- Исследовательский метод в обучении
- Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе
- Готовые работы на аналогичную тему
- Целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении
- Исследовательский метод обучения: цель, процесс и сущность
- Суть метода
- Цели работы
- Характерные признаки
- Разнообразие активных способов получения знаний
- Проблемно-поисковое обучение
- Основные приемы
- Уровни исследовательского обучения
- Активное обучение
- Проектный метод
- Классификация элементов активной познавательной деятельности
Исследовательский метод в обучении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Исследовательский метод – это прием, посредством которого организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач.
Применение исследовательского метода в обучении началось около двух столетий назад. Он рассматривался в качестве методики организации процесса преподавания и базировался на самостоятельном процессе наблюдения за реально существующими процессами и явлениями окружающего мира и формулировке логически обоснованных выводов на основе наблюдения. Первоначально, такой метод не использовался в обучении всем дисциплинам. В основном его применяли на уроках, где изучались естественно-научные процессы и явления. Например, химии и биологии.
Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе
Исследовательский метод основывается на поэтапном логическом мышлении. Предполагается, что процесс исследования проходит в несколько стадий:
- Процесс наблюдения за объектами, процесса и явлениями и постановка проблемы.
- Предварительные вывода, возможные решения проблем на основе наблюдаемых фактов и событий.
- Проведение аналитических мероприятий и исследования, сделанных предположений и выбор одного из них, максимально подходящего для решения, поставленной учебно-воспитательной задачи.
- Заключительный этап проверки выбранной гипотезы и ее окончательное утверждение.
Такая структура исследовательского процесса свидетельствует о том, что, посредством применения исследовательского метода в обучении, происходит формирование умозаключений, сделанных от определенных фактов, которые были самостоятельно рассмотрены и исследованы учащимися.
Исследовательский метод предполагает обширную педагогическую работу, направленную на ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы с различными фактами, объектами окружающего мира, их изучение и обоснование. В задачу учащегося не входит простое наблюдение. Оно должно сопровождаться логическим мыслительным процессом, на основании которого будут сделаны грамотные выводы и разработаны варианты решения, поставленных вопросов и проблем по определенной учебной теме, дисциплине, направлению деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение исследовательского метода ориентировано на обдумывающее наблюдение. Дети должны научится запоминать увиденные факты и воплощать их на практике, посредством словесного описания, графической прорисовки, построении схемы или модели. На основании увиденного и зафиксированного, учащиеся делают самостоятельные выводы, что развивает их мыслительную деятельность, формирует запас простых обобщений, развивает навыки построения точного, логически обоснованного знания.
Применение исследовательского метода зависит от конкретной учебной дисциплины. Не возможно применять его по единой схеме для каждого учебного предмета. Естественно, что существуют принципы и правила применения исследовательского метода в обучении, но для каждого направления деятельности он имеет свои нюансы.
Сущность исследовательского метода заключается в постановке обучающимися проблемного вопроса, который имеет форму исследовательских заданий и требует самостоятельного разрешения на основе применения креативного мышления и творческого подхода.
Рисунок 2. Исследовательский метод в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении
Основным целевым назначением применения исследовательского метода является его сущностное значение т.е. развитие у учащихся навыков определения проблемных моментов и ситуаций, самостоятельной постановки задач обучения и поиска путей их достижения.
Помимо общей целей можно выделить ряд частных, на которые ориентируется использование исследовательского метода в отдельных направлениях учебно-воспитательной работы. К ним относятся следующие цели:
- Приобщение учащихся к порядку и процессу формирования нового научного знания.
- Изучение и овладение креативными разновидностями познавательной деятельности.
- Развитие навыков применения в учебном процесс различных информационных источников: учебной, нормативной, методической литературы, исторического научного опыта, данных статистики, интернет-ресурсов.
- Формирование навыков пользования компьютерной техникой и технологиями, программными продуктами.
- Формирование способности к выражению своих идей, мыслей, навыков отстаивания своей точки зрения, своих целей и установок.
Применение исследовательского метода в процессе обучения не устраняет ведущую роль педагога в его организации. Педагог занимается подготовкой исследовательского процесса, планирует и прогнозирует прохождение каждой стадии этой работы. Помимо этого, исследовательская методика требует от педагога глубокого знания предметной области изучения и регулярного повышения своей квалификации. Необходимо интересоваться научными новостями, развивать свои познания в области применения нестандартных научных методик, уметь применять рационализаторский подход в работе, находить новаторские решения педагогических задач и передавать свои знания учащимся.
Кроме того, педагог приобщает учащихся к постановке целей исследования, выработке задач, знакомит с правилами выбора оборудования, которое будет использовано в ходе исследования, правилами его использования и порядком экспериментальных действий.
