- Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ в 2021 году
- Что относится к конкурентным закупкам по 223-ФЗ
- Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ
- Каковы особенности заказов у МСП
- Если есть гостайна
- Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ
- Основные отличия от 44-ФЗ
- Виды процедур
- Порядок проведения конкурентных закупок
- Дополнительные этапы
Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ в 2021 году
Конкурентные закупки по 223-ФЗ — это торговые процедуры, за право победить в которых борются несколько поставщиков. В 2021 году правила проведения таких тендеров существенно изменились.
Что относится к конкурентным закупкам по 223-ФЗ
В законе о заказах отдельными видами юридических лиц закреплено, что включают конкурентные закупки по 223-ФЗ, — это торги, которые проводятся с одновременным соблюдением определенных требований:
- сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части Единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
- заказчик гарантирует честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
- в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
- в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно составить документацию по 223-ФЗ.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Такие заказы осуществляются в электронной форме. В положениях действующего законодательства разъясняется, проводятся ли конкурентные закупки по 223-ФЗ не в электронной форме, — да, если заказчик утвердит такие особые случаи в положении о закупке.
Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик вправе воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ.
Как провести конкурентную закупку по 223-ФЗ
Подробная инструкция приведена в статьях 3.2–3.5 223-ФЗ. В ст.3.2 закреплен порядок проведения конкурентных заказов, а в ст. 3.3 разбираются торги в электронной форме. Заказчики проводят процедуры по правилам, установленным 223-ФЗ и локальным положением о закупке.
Актуальная таблица сроков проведения закупочных процедур по 223-ФЗ в 2021 году:
Размещение извещений и документации о конкурентном заказе | Заключение договора |
---|---|
| Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола. Если требуется одобрение органа управления заказчика или решение по обжалованию от ФАС, то договор заключают максимум через 5 дней после получения такого одобрения или решения. |
Вот инструкция, как провести закупки по 223-ФЗ в 2021 году:
- Заказчик формирует документацию о конкурентном тендере и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники направляют заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
- Участники направляют запросы на разъяснение извещения и документации. Заказчик обязан ответить в течение 3 рабочих дней после поступления запроса.
- При необходимости отмены торгов организация-заказчик оформляет документы до момента окончания срока подачи заявок. Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
- Для определения поставщика в конкурентном тендере создается комиссия по осуществлению конкурентной закупки. Члены комиссии изучают и оценивают заявки, публикуют протоколы и определяют победителя, указывая его в итоговом протоколе.
- С победителем конкурентных заказов в обязательном порядке заключается договор. В остальных случаях заказчик вправе не подписывать договор с победителем без объяснения причин.
Конкурентные процедуры в электронной форме проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса электронных торгов должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). В законе строго не указано, на каких торговых площадках можно размещать конкурентную закупку по 223-ФЗ, — конкурентные тендеры проводятся на всех лицензированных площадках, на которых авторизованы заказчик и потенциальные исполнители. Участник, подавший запрос на участие в заказе, вправе отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).
Каковы особенности заказов у МСП
Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер объявляется исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:
- для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
- для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
- для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).
Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта соглашений и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4). В 2021 году конкурентные способы закупки по 223-ФЗ существенно изменились (Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020).
Вот какой алгоритм требуется соблюдать при конкурентных заказах у субъектов малого и среднего предпринимательства:
Шаг 1. Готовим закупочную документацию. Законодатели прописали закрытый перечень сведений, предоставление которых заказчик вправе потребовать от участников. К ним относятся:
- название, адрес, учредительный документ, если участник — юридическое лицо;
- Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — индивидуальный предприниматель;
- ИНН участника или его аналог (для зарубежных участников);
- данные об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
- предложение по предмету закупки;
- предложение о цене договора (за исключением электронного аукциона).
Кроме того, заказчикам дали возможность запроса на декларирование ряда сведений. Например, информацию о том, что деятельность участника не приостановлена. Следует запрашивать сведения, актуальные на дату подачи заявки.
Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.
Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений есть критерии и порядок оценки заявок, то заказчик вправе указать, какие еще сведения участники обязаны предоставить. Но если их нет, это не повод для отклонения.
Требовать иные документы и информацию от участников закупки нельзя. Этот перечень исчерпывающий.
Шаг 2. Размещаем извещение и закупочные документы.
