Что такое доминирующий способ мышления

Доминирующие типы мышления собеседников

В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации основная репрезентативная система может быть представлена в трех категориях:

  • визуальная (оптическая) — восприятие посредством зрительных образов. Типичное выражение такого типа — «как видите» ;
  • аудиальная (акустическая) — восприятие посредством слуховых впечатлений. Типичные слова — «как слышно. » или «что-то подсказывает мне. » ;
  • кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений. Типичное выражение — «атмосфера невыносимая» .

Кроме основного канала существует также ведущая репрезентативная система . Она отражает деятельность мозга в данный момент; в общении это ситуация «здесь и сейчас». Для ее определения используются невербальные (несловесные) ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

Выявить доминирующий тип мышления человека можно по сигналам глаз, его речевым особенностям и невербальной информации, связанной в основном с жестами и позами.

«Его взгляд сказал о многом» — эта фраза часто звучит в деловом общении. Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру о движении его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. pattern — сетка, узор); не являясь хаотическими, они с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях.

Как известно, головной мозг имеет левое и правое полушария. Каждое полушарие отвечает за определенные виды деятельности.

  • Левое полушарие: связь с сознанием; методическое мышление; мышление направленное на анализ и контроль; временные процессы; понятийное сходство.
  • Правое полушарие: слуховая сфера; зрительная сфера; восприятие; целостная функция; творческая (созидательная) функция; образная память.

Вид мышления человека влияет на движение глаз . Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, например, что его взгляд движется влево (от себя). Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства доя своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) направо, тогда «включена» правая половина мозга. Она управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления.

Некоторые положения, которые занимают зрачки человека, позволяют диагностировать ведущий сенсорный канал:

  • положение верхнее правое и верхнее левое, прямо вперед — визуальный (оптический) канал; означает, что человек припоминает и воспроизводит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составляет образ;
  • положение среднее правое (движение вбок), среднее левое и нижнее левое — аудиальный (акустический) канал; означает, что человек конструирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять информацию;
  • движение вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал; означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, запахов или вкуса.

Только тогда, когда зрачки находятся посередине, человек воспринимает новую информацию . В каждой из перечисленных позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Например, визуальный тип человека с активной правой рукой прежде чем высказать возражение или мнение перемещает взгляд вверх: налево и направо, вертикально вверх (как бы под лоб). Аудиальный — смотрит вниз налево и прямо: налево или направо, тогда как кинестетический — вниз и направо.

К ключам доступа относятся не только сигналы глаз человека, но и ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Визуальный тип мышления (ок. 35% людей). Это мышление, направленное на анализ восприятия . Люди такого типа в процессе мышления формируют в своем сознании образы. Для них характерны такие выражения, как: «Вы можете мне это показать?», «Это блестящая идея»; «Я могу себе это представить»; «Это мне совершенно очевидно»; «По-моему, выглядит здорово»; «На мой взгляд»; «С моей точки зрения». В процессе общения с людьми визуального типа мышления необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины (в частности, пользуясь соответствующими метафорами), кроме того, продумывать, как во время передачи информации можно использовать наглядные пособия вроде графиков, диаграмм, ксерокопий, аудиовизуальных средств.

Аудиальный тип мышления (ок. 13-25% людей). Люди этого типа воспринимают информацию преимущественно на слух ; для них имеет значение то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и интонации его голоса особенно важны в процессе общения. Для их речи характерны следующие фразы: «По-моему, это звучит здорово»; «Скажите, что это может дать»; «Объясните еще раз»; «Не понимаю, что вы мне говорите»; «Прошу вас говорить тише (громче)»; «Звучит не особенно приятно»; «Я вас внимательно слушаю»; «Прокомментируйте эту ситуацию»; «Я слышал по радио, читал в газете. ». Представляя идеи таким людям, собеседнику следует разнообразить свои интонации, темп и ритм речи, чтобы сообщение звучало более интересно и привлекательно.

Кинестетический тип мышления (40-52% людей). Для людей этого типа характерен тактильный способ восприятия информации (от лат. tactilis — осязательный). Тактильные ощущения — это ощущения прикосновения. Ключевыми для этой группы людей являются, например, такие слова и фразы, как: «Мне это приятно»; «Не могу этого понять и тем более принять!»; «Ваши слова глубоко меня тронули»; «Я улавливаю, о чем идет речь»; «Я чувствую, ощущаю. ». Важными элементами деловой встречи с кинестетиками являются приветственное рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации собеседнику необходимо иметь при себе иллюстрирующие ее материалы, захватывающие слушателя эмоционально.

Читайте также:  Основные способы эвакуации населения являются

Перечислим наиболее распространенные языковые оборотах, связанные с различными репрезентативными системами.

  • Визуальная : смотреть; видеть; вид; ясный; яркий; картина; туманный; пролить свет; демонстрировать.
  • Аудиальная : слушать; слышать; звук; созвучный; громкий; слово; шумный; зазвонить; говорить.
  • Кинестетическая : улавливать; трогать; ощущение; солидный; тяжелый; обращение; грубый; связать; дискомфорт.

Как согласовать общение со стилем восприятия информации собеседника? Один из способов — использовать слова, отражающие его сенсорный канал , свойственные его лингвистическому словарю и свидетельствующие об его предпочтительном способе мышления. Лучше всего воспринимается информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или (в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная) на все репрезентативные системы или сенсорные каналы одновременно. Это значит: стоящий перед аудиторией рассказывает, демонстрирует иллюстрации, вызывая позитивные чувства и положительные эмоции.

