Что такое гипертекстовый способ

Что такое гипертекстовый способ

Занятие 12 по курсу “Информационные технологии”

Тема. Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Информационные ресурсы Интернета

Результаты освоения темы

Изучая данную тему, вы будете знать:

  • что такое гипертекст и гипертекстовые информационные технологии;
  • как и какие языки используются для гипертекстовой разметки документов;
  • какие информационные ресурсы есть в Интернете и как их классифицируют.

использовать язык HTML для гипертекстовой разметки документов.

Основные понятия:

  • Гипертекст, Гиперссылка, Гиперсвязь и Гипертекстовый документ;
  • WWW и HTTP;
  • HTML, XML.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Гипертекстовые информационные технологии
Гипертекст (нелинейный текст) – это организация текстовой информации, при которой текст представляет множество фрагментов с явно указанными связями между этими фрагментами.

Термин “гипертекст” ввёл Т. Нельсон, определивший его как:

  • соединение текста на естественном языке с создаваемой компьютером возможностью интерактивного формирования внутри него новых ветвей;
  • динамичную организацию нелинейного текста, который уже не может быть напечатан обычным образом на обычной странице.

Гипертекст можно рассматривать как своеобразную базу данных, организуемую в виде открытой, свободно наращиваемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличается, прежде всего, тем, что в нём отсутствуют заранее заданные ограничения на характер связей и структуру.

В 1987 году фирма Apple выпустила первую для ПК гипертекстовую систему – пакет HyperCard для Macintosh.

Эффективно применять гипертекстовые технологии стало возможным с 1992 года, когда появился WWW и возникли веб-технологии.

WWW (сокращение от англ. “World Wide Web” – “мировая паутина”, “всемирная паутина” или “всемирная сеть”) – это глобальный механизм обмена информацией; информационная система и популярная служба Интернета. Это самое распространённое приложение Интернета.

Основой WWW являются протокол передачи гипертекстовых данных (HTTP) и язык гипертекста (HTML), т.е. гипертекстовые технологии.

HTTP – это гипертекстовый транспортный протокол для связи веб-серверов и веб-клиентов. Он предназначен для построения распределённых информационных сетей коллективного пользования, поддерживающих различные типы данных (текст, изображение, аудио- и видеоинформация) и загрузки веб-страниц (файлов).

Элементы гипертекста (текстовые фрагменты) называются узлами. Узлы, между которыми возможен переход, называют смежным, а возможность перехода – “связью”. Совокупность смежных узлов образует “окрестность” данного узла. В общем случае в качестве узла могут выступать: слово; словосочетание; предложение; абзац; параграф; документ; собрание документов, относящихся к одной теме; отдельные сообщения и т.п. Создание гипертекста, прежде всего, состоит в формировании системы переходов от узла к узлу (системы ссылок). Движение в гипертекстовой сети, совершаемое в процессе чтения гипертекста, называется “навигацией”.

Гипертекстовая технология реализуется в конкретной гипертекстовой системе, состоящей из гипертекста (базы данных) и гипертекстовой оболочки. Гипертекст содержит не только информацию, но также аппарат её эффективного поиска и просмотра. Путешествие по WWW (всемирной паутине) начинается с ввода электронного адреса в строку местоположения (Locator) и нажатия затем кнопки “Enter”.

Просмотр (браузинг) – это операция, характерная только для гипертекста. Он означает поиск информации посредством просмотра гипертекстовой сети, при этом возможно запоминание пути следования для того, чтобы при последующем аналогичном запросе поиск проходил по зафиксированному пути следования. Ныне чаще всего используются следующие программы-браузеры: Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и др.

Гипертекстовые технологии широко используются в:

  • настольных издательских системах для создания документов большого объёма со свойствами гипертекста (т. е. с системой ссылок);
  • системах управления документами (СУД), например, для сведения в один итоговый документ информации, содержащейся в разнородных документах;
  • системах подготовки электронных документов, позволяющих составлять гипертекстовые документы с возможностью осуществления навигации и др.

