- Формы организации обучения в ДОУ учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Образовательный портал
- Способы организации детей для выполнения физических упражнений
- Способы организации детей для выполнения физических упражнений
- Способы организации детей на занятии
- Двигательно-оздоровительный режим программы «Физкульт-Ура!»
Формы организации обучения в ДОУ
учебно-методический материал на тему
Формы организации обучения, требования к организации НОД, методы и приемы организации обучения дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizftsii_obucheniya_v_dou.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы организации обучения в ДОУ
Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
- по количественному составу участников,
- характеру взаимодействия между ними,
- способам деятельности,
- месту проведения.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится
на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов,
но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая
организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.
Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
- непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
- не допускать переутомления детей на занятиях.
- предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
- точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
- определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
- иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
- четко определить цель и дидактические задачи НОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при
- не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Формы организации обучения в повседневной жизни.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
- прогулка, которая состоит из:
— наблюдений за природой, окружающей жизнью;
— труда в природе и на участке;
— самостоятельной игровой деятельности;
- дежурство детей по столовой, на занятиях
- труд:
— труд в уголке природы;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера-досуги;
В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Методы и приемы организации обучения
В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в
обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра это – форма организации обучения и воспитания»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее.
Презентация для педсовета на тему: «Формы организации обучения конструированию».
В данном материале раскрываются основные формы организации обучения конструированию: по образцу, по условию, по схемам и чертежам, по теме, по замыслу.
Формы организации обучения конструированию
В консультации рассказаны виды и формы конструирования.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ
в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям.
Формы организации обучения в ДОУ
Формы организации обучения в ДОУ.
Консультация «»Занятия — форма организации обучения. Методические приемы»
Консультация для педагогов.
Педагогические возможности различных методик, форм организации обучения дошкольников
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Источник
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Дошкольное образование. Разное
- Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Способы организации детей для выполнения физических упражнений
Бойко Марта Александровна,
воспитатель ГБОУ начальная школа-детский сад №687
Центрального района Санкт-Петербурга
«Центр реабилитации ребенка»
Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма – одна из основных задач современного общества. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способности успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении и семье. Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка.
Успешное решение учебно-воспитательных задач и повышение двигательной активности во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии.
1.Рациональный выбор организации детей для решения задач физического воспитания:
а) Учет уровня сформированности двигательного навыка, физических возможностей детей.
б) Обеспечение безопасности детей, возможности страховки.
в) Учет условий и оборудования детского сада.
г) Учет подготовки самого воспитателя.
д) Учет возрастных особенностей детей.
е) В зависимости от сложности самого физического упражнения.
Вывод: воспитатель для каждого физического занятия выбирает нужный способ организации.
2.Характеристика способов организации.
Все дети выполняют одно и то же движение одновременно.
— постоянное взаимодействие воспитателя и детей;
— высокую двигательную активность;
— закрепление двигательных навыков.
— слабый контроль за качеством выполнения;
— затруднён индивидуальный подход к каждому ребенку.
Во всех возрастных группах во время выполнения упражнений, не требующих прямой страховки.
Каждый ребенок делает упражнение по очереди. Остальные дети активно наблюдают.
— строгий контроль за качеством выполнения воспитателем.
— маленькая двигательная активность детей.
Редко. Только в старшей группе при разучивании сложных физических упражнений, требующих страховки, на первом этапе разучивания.
Одна подгруппа детей (3-6 человек) выполняет упражнение, остальные наблюдают.
— высокий контроль за качеством выполнения.
— Двигательная активность невысокая.
Во всех возрастных группах при разучивании и ознакомлении с новыми упражнениями.
Дети без остановки друг за другом переходят от одного спортивного снаряда к другому, выполняя одно или несколько физических упражнений. Может быть организован в один или два потока по кругу.
— высокую двигательную активность;
— Затруднительно наблюдение за детьми и исправление у них ошибок.
Начиная со средней группы на этапе закрепления и совершенствования.
Группа делится на несколько подгрупп. Каждая подгруппа выполняет своё физическое упражнение. Через определенное время дети меняются.
— высокую двигательную активность;
— приобретение навыков самостоятельного выполнения упражнений.
— ограничены возможности воспитателя контролировать выполнение упражнений, оказывать помощь, исправлять ошибки.
В старшем возрасте, когда повторяются уже разученные упражнения.
Использование разных способов организации детей на физкультурных занятиях помогает добиваться лучших результатов в усвоении движений.
Источник
Способы организации детей на занятии
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей.
На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движе-ния. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представления о новом движении, для овладения первоначальными действиями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешочком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении.
Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения.
Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки.
Поточный способ предусматривает выполнение физии-ческих упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения трав-матизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физи-ческих упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.
Двигательно-оздоровительный режим программы «Физкульт-Ура!»
Основной целью урока является полноценное физичес-кое развитие ребёнка.
Программа включает в себя:
— обучение основным видам движений (разные виды ходьбы, бега, прыжки);
— развитие пространственной ориентации;
— развитие всех двигательных качеств (гибкость, ловкость, выносливость, быстрота реакции).
На каждом занятии дети вместе с учителем выполняют игровые упражнения на ковре, которые способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц.
В конце каждого урока учитель проводит подвижные игры.
Пособие предполагает один из вариативных подходов к организации физического воспитания дошкольников. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздаровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.
Источник