Что такое гетеротрофный способ питания биология 6 класс

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 5. Гетеротрофное питание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.

Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.

Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.

*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.

*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.

Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.

Существует два типа гетеротрофного питания.

  1. Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
  2. Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.

Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:

Читайте также:  Обязательные способы защиты вещных прав

– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);

– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;

– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Источник

Презентация к уроку по биологии для 6 класса на тему «Гетеротрофное питание»

Описание презентации по отдельным слайдам:

— потребление готовых органических веществ и заключён­ной в них энергии К гетеротрофам относят: 1. Бактерии (сапротрофы, паразиты) 2. Животные (сапротрофы, паразиты) А) одноклеточные, Б) многоклеточные 3. Хищные и паразитические растения 4. Грибы (сапротрофы, паразиты )

это процесс переработки пищи (измельчение, расщепление, усвоение) Пищеварение: Внутри организма (амебы, медуза, гидра, коралловые полипы) Вне организма (пауки)

Ротовая полость. Пищевод. Желудок. Кишечник. Заглатывать. Измельчать. Переваривать пищу.

Быстрое и эффективное переваривание пищи

А) раститель-ноядные Б) плотоядные В) всеядные

Ягоды, сочные плоды, семена Зеленые части растений: почки, листья, — молодые побеги Подземые части растений: корни, клубни, — луковицы

Присобления хищников: острые когти, зубы и т.д. Присобления жертв: шипы, панцири, ядовитые железы, защитная окраска, способность быстро прятаться, строить недоступные хищьникам жилища.

Ягоды, орехи, зеленые части растений Насекомые, их личинки, рыба, падаль Лоси, кабаны

1. Прирост массы организма. 2. Жизнедеятельность организма (например, дыхание, выделение, пищеварение).

Непентес Венерина-мухоловка Росянка

У хищного водного растения пузырчатки обыкновенной на побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий.

Что такое гетеротрофное питание? Каких животных называют растительноядными? Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных? Назовите известных вам всеядных животных.

1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными». 2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного. 3. Рассмотрите рисунки 67, 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Описание материала:

Данная презентация разработана к учебнику Пасечника В. В. 5-6 класс, для 6 класса на тему Гетеротрофное питание.

Представленная презентация полностью соответствует содержанию материала соответствующего параграфа в учебнике.

В ней рассматриваются и иллюстрируются такие понятия, как гетеротрофное питание, пищеварение, виды пищеварения, растительноядные животные, плотоядные животные, всеядные животные и особенности питания хищных растений.

Приведены группы живых организмов, для которых характерно гетеротрофное питание.

Уделяется внимание экологическому аспекту — необходимости существование всех групп организмов, отличающихся способом питания; важность хищников; приспособления для защиты у растительноядных.

Читайте также:  Анкетный способ опроса это

Номер материала: 21640112313

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Биология. 6 класс

Что будем изучать на уроке?

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учащиеся научатся различать животных по способам добывания пищи.

Цели и задачи

Цель: сформировать знания о разнообразии типов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

— знакомство с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи;

— выделять существенные признаки питания животных;

— овладеть умением различать животных по способам добывания пищи;

— продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками.

Узнаем, научимся, сможем

— что такое гетеротрофное питание;

— чем гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных;

— что гетеротрофами бывают и растения;

— классифицировать животных по способам добывания пищи;

— работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками, схемами, фотографиями и текстовым материалом;

— применять понятия «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «симбионт»;

— распознавать органы и системы органов пищеварения животных разных систематических групп;

— сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

— устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов пищеварения и функциями, которые они выполняют.

Источник

Что в биологии называют гетеротрофами? Какие живые организмы к ним относятся?

Из этой статьи вы узнаете об гетеротрофных организмах, которые в отличии от автотрофов не могут самостоятельно синтезировать питательные вещества. Гетеротрофам необходимо регулярно питаться другими организмами, которые обеспечивают их энергией, необходимой для жизнедеятельности.