Шаг 3. Рассматриваем заявки. В обновленном 223-ФЗ утвердили требования к составу заявки в зависимости от способа определения поставщика. Например, заявка на электронный аукцион теперь состоит из двух частей:
- Предложение по объекту тендера.
- Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из 2-й части заявки понадобятся, если в закупочной документации закреплена обязанность их предоставить.
А в заявку на электронный запрос котировок придется включить только обязательные документы и информацию, если это прописано в закупочной документации.
Шаг 4. Проводим процедуру по всем действующим правилам. Основные нововведения таковы: среди этапов электронного конкурса не предусматривается квалификационный отбор участников. Изменился и порядок использования конкурсных этапов. Например, сроки для каждого из них придется указать не в извещении, а в документации. Заказчик в локальном положении указывает, может ли конкурентная закупка по 223-ФЗ включать в себя дополнительные этапы, и перечисляет порядок проведения таких этапов. Кроме того, у исполнителей больше нет возможности подачи окончательного ценового предложения.
Шаг 5. Заключаем и исполняем договор.
Если есть гостайна
Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник
Особенности проведения закупочных процедур по 223-ФЗ
Основные отличия от 44-ФЗ
Все кто принимает участие в закупочных процедурах, знает о строгих рамках федерального закона 44-ФЗ, который жестко регулирует государственные закупки в каждом отдельном аспекте.
В отличие от упомянутого законодательного акта, 223-ФЗ носит более лояльный характер, и устанавливает лишь общие условия проведения коммерческих закупок.
Таким образом, организация заказчик обязана самостоятельно утвердить все детали предстоящей торговой процедуры, и составить специализированный документ — положение о закупках.
Кроме того, закупочные процедуры по 223-ФЗ могут проводиться в более широком диапазоне электронных торговых площадок (ЭТП), которых насчитывается более полутора сотен, тогда как госзакупки доступны лишь на федеральных ЭТП, не превышающих десятка платформ.
В целом, заказчиками, использующими федеральный закон 223-ФЗ, являются следующие организации:
- государственные компании и госкорпорации с долей уставного капитала, 50 процентов которого контролируется государственными органами, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- естественные монополии, коммунальные предприятия, транспортные компании и другие организации, имеющие 50 процентное участие государства;
- муниципальные и федеральные унитарные учреждения, производящие закупки за счет собственных средств или полученных грантов, включая случаи личного участия в контрактах и привлечение к этому процессу третьих лиц.
Наконец, при государственных закупках, подразумевается контрактная форма сотрудничества, а при коммерческих, по 223-ФЗ, на основе договора.
Данный тип проводимых торговых процедур требует большей квалификации от поставщика или подрядчика, поэтому рекомендуется организациям, уже имеющим опыт в исполнении государственных контрактов по 44-ФЗ.
Виды процедур
Виды закупок по 223-ФЗ чрезвычайно разнообразны и предоставляют организатору торгов полный инструментарий для удовлетворения своих нужд множеством доступных способов.
Конкурентная закупка по 223-ФЗ представляет собой торговую процедуру, проводимую в бумажной или электронной форме, и имеющую свои условия участия для подрядчиков и поставщиков, а также методы определения победителя из числа подавших заявки участников.
Конкурентные закупки могут включать в себя следующие разновидности процедур:
- аукционы. Различают открытые, закрытые и проводимые в электронной форме, а сроки проведения составляют 15 дней. Согласно 223-ФЗ, организатор может произвольно стартовать торговый закупочный аукцион на основании своего положения о закупках, так как в законе нет четких критериев описывающих условия инициации данной процедуры. Как правило, аукцион используется в том случае, когда известна номенклатура и определенны характеристики товара, и требуется лишь выбрать наиболее выгодное ценовое предложение. Победителем аукциона признается участник, который предложит наименьшую цену поставки;
- конкурсы. Также различаются открытой, закрытой и электронной формой проведения. Данный тип закупочной процедуры применяется для определения наилучшей заявки по обозначенным оценочным критериям, которые позволяют выявить наиболее удачного исполнителя и условия удовлетворения договора. Сроки проведения составляют также 15 дней. Участники подают заявки с требуемым пакетом документов, подтверждающим их квалификацию, наличие необходимых ресурсов (в том числе лицензий и партнерских соглашений), а также справки о соответствии экологическим и иным нормам. После анализа и оценки заявок, объявляется победитель конкурса, с которым и заключается договор;
- запрос котировок/предложений. Данный тип закупочной процедуры похож на два предыдущих, но более прост и имеет преимущества для заказчика. Суть его в том, что участники должны отправлять свои ценовые либо коммерческие предложения, согласно предмету и условиям торгов, из которых затем выбирается наиболее соответствующий критериям вариант. Запросы предложений и котировок проводятся в более короткие сроки (5-7 дней) и требуют меньше проектной документации, что очень удобно для быстрых закупок. Кроме того, заказчик не обязан заключать договор с победителем.
