Холодный и горячий способ
Польза или красота? Интенсивный запах или яркие цвета? Быстрое приготовление или возможность пользоваться мылом уже на следующий день? Этот выбор встает перед каждым мыловаром, когда он решает каким именно способом приготовить очередную партию. Свои преимущества и недостатки имеет и холодный, и горячий способ. Мыло, приготовленное по разным технологиям, отличается не только по свойствам, но и по внешнему виду.
Начинается процесс мыловарения всегда одинаково: соблюдая технику безопасности, мы готовим щелочной раствор, вливаем его к предварительно растопленным маслам и смешиваем с помощью блендера. Теперь у нас с Вами есть два пути: либо сразу вмешать все красители, ароматизаторы и добавки, выложить в форму и «уложить мыло спать» в теплое место, либо поставить мыльную массу на водяную баню, и все добавки отложить на 1,5-2 часа. В первом случае у нас получится мыло холодным способом, во втором, соответственно, горячим.
Однако на самом деле, решить каким способом Вы будете варить мыло, Вам придется еще при составлении рецепта. Во-первых, немного различается количество воды, если при ХС мы сразу берем 30-33% от веса масел, то для мыла горячим способом я советую вначале взять только 25%, в них растворить щелочь, а оставшиеся 10% добавить в самом конце, перед выкладкой в форму. Это поможет повысить эластичность мыльной массы. Во-вторых, в горячее мыло в конце мы дополнительно добавляем пережир. Пережир — это та часть масел, которая не вступает в реакцию омыления и остается в мыле в первоначальном виде. Именно эти масла помогают мылу быть более нежным и не сушить кожу. При расчете рецепта «холодного мыла» мы сразу закладываем пережир в калькулятор, при горячем изначально мы выставляем только 1-2%, а остальное рассчитываем отдельно.
Что же мы в итоге получаем?
Мыло с нуля горячим способом получается более полезным, мы сами выбираем, какие именно масла будут в пережире. При приготовлении мыла холодным способом предсказать это практически невозможно. Кроме этого в ГС все активные добавки сохраняются в первоначальном виде, в то время как при ХС большая их часть разрушается при контакте со щелочью. То же самое происходит и с запахами, от мыла ХС очень сложно добиться интенсивного, насыщенного аромата, зато цвета в нем зачастую получаются более яркими.
Кроме этого «горячим» мылом можно пользоваться уже на следующий день, как только Вы достанете его из формы, а мылу холодным способом надо еще дозревать, чаще всего месяц, но иногда этот срок доходит и до полугода.
На самом деле, невозможно сказать, что какой-то способ легче или лучше, через некоторое время каждый мыловар сам приходит к своему ответу на этот вопрос. Чтобы показать Вам разные точки зрения я попросила опытных мыловаров написать, какой именно способ они предпочитают и почему:
- «Мне оба нравятся ))) И холодный, и горячий способ! Мыло с нуля холодным способом люблю потому что быстро и можно красиво сделать. А горячий потому что он более мягкий по воздействию на кожу» — Mammainna, варю мыло с нуля уже 5 лет
- «Я предпочитаю ХС, можно реализовывать интересные идеи, больше простора для творчества! Ради этого я готова подождать, пока мыло зреет» — Мария Лазаренко, мылом с нуля занимаюсь уже больше полугода
- «По свойствам мне нравится больше мыло, изготовленное ХС. Оно более твердое, зачастую обладает более нежной пенкой, независимо от рецепта и масел, которые используются, оно приятнее на ощупь. Мыло ХС, на мой взгляд, благороднее». — Milayana, мыло с нуля варю уже чуть больше года.
- «Больше горячий, потому что ждать не надо))) Но, с другой стороны, холодным красивее получается. Так что зависит больше от цели. Если не срочно и надо посимпатичнее что-то изобразить, то холодное. Если для себя — то горячее.» — Lapifa, варю мыло с нуля уже полтора года.
Источник
Холодный и горячий способы варки мыла: в чем разница?
О том, в чем разница между горячим и холодным способами варки мыла, почему НАШЕ МЫЛО так выглядит и причем здесь борщ, — рассказывает наш специалист, мыловар-косметолог Анна Валькова.
Мыло, приготовленное по разным технологиям, отличается не только по внешнему виду, но и по свойствам.
Процесс варки натурального мыла начинается всегда одинаково : растворяем щелочь в воде, вливаем ее в емкость с предварительно растопленными маслами и размешиваем с помощью блендера. А вот дальше у нас два пути: мы можем либо отправить мыло «отдыхать» в укромное место, ничего больше не добавляя, либо поставить мыльную массу на водяную баню и отложить все добавки на несколько часов.
