- Технология убоя халяльных животных
- Виды животных для халяльного мяса
- Подготовительный процесс перед забоем животных
- Виды умерщвления животных
- Процесс забоя с помощью перерезания
- Глава 14. Почему халяльный забой животных можно называть самым гуманным?
- Механический убой животного – халяль или харам?
- 1. Перерезывание основных шейных каналов
- 2. Проговаривание имени Всевышнего
- 3. Забойщик исповедует ислам, иудаизм или христианство
- Один конвейер для свинины и мяса-халяль
Технология убоя халяльных животных
Технология убоя халяльных животных в основном строится на основе канонов ислама. Убой животных при этом носит ритуальный характер, так как мусульмане уважительно относятся даже к тем животным, которые выращиваются только для убоя и употребления в пищу.
Этой технологии в пищевой промышленности уделяется особое внимание, ведь в России мусульманами является довольно большой процент населения. На выставке данному вопросу посвящена отдельная экспозиция.
Виды животных для халяльного мяса
Основные виды животных, которые выращиваются для халяльного мяса:
- Лошади
- Крупный рогатый скот
- Мелкий рогатый скот
- Верблюды
Категорически исключается свинина, реже птица и дикие животные. Кстати, диких животных могут употреблять только мужчины, воины. Отдельные части диких животных могут давать в лечебных целях больным людям, но категорически исключается употребление диких животных больным и беременным женщинам.
Подготовительный процесс перед забоем животных
Перед забоем выбирается животное, которое достигает определенной мясной консистенции и массы. В ритуальных целях это могут быть только определенные виды домашних животных.
После выбора животного, его отделяют от основной массы стада и помещают в специальное закрытое помещение, где в течение суток поят его только водой. Это делается из соображений, что при разделке потрохов в желудке и кишечнике будет меньше продуктов переваривания и помета.
В зависимости от назначения убоя, животное могут помыть или почистить ему шкуру. Вообще, надо заметить, что при изготовлении халяльного мяса особо соблюдаются правила гигиены и чистоты мяса.
Даже если на такое мясо попадет соринка или волосок от шкуры, то это место надо тщательно промыть, полив три раза и обязательно промывать правой рукой.
Виды умерщвления животных
Главная особенность технологии убоя халяльных животных при умерщвлении – это максимально обескровить животное. Поэтому для забоя применяют только такие виды умерщвления, при котором происходит самопроизвольное вытекание крови.
Самым распространенным и традиционным способом является перерезание шейной артерии.
Процесс забоя с помощью перерезания
Такой процесс происходит при соблюдении общеобязательных правил, которые соблюдаются всеми мусульманами мира.
- Спутывание животного должно быть четко фиксированным, для того, чтобы животное после прирезки не соскочило и не стало бегать по площадке для забоя, поливая все своей кровью. Крупным животным связывают ноги крест-накрест, на морду животного надевают веревку для того, чтобы оттянуть голову при перерезании.
- Животное обязательно должно быть повернуто головой в сторону Мекки, священного города мусульман, где находится храм Кааба с черным камнем.
- Перед прирезкой находящиеся у тела животного забойщики, распростерев ладони тыльной стороной к небу, читают небольшую молитву, если животное забивается с ритуальной целью. После этого один из профессионалов числа забойщиков, со словами «Бисмилляхи Аррахмини Рахим, Аллаху Акбар («Во имя Всевышнего»)» резким и умелым движением перерезают острым ножом горло животного у основания головы. Порез должен быть глубоким и доходить до позвоночных костей. Таким образом, забойщик должен перерезать пищевод, шейную аорту и мышечные ткани шеи. При этом все забойщики должны быть с чистыми руками, а инструменты хорошо наточены.
- Кровь, по возможности, не должна проливаться на землю, поэтому под шею к месту пореза ставят тазик или любую емкость для заполнения кровью животного.
