Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан
Обращения граждан рассматриваются в соответствии с:
Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Федеральным законом №126-ФЗ от 29.06.2010г. «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Федеральным законом №182-ФЗ от 02.07.2013г. «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Законом Ставропольского края №80-кз от 12.11.2008г. «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в Ставропольском крае»
Обращение, направленное на официальный сайт Управления образования по электронной почте, должно содержать:
— почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ,
— суть обращения (далее — Интернет-обращение).
Интернет-обращение, поступившее на официальный сайт по электронной почте, распечатывается, и в дальнейшем работа с ним ведется в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Для приема Интернет-обращения заявителя в форме электронного сообщения применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем, реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа.
Адрес электронной почты заявителя (законного представителя) и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований также являются:
— отсутствие адреса (почтового или электронного) для ответа (п.1 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);
— поступление дубликата уже принятого электронного сообщения (п.5 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);
— содержание в электронном сообщении нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью или имуществу должностного лица, а также членов его семьи (п.3 ст.11 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Ответ заявителю на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.
Заявителю гарантируется неразглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина.
Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
Источник
Способы подачи электронных обращений в России (проблемы правового регулирования и практики)
Савоськин Александр Владимирович, советник заместителя председателя Уставного суда Свердловской области, кандидат юридических наук, доцент.
Рецензент — Дорошков Владимир Васильевич, член-корреспондент РАО, Главный научный сотрудник РНИИИС, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.
Цель. Исследовать правовое регулирование следующих четырех способов подачи гражданами и организациями электронных обращений в органы власти: 1) направление обращений по электронной почте; 2) направление обращений через электронную приемную официального сайта органа власти в сети Интернет; 3) направление обращений посредством специализированных официальных (государственных) интернет-порталов; 4) направление обращений через электронные терминалы.
Методология. Диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-юридический метод, метод межотраслевых юридических исследований, сравнительно-правовой метод.
Выводы. Во-первых, установлено, что прием обращений посредством электронной почты и электронных приемных на сайтах органов власти зачастую осуществляется без нормативного оформления этих отношений, поскольку единые общефедеральные стандарты работы с электронными обращениями отсутствуют, а отдельные органы власти редко принимают свои локальные акты по этому вопросу. Во-вторых, необходимо принять постановление Правительства РФ, которое бы определило процедурные моменты подачи электронных обращений и технические требования к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема обращений граждан и организаций. В-третьих, должна быть узаконена процедура подтверждения электронного адреса заявителя путем направления ему уведомления с гиперссылкой, а также установлена обязанность направления заявителю автоматического уведомления о получении обращения.
Научная и практическая значимость. Публикация является одним из первых комплексных исследований о способах подачи электронных обращений в России и анализирует все доступные на современном этапе развития прогресса способы подачи обращений с использованием возможностей телекоммуникационной сети Интернет. Предлагаемые в статье меры обеспечат единообразие в работе органов власти с электронными обращениями и будут способствовать более полной реализации статьи 33 Конституции РФ о праве граждан на обращение.
Ключевые слова: обращение, электронное обращение, право на обращение, способы подачи обращений, электронный документ, государственный сайт, официальный сайт, сайт органа власти, интернет-портал, «Ваш контроль», государственные услуги, досудебное обжалование, электронная приемная, интернет-приемная, электронная почта, форма обратной связи, Интернет, законодательство об обращениях.
Methods for Filing Electronic Appeals in Russia (Problems of Legal Regulation and Practice)
Savos’kin Alexandr Vladimirovich, Judge advisor of Charter Court Sverdlovsk region, Candidate of law, associate professor.
Reviewer — Doroshkov V.V., Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher NSRIIP, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.
Purpose. Investigate the legal regulation of the following four ways to filing citizens and organizations of electronic applications to the authorities: 1) sending appeals by email; 2) sending appeals by e reception the official website of the authority on the Internet; 3) sending appeals through specialized official (public) Internet portals; 4) sending appeals through electronic terminals.
Methods. Dialectics, abstraction, analysis, synthesis, induction, deduction, formal-legal method, cross-sectoral juridical research, comparative legal method.