В первом случае у нас получится мыло холодным способом,
во втором — горячим.
Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки.
Так, «холодная» мыльная масса более текуча, лучше «держит» цвет, из нее можно сделать красивые узоры на срезе (их называют «свирлы»).
«Горячее» мыло выглядит погрубее и попроще, густую массу труднее окрасить, да и «красоту навести» целая проблема.
Но всё же я, с моим достаточно солидным опытом натурального мыловара (около шести лет), предпочитаю именно его. Почему? Все дело в «пережире» , то есть той части масел, которая не вступает в реакцию омыления и остается в мыле в неизменном виде. Именно эти масла придают мылу дополнительные смягчающие свойства, делают его нежным на ощупь, а пенку легкой и похожей на дорогой крем.
При холодном способе мы закладываем все сразу в один котел, так что предсказать окончательный результат порой бывает сложно.
Мне, как человеку, любящему готовить, проще объяснить это на кулинарном примере.
Представьте себе … процесс варки борща. Вот у вас стандартный набор для этого замечательного блюда: свекла, лук, морковь, вкусная говяжья косточка, помидоры, зелень и чеснок.
Сначала варим основу: мясной бульон с капустой, свеклой, плюс морковно-луковая зажарка, и …ну, предположим лавровый листок. Потом, как говорят повара, — «доводим до вкуса», то есть корректируем окончательный аромат и баланс кислого сладкого и соленого. Добавляем чеснок и зелень для аромата, возможно ложечку-две сахара. Не хватает остроты? Перец. Хочется более яркого оттенка? Без проблем, есть томатная паста.
То есть, перед самой готовностью мы можем изменить свойства блюда в нужную нам сторону, получив богатый и полный вкус, именно такой, как мы и хотели.
А если добавить все сразу, в одну кастрюлю?
Несомненно, это тоже будет борщ. Но вот предсказать, что получится «на выходе» будет сложновато. Даже если заниматься этим несколько лет подряд в качестве хобби. Помидоры бывают разные, морковь тоже, зелень может дать свой оттенок вкуса, а может и окончательно вывариться.
Вот именно поэтому, я предпочитаю не класть все в один мыловаренный котел, имея возможность получить мыло с заданными свойствами. Кроме того,
от мыла, сваренного холодным способом очень сложно добиться насыщенного аромата, ведь оно «зреет» несколько недель, а иногда и месяцев
(тут я имею в виду натуральные ароматизаторы, то есть эфирные масла и травы — с синтетикой будет попроще).
По ощущениям пенка «горячего» мыла гораздо более ласковая для кожи, хотя сам кусочек мыла выглядит брутальнее.
Источник
Вестник технолога: Холодный и горячий способ мыловарения
Только начинаете варить мыло с нуля? Отлично, тогда эта статья для вас! Возможно, вы уже слышали, что натуральное мыло варят холодным и горячим способами. Давайте разберёмся: что это значит, в чём достоинства и недостатки каждого из них.
Определить способ варки важно уже в самом начале процесса, так как его надо будет указать при расчёте рецепта на мыльном калькуляторе. Горячий и холодный способ отличаются вводом пережира. А калькулятор посчитает, сколько пережира и щелочи нужно на рецепт. Также в ХС традиционно берется 33% воды (отвара, молока и т.п.) или меньше. В ГС примерно 38% (мы будем подогревать массу, часть воды выпарится). Все эти показатели вводятся вручную в мыльный калькулятор. Количество воды не догма.
Масла можно брать одновременно жидкие и твёрдые, либо выбрать что-то одно. Их нужно взвесить, подогреть до определенной температуры (30-60 градусов), смешать с щелочным раствором. При этом масла и раствор должны быть одинаковой температуры.
Полученную массу доводят блендером до стадии следа. След при холодном способе можно делать тонкий, средний, толстый — какой вам необходим для дизайна. Далее в массу добавляют красители, дополнительные добавки. Это могут быть глины, травки, скрабы, ароматы и прочие ингредиенты. Создается дизайн, если такова задумка.
Затем будущее мыло разливают в формы. Здесь ему предстоит пройти следующую стадию омыления — гель. Для этого форму с мылом ставят в тёплое место. Как правило, мыловары используют духовку. Нагревают её градусов до 60, выключают и ставят туда мыло. Через какое-то время оно проходит стадию геля. Опытным мыловарам удается распознать гель на раз-два. Неопытному глазу приходится сложнее. Масса становится как бы полупрозрачной, меняется её текстура. После того, как мыло прошло гель, его можно достать из духовки или оставить там. Главное, не забудьте выключить её, иначе мыло сварится в форме. И это будет не совсем холодный способ.