Одним из перспективных направлений развития гипертекстовых систем является технология гипермедиа – соединение технологий гипертекста и мультимедиа (интеграция текста, графики, звука, видео).

Использование гипертекста позволяет создать информационную инфраструктуру распределённой организации и упростить диалоговый интерфейс пользователя, что важно при разработке информационных приложений. Гипертекстовые технологии способствовали созданию в информационных сетях информационных хранилищ, которым могут получать доступ самые различные категории пользователей. В результате в Интернете сформированы огромные и свободно доступные широким массам пользователей (открытые) самые разнообразные информационные ресурсы.

Основная идея гипертекстовых технологий состоит в том, что поиск документальной информации происходит с учётом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит, более эффективно, чем при традиционных методах поиска. При этом доступ к информации осуществляется не последовательным просмотром текста, как в обычных информационно-поисковых системах, а путём движения от одного фрагмента к другому.

В общем случае взаимодействие пользователя с гипертекстовой системой заключается в том, что он видит на экране компьютера некоторый текст и (или) графический объект и, в зависимости от возникающих у него ассоциаций, может выполнять ряд действий (главным образом переходов к другим, предлагаемым на данной странице, объектам).

2. Языки гипертекстовой разметки документов
Гипертекстовая технология изначально использовала специальный язык, получивший название HTML (Hyper Text Markup Language). Благодаря ему, можно не только формировать гипертекстовые документы, но осуществлять связь текста и изображения с документами, расположенными на другом веб-сервере и др.

Гиперссылка или Гиперсвязь (Hyperlink) – фрагмент HTML-документа, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернете или содержать полный путь к этому файлу. Гиперссылка для пользователя – это графическое изображение, текст на сайте или в письме электронной почты, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернета.

Гипертекстовый документ — это файл, содержащий различные виды информации и имеющий в своей структуре ссылки (гиперссылки) на другие файлы или сам являющийся документом, на который есть ссылка в другом файле, расположенном на некотором сервере в любой точке планеты.

Гипертекстовый документ, размещённый на сервере с использованием WWW, называют Web-страницей (веб-страницей). Это минимальный фрагмент гипертекста, который можно за один раз загрузить и прочитать.

Используя предлагаемые связи можно читать материал в любом порядке. Таким образом, текст становится “открытым”. В него можно вставлять любые объекты, указывая для них связи с имеющимися объектами. При этом структура текста не разрушается. Поэтому гипертекст стал новой информационной технологией представления неструктурированного легко наращиваемого знания.

Структура гипертекстовых документов формируется с помощью последовательности тегов – элементов языка HTML, включающих тексты в формате ASCII. Они позволяют управлять шрифтом, цветом фона и текста, определять ссылки, вставлять объекты (графику, звук и видео). При этом сами тэги на странице в режиме её просмотра через браузер не видны.

Тег или тэг (англ. “Tag” – метка) является признаком объекта, который управляет соответствующим кодом.

Любая страница начинается с тега и заканчивается тегом .

Легко заметить, что теги представляют собой некоторые операторы (команды, дескрипторы), заключенные в скобки типа “ ”, причём ими начинается и заканчивается целая страница или некоторый фрагмент. В конце команды ставится слеж “/” с именем, используемым в её начале. Таким образом, любая команда включает некоторое действие, а аналогичная команда со знаком “/” – выключает его. Это правило касается парных команд (дескрипторов). Существуют операторы, не требующие их выключения (закрытия).

В качестве примера приведём запись следующих заголовков “Министерство образования и науки Российской Федерации” и “Московская финнансово-промышленная академия”, последовательно размещённых на одной странице. Запись в файле может выглядеть следующим образом:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская финнансово-промышленная академия

Источник

Что такое гипертекст

Гипертекст – это система текстовых страниц, соединенных между собой ссылками. Практически все сайты в интернете представляют собой гипертексты. Этот термин также означает текст, созданный с помощью языка разметки и рассчитанный на использование гиперссылок.

Разберем подробнее, когда возник гипертекст, из чего состоит и для чего нужен.

