- Гилозоизм: это что такое? Определение
- История
- Обращаясь к стоицизму
- Эпоха Возрождения
- Основы представления
- Что было до гилозоизма?
- Панпсихизм
- Познание окружающего мира
- Заключение
- Гилозоизм в философии
- Гилозоизм и античная философия
- Готовые работы на аналогичную тему
- Русский космизм и его основные течения
- Принципы Циолковского и ноосфера Вернадского
Гилозоизм: это что такое? Определение
Гилозоизм – это философская концепция, которая признаёт одушевлённость всех тел, природы, материи и космоса. Данное представление полностью снимает любые принципиальные различия между неорганическим и живым.
Зародилось оно ещё во времена милетской школы, в VI веке до нашей эры, но понятие сформировалось и вошло в речь в 1678 году. Ввёл его английский философ Ральф Кедворт. И вот уже на протяжении столь немалого временного промежутка тема не теряет своей актуальности.
История
Гилозоизм – это учение, которое восходит к глубокой древности. Во времена античной Греции ему следовали философы ионийской школы. Фалес, являющийся именитым математиком и мыслителем тех времён, считал, что все вещи произошли из воды, которая наделила их жизнью и душой. А Вселенная, предполагалось, полнится богами.
Анаксимен, последний представитель милетской школы натурфилософии, говорил, что источником жизни является другая стихия – воздух. Он называл его первоначалом всего сущего, источником жизни и всех известных психических явлений. Душу философ называл «дыханием» воздуха.
К гилозоизму склонялся также и основатель первоначальной формы диалектики – Гераклит Эфесский. Но с его точки зрения, мир являлся огнём, из которого и происходят вещи, души.
Древнегреческий жрец, госдеятель, врач и философ Эмпедокл выдвинул теорию самопроизвольного происхождения растительности и отдельных органов животных, через которые в дальнейшем порождались их новые виды.
А Аристотель, известнейший ученик Платона, обосновал понятие бессознательной и внутренней целесообразности природы. Её «разумом» он объяснял естественный отбор.
Обращаясь к стоицизму
Гилозоизм в философии – это многогранное, по-разному рассматриваемое понятие. В стоицизме оно тоже имело место. Неудивительно, ведь эта школа, которая возникла примерно в 300 г. до н. э., в эпоху раннего эллинизма, смогла сохранить своё влияние до конца античного мира.
Так вот, представители стоицизма считали, что вся материя пронизана божественной душой. И именно это делает весь наш мир единым живым телом, а космос – рациональным, целесообразно организованным существом.
Именно это представление послужило предпосылкой для появления такого понятия, как «мировая душа». Под ним подразумевается единая внутренняя природа мира, у которой есть чувства, представления и стремления.
Эпоха Возрождения
Ближе к началу XIV века гилозоизм стал использоваться как аргумент для обоснования единства людей с их сознанием и природой.
Итальянский философ-пантеист Джордано Бруно говорил, что мировая душа как духовная субстанция и принцип жизни находится абсолютно во всех вещах. Она – то, что составляет их движущее начало.
А вообще все концепции и представления касательно гилозоизма – это попытка найти ответы на вопрос касательно оснований и предпосылок становления чувствительности у живых созданий и сознания, разума у человека.
Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист, считал, что мышление является атрибутом материи. То есть оно присуще всей природе без исключения. С ним согласны и французские материалисты XVIII века, такие как Пьер Жан Жорж Кабанис, Дени Дидро, Жан Батист Рене Робине.
Основы представления
Интересно, что гилозоизм – это теория, противостоящая поискам основанного сознания и психики в особой субстанции (духовной, надприродной, нематериальной).
Но в то же время она не признаёт и механистических представлений о «мёртвой», косной материи. Так же как и виталистические утверждения о существовании некой особой жизненной силы, которая и определяет способность живых существ чувствовать, испытывать ощущения.
По сути, гилозоизм является основой для становления эволюционных представлений о психике и разуме. Данное представление будто бы приводит в движение всё инертное, становясь противоположностью механицизму, который характерен для метафизического материализма. А это, как известно, учение о неизменной материальной субстанции.
Что было до гилозоизма?
Вообще, первое направление философской мысли – это анимизм, вера в одушевлённость всей природы. Приверженцы данного представления рассматривали человеческое мышление с точки зрения психологии богов и мифологии. Неудивительно, ведь во времена Античности именно это было развито особо. Представители анимизма серьёзно рассматривали поведение и мышление богов, подвергали изучению их жизни.
Так что, по сути, это первое мифологическое учение о душе. Данное сходство определяет практически полное сходство анимизма и гилозоизма. Отличия, впрочем, имеются. Второе учение из перечисленных логически отличается от более ранней формы представления. Ибо анимизм персонифицировал природу. В гилозоизме этого нет.
Панпсихизм
Ещё одно понятие, непосредственным образом относящееся к рассматриваемой теме. Имеет место в истории психологии и панпсихизм. Гилозоизм, анимизм – все эти понятия связаны между собой. Как? Ответ кроется в определении.