Через 1-2 дня мыло обычно режут. Если хватит терпения, чуть позже. Но терпение понадобится в любом случае. Во-первых, мягкому мылу лучше дать полежать. А во-вторых, ему требуется время для созревания.
Что такое созревание в данном случае? После прохождения геля pH мыла снижается до 10. Для того, чтобы он стал ещё ниже (8-9), мылу нужна пара дней. Далее оно лежит и сохнет.
Срок для стандартного сорта со сбалансированным составом масел — около месяца. Есть сорта, созревающие полгода и более. Например, Кастильское оливковое мыло зреет от полугода. Созревание в течение месяца – это не только понижение pH, но и просушка мыла. Чем оно тверже, суше, тем дольше служит владельцу.
Первые шаги варки в ГС идентичны холодному. Обратите внимание на расчет в мыльном калькуляторе и пережир. В ГС мы его добавим в самом конце. Это будет любое масло сверх рецепта, даже не вошедшее в основную рецептуру. В холодном способе пережир идёт непременно из тех масел, что вы занесли в калькулятор. Чаще всего мыло само определяет, какое масло уйдет в пережир. В горячем же способе мы контролируем это.
После замешивания мыльной массы блендером (ГС я рекомендую доводить до толстого следа, так оно быстрее войдет в гель) будущее мыло подогревают на водяной бане или в духовом шкафу. По времени — от полутора до трёх часов. На бане мыло проходит принудительный гель: прямо в кастрюльке, где вы замешали массу. Обычно в течение 10-30 минут. Далее мылу нужно время повариться, чтобы снизился pH. Проверять pH можно специальными полосками, просто окунув кончик в мыльную массу.
В полученную довольно густую массу добавляют ароматы, красители и добавки, а также пережир (доп. уходовые масла). Красители иногда имеет смысл класть в стадию следа. Но они обязательно должны выдерживать щелочную среду. Вся масса получится одного цвета — зато однородная и красивая!
После полного застывания мыло сразу готово к использованию, ему не нужно зреть. Но если оно полежит, то станет тверже и будет дольше радовать вас.
+++ мыло получается красивым, более гладким, есть возможность сделать свирлы, сложный дизайн, оно выглядит более привлекательно.
— мылу нужно зреть, для такого способа подходят не все красители и отдушки (чаще всего только отдушки США и эфирные масла).
+++ мылу не нужно зреть, можно использовать буквально сразу. В пережир можно положить масло, точно зная, что именно оно окажется в уходовых свойствах. В ХС мы этот не можем проконтролировать.
— мыло не так аккуратно выглядит. Ограничены возможности дизайна. Усыхает при созревании. Дольше варить по времени.
Есть сорта, которые я традиционно варю только горячим или только холодным способом. Но всё же мой фаворит — «холодное мыло». Всему виной его эстетика, ведь я отъявленный перфекционист.
Источник
Варим мыло с нуля холодным способом
Мыльное ОБЖ, к которому мы будем возвращаться неоднократно.
Чтобы сделать мыло «с нуля», понадобится кое-какое «оборудование» и ингредиенты, без которых этот процесс невозможен. Помещение, где вы варите мыло, должно хорошо проветриваться, все поверхности, емкости, приборы, мерные ложки — быть чистыми, а посуда и приборы, которые используются для мыловарения, не должны применяться для приготовления пищи. Щелочь должна храниться в плотно закрытой банке, в полиэтиленовом пакете, на отдельной полке, в недоступном для детей и домашних животных месте.
Если вы еще не обзавелись защитой и нужными приспособлениями, пожалуйста, внимательно изучите мастер-класс, технику безопасности, купите все необходимое, и только после этого приступайте. Мыловарение предполагает работу с едким веществом — щелочью, ваше здоровье и безопасность, а также здоровье и безопасность ваших близких зависит от того, насколько вы ответственно подходите к процессу.
И не забывайте: создание мыла, как и любой вещи, сделанной вручную — очень серьезный процесс, в свое творение вы вкладываете все мысли и чувства, которые испытываете во время работы. Поэтому если вы раздражены, злитесь на что-нибудь или испытываете еще что-то не слишком позитивное, или у вас болит голова — сначала приведите в порядок свой внутренний мир и состояние, и только потом приступайте к работе.