Из чего состоит гипертекст

Гипертекстом можно назвать любой HTML-документ. Его содержимое имеет две составляющие – основную информацию, то бишь просто текст, и теги для разметки. С их помощью материал в дальнейшем обретает более структурированный и в некоторой степени аккуратный вид.

А вот как к такому тексту привязываются фото, аудио и видео? Все просто – они хранятся отдельно и просто прикрепляются к документу с помощью специального тега.

Теперь о тегах. Это стандартные теги, используемые в HTML, и чаще всего они парные – открывающий и закрывающий . Бывают и одинарные. Все они задают определенное правило или стиль тексту, который заключен между ними. Эту пару тегов, кстати, называют иногда контейнером, а заключенный между ними текст – элементом.

Такой текст может содержать привычные нам буквы и цифры, различные знаки препинания, специальные символы, таблицы и так далее. Только не рекомендуется в материале использовать знаки больше (>) и меньше (

Источник

Информационные технологии в глобальных сетях

7.4. Гипертекстовые технологии

В 1945 г. Ваневар Буш — научный советник президента США Г. Трумена, проанализировал способы представления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков, планов и, осознав неэффективность такого представления, предложил способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На основе этого принципа была разработана модель гипотетической машины «МЕМЕКС» — машины, которая не только хранила бы информацию, но и связывала между собой имеющие друг к другу отношение текст и картинки. «МЕМЕКС» так и остался в проекте, но через 20 лет Теодор Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипертекстом. Под влиянием идей Буша Теодор Нельсон создал компьютерный язык, который давал возможность пользователю переходить от одного источника информации к другому через электронные ссылки.

Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При установлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой, семантической близости связываемых фрагментов. Следуя по ключу, можно получить более подробные или сжатые сведения об изучаемом объекте, можно читать весь текст или осваивать материал, пропуская известные подробности. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися фрагментами.

Фактически гипертекст — это технология работы с текстовыми данными, позволяющая устанавливать ассоциативные связи типа гиперсвязей или гиперссылок между фрагментами, статьями и графикой в текстовых массивах. Благодаря этому становится доступной не только последовательная, линейная работа с текстом, как при обычном чтении, но и произвольный ассоциативный просмотр в соответствии с установленной структурой связей, а также с учетом личного опыта, интересов и настроения пользователей. Гипертекстовый документ таким образом получает дополнительные измерения. С одной стороны, он подобен обычному текстовому документу, имеющему фиксированное начало и конец. С другой стороны, гипертекст одновременно организован по тематическим линиям, по индексам и библиографическим указателям.

Структурно гипертекст состоит из следующих элементов, представленных на рис. 7.9.

Информационный материал подразделяется на информационные статьи, состоящие из заголовка статьи и текста. Информационная статья может представлять собой файл , закладку в тексте, web -страницу. Заголовок — это название темы или наименование описываемого в информационной статье понятия. Текст информационной статьи содержит традиционные определения и понятия, т. е. описание темы. Текст, включаемый в информационную статью, может сопровождаться пояснениями, числовыми и табличными примерами, графиками, документами и видеоизображениями объектов реального мира.

В тексте информационной статьи выделяют ключи или гиперссылки, являющиеся заголовками связанных статей, в которых может быть дано определение , разъяснение или обобщение выделенного понятия. Гиперссылкой может служить слово или предложение. Гиперссылки визуально отличаются от остального текста путем подсветки, выделения, оформления другим шрифтом или цветом и т. д. Они обеспечивают ассоциативную, семантическую, смысловую связь или отношения между информационными статьями.

Все гиперссылки можно разделить на две категории:

  • локальные гиперссылки;
  • глобальные гиперссылки.

Локальные гиперссылки — это ссылки на другие части того самого документа, откуда они осуществляются. Примерами локальных гиперссылок являются:

  • ссылки из содержания на главы текста;
  • ссылки из одной главы текста на другую главу;
  • ссылки от какого-либо термина на его определение, расположенное в словаре терминов данного текста и т. п.

Пример локальной гиперссылки приведен на рис. 7.10.

Локальные гиперссылки практически всегда выполнимы, т. е. выполнение данной ссылки приводит к появлению той части документа, куда должен осуществляться переход по ссылке.

