Что такое конфиксальный способ

конфикс

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое «конфикс» в других словарях:

конфикс — сущ., кол во синонимов: 1 • циркумфикс (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

конфикс — конфикс, конфиксы, конфикса, конфиксов, конфиксу, конфиксам, конфикс, конфиксы, конфиксом, конфиксами, конфиксе, конфиксах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Конфикс — Морфема наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов фонем. Содержание 1 Морфы и… … Википедия

конфикс — к онфикс, а … Русский орфографический словарь

Конфикс — (от лат. con приставка, означающая совместность, и fixus прикреплённый) см. Аффикс … Лингвистический энциклопедический словарь

конфиксальный — конфикс альный … Русский орфографический словарь

конфиксация — конфикс ация, и … Русский орфографический словарь

Морфемика — Морфемика морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка[1]: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности… … Википедия

ЦИРКУМФИКС — [лат. circumfixus укрепленный кругом] лингв. разновидность аффикса (АФФИКС), состоящая из двух частей префикса (ПРЕФИКС) и постфикса (ПОСТФИКС), несущих одно значение. То же, что конфикс. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

циркумфикс — сущ., кол во синонимов: 2 • аффикс (9) • конфикс (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Источник

Понятие конфиксов (циркумфиксов)

Некоторые ученые (В.М. Марков, П.П. Шуба и др.) выделяют в русском языке еще один вид деривационных морфем — конфиксы (реже используют термин «циркумфикс»), называя их единой двуэлементной прерывистой словообразующей морфемой.

Е.А. Земская считает, что при изучении структуры русского слова выделение конфиксов как особых морфем слова нецелесообразно. Наличие прерывистых морфем не характерно для структуры русского языка. Кроме того, части конфиксов совпадают, как правило, по значению с соответствующими приставками и суффиксами, т.е. элемент со-, входящий в конфикс со. ник (сотрапезник, сопалатник), тождественен по значению приставке со- (ср. со-автор); -ник тождественен по значению суффиксу -ник (школьник). По замечанию А.Н. Тихонова, конфиксы выступают как двух- и трехаффиксальные комплексы, в которых каждая морфема отчетливо выделяется и сохраняет свою собственную семантику. На морфемном уровне налицо самостоятельность каждого элемента конфикса. Конфиксы — это морфемные сочетания, которые состоят из морфем. Но (!) конфикс — это не самостоятельная морфема. Другое дело, если мы находимся на словообразовательном уровне — тут конфиксы представляют собой единый комплекс, присоединяющийся к производящей основе или слову. На этом уровне конфиксы являются словообразовательными формантами — единицами системы словообразования.

В традиционно сложившейся терминологии конфиксальный способ словопроизводства называется суффиксально-префиксальным.

Источник

Конфикс

Морфе́ма — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардо Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.

Содержание

Морфы и алломорфы

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Читайте также:  Способы разрешения конфликта сотрудничество пример

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь».

Классификация морфем

Корни и аффиксы

Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Классификация аффиксов

Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.

Есть языки (тюркские, угро-финские), в которых отсутствуют префиксы, а все грамматические отношения выражаются постфиксами. В некоторых других языках — например, суахили семья банту, (Центральная Африка) — используются префиксы и почти не употребляются постфиксы. В индоевропейских языках, к которым принадлежит русский язык, используются и префиксы, и постфиксы, но с явным перевесом в сторону последних.

Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:

  • интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);
  • конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);
  • инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском: sumulat ‘писать’, ср. sulat ‘письмо’);
  • трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском). В арабском языке очень мало гласных, их всего 3, так как язык консонантный:
Читайте также:  Наиболее действенный способ защиты водных ресурсов от промышленного загрязнения

Akbar — самый большой. Kabir — большой. Kibar — большие.

Источник

Урок русского языка в 6-м классе: «Способы словообразования. Конфиксация»

Цели урока:

  • Сформировать понятие о конфиксальном способе словообразования.
  • Выработать у учащихся навыки разграничения приставочного, суффиксального и конфиксального способов словообразования.
  • Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников; формирование умений по определению типов речи.
  • Попутное повторение: правописание корней с чередованием гласных, тире в простом предложении.

Оборудование:

  • Запись на доске (запись домашнего задания, выполненная одним из учеников во время перемены; предложение с пропущенными орфограммами и знаками препинания; слова для наблюдения, записанные в два столбика).
  • План изучения новой темы.
  • Словарное слово “КОНФИКС” на карточке.
  • Карточки с текстом.

I. Опрос и проверка домашнего задания

– Какое задание вы выполняли дома? Что надо было сделать? (Установить словообразовательные отношения между лексемами, а также указать словообразовательные средства)

– Что надо помнить, чтобы правильно установить соотнесенность? (Одно слово можно объяснить через другое; основа производящего максимально отражается в производном)

– Что мы называем производящей основой? (Основа производящего слова, осложненная словообразовательным элементом). Производной основой? (Основа производного слова, состоящая из производящей основы и словообразовательного элемента)

– Какие словообразовательные морфемы участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)

– Какие способы словообразования нам известны? (Приставочный, суффиксальный)

– Как же надо было выполнить домашнее задание?

Анализируется запись на доске:

– Каким способом словообразования образованы все эти слова? (Суффиксальным)

– В чем его суть? (Слово образуется путем добавления к производящей основе суффикса)

II. Подготовка к восприятию и изложение нового теоретического материала

Все ученики получают карточки с записанным на них текстом.

