диалогическое общение
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим» . Т.В. Жеребило . 2010 .
Смотреть что такое «диалогическое общение» в других словарях:
Диалогическое общение — О. и взаимодействие между людьми, к рое осуществляется в соответствии с принципами, законами и механизмами психологии диалога. Если традиционно представление о Д. о. сводится к разговору двух людей, попеременному обмену высказываниями и репликами … Психология общения. Энциклопедический словарь
Диалогическое общение: концептуальный анализ — Диалогическое общение (Д. о.) сложный психол. феномен, науч. подход к к рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистического, коммуникативно психол. и интерсубъектно… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общение и мышление — Мышление (М.) у человека в высших своих проявлениях (социальное познание, рефлексия, прогнозирование, словесно логическое и др.) формируется и развивается только в О. Социальными являются и любые формы О. (не только диалог или полилог, что… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс … Педагогическое речеведение
Общение : онтогенез — младший школьный возраст — О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: типы — это различия в О. не по его предметной направленности, а по его характеру, т. е. по специфике психич. состояния и поведения участников коммуникативного акта, по степени непосредственности или опосредованности, близости или удаленности, жесткости… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Профессиональное общение: воздействие авторитарное и диалогическое — В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе профессионального О. А. в. предполагает… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Невербальное общение : направления исследований — Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в… … Психология общения. Энциклопедический словарь
фатическое диалогическое единство — (от лат.: fateri – высказывать, показывать, обнаруживать) Один из типов ДЕ, не предполагающий продуктивного обмена информацией. В Ф.д.е. реализуется контактоустанавливающая функция языка: общение осуществляется ради самого общения, сознательно… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Источник
Диалогическое общение
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр . Под общей редакцией А. А. Бодалева . 2011 .
Полезное
Смотреть что такое «Диалогическое общение» в других словарях:
диалогическое общение — Двусторонний канал связи, при котором адресант и адресат меняются ролями … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Диалогическое общение: концептуальный анализ — Диалогическое общение (Д. о.) сложный психол. феномен, науч. подход к к рому возможен с разных методологических позиций. Концептуальный анализ Д. о. важно проводить с учетом его уровней: лингвистического, коммуникативно психол. и интерсубъектно… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Общение и мышление — Мышление (М.) у человека в высших своих проявлениях (социальное познание, рефлексия, прогнозирование, словесно логическое и др.) формируется и развивается только в О. Социальными являются и любые формы О. (не только диалог или полилог, что… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс … Педагогическое речеведение
Общение : онтогенез — младший школьный возраст — О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: типы — это различия в О. не по его предметной направленности, а по его характеру, т. е. по специфике психич. состояния и поведения участников коммуникативного акта, по степени непосредственности или опосредованности, близости или удаленности, жесткости… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Профессиональное общение: воздействие авторитарное и диалогическое — В зависимости от средств выделяют 2 типа психол. воздействия в профессиональном О.: авторитарное (А. в.) и диалогическое (Д. в.). Каждый тип воздействия соответствует разл. задачам, решаемым в процессе профессионального О. А. в. предполагает… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Невербальное общение : направления исследований — Несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения (Н. о.) специалистов из разл. областей, большое количество исследований разл. ориентаций и появление специальных журналов (напр., Journal of nonverbal behavior), в настоящее время в… … Психология общения. Энциклопедический словарь
фатическое диалогическое единство — (от лат.: fateri – высказывать, показывать, обнаруживать) Один из типов ДЕ, не предполагающий продуктивного обмена информацией. В Ф.д.е. реализуется контактоустанавливающая функция языка: общение осуществляется ради самого общения, сознательно… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Источник
Статья на тему «Сущность диалогического общения».
Сущность культуры диалогического общения
По определению В.Е. Кемерова (1998), «взаимодействие» — это понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания.
Понятие «взаимодействие» является в познавательном смысле исходным для определения понятий движения, изменения, становления; развития, процесса. Вместе с тем конкретизация понятия «взаимодействия» осуществляется через эти понятия. Взаимодействие обретает определенность как передача движения от одних объектов к другим, как трансляция сообщений в человеческих контактах или как синтез различных человеческих сил, порождающие новые знания, вещи, организационные структуры.