- Разделка начинается только после того, когда убеждаются в том, что животное умерло. Есть ряд признаков, по которым констатируют смерть. Например, глаза животного покрываются прозрачной пленкой. Можно постучать палкой по мышцам ног животного и, если они не сокращаются, и нет реакции нервных окончаний, то животное готово для разделки.
- Дальнейший процесс связан с разделкой туши животного. Сначала снимают шкуру, конечности и голову животного. Затем вынимают внутренности, которые чистят отдельно от туши. После этого промывают всю тушу в загрязненных местах и разделывают по частям.
- Если мясо необходимо для ритуальных целей, то тушу разделывают на определенные части, как говорится, по косточкам, так как у каждой части тела есть мясо разной жесткости и питательности, которые подаются только для определенной категории потребителей.
Если же мясо необходимо для широкого потребления, то и в этом случае с туши снимается мясо по определенным категориям.
Таким образом, процесс приготовления мяса Халяль происходит в естественно чистых санитарных условиях несет смысловую положительную энергетику, так как при забое, разделке туши не должно быть негативных мыслей. Чистое физически и духовно мясо приносит только пользу.
Больше о технологиях убоя халяльных животных можно узнать на выставке «Агропродмаш». Так же на выставке можно ознакомиться с новшествами в агропромышленной отрасли.
Источник
Глава 14. Почему халяльный забой животных можно называть самым гуманным?
Приложение 1. Собрание статей относительно оглушения животных
(приложения подготовлены переводчиком английской версии книги)
1-я статья. Почему халяльный забой животных можно называть самым гуманным?
Все, что мы всегда знали о халяльном забое животных, подтверждается недавним исследованием, проведенным профессором Вильгельмом и доктором Хазимом, из Школы ветеринарной медицины, Ганновер, Германия. Профессор и его коллега обнаружили, что «прямой способ» забоя животных (без предварительного оглушения) является более гуманным, по сравнению методами, принятым на Западе, когда животное оглушается с помощью специального пистолета до забоя. Исследуя ощущения боли и сознание животного, забитых путем халяльного забоя (забиха), как это предписано в Шариате, ученые обнаружили что:
1. Первые три секунды (после смертельного перерезания горла, как это происходит при халяльном забое), ЭЭГ (электроэнцефалограмма мозга) не показывает никаких изменений сознания, то есть, это означает, что животное не чувствует никакой боли во время или после перерезания горла.
2. В следующие три секунды ЭЭГ зафиксировала состояние глубокого сна, вызванного большой потерей крови, вытекшей из тела животного.
3. По прошествии этих шести секунд ЭЭГ регистрирует нулевой уровень, что показывает отсутствие у животного вообще каких-либо чувств.
По контрасту с исламским методом забоя (забиха), исследование современного западного метода забоя с использованием специального пистолета (из которого выпускают металлический стержень в голову животного) показывает следующее:
Животное теряет сознание после оглушения; ЭЭГ показывает, что животное испытывает сильную боль; сердце оглушенного животного перестает биться раньше, чем у животного, забитого согласно Шариату, поскольку в туше животного остается больше крови. Таким образом, мясо животного, забитого таким образом, негигиенично и может вызвать у людей отравление и болезни. Оглушенное животное было признано источником коровьего бешенства в результате исследований, проведенных Техасским университетом и агентством продовольственной инспекции Канады, поскольку в результате такого метода мозговая ткань распространяется по всему организму животного.
Таким образом, можно сделать вывод, что халяльный забой (забиха) является не только наиболее гуманным методом, но и наиболее безопасным, поскольку он удаляет кровь из туши животного полностью без какой-либо опасности распространения в организме животного частиц головного или спинного мозга.
Поистине, Пророк Мухаммад (саллаЛлаху алейхи ва саллям), посланный как милость для миров, показал нам способ безопасного и здорового употребления мяса животных без причинения им боли. К сожалению, многие мусульмане в европейских странах не следуют при забое этому методу, хотя законы многих государств позволяют организовать халяльный забой животных, как это предписано Шариатом нашего любимого Пророка (саллаЛлаху алейхи ва саллям).