Функциональное значение исследовательского метода заключается в том, что он:
- Способствует воспитанию познавательной активности учащихся;
- Развивает стремление к процессу обучения, раскрытию своих творческих задатков;
- Формирует положительное отношение к учебно-познавательной деятельности;
- Развивает у учащихся обширные и глубокие знания в различных научных направлениях и позволяет находить пути их действенного практического применения;
- Активизирует мыслительную работу и развивает интеллектуальные навыки учащихся;
- Способствует освоению учащимися методов научного познания;
- Формирует навыки самостоятельности в познавательной сфере деятельности.
Источник
Исследовательский метод обучения: цель, процесс и сущность
Что представляет собой исследовательский метод обучения? Это не что иное, как организация познавательной и поисковой деятельности учащихся, которая осуществляется при постановке учителем различных задач. При этом все они требуют от детей творческого самостоятельного решения.
Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его основными функциями. С его помощью производится организация творческого поиска и применения знаний. При этом в процессе деятельности происходит овладение науками, а также формируется интерес и потребность в самообразовании и творческой деятельности.
Суть метода
Вам будет интересно: Раздрай – это воплощение беспорядка
Применять в педагогике исследования в процессе обучения начали более полутора веков назад. Сущность такого метода подразумевает следующее:
- наблюдение с последующей постановкой вопросов;
- принятие предположительных решений;
- исследование имеющихся выводов и выбор из всех лишь одного как наиболее вероятного;
- дополнительную проверку выдвинутой гипотезы и ее окончательное утверждение.
Следовательно, исследовательский метод обучения — это способ умозаключения при получении конкретных фактов во время самостоятельного наблюдения и изучения объектов школьниками.
Цели работы
Вам будет интересно: Средний жуз: описание, виды, исторические факты
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное прохождение учениками всех этапов эксперимента вплоть до анализа полученных результатов.
Среди целей, преследуемых в этом случае педагогом, — необходимость:
- приобщения воспитанников к процессу получения новых знаний;
- освоения детьми нестандартных форм познавательной деятельности;
- обучения пользованию практическими материалами, монографической, учебной и нормативной литературой, статистическими данными, а также сетью Интернет;
- выработки умения работы с компьютером и его основными программами;
- в предоставлении школьникам возможности публичных выступлений, вступлений в полемику, доводя до слушателей свою точку зрения и обоснованно склоняя аудиторию к принятию выдвинутых идей.
Среди основных целей использования исследовательского метода обучения находится также развитие у детей следующих умений:
- нахождения и формулировки научной проблемы;
- актуализации противоречий;
- определения объекта, а также предмета исследования;
- выдвижения гипотез;
- планирования и проведения эксперимента;
- проверки гипотезы;
- формулировки выводов;
- определения границ и сфер применения полученных во время исследования результатов.
Характерные признаки
Вам будет интересно: Сколько органов у человека: характеристика систем органов
При использовании исследовательского метода обучения на уроках происходит следующее:
Исследовательский метод обучения предполагает осуществление процессов наблюдения и поисков выводов во время работы с книгой, выполнения письменных упражнений, а также лабораторных и практических работ.
Разнообразие активных способов получения знаний
В процессе обучения происходит постоянная взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся. Ее осуществление возможно при использовании определенного способа или метода получения знаний.
Педагогической науке доподлинно известно, что развитие ученика невозможно без его включения в самостоятельную деятельность, которая предполагает собой решение поставленных перед ребенком проблем. Именно эту задачу выполняют исследовательский и эвристический методы обучения, которые предполагают поисковый характер работы детей. Способность к подобной деятельности рассматривается в довольно широких пределах, подразделяясь на такие направления:
- проблемно-поисковое изложение;
- активные способы;
- проектные методы и т.д.
Проблемно-поисковое обучение
Исследовательская деятельность учащихся в условиях современной школы является одной из наиболее эффективных методик. Она способствует развитию у детей творческих способностей, активности и самостоятельности.
Одним из приемов исследовательского метода обучения является применение его проблемно-поисковой формы. В этом случае учащимся предлагается стать первооткрывателями, добывающими новые знания по тем или иным предметам. Подобное становится возможным в случае такой организации учебного процесса, когда созданная на уроке педагогическая ситуация требует от детей логической оценки поставленных задач и интеллектуального поиска решений с принятием самого взвешенного и обоснованного из них.
Основные приемы
Вам будет интересно: Что такое «ультра»? Значение слова
При проблемных и поисковых исследовательских методах обучения вся деятельность учащихся направлена на приобретение новых знаний.