Приготовление мыла холодным способом обычно занимает час-полтора, с учетом мытья посуды. Итак, приступим.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается (если на полу линолеум, то можно не стелить на пол клеенку).
2. Электронные весы с точностью до грамма для взвешивания масел, с точностью до 0,1г или до 0,01 г для взвешивания щелочи. Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан с толстыми стенками, емкость для взвешивания щелочи (лабораторный пластиковый стакан, если его нет, то можно использовать одноразовые пластиковые емкости, которые после использования выбрасываются), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания щелочи, стеклянные палочки или лабораторные/медицинские шпатели для размешивания раствора. Я пользуюсь специальной лабораторной посудой — она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав).
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором в следующем МК)
6. Лабораторный или электронный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки. Желательно также надеть халат или такую одежду, которую можно легко и быстро снять в экстренной ситуации (если вдруг вы выплеснули на себя щелочной раствор).
10. Уксус или раствор лимонной кислоты на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой или бамбуковой, они наиболее прочные и устойчивые к щелочной мыльной массе).
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные полотенца.
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы или силиконовых форм, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее кладут в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенца.
ИНГРЕДИЕНТЫ
1. Растительные масла, самые разные. Если вам не претит — то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. 2. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия — для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки — ХЧ или ЧДА (то есть, химически чистая и чистая для опытов)
3. Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства.
4. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) — чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок.
5. Воск (пчелиный или растительные) — они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Также можно использовать стеариновую кислоту, она помимо всего повышает стабильность пены.
6. Вода — я пользуюсь или родниковой, или бутилированной, или минеральной. Воду можно заменить отварами, гидролатом или молоком — но при ХС это дает, в основном, только цвет, поскольку органика реагирует со щелочью, и исходного вещества не остается. Щелочной раствор на отваре сказывается на цвете мыла, как и молоко, если его не замораживать.
7. Красители — хлорофилл, спирулина, марена красильная, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др., красители СО2, глины, сок пертрушки или крапивы, облепиха.
Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной «пузырчатой» пены, благодаря касторовому маслу пена получается мелкой, нежной и плотной (но пенообразующим касторовое масло не является, оно пеностабилизирующее), оливковое масло почти не дает пены (если варить на чистом оливковом масле), в смеси с дрегими — даст пену шелковистую и очень мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное средство для мытья. Оливковое масло — на мой вкус — лучше всего брать EV. Помас после нескольких проб мне не понравился. Оливка Extra Virgin — фаворит. Из оливковых я использую Terra Delissa, Basso, Cortyo de Gobantes, Ionica.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления (SAP), поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Можно рассчитать как раньше, вручную, по формуле, а можно воспользоваться калькулятором щелочи, благодаря которому расчет делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные. Также есть понятие «пережир» (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. При ХС его закладывают в расчет сразу, при ГС — рассчитывают отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережира вводятся перед тем, как готовое мыло закладывается в форму. Обычный процент пережира — 7-10. Я в некоторых случаях делаю 15 — когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.
О работе с калькулятором щелочи подробно рассказано здесь >>
Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать. Помните про ОБЖ — работать со щелочью нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!
Мыло, участвующее в фотосессии — «Закат в пустыне». Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества 🙂
Масла: ши нерафинированное, какао нерафинированное, кокосовое и касторовое. Пчелиный неотбеленный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.
Взвешиваем компоненты. Лучше всего в первую очередь растопить твердые масла и воск, а жидкие масла добавить позже, чтобы охладить массу до нужной температуры. Для взвешивания масел перчатки и респиратор с очками не нужны, но держите их под рукой, скоро они нам понадобятся. Масло ши. В данном случае — это нерафинированное масло из Мали.
Воск пчелиный неотбеленный. Вместо воска можно взять стеариновую кислоту.
Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости (воды, молока, отвара трав). Часть жидкости можно предварительно заморозить, чтобы при растворении щелочи раствор был не слишком горячим. Если делать мыло на молоке, то молоко обязательно нужно заморозить, иначе реакция будет очень бурной и очень неароматной 🙂 А также мыло впоследствии потемнеет. Удобнее всего сначала сделать щелочной раствор, а пока он будет остывать, подогреть масла до нужной температуры.
Щелочь
Снова ОБЖ! Не забывайте о технике безопасности — работайте в перчатках, респираторе, защитных очках и при открытом окне!