Сопоставление категорий «взаимодействие» , «коммуникация» и «общение» позволяет установить, что понятие «коммуникация» предполагает лишь информационный обмен субъектов тогда как понятие «взаимодействие» является более широким, поскольку не сводится только к информационному обмену, а способствует взаимному изменению субъектов взаимодействия. Таким образом, во взаимодействии выделяются такие характерные особенности форм человеческого события, как взаимное изменение взаимодействующих сторон, их взаимосвязь, взаимообусловленность их саморазвития.
Диалогический характер взаимодействия и опосредованность его социальностью были определены М.М.Бахтиным, согласно которому сам способ взаимодействия сознаний есть диалог. Любое соприкосновение с миром культуры становится «спрашиванием и беседой», диалогом.
По определению Т.П. Лифинцевой (1998, с.244), диалог ( греч. — беседа, разговор) — философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации. Диалог в своем классическом виде — это свободный обмен мнениями равноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в восприятии чужого мнения.
Педагогический диалог может осуществляться лишь в системе субъективных отношений. Поэтому взаимодействие на уровне диалога предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности. В педагогическом процессе такое пространство не возникает само по себе, оно формируется усилиями преподавателя и ученика, взрослого и ребенка и т.д. В ходе подлинного диалога возникают особые ценностно-смысловые отношения, основанные на интересе к его внутреннему миру, его потребностям и интересам.
Знакомить детей с новыми способами и средствами в процессе диалогического взаимодействия рекомендуется после того, как он пытается найти решение сам. Программы и организация процесса познания должны строиться так, чтобы наталкивать их на догадки, давать возможности обозначить «зону поиска» и в ходе обсуждения догадок находить решение. Диалог дает возможность строить процесс познания так, что каждое вновь открываемое свойство позволяет преодолевать ставший уже привычным образ мира. Диалогичность — характеристика учебно-воспитательного процесса, который он приобретает в новой социальной педагогической ситуации. Придать всему педагогическому процессу диалогический характер непросто именно потому, что диалог должен присутствовать в любом звене организуемой жизнедеятельности школьника. Это становится реальным при условии постоянного и неуклонного научения слушать и слышать других вокруг себя, проявлять интерес к тому, что с ним происходит и как он выстраивает свои взаимоотношения с миром.
Взаимодействие предполагает взаимные воздействия друг на друга. Эти явления наилучшим образом описываются с помощью категории «культура» , которая оказалась в последние годы в центре внимания педагогических исследований.
Культура представляет собой сложное явление, которому трудно дать однозначное определение, однако их можно свести к двум основным:
1. Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (например: история культуры, национальная культура, культура древних греков).
2. Культура — это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (например: культура производства, культура голоса у певцов, физическая культура, культура речи).
В обоих определениях культура рассматривается как признак деятельности. Однако в первом случае носителями культуры являются общности людей и термин «культура» отражает результативный аспект деятельности. В этом отношении культуру можно определить как «коллективное программирование мнения, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой».
Во втором определении носителем культуры является отдельная личность, и культура определяет процессуальный аспект деятельности (уровень, высокое развитие, умение). В этом понимании к категории «культура» приближаются категории «компетентность» , «квалификация» , «умелость» , «совершенство» , «профессионализм» .
Таким образом, в качестве педагогической цели в работе с детьми младшего школьного возраста представляется целесообразным выделить культуру диалогического взаимодействия как ориентацию на ценностно-смысловое саморазвитие в процессе взаимодействия и операциональную готовность к такому взаимодействию.
Наилучшим образом значение культуры диалогического взаимодействия в индивидуально-личностном развитии человека, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в функциях.
Первая функция — коммуникативная — она обусловлена пониманием взаимодействия субъектов на основе обмена информацией.
Суть коммуникативной функции культуры диалогического взаимодействия — не ограничиваться только взаимным информированием, а ориентироваться на совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально представлены в единстве деятельность , общение и познание . В диалогическом взаимодействии обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, как результат обмена информацией, возможно лишь тогда, когда — человек, направляющий информацию, и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. (Андреева, 1996, с.86)
Коммуникативный процесс базируется на основе совместности деятельности и обмена знаниями и идеями по поводу этой деятельности. Это предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.
