- Философия как форма духовного освоения мира
- Философия как особый тип мировоззрения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Специфика философского знания
- Структура философского знания
- Что такое философия. Введение в философию. Философия как способ духовного познания. Философия как наука.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Паспорт проекта «Творчество Н Н Носова»
- Цивилизационные миры традиционных обществ востока
- «»Методика работы с одарёнными детьми на уроках математики»
- Сценарий праздника «Пеппи- Длинный чулок»
- Методическая разработка — сценарий концерта «Посвящение женщине» к 8 марта
- «Весёлые старты-праздник спортивных девчат!»
- «Wake-up forum c известным художником»
- Музыкальное занятие «Осень в гости к нам пришла»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 2. Философия как специфический способ духовного освоения мира
Философия как форма духовного освоения мира
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философия – это особая форма общественного сознания, стремящаяся к познанию основ человеческого бытия и фундаментальных принципов мироздания и на этой основе вырабатывающая систему знаний и отношений человека к миру, к обществу, к природе.
Философия как особый тип мировоззрения
Человек с давних пор стремился проникнуть в сущность нашего мира, реализации этого желания способствовало отделение умственного труда от физического, а также накопление знаний об окружающем мире. Так зародился совершенно новый вид мировоззрения, который называется философским. В отличие от религиозного и мифологического мировоззрения философское мировоззрение основывается на абстрактно-понятийном аппарате, а не на чувствах и образах. Через занятие философией человек выделил сложную структуру общества, разделили мир на природный и социальный.
Накопление научных знаний способствует расцвету философии. Но научное знание тоже не всесильно, если человек пытается понять смысл своей жизни, свое предназначение, он будет обращаться не к научным трудам, а к философии. Философия дает возможность осознать себя в человеческом обществе, в историческом процессе, открывает духовные глубины в бесконечном потоке бытия.
В философском мировоззрении можно выделить несколько характерных черт:
- основано на знании, а не на вере и чувствах;
- рефлексивность;
- опора на понятии и категории;
- логичность;
- теоретический характер;
- неисчерпаемо по своей сути;
- внутренняя стройность и единство.
Философия на протяжении своего развития прошла несколько стадий:
- космоцентризм – философское направление, присущее античному миру, в котором человек воспринимается как часть мира, мир как часть космоса.
- теоцентризм – философская концепция, которая в основу мира помещает понимание бога как абсолютного бытия, источника всего сущего на земле.
- антропоцентризм – философское представление, которое ставит в центре всей вселенной человека, человек является центром и высшей целью мироздания.
Готовые работы на аналогичную тему
Философское мировоззрение отличает неисчерпаемый характер, т.е. человеческий разум всегда найдет себе предмет для рефлексии. На основе философии разрабатываются различные методы научного познания, в философии вырабатываются понятия, переходящие затем в другие науки. Философия является отражением своего времени, она содержит те идеалы, надежды и моральные установки, которые присущи людям той или иной эпохи.
Специфика философского знания
Философия предложила людям другой способ самоопределения – не через традиции и веру, а через силу своего собственного ума. Однако в учениях Древнего Востока философия выступала системой, которая играла не только мировоззренческую роль, но и форму религии, а также регулятора общественного поведения. Как указывает В.С. Степин, на Востоке философия тяготела к идеологическим конструкциям, обслуживающим традицию. В связи с этим до 18 века было принято считать, что философия развивалась только в рамках Европы.
Первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор. Он считал, что любовь к мудрости есть проявление божественных сил, человек должен стремиться к обретению мудрости. Именно с его времени тех, кто отличался любознательностью и стремился совершенствовать свои знания, и прозвали философами. При этом под мудростью понималось не просто обладание знаниями, полученными при помощи жизненного опыта, но и использование своего ума, своего опыта и знаний для вскрытия причин бытия мира и самого человека.
Философскому знанию присущ постоянный поиск, ему чужды один раз и навсегда обозначенные границы, завершенные истины, утвержденные шаблоны. Философия начинается с сомнения, живет вопросами. Особенностью философии является то, что она ставит вечные вопросы, которые всегда будут актуальны: вопросы человеческого бытия, жизни и смерти, разделенность мира на дух и материю, имеет ли вселенная единство и цель и т.д.
Философию превращает в науку следование идеалам строгости, систематичности, доказательности. Однако философия отличается от науки. Если философия рассматривает мир за пределами человеческого опыта, то наука ориентирована на поиск объективного знания на основе эксперимента. Наука исключает из сферы своего предмета то, что имеет сверхчувственную природу. Философия, однако, не стремится к эмпирической доказанности, она ищет нечто устойчивое, неизменное в чувственно воспринимаемом мире, тем самым реализуя экзистенциальную тягу человека к вечности.
Структура философского знания
В начале своего существования философия не имела своей четкой структуры. Аристотель, обратившись к данной проблеме, называл поиск сущего «первой философией», после она стала называться метафизикой. Также Аристотель выделял логику, политику, этику, физику.