С целью использования данного направления учитель ставит перед учениками практические задачи.
Приемы исследовательского метода обучения в этом случае состоят в следующем:
- Создании проблемной ситуации.
- Организации совместного обсуждения самых оптимальных вариантов для ее разрешения.
- Выборе наиболее рационального способа, позволяющего решить имеющуюся проблему.
- Обобщении полученных данных.
- Формулировке выводов.
Поисковый исследовательский метод обучения может быть организован на любом этапе школьных занятий. Учителю в этом случае необходимо сформировать внутреннюю мотивацию ребенка.
Исходя из уровня мышления учащихся разных возрастных категорий, в этом случае могут быть использованы различные приемы исследовательского метода обучения. Среди них:
Основной целью и назначением проблемно-исследовательского метода обучения является преодоление механического усвоения знаний и активизация мыслительной деятельности детей. Создание проблемной ситуации, инициированной учителем при постановке определенного вопроса или выдаче задания, служит толчком к поиску выхода из нее.
Уровни исследовательского обучения
Находя ответы на поставленные учителем вопросы, дети рассуждают, анализируют, сравнивают и делают выводы, что позволяет им сформировать прочные навыки самостоятельной работы.
При исследовательском методе обучения могут быть использованы три уровня подобной деятельности:
Проведение исследовательской деятельности при проблемно-поисковом методе обучения позволяет детям находиться в учебном процессе в активной позиции. Она предполагает не простое усваивание тех знаний, которые преподносит школьникам учитель, а их самостоятельное получение.
Активное обучение
Под таким получением знаний понимают методы, с помощью которых происходит мотивация учеников к мыслительной и практической деятельности для овладения ими учебного материала. В таком случае преподаватель также не производит изложение готовых знаний на их запоминание и дальнейшее воспроизведение. Он побуждает школьников самостоятельно добывать умения во время проводимой им практической и мыслительной деятельности.
Для активных методов обучения характерно то, что в их основе лежит мотивация к получению знаний, без которой невозможно движение вперед. Возникли подобные педагогические способы в связи с тем, что перед образовательной системой общество стало ставить новые задачи. На сегодняшний день школы должны обеспечить формирование у молодежи познавательных способностей и интересов, творческого мышления, а также навыков и умений к самостоятельному ведению труда. Появление подобных задач стало следствием бурного развития информационного потока. И если в прежние времена полученные в системе образования знания могли служить людям долго, то сейчас они требуют постоянного обновления.
Исследовательский метод активного обучения обладает различными формами. Среди них:
Проектный метод
Вам будет интересно: Что такое салон: многообразие значений
Под таким педагогическим способом понимается такая организация деятельности обучения, результат которой выражается в получении определенного продукта. При этом подобная образовательная технология предполагает тесную связь с жизненной практикой.
Метод проектов — исследовательский метод обучения. Он позволяет сформировать у детей специфические умения, знания и навыки благодаря системной организации учебного поиска, имеющего проблемно-ориентированный характер. При использовании метода проектов ученик включается в познавательный процесс, самостоятельно производит формулировку проблемы, осуществляет подбор нужной информации, разрабатывает варианты для ее решения, делает необходимые выводы и анализирует собственную деятельность. Таким образом, постепенно у школьника формируется опыт (как учебный, так и жизненный).
В последнее время метод проектов все чаще применяется в системе образования. Он позволяет:
При приобретении описанных выше навыков школьник становится более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться при изменяющихся условиях и ориентироваться в самых различных ситуациях.
В дословном переводе с латинского проект — «брошенный вперед». То есть он представляет собой прообраз или логотип того или иного вида деятельности или объекта. Слово «проект» означает предложение, план, предварительно написанный текст документа и пр. Но если данный термин отнести к учебной деятельности, то под ним подразумевается целый комплекс исследовательских, поисковых, графических, расчетных и прочих видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно, которые преследуют своей целью теоретическое или практическое решение актуальной проблемы.
Использование метода проектов предполагает такое построение образовательного процесса, при котором целесообразная деятельность ученика сообразуется с его личными целями и собственным интересом. Ведь внешний результат проделанной работы можно увидеть и в дальнейшем осмыслить. Его ценность заключается и в применении на практике. Внутренний результат является получением опыта деятельности. Это бесценное достояние учащегося, которое соединяет в себе умения и знания, ценности и компетенции.
Классификация элементов активной познавательной деятельности
Каждый из учебно-исследовательских методов обучения предполагает проведение работы в различных направлениях.
При этом вся она может быть дифференцирована по цели, изучаемому объекту, месту и времени проведения и т.д. Так, различают:
Источник