Что такое контрреформация каковы были способы ее осуществления

Причины, характеристики и последствия контрреформации

Контрреформация или католическая реформация оно возникло в результате некоторых реформ, проведенных в Совете Тренто католической церковью в ответ на пропаганду протестантизма. Его целями были внутреннее обновление Церкви, поддержание власти католического духовенства и борьба с идеями Мартина Лютера и Джона Кальвина..

Это движение возникло формально в 1545 году после созыва Трентского собора, сразу после опубликования его 95 диссертаций в 1517 году; Однако некоторые историки утверждают, что это началось немного раньше. С контрреформацией родились евангелизационные миссии и инквизиция, и в Европе разразилась серия войн.

Католицизм направил все свои усилия на то, чтобы остановить распространение идей протестантизма в Европе в шестнадцатом и начале семнадцатого веков. Контрреформация или католическая реформация стремились осудить и опровергнуть еретические тезисы протестантизма в Германии, которые распространились по всей Европе.

Он также был ориентирован на подтверждение принципов католицизма и защиту авторитета Церкви в толковании Священного Писания..

В этот период возникли новые религиозные ордена, такие как иезуиты, капуцины, театины, урсулины и, позднее, кармелиты..

  • 1 Причины
  • 2 Характеристики
  • 3 последствия
  • 4 Ссылки

причины

В конце средневековья многие католики были недовольны скандалами, сопровождавшими Церковь. Поведение католической высшей иерархии было подвергнуто серьезным сомнениям и обвинено в неверном толковании Библии для личной выгоды..

С другой стороны, столкнувшись с таким положением вещей, некоторые христианские богословы искали новые способы исповедовать свою преданность Богу, строго придерживаясь священных писаний, которые на практике были переписаны папами. Так родилось протестантское движение, известное как Реформация.

Жалобы и вопросы к высокопоставленным чиновникам Церкви изобиловали в XIV веке. Их обвиняли в том, что они игнорировали законы Церкви и жили в роскоши и грехе, особенно в папах и кардиналах. Хотя о епископах было сказано, что они не живут в своих епархиях.

К этим предметам пытались обратиться в несколько советов в течение 14-го века и в начале 15-го века, но ни папы, ни кардиналы не поддержали реформы. Затем maremágnum, созданный движением Реформации, пытался сдержать созыв Совета Трента в 1545 году..

Рост протестантизма в Европе вызвал тревогу у католиков и на различных более низких уровнях власти Церкви.

Затем внутри самого католицизма возникло движение, требующее, чтобы католическая иерархия предприняла действия по этому важному вопросу и привела эффективный ответ на эту ситуацию..

Следовательно, папа Павел III созвал Трентский собор, чьи рекомендации и последующие решения других пап привели к движению католической контрреформации.

черты

— Контрреформация развивалась в напряженной атмосфере, которая была отмечена преследованием неверных; то есть тех, кто не исповедовал католическую религию или протестантов.

— В то же время оно превратилось в преследование нечистых душ и «демонов». Его главными жертвами были предполагаемые ведьмы, которые развязали настоящую охоту в Европе и всей Америке..

— Контрреформация была одним из самых мрачных периодов католицизма, особенно в Америке, где он был усилен созданием инквизиции с 1542 года. Инквизиция стала главным исполнительным звеном католической доктрины..

— Это также означало период возрождения католицизма с 1560 года, с понтификатом папы Пия IV, до 1648 года, когда закончилась Тридцатилетняя война.

— Начались и активизировались усилия миссионерских движений, особенно в Америке, Африке и Азии. Испанские, французские, португальские и английские колонии были созданы для обращения людей в католическую религию..

— В этом смысле это был период наибольшего расцвета различных католических орденов, которые были распространены, чтобы предотвратить рост протестантизма..

— Были также попытки добиться реконверсии душ в других регионах, таких как Англия и Швеция, которые когда-то были католическими..

— Он стремился защитить католическую сакраментальную практику и укрепить структурные и богословские основы Церкви.