Results. First, it was found that reception of appeals by electronic mail and electronic reception on websites authorities are often carried out without regulatory clearance of these relations, as general federal uniform standards for working with e-applications are not available, and some authorities rarely take their local acts on this matter. Secondly, it is necessary to adopt a resolution of the Russian Government, which would define procedural aspects of electronic filing appeals and technical requirements for software sites authorities regarding reception of citizens and organizations. Thirdly, it should be legalized procedure for confirming the applicant’s electronic address by notice to it with a hyperlink, as well as the duty of sending to the applicant is set automatically on receipt of the application notice.
Discussion. This publication is one of the first comprehensive studies about ways filing electronic applications in Russia and analyzes all the possible ways of filing applications to the authorities on the Internet. The proposed measures will ensure uniformity in the work of authorities with electronic appeals and would contribute to fuller implementation of article 33 of the Constitution of the Russian Federation on the right of citizens to appeal.
Key words: appeal, electronic appeal, the right to appeal, methods of filing appeals, an electronic document, the public website, the official website, the website government body, the Internet portal, «Your control», public services, pre-trial appeal, the electronic reception, internet reception, electronic mail, feedback form, Internet, legislation on appeals.
Стремительное развитие прогресса, и прежде всего телекоммуникации, поставило множество вопросов, связанных с правовым регулированием отношений, возникающих в сети Интернет. Институт обращений не стал исключением. Вместе с тем имеющееся законодательство об обращениях, подаваемых посредством электронных средств связи, отстает от реалий эпохи, демонстрируя несовершенство и пробельность правового регулирования в этой сфере [1, 271 — 273; 2, с. 57 — 67].
Несмотря на крайнюю актуальность и востребованность информации об электронных способах подачи и рассмотрения обращений граждан [3, с. 210], комплексные научные изыскания на эту тематику все еще отсутствуют, а имеющихся публикаций явно недостаточно [4, с. 17 — 21].
В настоящий момент времени подача электронных обращений предусмотрена многими нормативными актами [5, с. 16 — 20]. Только в числе федеральных законов можно назвать: Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п. 2 ст. 10 и ст. 11.3) [6], Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 7) [7], Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» (ст. 37) [7], Арбитражный процессуальный кодекс РФ (п. 1 ст. 41) [9], Кодекс административного судопроизводства РФ (ч. 2 и 3 ст. 45) [10] и некоторые другие. Однако основополагающим законом для электронных обращений остается Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», согласно ч. 3 ст. 7 которого «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».
Вместе с тем ни Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ни какой-либо иной закон не устанавливают перечня способов подачи электронного обращения. Однако на практике таких способов существует четыре. Первый и наиболее традиционный — направление обращения по электронной почте, второй — направление обращения через электронную приемную официального сайта органа власти в сети Интернет, третий — посредством специализированных государственных интернет-порталов; четвертый (и наименее используемый) — направление обращений через специальные электронные терминалы, установленные в помещениях органов власти или многофункциональных центров. Рассмотрим каждый из этих способов подробнее.
I. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», все органы власти обязаны создать в сети Интернет свои сайты и адреса электронной почты. Однако какого-либо дополнительного регулирования Закон не содержит, оставляя его на усмотрение самих органов власти.
Федеральный законодатель, обязав органы власти создать адрес электронной почты, фактически обязал их рассматривать и обращения, поступающие на этот адрес. Однако, в отличие от почты России или другого оператора почтовой связи, почтовые программы в сети Интернет не подпадают под действие Федерального закона «О почтовой связи». Они не регулируются российским правом в принципе.
В качестве редкого примера акта, подробно регламентирующего работу с обращениями, поступающими на электронную почту, рассмотрим соответствующий приказ Ространснадзора. Так, анализ этого нормативного акта позволяет установить, что не каждый адрес электронной почты органа власти является адресом для направления обращений гражданами. Таким адресом для Ространснадзора установлен только электронный адрес: head@rostransnadzor.gov.ru.
Возникает закономерный вопрос: каким образом поступать, если обращение направлено на служебный адрес электронной почты должностного лица (который, как правило, имеется у каждого служащего)? С точки зрения юридической теории такое обращение направлено должностному лицу и согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» является допустимым. Вместе с тем на практике все происходит иначе. Официально поданными обращениями признаются только письма, поступившие на официальный электронный адрес, вся остальная переписка признается неофициальной и не порождает правовых последствий, предусмотренных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Пожалуй, с таким положением дел следует согласиться. Во-первых, такой подход дисциплинирует заявителей, во-вторых, позволяет реально и централизованно контролировать поток обращений, в-третьих, он аналогичен правилу личного приема (когда под личным приемом понимается не любое общение гражданина со служащим, а только общение в специально отведенное время с руководителем органа или иным специально уполномоченным на личный прием лицом).