Нет ничего дороже слова. Нет ничего сильнее его. Город возьмет. Врага остановит. За собой позовет. Народы из темноты выведет. Солнцем им засветит. Крылья вырастит… Всё подвластно слову, если дело это настоящее. (По Е.Пермяку)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте выразительно. Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
  2. Определите тип речи. Докажите.
  3. Прочитайте тезис, доказательства, вывод.
  4. Согласны ли вы с мнением Евгения Пермяка?
  5. Составьте схему последнего предложения. В чем его особенность?
  6. Выпишите из текста слова, образованные приставочным способом словообразования. Устно объясните правописание безударной гласной в окончании глаголов.

Выполняя последнее задание, ученики выпишут следующие слова: позовет, выведет, засветит, вырастит. Обычно к этому списку добавляется слово “подвластно”, так как дети видят в нем приставку.

– Все ли названные слова образованы приставочным способом? Чтобы ответить на этот вопрос, произведем словообразовательный анализ данных слов.

Запись на доске:

– Какое слово по своей структуре отличается от других? (Подвластно)

– В данном случае мы встретились с особой морфемой и не приставочным, а конфиксальным способом словообразования.

Дети вслед за учителем записывают тему урока. Учитель обращается к плану изучения новой темы, говорит, чему ребята должны научиться на уроке, на какие вопросы ответить.

План работы над темой

  1. Что такое конфикс?
  2. Как конфикс появился в русском языке?
  3. Чем конфиксальный способ словообразования отличается от приставочного? От суффиксального?

– Чтобы ответить на первый вопрос, понаблюдаем за словами (слова записаны на доске заранее в два столбика):

преотличный
безопасный
подарочный

прибрежный
бездомный
подснежник

Читайте также:  Способы защиты от перенапряжения виды защиты

– От чего и с помощью чего образованы слова первого столбика? (Отличный, опасный, подарок)

– Сколько морфем участвует в каждом случае в процессе словопроизводства? (Двепроизводящая основа и словообразовательная морфема)

– Какие морфемы использованы для образования нового слова? (Приставка, суффикс)

– Назовите способ словообразования. (Приставочный, суффиксальный)

– Произвести словообразовательный анализ слов второго столбика. (Запись оформляет учитель. Важно сначала выделить производящую основу в производном, не указывая при этом словообразовательное средство)

– Сколько морфем может участвовать в процессе словообразования? (Две)

– А сколько морфем может присоединяться к производящей основе при образовании нового слова? (Одна)

– Значит, и в разобранных нами словах тоже выделяется одна словообразующая морфема, которую мы будем называть конфиксом. (Эти слова учитель сопровождает графическим выделением цветными мелками конфиксальной морфемы):

– В чем вы видите отличие конфикса от приставки, суффикса? (Дети отметят, что конфикс состоит из двух частей)

– Действительно, это так. Мы видим, что конфикс “разрывается на части” основой. Поэтому конфикс – прерывистая морфема. И названа она так не случайно. Латинская приставка “CON” обозначает совместность, а вторая часть слова переводится как “ПРИКРЕПЛЕННЫЙ”. (На стенде “К уроку” вывешивается карточка со словарным словом, дети записывают его в словарики).

– Сравните слова в двух столбиках и подумайте, можно ли к производящей основе прибавить только приставку? Почему? (В словах первого столбика можно, в словах второго – нельзя)

– А суффикс? (Аналогично)

– В чем же отличие конфиксального способа словообразования от приставочного и суффиксального? (При конфиксации производящая основа осложняется одновременно “с двух сторон”)

Учитель открывает запись на доске, дети переписывают предложение, объясняют орфограммы и расстановку знаков препинания:

Конфикс пр…рывистая м..рфема которая осл..жняет пр..изводящую основу одновр…менно (с) двух ст..рон.

– С какой морфемой мы сегодня познакомились?

– Как же возникла в русском языке такая необычная морфема?

Сегодняшние конфиксальные образования соотносились когда-то с сочетанием предлога и существительного, например, при городе – пригородный. В производном выделялась основа при город- и суффикс -Н(ый), то есть первоначально здесь был представлен суффиксальный способ словообразования.
Затем прилагательное стало соотноситься не с предложно-падежным сочетанием, а с существительным, так как слово всегда стремится быть мотивированным исходной формой (формой им. п. ед.ч.): пригородный-город. В производном стали вычленять основу город- и конфикс “при…н(ый)”.
Таким образом, конфиксальные образования никогда не имели в своей структуре приставки. Утрата прежних словообразовательных связей и установление новой соотнесенности привела к смене членимости. Произошел процесс переразложения, приведший к изменению морфемных границ в слове.
Научно описал конфиксацию как способ словообразования казанский лингвист В.М.Марков.

IV. Закрепление нового материала

Выполняется упражнение 126. Фактически в нем представлен весь рассмотренный материал.

Задание: выписать слова, образованные приставочным, суффиксальным и конфиксальным способом словообразования в три столбика. Доказать правильность выполнения задания с помощью словообразовательного анализа. ( В упражнении встретится 9 орфограмм, 5 из них связаны с написанием корней с чередующимися гласными. Учитель попросит школьников привести свои примеры на каждую орфограмму, спросит, в чем отличие корней с чередованием от корней с проверяемой или непроверяемой безударной гласной)

В итоге на доске появится запись:

прикасаться
расположить
вытереть
вырастить
горелый
росточек
резчик
преподаватель
узаконить
оживить
бесчувственный
наездник
безветренный

После выполнения упражнения подводятся итоги урока.

V. Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос. В чем отличие конфиксации от приставочного и суффиксального способов словообразования?
2. Произвести словообразовательный анализ слов подоконник, настенный, подлокотник. Привести по два примера на каждую из встреченных словообразовательных моделей.

Источник

Оцените статью
Разные способы