Что такое движение по азимуту способа движения

Все об ориентировании при помощи азимута: от вычисления градуса до начала движения

С понятием «азимут» можно встретиться и в научной, и в художественной литературе. Он – друг всех путешественников и туристов. По факту, является основным навигационным термином. Так, что такое азимут и как по нему ориентироваться?

Что это такое?

Азимут – это угол между направлением на предмет и направлением на север. Его вычисление начинается с определения сторон света. Градусный диапазон значения – от 0 до 360 (не включительно, поскольку 360 – это точка севера).

Туристический компас. Фото AliExpress

Способ навигации по азимуту особенно полезен в условиях однотипного ландшафта, когда практически нет ориентиров на местности, а также при плохой погоде или когда под рукой нет карты.

Какие приборы помогут?

Для определения азимута понадобится один из двух приборов:

  1. Компас с крышкой. Поможет не только отыскать градус, но и осуществлять движение по маршруту.
  2. Транспортир. Служит только для определения азимута. Для практического применения знаний понадобится хороший видимый ориентир: вышки, здания и т.д.
  3. Механические часы. Помогут определить азимут, если под рукой нет компаса и транспортира. Но велика вероятность градусной погрешности.

Пошаговая инструкция как определить азимут

Есть несколько методом определения азимута. У каждого из них свои плюсы и минусы.

При помощи компаса

Чтобы определить азимут на местности, необходимо:

  1. Выбрать крупный объект для навигации, встать лицом в его сторону.
  2. Сориентировать компас на север (совместить с буквой С его стрелку).
  3. Направить на объект визирное приспособление на крышке компаса, зафиксировать полученное значение.

Далеко не у всех путешественников есть компас с крышкой. Есть другой вариант вычисления магнитного азимута:

  1. Выбрать рядом с собой значимый ориентир, встать лицом в его сторону.
  2. Компас нужно поднять на ладони до уровня груди, поворачивают его до тех пор, пока стрелка не окажется повернутой на север.
  3. Над циферблатом по центру корпуса кладут зубочистку, спичку или просто маленькую палочку. Конец должен быть направлен на выбранный ориентир, а тело пересекаться с компасной стрелкой в центре.
  4. Производят вычисления градуса, исходя из того, что север = 0 или 360 градусов.

Приглашаем посмотреть видео по теме:

При помощи часов и Солнца

Для определения азимута понадобятся механические часы. Кроме того, чтобы метод был успешным, необходима ясная погода. Инструкция:

  1. Положить часы на ровную, горизонтальную поверхность. Их часовую стрелку направить в сторону Солнца.
  2. Мысленно прочертить линию от центра к часу дня (летом) или к двум (зимой).
  3. Полученный угол делится напополам. Справа от отрезка будет север, а слева – юг. Но это относится к времени до полудня. После – наоборот.

При помощи транспортира

Для такого способа потребуется карта (желательно топографическая). Полученный подобным методом азимут называется истинным. Как действовать:

  1. Разложить карту на ровной горизонтальной поверхности.
  2. Определить свое местоположение, пометить точкой, прочертить через нее вертикальную прямую линию.
  3. Выбрать вторую точку – ту, куда планируется осуществлять движение.
  4. Две точки нужно соединить и при помощи транспортира измерить образованный угол. Он и будет азимутом.

Пошаговая инструкция как осуществлять движение на местности таким методом:

После того, как угол найден, нужно уметь правильно воспользоваться полученными знаниями.

Обычные условия

Основные правила передвижения:

  • Важно заранее на карте распланировать маршрут, разделить его на множество небольших отрезков. У каждого из них конец должен располагаться возле крупного ориентира.
  • Определив градус, следует двигаться в строго прямом направлении.
  • Препятствия нужно обходить попеременно, то слева, то справа. Так можно уменьшать, возникающую погрешность.
  • Если препятствие на пути возникло большое, то, вернувшись обратно на маршрут, стоит пересчитать азимут.
  • Пройденный путь следует постоянно проверять, оглядываясь назад и проверяя линейность маршрута.
Читайте также:  Способы представления информации кодирование чисел

Ночью

Ночью ориентиры для вычисления градуса становятся невидимыми, поэтому можно либо еще днем позаботиться об их отметке на карте, либо использовать в качестве «помощников» звезды и Луну. Также пригодятся фонари и прожекторы, если астронавигация проблематична.

Зимой

Снег покрывает все ориентиры, затрудняет навигацию. Чтобы точнее вычислять азимут, понадобится взбираться на возвышенности, чтобы определять для направления более крупные объекты.

В лесу

Кучность деревьев, лесоповал создают помехи при навигации, заставляют отклоняться от маршрута и постоянно заново вычислять азимут. С определением сторон света помогут муравейники (с южной стороны они более пологие), кора деревьев (с севера более грубая, часто зарастает мхом). Большим подспорьем будет карта, на которой заранее выбирается крупный ориентир.

В сложных метеоусловиях

Любые осадки снижают видимость, поэтому маршрут тогда лучше заранее прорисовывать на карте, и как можно чаще останавливаться, отмечать точками, сколько было пройдено, и в каком направлении. В качестве ориентиров лучше использовать небольшие, близко расположенные предметы. Отлично, если рядом протекает река или ручей, они помогут не заблудиться.

Альтернативные методы навигации

Ориентироваться на местности можно также при помощи:

Азимут весьма популярен среди туристов. Он позволяет двигаться в заданном направлении, не сбиваясь с пути на протяжении десятков километров. Но для его определения необходимы либо часы, либо транспортир, либо компас.

Надежно и просто: ориентирование по компасу на местности

Правила ночного ориентирования: как определиться с направлением и не заплутать?

Правила ориентирования по Солнцу и часам: описание всех возможных способов

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.

Источник

Движение по азимуту. Основные методы движения по азимуту

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту)

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.

Основной — возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

Второй фактор — сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.

Третий — передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).

Метод засечек

Это своего рода один из способов передвижения по азимуту. Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 — 50 метров.

Движение в мешок

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.

Читайте также:  Основные способы утилизации отходов это

Движение с упреждением

Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.

Движение по цепочке привязок

Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте. Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир. Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 — 20 секунд).

Метод «большого пальца»

Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 — 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.

На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.

Планирование маршрута

Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков. В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.Цели могут быть различными:

  • Выбор кратчайшего пути
  • Выбор быстрейшего пути
  • Выбор легчайшего пути
  • Выбор незаметного пути и т.д.

Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:

Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло — зеленый цвет) в 2 — 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый — темно зеленый) в 3 — 5 раз.

По энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и 6 раз.

Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:

  • Без подлеска 5.00 — 6.15 мин
  • Средний подлесок 6.15 — 8.20 мин
  • Плотный подлесок 8.20-25 мин
  • Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.

Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.

Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.

При планировании маршрута желательно «набирать» возможно меньший перепад высот — это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.

Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.

Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:

Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный , поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой — красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка :

Читайте также:  Практические способы построения параллельных прямых сообщение

Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.

Разберем «красный» вариант

Исходная точка — кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.

Ориентир перед сходом — пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить — это минус данного варианта (запасной вариант — уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу. По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо. Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.

Рассмотрим «пурпурный» вариант

Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток. На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка. Далее действуем аналогично красному варианту.

Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп. От 17 кп используя «движение в мешок» выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп. Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.

Определение расстояния при передвижении

Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа. Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым — научиться определять пройденное расстояние. Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги — подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой (то есть один отсчет на два шага). Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 — 70 пар шагов).

Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет — вы её пропустили. Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 — 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории. По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 — 1,5 при движении по азимуту.

Источник

Оцените статью
Разные способы