ждите, что остальные из нас поймут вас.
- Было бы намного проще, если бы вы говорили то, что думаете.
- Я не гадалка: скажи, что ты хочешь и все.
Однако в некоторых конкретных случаях у этого коммуникативного стиля есть свои плюсы, особенно если вы знаете, как им пользоваться, и если ваш собеседник понимает, о чем мы говорим между строк.
1. Художественная составляющая
В косвенном общении есть художественная часть. Мы привыкли к логическому мышлению, когда ясная и прагматичная стратегия вырабатывается путем выполнения определенного количества шагов.
Тем не менее, при косвенной связи у нас есть способ передачи информации, который не регулируется конкретными правилами, он не ограничен и не может быть согнут грубой силой. Есть определенная плавность и художественная свобода.
2. Редактировать во время разговора
Одним из основных преимуществ непрямого общения является то, что он позволяет «редактировать во время разговора». То есть, это позволяет нам постоянно корректировать сообщение в зависимости от получаемой обратной связи, изменяя его в зависимости от того, насколько удобно мы сочтем отправить его или нет.
3. Выходите за рамки того, что прямо сказано
Косвенное общение заставляет вас немного выходить за рамки выраженного сообщения. То есть, заставляет пытаться читать между строк, постарайтесь понять, комфортно ли человеку или прямо говорит нам все, что он хочет.
Если слишком много полагаться на вербальное общение, как устное, так и письменное, мы можем потерять существенное содержание сообщения, часть, которая может дать нам ключ к пониманию того, комфортно ли этому человеку или он нас критикует.
Что такое положительное или отрицательное подкрепление в психологии?
Детский церебральный паралич: симптомы, виды, причины
Источник