Кроме адреса электронной почты приказ Ространснадзора содержит интересное положение о том, что «если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты. по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа)». Думается, что разработчики комментируемого акта слукавили, поскольку оптимальным вариантом было бы автоматическое направление уведомления вне зависимости от содержания обращения.
Обязанность адресата направлять уведомление о факте получения обращения следует признать прогрессивной мерой, которая, кстати, отсутствует в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Благодаря такому уведомлению заявитель знает, что его обращение доставлено до адресата (не потерялось при доставке), и может это подтвердить. К сожалению, комментируемый акт является скорее исключением, чем правилом.
II. Еще более удручающей выглядит ситуация с направлением обращений через электронные приемные (интернет-приемные), или, по-иному, формы обратной связи официальных сайтов органов власти в сети Интернет. Фактически электронная приемная — это встроенная в сайт подпрограмма, позволяющая заявителю направлять обращения, не пользуясь своей почтовой программой. Сформированное в электронной приемной обращение генерируется в виде обычного письма, поступающего на заранее указанный разработчиками сайта адрес электронной почты.
Важно понимать, что электронная приемная — это юридическая фикция и одновременно «внутреннее» дело каждого сайта (соответственно, органа власти). При этом органы власти крайне редко стремятся нормативно закрепить соответствующие правоотношения, и нормы об электронных приемных носят явно разрозненный и бессистемный характер.
Дело в том, что закон не предполагает обязательного создания электронных приемных. Единственный федеральный акт (и то рекомендательного характера), предполагающий их создание, — это Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти. Электронные приемные появились как бы «сами по себе» под влиянием универсальных правил разработки сайтов программистами.
Видимо, поэтому на федеральном уровне немногие органы власти приняли акты, включающие положения о формах обратной связи на своих официальных сайтах, например Следственный комитет. На уровнях субъектов РФ и местного самоуправления такие акты встречаются несколько чаще (но тоже редко), например Указ Губернатора «Об официальном сайте «Интернет-приемная Пермского края», Положение о работе с информационной системой «Интернет-приемная» во Владимирской области, Положение о рубрике «Интернет-приемная», размещенное на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет www.cheladmin.ru, Постановление «Об утверждении Положения о системе «Интернет-приемная» администрации городского округа город Рыбинск» и некоторые другие.
Имеющиеся немногочисленные акты об электронных приемных (в основном региональные и местные) отличаются большим разнообразием как по структуре, так и по содержанию. Если обратиться к практике работы государственных электронных приемных, то придется констатировать, что в настоящее время подавляющее большинство из них не предполагают процедуры регистрации заявителя и не дают возможности отслеживать судьбу обращения.
Так, в 2014 году автором настоящей публикации был проведен эксперимент. В 15 федеральных органах исполнительной власти с использованием электронных приемных на их официальных сайтах были направлены обращения. Ответов получено всего 5, еще 10 — «потерялись». Думается, что главной причиной подобного результата эксперимента стало то, что подтвердить отправку обращений оказалось нечем, и должностным лицам это известно. При использовании электронной почты у заявителя хотя бы остается исходящее письмо с указанием адресата, а при использовании большинства электронных приемных — вообще ничего. При этом если рассматривать техническую сторону вопроса, то направить уведомление гражданину, воспользовавшемуся электронной приемной, на его адрес электронной почты очень легко. Программа сделает это автоматически, если будет настроена соответствующим образом.
III. Начало процесса создания специализированных государственных сайтов для подачи обращений граждан заложил Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно п. 2 ст. 10 которого гарантировалась «подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг».
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru) стал первым общефедеральным порталом для подачи обращений в электронном виде. Его работа урегулирована Постановлением Правительства РФ «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» и Постановлением Правительства РФ «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Портал государственных услуг предоставляет комплекс возможностей для заявителей. Однако с точки зрения предмета настоящей публикации наибольший интерес представляют: 1) возможность подавать заявления непосредственно через портал (минуя бумажную форму); 2) возможность предварительной записи на прием (как форма подготовки к подаче обращения); 3) возможность оставлять отзывы о качестве оказанных услуг (новая разновидность обращений граждан).