Уже Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее выделял несколько разделов философии:
- учение о познании (каноника);
- учение о природе (физика);
- этика.
Предложенная еще в период античности структура философского знания сохраняет свою актуальность и в наши дни. Отдельно выделяется онтология как учение о бытии. Онтология стремится познать принципы бытия, выявить его категории, сущности. Другой раздел философии – гносеология, которая исследует предпосылки, возможности и природу познания, а также занимается вопросами истины. Учение о человеке и его бытии в мире представлено как философская антропология, развитием человеческого общества занимается социальная философия. Также принято выделять учение о ценностях (аксиологию), философию истории (развитие исторического процесса, человек в истории), философию науки (развитие науки как системы знаний и сфера человеческой деятельности).
Моралью и нравственностью в философии занимается этика, изучением прекрасного и сферой эстетического занимается эстетика. Предметом философии религии является сам феномен религии, его развитие, а также та роль, которую вера играет в жизни людей.
До сих пор общепризнанного деления философского знания не существует. Как правило, в учебных изданиях выделяется онтология, аксилогия, гносеолгия, логика, иногда добавляются новые дисциплины, например, социальная философия или философская антропология.
Источник
Что такое философия. Введение в философию. Философия как способ духовного познания. Философия как наука.
Что такое философия. Введение в философию. Философия как способ духовного познания. Философия как наука.
1. Философия как способ духовного познания.
Духовное познание – познание самого себя.
Чувственное познание – искусство, вдохновение.
Религия основывается на вере в Бога.
Философия – рациональный способ духовного (разумного) познания.
Рациональный разум, мышление, сознание, интеллект, рассудок, некая способность человека выносить суждения на основе определенных идеалов.
Философия – любовь к мудрости, знание истинных идеалов.
2. Философия как наука, её предмет, методы и структура.
Философия как наука о наиболее общих законах материального делового мира.
1. Наличие методологии. Особенности методологии: теоретические методы исследования.
2. Наличие предмета исследования. По Аристотелю сущее – истина – быть – бытие первично (архе), начало (принцип). Сознания кажимость субъективны, вторично.
Философия использует абстрактные понятия в отличии от других наук. Оно рождается в процессе мысленного отвлечения свойств от предмета и их носителя.
Наиболее общее абстрактное понятие: философия – категория (универсалии):
Абстрактное понятие описывает реальность.
Никакой реальности для абстрактного понятия нет.
Цель научного исследования – открытие закономерностей, формирующих форму законов.
Закон – постоянная повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и событиями.
Философия исследует наиболее общие законы, то есть те законы, которые лежат в основе всех любых частных закономерностях.
Основные философские дисциплины
1. Онтология – учение о бытие.
— идеализм, духовная реальность, энергийная
— материализм вещество, материя
2. Гносеология (эпистемология) – теория познания (сознание):
— чувства: ощущение, восприятие, представление
— разум: способность суждения и идеалы
3. Этика – наука о нравственном поведении, мораль.
Специальные философские дисциплины:
1. Логика – наука о правилах мышления. Аристотель
2. Антропология – учение о человеке.
3. Социальная философия – берет общество в целом как систему.
4. Аксиология – (ценность) – опирается на принципы и ценности.
5. История философии – методы текстологического характера, лингвистические исследования, археологические.
Специализированные философские дисциплины:
1. Философия истории
2. Философия техники
3. Философия науки
4. Философия культуры
5. Философия религии
3. Философия формирования мировоззрения.
Мировоззрение – целостная совокупность взглядов, верований и представлений, которая объясняет окружающий мир и делает его таким образом понятным человеку.
Картина мира – конкретное содержание мировоззрения, образ мира, конкретный и обобщенный.
Философия является теоретическим уровнем мировоззрения на основе идеалов философия осмысляет и обобщает знания человека.
4. Функции философии. (Значение философии)
1. Формирование мировоззрения
2. Научно методологическая
— эвристический аспект – возможность делать открытия на основе модели
— методологический аспект
5. Развивает мышление человека
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
- Сейчас обучается 404 человека из 64 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
- Сейчас обучается 2227 человек из 83 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Паспорт проекта «Творчество Н Н Носова»
Цивилизационные миры традиционных обществ востока
«»Методика работы с одарёнными детьми на уроках математики»
Сценарий праздника «Пеппи- Длинный чулок»
Методическая разработка — сценарий концерта «Посвящение женщине» к 8 марта
«Весёлые старты-праздник спортивных девчат!»
«Wake-up forum c известным художником»
Музыкальное занятие «Осень в гости к нам пришла»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309063 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
2. Философия как специфический способ духовного освоения мира
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, непонятное в понятном и привычном. Удивление раздвигает горизонт человеческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гранями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер философского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в зависимости от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует нового подхода и нового решения.
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практиЧеская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком идеалов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует общие и частные цели своих действий.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления – обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.
Источник