Панпсихизм – это тоже представление об одушевлённости природы. Почему такое название? Потому что в его основе лежало учение о психической реальности как подлинной сущности мира. Данное направление философской мысли предлагало натуралистический подход к решению всех проблем. Христианская теология, механистическое мировоззрение, картезианский дуализм – всё перечисленное отвергалось.
В том-то и суть натурализма – в рамках данного направления только природа является универсальным принципом объяснения всего сущего. И ничто иное. Неплохо выразил своё мнение немецкий философ Иммануил Кант. Он сказал: натурализм – это выведение всего происходящего из фактов природы.
Познание окружающего мира
И вновь стоит вернуться к трудам Гераклита. Он не только в подробностях описывал понятия об анимизме и гилозоизме, но ещё и выделил несколько ступеней в процессе познания окружающего мира.
Гераклит отделил деятельность разума от органов чувств и детально рассмотрел познавательную активность человека. Он стремился доказать, что все наши ощущения дают слабо дифференцированное, «тёмное» знание. А вот мыслительная деятельность – путь к отчётливому, «светлому».
Философ ни в коем случае не противопоставлял разумное и чувственное. Он соглашался, что оба «компонента» гармонично дополняют друг друга. Но всё же подчёркивал: уму многознание научить не может.
Говоря простым языком, разные стороны познания философ воспринимал как гармонирующие, взаимно связанные противоположности, которые помогают проникнуть в саму суть логоса – всеобщего закона и разума, основы мира, созидающей божественной силы.
Кстати, ещё Гераклит первым заметил, насколько отличаются души детей и взрослых. Философ дал невероятно точное определение, формулировка которого не теряет актуальности и во многих современных случаях. Он сказал: «Душа по мере взросления становится всё суше и горячее. У детей она влажная – они мыслят хуже. Как и пьяные, которые шатаются и не замечают, куда идут. Ибо души у них влажные».
Интересные слова. Удивительно, что их можно применить даже сейчас, несмотря на то что сказаны они были до нашей эры.
Заключение
Рассматриваемое понятие, как можно видеть, представляет действительно большой интерес. И рассказывать о нём можно ещё долго, так как одна тема плавно перетекает в другую – таков один из принципов философии. Во многих университетах в рамках предмета изучается гилозоизм. Это МТИ, МГУ, СПбГУ, РГГУ, а также другие именитые вузы страны.
И тема немаловажная, до сих пор не теряющая актуальности. Если верить выводам современной нейропсихологии, то в сознании современного человека прочно закреплены архаические корни мышления, являющиеся источником космических, оккультных и мифологических воззрений.
Подсознательно многие люди воспринимают реальный мир как нечто эмоциональное, живое и чуткое. Впрочем, если подумать, то так и есть. Природа – часть общества. Которое включалось в природу издревле. Так что, с определённой точки зрения, мы действительно часть могущественного и несколько таинственного круговорота стихий.
Источник
Гилозоизм в философии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Гилозоизм и античная философия
Гилозоизм – это философская концепция, отрицающая границы между живым и неживым и считающая всю материю одушевленной.
Рисунок 1. Гилозоизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этот термин был введен в 1678 г Р. Кедвортом для обозначения натурфилософских концепций. Как учение о всеобщей одушевленности мира гилозоизм имеет синоним «панпсихизм», но отождествлять его с витализмом не следует. Витализм отделяет «жизненную силу» от физико-химической материи, а гилозоизм является противоположностью механицизма.
Античный период – это время развития цивилизаций древнего Рима и древней Греции, когда античная психология развивалась в контексте философских представлений новой космогонии и космологии.
В первобытной космологии нет никаких явлений, она содержит вещи, события и их части. Познание объекта в полной мере заключается просто в перечислении его частей и особенностей. Человек не мог получить полного знания, но имел значительное его количество. Знания расширялись с широтой опыта. Сформировавшаяся в VII –V веках до н.э. новая космология проводила различие между просто многознанием и истинным знанием. Кроме того, новая космология не доверяла обычаю, рожденному даже большим опытом.
В поиски нового мировоззрения вовлекался весь обитаемый тогда мир, это было «осевое время» в развитии человечества (800-200 лет до н.э.). В VII веке до н.э. в культурной жизни всего древнего мира происходили коренные изменения. Возникает классическая философская школа в древней Греции, появляются Лао Цзы По данной теме мы уже выполнили реферат Конфуций подробнее , Конфуций, Сократ. Это было время религиозного осознания людей самих себя, осознания своих отношений с миром, поиск единства в представлениях о мире. Формой этих представлений была религия, а в более позднее время этой формой стали наука и искусство.
Готовые работы на аналогичную тему
Гилозоизм стал выражением новой космологии, принявший впоследствии форму объективного идеализма. Гилозоизм в целом подразумевал одухотворенность мира, проявление разума в каждом явлении и в каждой вещи.
Представителями гилозоизма, характерного для ранней древнегреческой философии, были Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др. Присущ он был воззрениям Платона и Аристотеля.