Кто такие гетеротрофы?

Вспомните всю еду, которую вы ели сегодня. Она ведь из чего-то получена, верно? Вся эта пища поступила от других организмов (животного или растительного происхождения), которые когда-то были живыми. Мы должны питаться другими организмами, потому что они дают нам энергию для жизни, и это делает нас гетеротрофами.

Гетеротрофы (др.-греч. ἕτερος — «иной», «различный» и τροφή — «пища») также известны как консументы (потребители) – это живые организмы, которые не могут самостоятельно синтезировать питательные вещества из неорганических с помощью фотосинтеза или хемосинтеза.

Некоторые организмы действительно способны выживать, синтезируя питательные вещества самостоятельно. Эти организмы называются автотрофами. Автотрофов также называют продуцентами (производителями), так как они способны получать энергию из солнечного света и углекислого газа. Единственные известные нам автотрофы – это растения, некоторые виды водорослей и бактерий, поэтому все остальные организмы являются гетеротрофными.

Читайте также:  Способы приготовления яблочного сидра

Примеры гетеротрофов

Вы, ваша собака, кошка, птица, рыба и т.д. являетесь гетеротрофами, потому что зависите от других организмов как от источника энергии. К гетеротрофам относятся все животные, некоторые растения, а также грибы, бактерии и протисты.

Не все растения автотрофны, некоторые из них на самом деле гетеротрофны, например, омела – паразитическое растение, выживающее за счет растения-хозяина. Другие растения, такие как кувшинные, являются плотоядными и питаются насекомыми или мелкими животными.

Большинство бактерий и грибы также являются гетеротрофами. Грибы разрушают отмершие и разлагающиеся организмы, что делает их редуцентами или деструкторами. Редуценты играют важную роль, помогая перерабатывать растительный и животный материал, который больше не является живым, и возвращать эти питательные вещества в экосистему.

Важно отметить, что не все гетеротрофы полагаются на одни и те же источники пищи для получения энергии. Одни гетеротрофы едят только продуцентов, например, газель ест траву. Другие питаются как продуцентами, так и консументами, например, медведь ест животных и ягоды. А некоторые едят только других потребителей, например, пума ест оленей.

Гетеротрофы, питающиеся исключительно продуцентами, называются растительноядными (фитофагами), те, которые едят только других потребителей, называются плотоядными (зоофагами), а те, которые употребляют в пищу как продуцентов, так и консументов, называются всеядными (эврифагами). Также выделяют паразитов – организмы, питающиеся за счет тела хозяина, например ленточные черви.

Виды гетеротрофов

В зависимости от способа получения пищи гетеротрофов подразделяют:

  • Фаготрофы – употребляют твердые куски пищи. К этой группе относятся животные.
  • Осмотрофы – получат питательные органические вещества из растворов напрямую через стенки клеток. К этой группе принадлежат грибы и большая часть бактерий.

По типу получаемой пищи гетеротрофов подразделяют:

  • Биотрофов – живые организмы, питающиеся другими живыми организмами. К этой группе относятся зоофаги (питаются животными), фитофаги (питаются растениями) и бактерии.
  • Сапротрофов – организмы, использующие в пищу экскременты или отмерший органический материал. К этой группе принадлежат детритофаги, некрофаги, копрофаги. Примеры живых организмов с такими типами питания:
    • бактерии сапротрофы;
    • грибы сапротрофы;
    • растения сапротрофы (сапрофиты);
    • животные сапротрофы (сапрофаги).

Подведение итогов

Любой организм, который не может самостоятельно синтезировать питательные вещества является гетеротрофом. В отличие от этого, автотрофы способны производить свою собственную пищу посредством фотосинтеза или хемосинтеза. Автотрофы часто служат пищей для многих гетеротрофов. Большинство организмов на Земле – гетеротрофы, даже некоторые паразитические или плотоядные растения.

Источник

Оцените статью
Разные способы