Что такое индивидуальный способ обучения

Что такое индивидуальный способ обучения

Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики.

Для начала проясним терминологию, где часто возникает путаница.
Юридически индивидуальной формы обучения не существует. Это лишь способ организовать обучение.

Что такое индивидуальное обучение

Под индивидуальным обучением в школе часто имеют в виду обучение по индивидуальному плану. Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ИУП — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Переход на индивидуальный план помогает делать акцент на любимых предметах. Это подходит тем, кто:

  • отстаёт по программе,
  • обгоняет программу и хочет заниматься углублённо,
  • интересуется конкретными дисциплинами и хочет уделять им больше внимания.

На ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету. Но нужно учитывать, что на аттестации у ребёнка, обучающегося по индивидуальному учебному плану, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели. То есть основной общеобразовательный минимум освоить необходимо.

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Потребуется подать заявление и заключить с администрацией договор. Количество учебных часов определяется учебным планом — скорее всего, это будет очно-заочная или заочная форма обучения.

Для перехода на заочное обучение не нужно отчисляться из школы и прикрепляться для аттестаций. Ребёнок останется в контингенте школы.

Но бывает, что такое обучение не предусмотрено локальными актами — за исключением случаев, когда ребёнку необходимо устранить академическую задолженность. Тогда придётся подыскать другое учебное заведение.

Учиться по индивидуальному плану можно и вне школы.

Индивидуальное обучение вне школы

На помощь придёт семейная форма получения образования. Так ребёнок полностью учится дома. В школе нужно только сдавать аттестации — писать тесты и контрольные, чтобы продемонстрировать успеваемость и прогресс.

Здесь обучение индивидуально — можно самим выбирать педагогов, заниматься в онлайн-школе и фокусироваться на профильных предметах.

Переход на семейную форму получения образования происходит в три этапа:

  1. Уведомить органы управления образования по месту жительства. Заявление о переходе на семейное обучение можно подать лично, по почте или онлайн.
  2. Отчислиться из школы. Принесите в школу заявление о переходе на семейную форму образования и заберите документы ребёнка: личное дело, справки об обучении и аттестациях. Они понадобятся для прикрепления к другой школе для промежуточных аттестаций.
  3. Выбрать школу для прохождения аттестаций. У неё должна быть лицензия на образовательную деятельность и государственная аккредитация, а в уставе обязательно зафиксирована возможность зачисления экстернов. Для вашего удобства лучше будет выбрать школу с возможностью дистанционного прохождения аттестаций. Также рекомендуется заключить со школой договор об аттестациях, регламентирующий даты, форму и порядок прохождения аттестаций по каждому предмету.

Подробное руководство по переходу на семейное обучение с образцами документов смотрите здесь.

Разница между семейной формой получения образования и заочной формой обучения в том, что первая предоставляет больше свободы. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок — главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя: обучение отчасти персонализируется, но всё равно нужно учиться по конкретным учебникам школы, писать плановые проверочные работы (ВПР, МЦКО) и вообще подчиняться распорядку школы, хотя не ходишь туда каждый день.

Выбор между семейным или заочным образованием остаётся за вами. Но стоит учесть, что на заочку чаще переводят старшеклассников — ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят со школьных учителей.

Преимущества индивидуального обучения

Занятия в комфортном темпе. Если ребёнку требуется больше времени на сложные темы — это не проблема. Если предмет, напротив, даётся легко — ребёнок не будет топтаться на одном месте, а перейдёт к следующей.

Читайте также:  Демократический способ защиты своих прав

Изучение любимых и нужных предметов. Индивидуальное обучение позволяет сделать акцент на необходимых предметах. Например, школьник хочет поступать в медицинский и делает упор на химию и биологию. В обычной школе гораздо меньше возможностей фокусироваться на профильных дисциплинах. Часто на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ почти не остаётся времени.

Гибкое расписание. Часто детям-совам тяжело просыпаться в семь утра и идти в школу. На индивидуальном обучении можно подстроить график под себя. Например, начинать занятия в 10 утра и полноценно высыпаться. А ещё совмещать с кружками и другими хобби.

Как организовать индивидуальное обучение на дому

  • Родитель-учитель. Обучая ребёнка своими силами, можно выбрать любую программу и методику обучения. Не придётся оплачивать работу специалистов. Однако обучение ребёнка на дому требует от родителей времени и компетенции по всем школьным предметам.
  • Услуги репетиторов. Квалифицированные преподаватели с индивидуальным подходом — то, что нужно. Минус: услуги хороших репетиторов стоят недёшево.
  • Онлайн-школа. Здесь ребёнок получает систематические школьные знания по всем школьным предметам с минимальным участием родителей. Обучение в онлайн-школах платное, но обходится дешевле, чем найм репетиторов по каждому предмету.