Социокультурные истоки гилозоизма связаны с особенностями культуры традиционных ранних обществ Запада и Востока, для которых природа была единым целостным живым организмом.
Обосновывая единство природы и человека, гилозоизм использовали как аргумент в период Возрождения. Так, например, Дж. Бруно По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Философия Джордана Бруно подробнее утверждал, что мировая душа находится без исключения во всех вещах, составляя их движущее начало.
В философии Нового времени концепция гилозоизма была связана с поисками ответа на вопрос о предпосылках становления чувствительности у живых существ, а также мышления и сознания у человека. Спиноза считал, что всей природе присуще мышление. Чувствительность материи отстаивали французские материалисты Дидро По данной теме мы уже выполнили реферат Материалистическая концепция Дени Дидро подробнее , Робине, Кабанис. Э. Геккель, автор биогенетического закона, тоже защищал точку зрения, близкую гилозоизму. К гилозоистам относится Гете По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее , а из представителей русского космизма могут быть отнесены В.И. Вернадский, Е.П. Блаватская, В.В. Докучаев, Н. Рерих, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
Е.П. Блаватская считала, что за всеми идеями, причинами, законами, принципами стоит разум, который является первым принципом изо всех принципов.
Таким образом, пережив существенную эволюцию, античная философия стала моделью для развития современной философии и психологии.
Русский космизм и его основные течения
В основу этого философского мировоззрения было положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира По данной теме мы уже выполнили доклад Majja подробнее ».
Философы-космисты размышляли в первую очередь над перспективами развития человечества. Русскому космизму принадлежит идея объединения всех людей на основе нравственных и экологических причин, это говорит о том, что в философском направлении сформировалась важнейшая черта, которая соединяла несовместимые ранее проблемы – установление всеобщего братства, освоение космоса, сохранение окружающей среды.
Выделяется пять главных течений русского космизма:
- естественно-научное течение, которое представляли Чижевский, Вернадский, Циолковский;
- религиозно-философское течение Федорова;
- художественно-поэтическое течение, представленное Тютчевым, Брюсовым, Морозовым, Сухово-Кобылиным, Одоевским;
- эзотерическое течение Рериха;
- ноосферное течение, представителями которого были Дмитриев, Шипов, Акимов.
Основателем русского космизма был Н.Ф. Фёдоров, он же являлся крупнейшим его представителем.
Идеи космизма Фёдоров сформулировал в своей работе «Философия общего дела» По данной теме мы уже выполнили реферат Философия науки подробнее . По его мнению, причина дисгармонии между человеком и природой лежит в неустройстве жизни человека, поэтому природа в результате своей бессознательности выступает как враждебная сила. Подчинить эту силу можно при помощи разума человека.
Без идей Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции русский космизм бы не состоялся. Регуляция необходима, чтобы преодолеть разрыв между человеком и природой. Внутренней силой управляет психофизиологическая регуляция, а внешняя развертывается к Вселенной от планеты Земля и охватывает несколько ступеней – метеорическая регуляция, планетарная астрорегуляция, космическая регуляция. Если человек пройдет все эти ступени, то сможет объединить существующие звездные миры.
Многие теории Федорова утопичны, но, несмотря на это, современный русский космизм исповедует идеи его богатого наследия, среди них регуляция общественной жизни и природных процессов, связь нравственности и знания, увековечение жизни человека и др.
Принципы Циолковского и ноосфера Вернадского
В русской философии большое влияние на космизм оказал К.Э. Циолковский, считавший, что только с космической точки зрения можно объяснить современный мир. Освоение космоса – это будущее мира, поэтому вся деятельность человека должна быть сосредоточена на том, чтобы совершенствовать взаимодействие космоса и человека.
Циолковский считал, что объединить людей в цельное государство сможет освоение космоса. Он опирался на ряд философских принципов, которые до сих пор исповедует русский космизм. Если их рассматривать в порядке важности, то на первом месте будет стоять панпсихизм – признание чувствительности Вселенной. Далее идет монизм – единство материи и одинаковость её свойств. Следующие два места занимают принцип бесконечности и принцип самоорганизации.
В принципе бесконечности он видел силу космического разума и бесконечность Вселенной, а принцип самоорганизации означает, что Вселенная сама выстраивает собственную структуру.
Целый ряд идей русского космизма был сформулирован Вернадским – основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.
Рисунок 2. Учение о ноосфере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью науки, считал Вернадский, человек сможет подчинить себе Вселенную и нести ответственность за её судьбу.
Ноосферу он понимал как сферу расширения разумной деятельности человека. Она должна быть направлена на поддержание жизни в рамках биосферы на планете, затем в околосолнечном пространстве и потом уже за его пределами.
Вернадский считал, что переход человека в эпоху ноосферы подготовила сама эволюция. Для того чтобы обрести разумный облик с развитым осознанием собственной духовности человеку потребовались многие сотни лет. Человеческая цивилизация, пройдя через стадии формирования мировоззрения, открыла новые виды познания и создала новые отрасли философских взглядов.
Источник