Полное боевое облачение истинного мыловара выглядит так:
Лабораторный стакан из специального химически нейтрального пластика для взвешивания щелочи. Удобнее всего брать стакан на 450 мл. Но если отдельного стакана для щелочи нет, то нас спасут одноразовые пластиковые емкости.
Ставим банку со щелочью на одноразовое полотенце — если с крышки на стол попадет щелочь, она останется на полотенце. Если шаг весов позволяют, то используем фарфоровый стакан. Щелочь взвешиваем на точных весах, с погрешностью не больше 0,1г.
Если шаг весов не позволяет, или специального стакана для взвешивания щелочи нет, можно использовать пластиковые одноразовые емкости.
При взвешивании держим банку со щелочью над емкостью, щелочь набираем ложкой и аккуратно высыпаем в банку. НЕЛЬЗЯ насыпать щелочь через верх банки! Не наклоняйтесь посмотреть, как она там, в банке — мелкая щелочная пыль может попасть на неприкрытые участки кожи. Если это произойдет, смойте щелочную пыль очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.
Щелочь взвешена. Закручиваем крышку, убираем банку. Лучше не оставлять ее на столе. Если будете варить еще мыло, всегда можно снова достать банку, она в пределах квартиры, вряд ли до нее нужно будет мчаться на оленях 🙂 Мерную ложку заворачиваем в одноразовое полотенце и относим в раковину.
Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь. ВАЖНО: щелочь всыпается в воду, а не наоборот!
Не наклоняйтесь над стаканом, чтобы щелочные пары не попадали на кожу! Если это произойдет, промойте эти участки кожи очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.
В раковину можно пустить холодную воду, чтобы раствор охлаждался и не вскипел. Если вы делаете мыло с шелком, то вода не нужна, раствор должен быть очень горячим, чтобы шелк растворился.
Если в растворе остались нерастворенные частицы (это бывает со щелочью чешуйками, могут попадаться включения, которые не растворяются), то процеживаем ее через марлю. НЕ используйте алюминиевые ситечки — щелочь вступает с алюминием в реакцию! Никакие приспособления из алюминия, в том числе — фольга, формочки для выпечки и т.п. при приготовлении мыла не применяются.
Щелочь остывает или в ней растворяется шелк, возвращаемся к маслам.
Ставим посуду с твердыми маслами и воском на минимальный огонь (или на водяную баню), чтобы они расплавились до жидкого состояния. Если в мыле присутствует воск, то в случае перегрева масла нужно охлаждать только помешиванием, а не ставить емкость в холодную воду — воск застынет и осядет на стенках, придется снова разогревать масла.
Постепенно твердые масла и воск растапливаются. Если их постоянно помешивать, то процесс пойдет быстрее. Не нужно греть масла до полного растопления, достаточно, чтобы жидкой стала половина или две трети массы. Остаток расплавится уже за счет достигнутой температуры. Когда твердые масла растопились, вливаем жидкие, уже без подогрева.
Замеряем температуру щелочного раствора (помним про ОБЖ — не наклоняемся над стаканом!). Оптимальная температура для смешивания — от 30 до 70 градусов. 30-40 градусов — температура, при которой смешивают массу для свирлов. При смешивании на более высокой температуре масса быстро входит в густой след, а также быстрее входит впоследствии в гель, если мы будем проводить через него мыло. Масла и щелочной раствор должны быть одной температуры (допустима разница в 1-3 градуса, если разница будет больше, то масса может расслоиться, и тогда спасет только ГС).
Замеряем температуру масел.
Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла, которые надо при этом постоянно помешивать. Удобнее всего делать это выключенным блендером. Пустой стакан от щелочи отставляем в раковину. Защиту пока не снимаем.
При вливании щелочного раствора мыльная масса мутнеет. Сначала размешиваем ее ложкой.
Или выключенным блендером.
А теперь включаем блендер. Перемешивая, надо делать перерыв и мешать какое-то время вручную, чтобы не перегреть блендер и не пропустить момент, когда масса будет готова. Процесс может занять от 5 до 15 минут, в зависимости от объема и состава (у меня рекорд 7 минут, до 15 никогда не дотягивал 🙂 )
Постепенно масса начинает густеть.
Когда мыло достигнет «стадии следа», можно переставать мешать. «Стадия следа» — это когда мыльная масса, медленно стекая с блендера или ложки (а при очень «плотном» следе масса даже не стекает, а остается на блендере), , оставляет на поверхности нерастекающиеся капли. СЕйчас уже можно снять защиту — кроме перчаток, поскольку в мыле ХС предостаточно свободной щелочи.