Помимо основных процедур перечисленных выше, в отдельных случаях могут применяться дополнительные виды:
- конкурентные переговоры. Потенциальным участникам направляются информационные оповещения, после чего производится процесс переговоров, в результате которого побеждает участник с наиболее выгодными условиями сотрудничества;
- закрытые виды закупок. Используются для торгов, предметом которых являются объекты государственной тайны, либо объекты, квалифицированные как запрещенные к размещению в ЕИС.
- закупки у единственного поставщика. Данный вид возможен при внесении его в положение о закупках, с четким регламентом условий.
Порядок проведения конкурентных закупок
Вне зависимости от способов проведения закупки по 223-ФЗ, любая инициируемая процедура состоит из этапов, которые требуется выполнить организатору и участникам для ее осуществления. Основные этапы процедуры при любом типе реализации закупок:
- Подготовка плана. Согласно закону 223-ФЗ, заказчик обязан составить план закупок и разместить его в открытом доступе в единой информационной системе (ЕИС). План составляется не менее чем на полгода вперед, а нормативы по его разработке указанны в Постановлении Правительства №932 от 2012 года. В целом, в план вносят ОКВЭД-2, ОКПД-2 коды, описание номенклатуры товаров и услуг, объемы и цены контрактов.
- Перед проведением закупки требуется заблаговременно разместить информационное извещение в ЕИС. В его информацию входит проект контракта, сроки проведения, техзадание, форма для участия и инструкции по ее заполнению и т.п.
- Разъяснение положений. Если в ходе публикации и сбора заявок приходят запросы на разъяснение, необходимо предъявить их в полном объеме и выложить информацию об этом в ЕИС, без упоминания автора конкретного запроса. На это отводится 3 рабочих дня, но не позднее срока окончательного приема заявок.
- Изменение в закупочных документах. Если организатор заметил ошибку в своей документации, уже после инициации торгов, он может внести в нее корректирующие изменения, с обязательным продлением сроков проведения процедуры. При этом сроки продления составляют минимум половину от изначального количества дней. Отменить процедуру можно в любой момент на этапе приема заявок, но не позднее, чем за день до его окончания.
- Подача заявок на участие. Производится согласно срокам, указанным в проектной документации и положении о закупках.
- Внесение гарантийного обеспечения. Это опциональный этап. Если обеспечение предусмотрено правилами участие, то оно не может превышать сумму в 5 процентов от НМЦК.
- Рассмотрение заявок. Заявки оцениваются по установленным правилами критериям, либо по цене, в случае аукциона или запроса котировок.
- Составление протокола. Бывают промежуточные протоколы на этапе рассмотрения и оценки заявок, и итоговый протокол, в котором уже объявляется победитель процедуры.
- Подписание договора. Победителю высылается проект контракта для ознакомления. На это дается срок в 10 дней. В течение следующих 10 дней, необходимо подписать договор, а информацию об этом добавить в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
Сроки проведения процедур и размещения документации:
- положение о закупке размещается в ЕИС в течение 15 дней после утверждения;
- извещение о предстоящей закупке — за 20 дней до конца приема заявок;
- изменения в извещение, разъяснения запросов, протоколы — в течение 3 дней после составления;
- сроки подачи заявок по 223-ФЗ в аукционах и конкурсах — минимум 15 дней, 7 дней при запросе предложений и 5 дней при запросе котировок.
Дополнительные этапы
В качестве дополнительных, но необязательных этапов, могут выступать следующие пункты:
- переторжка. Данная процедура представляет собой дополнительную корректировку ценовых предложений, при сохранении всех прочих условий. Она производится после предварительного рассмотрения заявок, а ее дата указывается в правилах проведения закупочной процедуры;
- предквалификационный отбор. Процедура применяется в основном крупными корпорациями, нуждающимися в товарах и услугах со сложными техническими и эксплуатационными характеристиками. Смысл в составлении списка потенциальных поставщиков, на основе просмотра их заявок снабженных требуемой квалификационной документацией.
Источник