Д-р Маджит Катми, пресс-секретарь по халялю и продовольствию (Исламская медицинская ассоциация), Лондон, Великобритания.
Источник
Механический убой животного – халяль или харам?
Множество современных предприятий, выпускающих мясную халяль-продукцию, производят забой на автоматических линиях. Основная цель этого – повышение эффективности бизнеса через ускорение технологического процесса. Как правило, так производится убой птицы.
Несмотря на распространённость этого метода во многих странах, у него остаётся немало противников среди мусульман. Так может ли считаться халяльной мясная продукция, произведённая механическим способом убоя?
Для того чтобы мясо было дозволено, необходимо соблюсти несколько условий во время убоя птицы. При конвейерной технологии это, прежде всего, перерезывание большинства шейных каналов и вен, произнесение имени Аллаха и вероисповедание забойщика. Рассмотрим каждое условие по отдельности:
1. Перерезывание основных шейных каналов
При автоматическом забое птицы на предприятиях, как правило, тушки подвешиваются ногами вверх. В самом аппарате убоя находится острый нож, который путём вращения отделяет голову птицы от туши. Главное условие здесь – перерезанные пищевод, трахея и большинство артерий и вен – в большинстве случаев соблюдается. Если это условие вдруг окажется не выполненным, то мясо такой птицы будет запретным для правоверных.
При этом следует учитывать, что полное отсечение головы животного в Шариате порицаемо (макрух). Но такое мясо всё же считается разрешённым для приёма в пищу. Аналогично порицается, если во время забоя был задет спинной мозг. Однако мясо от этого не становится запретным.
Во-вторых, любое оборудование со временем приходит в негодность. Сотрудники фабрики должны следить за исправностью всего механизма убоя. Встречается и такое, что лезвия в аппарате не были заточены, и некоторые птицы были умерщвлены не в результате перерезывания шейных каналов, а от того, что им свернуло шею или были нанесены иные увечья, несовместимые с жизнью. Кроме того, может случиться и такое, что животное перед самым убоем совершит лишнее движение, и тогда нож пройдёт не по шее, а по голове или спине. Во всех этих случаях мясо окажется запрещённым для употребления.
В-третьих, непосредственно перед убоем животных могут оглушить током или облить холодной водой, с тем чтобы они оказывали меньшее сопротивление и не делали множества лишних движений. Если птица погибла именно от электрического разряда, а не в результате убоя, то такое мясо будет тоже харамным.
2. Проговаривание имени Всевышнего
Вторым условием считается произнесение имени Аллаха. Следует признать, что данный вопрос остаётся дискуссионным, однако большинство мусульманских богословов считают его обязательным действием. Некоторые же алимы относят проговаривание имени Господа перед забоем лишь сунной. Тем не менее, в Благородном Коране и хадисах Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится множество доводов в пользу обязательности этого условия. Так, в Священном Коране сказано:
«Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха» (6:121)
На основании этого аята отдельные богословы пришли к выводу, что над каждым животным необходимо произносить имя Творца перед закалыванием. Но в условиях конвейера, когда за минуту происходит убой сотен птиц, это практически невозможно. Работник просто физически не успеет проговорить формулу «Бисмилляхи Аллаху акбар!» перед убоем каждой тушки. Данный фактор, по мнению некоторых учёных, является аргументом в пользу ручного забоя и отказа от механического. Есть и такие, кто считает, что мусульманин может упомянуть Создателя один раз перед включением конвейера, и тогда мясо всех тушек в рамках запущенного производственного цикла будет дозволенным. Однако автоматическая линия может работать в течение нескольких часов. Этот факт вызывает некоторые сомнения у алимов в том, что произнесение имени Аллаха один раз сделает дозволенной всю партию мяса, включая последнюю тушку, забитую через несколько часов после этого.