Приемы, которые позволяют усилить эффективность аудиовизуальных средств для лучшего восприятия информации участниками общения, предполагают:

  • включение новизны в передаваемое сообщение, что переключает на него внимание слушателя. Это может быть новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к известным фактам;
  • доказательную информацию, опирающуюся на эмпирический опыт, статистику и фактологический материал;
  • особое внимание началу и концу выступления;
  • необходимость представления противоположных точек зрения;
  • обращение к участникам с помощью интонаций, применение индивидуальных языковых средств, диалогичность (использование системы обращения «мы», «вы», «те из вас», «мы с вами» и т.д.).

В диагностике сенсорного канала особенно красноречивы движения глаз . Помня об этом, целесообразно задать собеседнику вопросы и наблюдать за движениями глаз при ответах на них. Чтобы добиться лучших результатов при тренинге педагогического общения, определите по движениям глаз собеседника направление его взгляда и задайте ему соответствующие вопросы (таблица 1).

Таблица 1. Примеры реакции на движение глаз собеседника

Направление взгляда Ваша реакция
Вверх влево Что должно произойти, чтобы вы больше не сталкивались с этой проблемой? Как вы это себе представляете конкретно? В чем вы видите трудности претворения задуманного в жизнь?
Вверх вправо Как вы это видите? Вы можете осветить положение дел? Вы видите решение проблемы?
Посередине влево Скажите, как мы можем прийти к общему результату? Как вы это воспринимаете на слух? Вам ясны мои аргументы?
Посередине вправо Я думаю, что мы настроились на одну волну. Вам приятно это слышать? Объясните мне это подробнее? Комментарии излишни, не так ли?
Вниз вправо Вы прочувствовали результат? Предположим, дела обстоят неважно. Как вы тогда поступите? Что нужно для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо?

Чтобы добиться взаимопонимания и обратиться к различным стилям мышления собеседника, нужно собственную речь привести в гармонию с ожиданиями других людей, обращаясь к их особенностям восприятия. Для этой цели используют разные приемы, среди которых наиболее распространены подстройка и калибровка.

Подстройкой называется использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это означает отражение его предпочтительной репрезентативной системы путем использования соответствующих слов, типичных для собеседника. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинестетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать с этим вопросом» вместо того, чтобы сказать: «Давайте сфокусируемся на этом вопросе и рассмотрим его более пристально» (визуальный канал). В первом случае собеседник четко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему.

Под калибровкой понимается «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов. Используя все имеющиеся сигналы, можно оценить чувства другого человека и то, насколько эффективно происходит общение.

Для достижения эффективного результата в процессе обучающего взаимодействия целесообразно использовать:

  • для визуалов — визуальные средства поддержки информации: эпидиаскопы, флипчарты, магнитно-маркерные доски, раздаточный материал, видеоматериалы, слайды, фильмы, мультимедиа, изображения, а также внешние особенности аудитории — планировку, меблировку, освещение да и самого выступающего: его внешность, манеры, одежду;
  • для аудиалов важны такие аспекты общения, как слушание, барьеры для слушания, владение голосом, выбор слов, вопросы и ответы; также могут повлиять на ход обучения и общения дискуссии, эффективное вводное слово, использование аудиозаписей;
  • для кинестетиков важнее всего принимать активное участие в занятиях с методами игрового имитационного моделирования: упражнения и кейсы, ролевые и деловые игры, интерактивные видео и программы.

Источник

Профессиограмма

Знакомство с разделами профессиограммы начинается с раздела «Сведения о профессии» . Здесь приводится дополнительная информация о специальности.
В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.
В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
— способности;
— особенности личности;
— интересы;
— склонности.
В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.
В классификационной карточке профессии , в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:
— наименование профессии;
— доминирующий способ мышления;
— область базовых знаний;
— профессиональная область;
— межличностное взаимодействие;
— доминирующий интерес;
— дополнительный интерес;
— условия работы.

Читайте также:  Способ дезинфекции ветоши для уборки

При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Доминирующий способ мышления . Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
— одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
— другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
— третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

  1. Приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  2. Адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  3. Производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Здесь предлагается следующая классификация способов мышления :
— приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
Разновидности: приложение – процедура , приложение – диагностика , приложение – регуляция ;
— адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ , адаптация – координация , адаптация – формализация ;
— производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
Разновидности: производство – сила , производство – ловкость .
Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения

Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
— умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
— коммуникативности;
— умения считаться с ситуацией и другими людьми.

Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда

Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

Область базовых знаний . Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
— высоким (теоретическое знание);
— средним (практическое использование знаний);
— низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний :
— область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
— область базовых знаний №2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Профессиональная область . Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

Межличностное взаимодействие . В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
На этом основании можно выделить следующие типы.

1. Приложение – процедура
2. Приложение – диагностика Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей
3. Приложение – регуляция Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам
4. Адаптация – анализ Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования
5. Адаптация – координация Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей
6. Адаптация – формализация

Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе

Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим

Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.

Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

Доминирующий интерес . Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.
Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.
В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.

1. Редкое

любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа

сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога

активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник

усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)

находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера

высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)

Дополнительный интерес . Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

Условия работы . Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
— работа в помещении или вне помещения;
— мобильная (подвижная) или сидячая.
При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

1. Реалистический (практический) тип
2. Исследовательский (интеллектуальный) тип
4. Конвенциональный (стандартный) тип

Архангельский государственный технический университет

Источник

Читайте также:  Способы развития муз темы
Оцените статью
Разные способы