Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Источник
Кольцевая рифма
Кольцева́я (опоя́санная, охватная) ри́фма — это рифма по расположению рифмующихся стихов, соответствующая схеме: абба, то есть созвучны первая и четвёртая, вторая и третья строки соответственно, например:
Дойдут сквозь мрачные затворы, (Б)
Как в ваши каторжные норы (Б)
Доходит мой свободный глас. (a)
Кольцевая рифма часто применяется в катренах сонетов [1] :
Я вышел в путь и весело иду, (Б)
То отдыхая в радостном саду, (Б)
То наклоняясь к пропастям и безднам. (a)
Для русской народной поэзии опоясывающая рифмовка не характерна. В авторской русской поэзии она возникает на исходе силлабического периода в XVIII веке, например, у Антиоха Кантемира [2] :
Где вы лет тоскуете в тени за ключами! (Б)
Жадно воли просите, льстите себе сами, (Б)
Что примет весело вас всяк, гостей веселых. (a)
— А. Кантемир («Письмо II к стихам своим»)
Четверостишие с опоясывающей рифмовкой составляет вместе с двумя другими четверостишиями (с перекрёстной и парной рифмовкой) и заключительным двустишием онегинскую строфу [3] .
Примечания
- ↑Катрен — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
- ↑ Статья Опоясанная рифма в Поэтическом словареА. П. Квятковского
- ↑Онегинская строфа — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
Ссылки
- Викифицировать статью.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Добавить иллюстрации.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Кольцевая рифма» в других словарях:
кольцевая рифма — см. охватная рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов
охватная рифма — см. рифма. Синоним: кольцевая рифма, опоясывающая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Онегинская строфа — вид строфы, примененный Пушкиным в «Евгении Онегине» (первоначально была создана Пушкиным в наброске поэмы «Таврида» в 1822). О. с. состоит из 14 строк, срифмованных между собой следующим образом (ж женская, м мужская рифма): а, б, а, б, в, в, г … Литературная энциклопедия
Источник
ИПЛ-23 — Кольцевая рифмовка
РИФМОВКА — это схема, согласно которой рифмуются строки в стихотворении, иначе говоря — порядок расположения рифм.
При КОЛЬЦЕВОЙ (ОХВАТНОЙ, ОПОЯСАННОЙ, ОПОЯСЫВАЮЩЕЙ) рифмовке первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим, и схема рифмовки катрена (четверостишия) выглядит так: АВВА
Для соблюдения правила альтернанса (см. ИПЛ-20) при данном способе рифмовки рекомендуется чередовать рифмы по количеству слогов таким образом: в одном катрене — мжжм, в следующем — жммж, и т.д.
Ссылки для углубленного изучения:
1. Рифмовка. Способы рифмовки (Поэтический словарь Квятковского)
http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm
Оставляйте в рецензиях стихи с кольцевой рифмовкой, объемом от 8 до 16 строк. От одного автора — одно стихотворение. Когда число стихов достигнет 10, жюри выберет лучшее, которое будет помещено в этом манифесте в качестве образца, а победивший автор получит 50 поощрительных баллов. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов.
Состав жюри этого конкурса: Наталия Аристова, Эризн, Призрак Гуманизма
Победитель этого конкурса:
А по небу
просто плыли
облака
Золочёными неспешными челнами –
По фарватеру, что был прочерчен нами
Сквозь туманы, листопады и снега.
И скользили над волнами суеты
Острова неизъяснимого покоя,
Осеняя позолотой неземною
И пейзаж, и сокровенные мечты.
А слова мои, хранящие любовь,
Молчаливо над землёю воспаряли,
Устремлялись в удивительные дали –
Чтоб твоими стать под сенью облаков.
И душа была немыслимо легка,
Преисполненная чудом единенья
Двух сердец через пространство и сквозь время.
. А по небу
просто плыли
облака.
© Copyright: Логиня, 2007
Свидетельство о публикации №1712150008
Источник
Что такое кольцевой способ рифмовки
Рифма и ее разновидности
Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар (и более) слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы.
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).
Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).
И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
В заключение полезно отметить, что не всегда следует так уж жестко, строго и догматично придерживаться неких канонических форм и шаблонов, ведь, как и в любом виде искусства, в поэзии всегда есть место оригинальному. Но, все же, прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового и не совсем изведанного, всегда не мешает удостовериться, что ты все-таки знаком и с основными канонами.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Кольцевая рифма
Обычно, когда речь идёт о стихотворной речи, люди представляют себе строки, имеющие созвучные окончания. Этот эффект именуется рифмой (от греческого слова «rhythmos», которое переводится как «размеренность, ритм»). Способ организации рифм в произведении называют рифмовкой. По взаимному расположению созвучных стихов исследователи выделяют три основные системы рифмовки: смежная (или парная), перекрёстная, кольцевая. Первые две часто встречаются в различных стихотворениях. Последняя же менее распространена. Определим, что представляет собой кольцевая рифмовка, и приведём примеры её употребления в русской поэзии.
Обычно строфа стихотворения состоит из четырёх стихов, т. е. строк, расположенных друг под другом и начинающихся с заглавной буквы. Схематически строки обозначают латинскими литерами – a, b, c, d и т. д. Стихи, имеющие созвучные окончания, выражают с помощью одной и той же буквы. Когда говорят о кольцевой рифме, имеют в виду, что между собой рифмуются первая и четвёртая строки, а также вторая и третья. Таким образом, схема такого четверостишия приобретает следующий вид: abba. Вот пример строфы, построенной на основе кольцевой рифмы:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Как видим, начальный и конечный стихи этого отрывка как бы замыкают, окружают стихи, находящиеся посередине. Это напоминает кольцо, охватывающее палец, отсюда название этой системы. Кстати, иногда вместо термина «кольцевая рифмовка» можно встретить выражения «опоясанная» или «охватная рифмовка». Они являются синонимичными.
Ниже представлено ещё несколько примеров стихов, в которых употребляется кольцевой способ рифмовки:
Уже рассвет темнеет с трех сторон,
а все руке недостает отваги,
чтобы пробиться к белизне бумаги
сквозь воздух, затвердевший над столом.
Как непреклонно честный разум мой
стыдится своего несовершенства,
не допускает руку до блаженства
затеять ямб в беспечности былой!
Я к ней вошел в полночный час.
Она спала, – луна сияла
В её окно, – и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди, –
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь её во сне.
«Я к ней вошёл в полночный час…», И. А. Бунин.
Стоит заметить, что стихотворений, целиком состоящих из строф с этим типом рифмовки, не так много. Чаще встречаются произведения, где одна или несколько строф построены с её помощью, а остальные основываются на другом типе.
Здесь, как видим, кольцевая рифма сочетается с перекрёстной. В следующем отрывке кольцевая рифма соседствует с парной.
Анализируя системы организации строк в произведении, литературоведы берут за основу именно четверостишия. Если речь идёт о строфах, состоящих из большего количества строк, то в таких случаях принято говорить о сплетённой рифме. Схема такой рифмовки может приобретать различные формы, в которых могут обнаруживаться и фрагменты, имеющие кольцевую рифмовку. Вот пример такого отрывка:
Был выбран некто в боги:
Если представить его с помощью литер, получим такую схему: aabccbddee.
Несмотря на то, что кольцевая рифма менее распространена, много примеров стихотворений, основанных на ней, можно обнаружить в творчестве М. И. Цветаевой, И. А. Бродского, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта и других поэтов.
Источник