Что в итоге

Индивидуальное обучение не является формой обучения. Чтобы учиться индивидуально, нужно перейти на индивидуальный учебный план в школе. Можно остаться в школе, но на очно-заочной или заочной форме. Либо перейти на семейную — она даёт ещё больше свободы.

Если не знаете, что лучше выбрать, проконсультируйтесь у специалистов домашней онлайн-школы «Фоксфорда».

Источник

Методы и приемы индивидуализированного обучения

Ирина Михнёва
Методы и приемы индивидуализированного обучения

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Внимание к личности ребенка, забота о развитии его способностей и поддержке интересов, входит в круг проблем современного общества.

Для того, чтобы идти в ногу со временем, в современной образовательной ситуации, в основе которой личность ребенка, особое внимание уделяется образовательному процессу на основе личностно – ориентированного подхода, предполагающего индивидуализацию обучения, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Большая роль в индивидуализации обучения отводится методам обеспечения индивидуализации, с помощью которых стимулируется и направляется деятельность детей.

Их особенность в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования:модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?

Например, выбрали вместе с детьми тему «Птицы наших лесов». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили,что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. Таким образом, создаются условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний.

Читайте также:  Способ отопления без электричества

Наиболее универсальным способом индивидуализации обучения является метод «строительных лесов». Суть данного метода заключается в том, что педагог, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаёт такие условия (моделирует ситуацию, которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень. Педагог как будто создаёт «строительные леса», по которым ребёнок поднимается выше. Задача взрослого вовремя увидеть приближение нужного момента и предложить (показать) более сложный или принципиально новый вариант исполнения того или иного действия (рисунка, постройки и т. д.). Какое-то время педагог не вмешивается в действия ребёнка, предоставляя ему действовать путём проб и ошибок, далее — повторяет процесс прямой или косвенной помощи. Например, ребёнок создаёт постройку из нескольких кубиков, составляя их друг на друга. Воспитатель, понаблюдав за ним, ненавязчиво предлагает ещё несколько деталей, показывает, как можно усложнить постройку, сделать по- другому. Ребёнок реагирует на подсказку, начинает пробовать новый вариант или возвращается к первоначальному. В таком случае педагог пробует новые варианты или ждёт более подходящего момента.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении.Эта тактика состоит из трех основных действий:1- действие:презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки».2 — действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам».3 — действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Работа в небольших группах. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково -практическими исследовательскими действиями и другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время ручного труда дети планировали сделать разных голубей. Работа может быть построена таким образом, какую технику будет использовать каждый из детей; из какого материала (бумага разной фактуры). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по изготовлению голубей. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Спонтанная индивидуализация.

Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Например, учитывая разный темп выполнения задания детьми, педагог дифференцированно подбирает вид недирективной помощи, задания разной сложности, подбирает наглядность с учетом возможностей детей, учитывает интересы и опыт. Данным методом педагог может воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас». Педагог тут же обучает детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т. е. даёт индивидуализированный «урок» правильного поведения.

Читайте также:  Геометрия практические способы построения параллельных прямых

Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.

Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности, предполагающих выполнение определенных заданий, упражнений, выполнение посильных задач, последовательное их усложнение с учётом уровня развития. У детей всегда должен быть выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности. Например, разные конструкторы по сложности; наборы пазл состоящие как из 20, так и 100 и более; разнообразный бросовый материал; разнообразные игры, соответствующие индивидуальному уровню развития дошкольников. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.

Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.

Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);

Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);

Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);

Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;

Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);

Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);

Метод презентации продуктов детской деятельности;

Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;

— Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

— Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;

Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);

— Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуализацияможет происходить одновременно на нескольких уровнях:

В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения, в которой индивидуализация проявляется стихийно.

Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театру, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

— иметь опыт кооперации с другими детьми.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Список используемых ресурсов:

1.Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/ , http://www.maam.ru/ , http://www.resobr.ru/ , https://infourok.ru/metodi-individualnoy-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-1504868.html

2. Методическоепособие для педагогов дошкольных учреждений: Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва «Просвещение» 2015 г.

Источник

Оцените статью
Разные способы