Читайте также:  Способы получения керамических изделий

— Это был период великой религиозной нетерпимости, которая привела к войнам и столкновениям между католическим и протестантским королевствами Европы. В то же время, это вызвало крестьянские восстания в нескольких немецких государствах, из-за уплаты высоких налогов.

воздействие

— Среди наиболее важных последствий католической контрреформации — изменения, которые она произвела в Церкви и в практике католической религии..

— Протестантские группы и церкви увеличились в Европе и Америке, и антисемитизм был усилен.

— Контрреформация вызвала несколько войн. Религиозные конфликты распространились по всей Европе между католиками и протестантами. Это породило гражданские войны или религию в Англии и Франции.

— В Германии он спровоцировал крестьянскую войну (1524–1525), которая восстала против власти Церкви и князей. Точно так же он развязал Тридцатилетнюю войну (1618-1648), которая началась в немецких государствах с протестантского восстания против Священной Римской империи..

— После подписания Вестфальского договора, положившего конец войне, наступил период религиозной терпимости между протестантами и католиками в пределах Святой Империи.

— В этот период усилились страх и преследование протестантских религиозных групп в странах с большинством католического населения. Католическая церковь преследовала религиозные меньшинства, чтобы помешать им стать протестантами.

— Сотни людей в Европе и Америке были казнены или сожжены, обвинены в колдовстве или ереси в шестнадцатом веке. Истерия, вызванная так называемыми ведьмами, заставила многих людей сжечь много женщин на костре.

— Власть католической церкви несколько уменьшилась и больше не была прежней. Его прямым следствием стало то, что короли и отдельные суверенные государства получили больше власти, что позволило создать национальные государства..

Источник

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковь — комплекс мер по реорганизации структуры Римско-католической церкви, упорядочению отделений положений её вероучения, принятых в середине XVI-XVII веков в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей.

Тер­мин «контрреформация» вве­дён в XIX веке Л. фон Ран­ке.

Контрреформации пред­ше­ст­во­ва­ли по­пыт­ки Церк­ви осу­ще­ст­вить ряд вто­ро­сте­пен­ных ре­форм (по­ста­нов­ле­ния V Ла­те­ран­ско­го со­бо­ра 1512-1517 годы; бул­лы па­пы Льва X, «Про­ект ис­прав­ле­ния церк­ви», раз­ра­бо­тан­ный в 1536-1537 годы ко­мис­си­ей кар­ди­на­ла Г. Кон­та­ри­ни), ко­то­рые, од­на­ко, не име­ли ус­пе­ха. Пы­та­ясь про­ти­во­дей­ст­во­вать ре­фор­мационному дви­же­нию, пап­ст­во пер­во­на­чаль­но при­бе­га­ло к ана­фе­мам и ин­тер­дик­там, об­ра­ща­лось за по­мо­щью к свет­ским вла­стям Свя­щен­ной Римской им­пе­рии.

В 1540-х годах Римская ку­рия от­верг­ла идеи ра­ди­каль­но­го об­нов­ле­ния ка­то­ли­циз­ма. С это­го вре­ме­ни контрреформация оп­ре­де­ля­ла все основные сто­ро­ны жиз­ни Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Боль­шая роль в осу­ще­ст­в­ле­нии контрреформации от­во­ди­лась но­вым ор­де­нам мо­на­ше­ским и кон­гре­га­ци­ям ре­ли­ги­оз­ным — ие­зуи­там, ка­маль­ду­лам (ос­но­ва­на в XI веке как ветвь бе­не­дик­тин­цев, ре­ор­га­ни­зо­ва­на в середине XVI века), ка­пу­ци­нам, теа­тин­цам (1524 год), ур­су­лин­кам, брать­ям ми­ло­сер­дия (1540 год, ли­к­ви­ди­ро­ван в 1790 году), вар­на­ви­там, со­мас­кам (1540 год), ора­то­ри­ан­цам. Об­щим для этих ор­де­нов бы­ло воз­вра­ще­ние к стро­гой ас­ке­зе, пас­тыр­ская, об­ра­зо­ват. и бла­го­тво­рит. дея­тель­ность в ми­ру.