Вторая функция культуры диалогического взаимодействия, состоит в том, что она является источником ожиданий, задает направление развития личности и основных ее сторон. Эту функцию можно назвать смыслообразующей . Личностный смысл — это особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям, являющимся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. Смысл — это то, ради чего человек живет. Человек не выдумывает смысл, а находит, обнаруживает его среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти ценности переживаются человеком, смысл их становится его достоянием.
Таким образом, смыслообразующая функция культуры диалогического взаимодействия обеспечивает выработку системы жизненных целей, усвоение моральных норм и поведения, формирование ценностных ориентаций.
Многие исследования подтверждают, что именно начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную грамотность, но и закладывает основы его личностного саморазвития, самоутверждения, когда ученик предъявляет себя другим, утверждая тем самым свою личностную свободу. В связи с этим третью функцию можно назвать функцией самоутверждения.
Ситуация социального развития ставит детей в условия, при которых они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний, действий и поступков. На этой основе у младших школьников формируется способность как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия.
Функция самоутверждения обеспечивается за счет освоения опыта свободной деятельности учащихся, формирует способность со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия, закладывает основы личностного саморазвития, самоутверждения, когда ученик предъявляет себя другим, утверждая свою личностную свободу.
Особого внимания заслуживает четвертая функция культуры диалогического взаимодействия — функция устойчивости (стабилизации) и тесно связанная с ней избирательность, когда все явления окружающего мира приобретают статус по отношению к сложившемуся идеалу, сообразуясь с тем, как они способствуют или мешают осуществлению идеала.
Активность субъекта в процессе познания определенным образом связана с избирательностью его отражения свойств объекта. Ценность системы — это не столько результат предшествующего развития, сколько способность сохранять такое состояние в процессе постоянного движения, изменения и развития. Достигнув определенной стабилизации, целостность системы начинает детерминировать дальнейшее ее развитие. (Станкевич, 1987, с.7). Об исключительной важности рассматриваемой функции в устойчивости поведения, выделении предпочитаемых областей деятельности, интересов избирательных стремлений к определенному общению с окружающими. Дети с развитой культурой диалогического взаимодействия в ситуациях предлагаемого задания отказывались от него, считая его неинтересным, слишком легким, или предлагали учителю сделать задание устно. Дети с высоким уровнем устойчивости культуры диалогического взаимодействия способны не только оспаривать мнение учителя, высказывая свою точку зрения, но и выдерживать напряжение логического конфликта; заложенного в изучаемом понятии, вслушиваться в аргументацию учителя, задавая интересующие их вопросы.
Функция устойчивости (стабилизации) обеспечивает субъективную личностную значимость тех или иных ценностей, активность восприятия, структурирования личностного опыта, устойчивость поведения и индивидуальность развития личности.
С функцией устойчивости тесно связана еще одна, пятая функция — мотивации , которая характеризуется целями и целевыми установками. Цель — неотъемлемый компонент мотивации. Цель — не просто предполагаемый результат деятельности, а желаемый ее результат, то, к чему человек стремится, осуществляя деятельность.
Функция мотивации проявляется в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. А цели мотивации обеспечивают стремление к общению, познанию, сотрудничеству, потребность в самоутверждении, которые побуждают младших школьников вступать в познавательное общение в учебной деятельности.
Культура диалогического взаимодействия понимается как ориентация на познание, осознание и преобразование субъекта в процессе его активного взаимодействия с окружающими. В содержании культуры диалогического взаимодействия младшего школьника выделяются ценностно-смысловой, процессуальной и эмоционально-аффективный компоненты.
Ценностно-смысловой компонент характеризует осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни и позволяет ему осознавать, оценивать и усовершенствовать себя. Процессуальный компонент определяет характер культуры диалогического взаимодействия и связан с реализацией интеллектуальных способностей ребенка. А эмоционально-аффективный обеспечивает реализацию устойчивости личности в ее социальном поведении вообще и в диалогическом взаимодействии в частности.
Их единство обеспечивает реализацию функций культуры диалогического взаимодействия: коммуникативной, смыслообразующей, самоутверждения, устойчивости и мотивации.
Однако, понимание культуры диалогического взаимодействия не как состояния, а как динамической характеристики ребенка приводит нас к необходимости рассмотрения процесса ее становления в младшем школьном возрасте. Решению этого вопроса будет посвящен параграф .
Источник