Глобальные гиперссылки — это ссылки на другие документы, в общем случае на какие-либо ресурсы, расположенные вне данного документа. Примерами глобальных ссылок являются:

  • ссылки на другой файл, логически не связанный с документом и существующий независимо от него;
  • ссылки на страницу удаленного Web-сервера.

Примеры глобальных гиперссылок приведены на рис. 7.11.

Для глобальных гиперссылок возможны случаи, когда требуемый ресурс , на который производится ссылка , по тем или иным причинам отсутствует. Например, файл , на который следует перейти по ссылке, удален или устарела страница Web -сервера.

Тезаурус гипертекста — это автоматизированный словарь, отображающий семантические отношения между информационными статьями и предназначенный для поиска слов по их смысловому содержанию. Термин » тезаурус » был введен в XIII в. флорентийцем Брунетто Лотики для названия энциклопедии. С греческого языка этот термин переводится как «сокровище, запас, богатство».

Тезаурус гипертекста состоит из тезаурусных статей, каждая из которых имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с заголовком информационной статьи и содержит данные о типах отношений с другими информационными статьями. Тип отношений определяет наличие или отсутствие смысловой связи. Существует два типа отношений информационных статей:

  • референтные отношения;
  • организационные отношения.

Референтные отношения указывают на смысловую, семантическую, ассоциативную связь двух информационных статей. В информационной статье, на которую сделана ссылка , может быть дано определение , разъяснение, понятие, обобщение , детализация понятия, выделенного в качестве гиперссылки. Референтные отношения образуют связь типа: род — вид, вид — род, целое — часть, часть — целое. Пользователь получает более общую информацию по родовому типу связи, а по видовому — более детальную информацию без повторения общих сведений из родовых тем. Примеры референтных отношений информационных статей приведены на рис. 7.12.

К организационным отношениям относятся те, для которых нет ссылок с отношениями род — вид, целое — часть, т. е. между информационными отношениями нет смысловых связей. Они позволяют создать список главных тем, оглавление, меню , алфавитный словарь. Пример организационных отношений приведен на рис. 7.13.

Список главных тем содержит заголовки информационных статей с организационными отношениями. Обычно он представляет собой меню, содержание книги, отчета или информационного материала. Алфавитный словарь содержит перечень наименований всех информационных статей в алфавитном порядке. Он также реализует организационные отношения.

Изучая информацию, представленную в виде гипертекста, пользователь может знакомиться с информационными фрагментами гипертекста в произвольном порядке. Процесс перемещения пользователя по информационным фрагментам называется навигацией.

В зависимости от признака классификации можно выделить следующие виды навигации, представленные на рис. 7.14:

По способу изучения материала выделяют:

  • терминологическую навигацию — последовательное движение пользователя по терминам, вытекающим друг из друга;
  • тематическую навигацию> — получение пользователем всех статей, необходимых для изучения выбранной темы.

По способу просмотра информационных статей различают:

  • последовательную навигацию — просмотр информации в порядке расположения ее в гипертекстовом документе, т. е. в естественном порядке;
  • иерархическую навигацию — просмотр информационных статей, характеризующих общие понятия по выбранной теме, затем переход к информационным статьям, детализирующим общие понятия и т. д. ;
  • произвольную навигацию — произвольное перемещение по ссылкам гипертекстового документа, порядок которого определяется личным опытом, интересами и настроением пользователя.

Переход пользователя от одной информационной статьи к другой может быть постоянным или временным.

Постоянный переход. Пользователь имеет возможность ознакомиться с новым информационным фрагментом, а затем выбрать следующую информационную статью для перехода без возврата к первоначальному фрагменту Временный переход. Пользователь имеет возможность ознакомиться с примечанием, пояснением, толкованием термина, а затем обязательно должен вернуться к первоначальному информационному фрагменту

Гипертекстовые технологии реализуют следующие сервисные инструменты пользователя, представленные в табл. 7.1.

Источник

Читайте также:  Словообразование способы образования примеры
Оцените статью
Разные способы