В 1542 году для борь­бы с ре­лигиозным ина­ко­мыс­ли­ем в Ри­ме соз­да­на «Свя­тая кон­гре­га­ция» с не­ог­ра­ниченной вла­стью в де­лах ве­ры и юрис­дик­ци­ей, рас­про­стра­няв­шей­ся на все ка­то­лические го­су­дар­ст­ва (см. Ин­кви­зи­ция). Дея­тель­ность ин­кви­зи­ции до­пол­ня­лась стро­жай­шей книж­ной цен­зу­рой. В 1543 году кар­ди­нал Дж. Ка­раф­фа за­пре­тил пе­ча­тать лю­бые со­чи­не­ния без доз­во­ле­ния ин­кви­зи­то­ров, над­зи­рав­ших так­же за тор­гов­лей кни­га­ми и их пе­ре­сыл­кой.

Пер­вые ка­та­ло­ги за­пре­щён­ных книг бы­ли со­став­ле­ны по ини­циа­ти­ве ме­ст­ных цер­ков­ных вла­стей в го­ро­дах Лё­вен, Па­риж, Ве­не­ция, Фло­рен­ция и Ми­лан. В 1559 году в Ри­ме из­дан «Ин­декс за­пре­щён­ных книг», обя­за­тель­ный уже для всех ка­то­лич. го­су­дарств. В 1564 па­па Пий IV (1560-1565 годы) из­дал его пе­ре­ра­бо­тан­ный ва­ри­ант — Три­дент­ский ин­декс (см. в ст. «Ин­декс за­пре­щён­ных книг»). В не­го во­шли в т. ч. не­ко­то­рые одоб­рен­ные ра­нее Цер­ко­вью кни­ги и да­же «Про­ект ис­прав­ле­ния церк­ви», од­ним из со­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го был сам Ка­раф­фа. За­ко­ны о книж­ной цен­зу­ре пре­ду­смат­ри­ва­ли ин­кви­зиц. пре­сле­до­ва­ние из­да­те­лей, тор­гов­цев, а так­же ча­ст­ных лиц за чте­ние, хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние за­пре­щён­ных книг.

Читайте также:  Системы разработки россыпных месторождений открытым способом

Окон­ча­тель­ная кон­со­ли­да­ция сил контрреформации про­изош­ла на Три­дент­ском со­бо­ре (1545-1563 годы), при­знав­шем пра­во па­пы Рим­ско­го на не­ог­ра­нич. власть над ка­то­лической цер­ко­вью, а так­же за­кре­пив­шем всю дог­ма­тическую ос­но­ву и ор­га­ни­зационную струк­ту­ру Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Бы­ли под­тверж­де­ны ав­то­ри­тет цер­ков­но­го Пре­да­ния (на­ря­ду со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем), ау­тен­тич­ность латинского пе­ре­во­да Биб­лии, уточ­не­ны дог­ма­тического уче­ния о гре­хе пер­во­род­ном, оп­рав­да­нии, цер­ков­ных та­ин­ст­вах, чис­ти­ли­ще, по­чи­та­нии свя­тых, их мо­щей и икон. Тем са­мым бы­ли за­кре­п­ле­ны ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия с про­тес­тан­та­ми.

Об­щая ре­фор­ма управ­ле­ния, дек­ла­ри­ро­ван­ная со­бо­ром, пре­ду­смат­ри­ва­ла пра­ви­ла на­зна­че­ния и оп­ре­де­ля­ла круг обя­зан­но­стей пре­ла­тов, пред­пи­сы­ва­ла уси­ле­ние епи­скоп­ско­го над­зо­ра за по­до­печ­ным ду­хо­вен­ст­вом, ре­ор­га­ни­за­цию со­бор­ных ка­пи­ту­лов и мо­на­ше­ских ор­де­нов. Вво­ди­лись ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, а так­же зло­упот­реб­ле­ний, свя­зан­ных с ин­дуль­ген­ция­ми, вос­пре­ща­лись не­по­тизм, си­мо­ния, со­сре­до­то­че­ние в од­них ру­ках не­сколь­ких бе­не­фи­ци­ев. По окон­ча­нии со­бо­ра па­па Пий IV ут­вер­дил его по­ста­нов­ле­ния, со­хра­нив за со­бой ис­клю­чительное пра­во их тол­ко­ва­ния (январь 1564 год).