Стадия хорошего, густого следа. Сейчас самое время ввести желаемые добавки: эфирные масла, травы, глины etc. Эфирные масла взвешиваются на весах, как и все остальное, в отдельном флаконе или стаканчике, затем разводятся в небольшом количестве базового масла либо полисорбата, и слегка подогреваются (совсем немного!). Влив эфирные масла, быстро перемешайте мыльную массу блендером, а при очень густом следе лучше промешивать ложкой.
Можно сделать многослойное мыло. Для этого разделите массу на нужное количество частей, одну оставьте без добавок, во вторую добавьте глину одного цвета, в третью — другого (либо травы).
Здесь одна часть мыла без добавок, во вторую добавлен красный сандал, в третью — смесь из размолотых африканских растений и красного сандала. Смешав все с выбранными добавками, выложите мыло слоями в подготовленную форму.
Верхний слой можно сделать узорчатым — вычертив палочкой разнообразные разводы и завитушки.
Выложив мыло в форму, прикройте ее крышкой или закутайте полотенцем. Я обычно подогреваю духовку, выключаю, и ставлю туда завернутое в полотенце мыло — проходить гель (кроме мыла на молоке, его не стоит вводить в гель, молочное мыло лучше убрать в холодное место, чтобы избежать геля — так оно останется светлым).
Этот процесс может занимать несколько часов, мыло становится жидким и сильно нагревается, поэтому будьте осторожны, не тыкайте в массу пальцем 🙂
Когда мыло прошло гель, его можно вынуть из духовки и оставить на сутки в форме, твердеть.
Через сутки выньте мыло из формы, разрежьте на куски, разложите на удобной поверхности (я использую большую буковую доску), прикройте чистым полотенцем и оставьте на несколько дней сохнуть. Через несколько дней заверните мыло в пергамент и оставьте зреть на 4-5 недель. Кастильское мыло, в котором содержание оливкового масла от 70 до 100%, зреет 6 месяцев и дольше.
Недозревшим мылом, конечно, можно пользоваться, но оно будет слишком щелочным и станет сильно сушить кожу — масла еще не пройдут омыление, и в мыле останется непрореагировавшая щелочь. Может возникнуть раздражение. Поэтому лучше подождать, пока процесс завершится, и получить прекрасное нежное натуральное мыло!
«Закат в пустыне»
1. Эфирные масла. Они должны быть качественными, т.е., купленными в нормальном магазине, который специализируется на этом, а не в аптеке. Количество эфирных масел на кг базовых масел у меня — от 50 до 100г, в зависимости от того, какие это масла. ЭМ жгучих пряностей (корица, перцы, кардамон, имбирь и т.п.) берется в целом 50 г (не забывайте о ТБ при применении эфирных масел, например, эфирного масла корицы в этой смеси не должно быть более 1-2%, т.е., 0,5-1,0 г ). В этом случае вы получаете и аромат, и дополнительные свойства, которые придадут мылу эфирные масла. Как говорилось в одном бородатом анекдоте — «евреи, кладите больше заварки» 🙂
2. Глины, сухое молоко, фруктовые пудры и другие порошки. Если мыльная масса слишком густая, то промешать сухую глину, сухое молоко и т.п. будет сложно, останутся комочки. Поэтому предварительно диспергируйте вводимый порошок в небольшом количестве масла, воды или глицерина, чтобы получилась однородная густая паста (для лучшего перемешивания используйте миксер). Так глина (сухое молоко, фруктовая пудра etc) не образуют комочков в массе и быстро перемешаются.
3. Размолотые травы. Травы придают мылу скрабовые свойства. Они гораздо мягче по действию, чем скраб из косточек, например, особенно если их не только размолоть, но и просеять через мелкое сито. Также размолотые травы перед добавлением в мыло можно распарить (залить кипятком, хорошо перемешать, чтобы получилась травяная «паста», закутать во что-нибудь и оставить постоять несколько часов). Скраб из распаренных травя мягче и приятнее.
4. Можно сделать любое мыло ХС безгелевым способом, особенно если вы добавляете эфирные масла цитрусов или какие-либо красители, которые чувствительны к высоким температурам. Безгелевое мыло будет дольше зреть (лучше выдержать его не меньше 2 месяцев), а также, по отзывам, оно сильнее размокает, чем то, которое прошло гель.
Помимо холодного существует также горячий способ создания мыла. О нем — в следующем мастер-классе 🙂
Размещение мастер-класса на других ресурсах — только по согласованию со мной.
Источник