Исключением из правила служит та ситуация, когда верующий забывает произнести имя Аллаха или не в состоянии это сделать по иным уважительным причинам. В подобных случаях такое мясо считается дозволенным. В этом сходится во мнении большинство учёных ислама, за исключением шафиитов. Согласно данному мазхабу, намеренный отказ от произнесения имени Всевышнего порицаем (макрух). Но и в этой ситуации мясо всё равно будет считаться разрешённым.
3. Забойщик исповедует ислам, иудаизм или христианство
Третьим условием служит вероисповедание забойщика. На предприятии, производящем халяльную мясную продукцию, должны работать мусульмане либо люди Писания. Что касается атеистов или многобожников, то алимы сошлись во мнении о запретности мяса животных, убой которых осуществили эти категории людей.
Сам вопрос о том, можно ли мусульманам есть мясо, забитое иудеями и христианами, остаётся спорным. Одни богословы уверены в его дозволенности, приводя следующий аят из суры «Аль-Майда»:
«Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (5:5)
Остальные мусульманские учёные называют такое мясо запретным, а данный аят – относящимся исключительно к людям Писания времён Пророка (с.г.в.), которые, как считается, отличались своей набожностью (более подробно об этом читайте здесь).
Даже если мы примем точку зрения о дозволенности такой пищи, то как быть с другими требованиями? Будет ли халяльным мясо, над которым иудей или христианин не проговорил имя Создателя либо забил не по исламским требованиям? По этому вопросу мнения в богословской среде так же разделились. Одни настаивают, что необходимо выполнять все условия убоя, даже если в этом принимают участие представители других авраамических религий. Другие же алимы считают, что если забойщиком окажется кто-либо из людей Писания, то на них эти требования в полной мере не распространяются. Свою позицию они объясняют так: раз мусульманам разрешена пища иудеев и христиан, то дозволенными будут и характерные для них методы забоя. Аналогично трактуется и ситуация с произнесением имени Господа миров.
Один конвейер для свинины и мяса-халяль
Некоторые предприятия мясоперерабатывающей промышленности производят одновременно и халяль, и свинину. Причём, иногда оба вида продукции выпускаются на одном и том же оборудовании. В таких ситуациях для очистки от остатков свинины используют соль или иные моющие средства, после чего на этой же линии приступают к выпуску халяльных изделий.
Подобная практика так же вызывает некоторые сомнения в дозволенности данной продукции. В исламе свинья считается грязным животным, и поэтому харамным признаётся всё свиное. Значит, если на оборудовании останется хоть капля свиной крови или следы жира, то халяль-продукция, производимая на этом же оборудовании, станет уже запретной. Это нельзя назвать абсолютным утверждением, но подобная угроза имеет место быть. Поэтому необходимо крайне осторожно подходить к покупке халяль-продукции в магазинах и отдавать предпочтение тем производителям, которые обеспечивают раздельное производство дозволенных Шариатом мясных изделий либо специализируются только на них.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Почему харамно относится даже к самой свинье? Ведь нельзя кушать только мясо? Но если свинья была создана Самим Аллахом, значит она для чего-то нужна была. Просто относятся к ней мусульмане к к последней твари на земле.. обидно за нее
Гульсум, читал в книге «Мусульманская священная история от Адама до Иисуса», что когда пророк Нух (Ной) (мир ему!) плыл на ковчеге со всеми людьми, животными и птицами, которых он взял с собой по ведению Аллаха, то через какой-то промежуток времени Аллах приказал пророку Нуху (Ною) (мир ему!) подойти к слону, взять его за хобот и стукнуть два (или три) раза (точно не помню). И после того, как пророк Нух (Ной) (мир ему!) ударил слона в хобот приказанное количество раз, то из задницы слона выскочили две свиньи разных полов и тут же начали поедать все собравшиеся в ковчеге нечистоты. Так полагаю, для этого Аллах по Воле Своей и создал свинью. С уважением, Мурат.
Источник