В середине XVI века Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь взя­ла курс на по­все­ме­ст­ное вос­ста­нов­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, ак­тив­но вме­ши­ва­ясь в борь­бу различных об­щественных сил. В на­след­ст­вен­ных вла­де­ни­ях Габс­бур­гов и верх­не­не­мец­ких кня­же­ст­вах она под­дер­жи­ва­ла го­су­да­рей в их про­ти­во­стоя­нии с со­сло­вия­ми; в Анг­лии, Ир­лан­дии и Фран­ции по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ла ан­ти­пра­ви­тельственной ка­то­лической оп­по­зи­ции; в вал­лон­ских про­вин­ци­ях Ни­дер­лан­дов — дво­рян­ст­ву и кре­сть­я­нам; в рейн­ских зем­лях — за­жи­точ­ным го­ро­жа­нам.

Главным по­ли­тическим со­юз­ни­ком Церк­ви в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки контрреформации ста­ла аб­со­лю­ти­ст­ская власть как в круп­ных государствах Ев­ро­пы — Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Свя­щен­ной Римской им­пе­рии, Фран­ции, так и в мел­ко­дер­жав­ных вла­де­ни­ях Южной Гер­ма­нии и Ита­лии. Контрреформация не име­ла ус­пе­ха в Скан­ди­на­вии, где Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь пол­но­стью ут­ра­ти­ла свои по­зи­ции, а так­же в Анг­лии и Шот­лан­дии.

Контрреформация ока­за­ла зна­чительное влия­ние на куль­ту­ру Воз­ро­ж­де­ния, пре­ж­де все­го в Ита­лии. Пре­сле­дуя лю­бые от­сту­п­ле­ния от ка­то­лических дог­ма­тов и про­яв­ле­ния воль­но­дум­ст­ва в свет­ском об­ще­ст­ве, Цер­ковь в то же вре­мя ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ла дос­ти­же­ния ре­нес­санс­ной куль­ту­ры.

Источник

Что такое контрреформация каковы были способы ее осуществления

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

XVI век – экономический, социальный подъём, в сочетании с политической раздробленностью, — причина широкого общественного характера Реформации, битвой против феодализма. Родиной Реформации стала Германия. Ее лидером является доктор богословия Мартин Лютер, который выступил со своими «95 тезисами» против продажи индульгенций (1517): человек спасается не через церковь, обряды, а через веру, даруемую Богом; духовенство не должно господствовать в мире, оно лишь должно разъяснять Библию и склонять к вере. Лютер призывал действовать оружием против сторонников папства. Он настаивал на сокращении расходов на церковь, что отвечает интересам бюргерства. Народ воспринимал Реформацию как требование церковных реформ и социального освобождения. Но Лютер постепенно отходит от борьбы (радикальные слои бюргеров — недовольны).

Читайте также:  Рассказы виктора драгунского хитрый способ

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

В Англии, Дании, Швеции реформация — детище церковной политики королей, проводилась сверху. Например, английский король Генриха VIII «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви (1534). В Швейцарии поборниками Реформации были исключительно горожане.

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

Эти события вызвали католическую Контрреформацию — церковно-политическое движение в Европе XVI-XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками» (1542). Составляется «Индекс запрещенных книг». Основывается Орден иезуитов Игнацием Лойолой (1540). Главной задачей ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку.

В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545-1563) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Это конспект по теме «Реформация и Контрреформация в XVI веке». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Оцените статью
Разные способы