Что такое дифференцированный способ обучения

Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Технология дифференцированного обучения

Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:

— по уровню развития памяти

— по уровню умственного развития

— по темпам работы

— по уровню самостоятельности в процессе познания

— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:

— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет:

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии:

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Читайте также:  Способы избавления от соперницы

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки — изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Источник

Дифференцированный подход в обучении
статья на тему

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Скачать:

Вложение Размер
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx 21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

Источник

Читайте также:  Способы защиты данных компьютера
Оцените статью
Разные способы