Следующим единым сайтом для подачи обращений граждан стал интернет-портал досудебного обжалования по вопросам государственных и муниципальных услуг (https://do.test.gosuslugi.ru). Необходимость его создания была предусмотрена непосредственно в момент учреждения самого института досудебного обжалования в 2011 году, но уже после появления портала государственных услуг. Вместе с тем технические сложности создания сайта привели к тому, что его запуск (запланированный на 2014 год) был отложен на год, а фактически портал заработал только в феврале 2015 года, и то в усеченном виде.
Работа с обращениями на этом сайте организована в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг». Согласно указанному документу сама система включает три реестра досудебных жалоб: первый — жалобы в федеральные органы власти и внебюджетные фонды; второй — жалобы в органы власти субъекта РФ; третий — жалобы в органы местного самоуправления. Последние два реестра на сайте пока отсутствуют. Интернет-портал используется как средство (техническая оболочка) для доступа к этим реестрам, и в том числе для подачи жалоб.
Еще одним специализированным общефедеральным сайтом для подачи обращений граждан стал интернет-портал «Ваш контроль» (https://vashkontrol.ru), созданный во исполнение пп. «и» п. 2 Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Работа портала урегулирована Постановлением Правительства РФ об оценке гражданами эффективности деятельности органов власти и Положением Министерства связи и массовых коммуникаций РФ об информационной системе мониторинга государственных услуг.
Гражданин, прошедший регистрацию на портале государственных услуг или непосредственно на портале «Ваш контроль», получает доступ к личному кабинету, где он может: оставлять и обновлять отзывы, оставлять комментарии к чужим отзывам, просматривать и комментировать комментарии к своим отзывам, получать и оценивать ответ органа власти на отзыв.
Четвертый из имеющихся государственных сайтов для обращений — это сайт Российской общественной инициативы (https://www.roi.ru), созданный во исполнение одноименного Указа Президента РФ. Он предназначен для размещения и обсуждения гражданами специализированных видов предложений, а именно проектов нормативных актов федерального, регионального и местного уровня. При получении определенного числа голосов (для федеральных проектов сто тысяч) предложенная инициатива подлежит обязательному внесению в уполномоченный орган для рассмотрения и возможного принятия.
Каждый из указанных выше сайтов обладает своей спецификой, которую в силу ограниченности объема настоящей публикации невозможно изложить (равно как и новые электронные способы подачи обращений в судебные инстанции). Однако это не мешает сформулировать вывод о наличии в России только специализированных интернет-порталов, то есть сайтов для подачи обращений отдельных видов. Иными словами, в России отсутствует общефедеральный интернет-ресурс для подачи неспециализированных (традиционных) обращений. Вместе с тем в зарубежных странах такие сайты имеются, например официальный сайт Республики Казахстан «Государственные услуги и информация онлайн». Указанный сайт позволяет гражданину отправить любое обращение в любой орган власти при условии предварительной регистрации личного кабинета и использования электронной цифровой подписи.
IV. Заключительной разновидностью подачи электронных обращений является использование электронных терминалов, расположенных в органах власти и предназначенных для подачи жалоб. В обязательном порядке такие терминалы должны быть установлены в местах оказания государственных (муниципальных) услуг для подачи досудебных жалоб, однако отдельные субъекты РФ применяют их и для любых иных обращений. Например, с 2010 года они функционируют в Казани. Число обращений, подаваемых через терминальные устройства, не велико, а их специальное правовое регулирование отсутствует в принципе.
Завершая рассмотрение электронных способов подачи обращений, надлежит сделать вывод о необходимости дополнительного нормативного регулирования указанных отношений. Так, уже сложились условия для создания единого интернет-портала для всех типов обращений граждан. Также крайне важно принять постановление Правительства РФ, которое бы определило не только процедурные моменты подачи электронных обращений, но и технические требования к программному обеспечению сайтов органов власти в части приема обращений посредством электронной почты и интернет-приемных. В частности, должна быть узаконена процедура подтверждения электронного адреса заявителя путем направления ему уведомления с гиперссылкой, а также установлена обязанность направления заявителю автоматического уведомления о получении обращения (вне зависимости от его содержания). Предлагаемые меры обеспечат единообразие работы с электронными обращениями и выведут ст. 33 Конституции РФ о праве граждан на обращение на новый уровень ее реализации, теперь уже в телекоммуникационной сети Интернет.
Источник