- Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы
- Общие сведения
- Определение
- В философии
- Как развивались формы
- Материалистическая диалектика
- Понятие
- Актуальность объективного познания
- Основы
- Принципы
- Законы
- Категории и второстепенные законы
- Формирование
- Формирование логического мышления у дошкольников
- Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
- Что такое диалектика?
- Законы диалектики
- Принципы диалектики
- Категории диалектики
- Исторические формы диалектики
- 1. Наивная (стихийная) диалектика античности
- 2. Умозрительная диалектика Средних веков
- 3. Диалектика эпохи Возрождения
- 4. Идеалистическая диалектика Гегеля
- 5. Материалистическая диалектика Маркса
- Альтернативы диалектики
- Заключение
Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы
Диалектическое мышление – уникальная способность, без которой люди не могли бы вести разумные диалоги с другими, умело рассуждать, обмениваться мнениями, выстраивать логические цепочки в своих мыслях. Эта наиважнейшая составляющая для формирования современного общества и различных сфер деятельности человека.
Чтобы подготовить специалистов, которые могли бы свободно ориентироваться в окружающем круговороте действительности, проявлять находчивость и приходить к неординарным выводам, педагоги стараются прививать такое мышление детям уже с дошкольного возраста. В данной статье рассмотрим более детально, что собой представляет данное понятие.
Общие сведения
Методологическая роль диалектики заключается в том, чтобы распознать общие алгоритмы изучаемых объектов, понять, как они развиваются. В результате этого процесса постигается сущность предмета. Кроме того, способ помогает разобраться самому исследователю в собственном мышлении. Посредством диалектических алгоритмов субъект может последовательно выстраивать личные суждения, отсеивать обнаруженные ошибки и заполнять пробелы. Логические схемы позволяют делать обобщающие выводы и систематизировать результаты.
Определение
Исходя из выше сказанного, постараемся дать определение данному понятию. Как видим, диалектическое мышление – это умение рассуждать, искусно владея аргументами, и правильно излагать свои мысли. Подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь между существующим и развивающимся. Например, в материализме объединяют две теории: развитие физического мира в совокупности с логикой познания. В философии диалектическое мышление в основном используется для аргументации. Посмотрим, как это происходило на практике.
В философии
На искусстве рассуждать базируются индийские и европейские философские традиции. Такой метод стал популярен благодаря концепции Платона, в которой он использовал диалоги людей. Подобные рассуждения велись следующим образом: два субъекта, мнения которых являлись противоречивыми, должны были прийти к общей истине, обмениваясь своими домыслами. Со времен Гегеля диалектический способ мышления начали ставить в противоположность метафизике.
Постепенно данный метод приобрел другую форму. По мере развития прогресса происходили изменения и в содержании диалектики. Сейчас она рассматривается как отдельная наука, которая базируется на принципах абстракции. В связи с этим выделяют две основные формы объективного логического мышления:
Как развивались формы
Изначально философские учения имели наивно-диалектическую и стихийно-материалистическую сущность. Первая форма диалектики – античная. Она сформировалась приблизительно 2500 лет назад в Древней Греции, Индии и Китае. Подобная мудрость была свойственна и восточным философам. Согласно античному мышлению, делался упор на парные категории мыслительных алгоритмов, то есть нахождение единой основы у разных до прямой противоположности уже дозревших идей и концепций. А также символов и образов как в известных философских направлениях, так и в эзотерических. Это единая форма, в которой прослеживается борьба противоречий в содержании мышления. Такое экзотическое понятие не совсем было привычно для европейцев. Тем не менее оно являлось теоретически обоснованным и настраивало мыслителей на нахождение разумного основания, конечная цель которого — поиск взаимоопределяемости категорий мышления.
В каждой стране обсуждаемое нами понятие носило различный характер. Поэтому и формы диалектического мышления претерпевали изменения. Например, в марксизме оно преподносилось как отражатель законов в формировании материи, которая находится в движении постоянно и развивается сама по себе. Взгляд Карла Маркса на материалистическую диалектику противоположен понятиям, которые изложил в своем труде Гегель. В его философии оно подразумевает переход из одного умозаключения в другое, при котором обнаруживается, что данные определения ограниченны и односторонние, они отрицают самих себя. В СССР допускалось лишь материалистическое мышления, к другим формам диалектики относились с большим подозрением. После распада Советского Союза оно, наоборот, утратило свою значимость. Хотя некоторые авторы оценивали материалистическую форму положительно.
Материалистическая диалектика
Некоторые современные философы, обращаясь к данному способу мышления, связывают его исключительно с действиями или деятельностью человека. В XXI столетии ученые начали вводить диалектику в науку. Это помогает разрешать антагонистические тенденции, делать их доступными и внятными. Также парадоксальные и необычные противоречия во всех видах научных исследований, в том числе прикладной математике. Такая форма мышления нашла свое подтверждение в биологии. Все организмы подчинены постоянным метаболическим и эволюционным изменениям своим конкретным содержанием информации и физико-химическим развитием по строгому детерминированному плану. Чаще всего диалектика используется в психологии и социологии.
Понятие
Диалектический метод мышления в наше время подразумевает объективное суждение. Это наука, которая раскрывает общие закономерности, их развитие и изучение природы, включая разумных субъектов и их мыслительные способности. Что подразумевается под законами природы? Это понятия без ограничений и каких-либо условий. Они выполняются всегда и везде, в разных сферах нашей жизни, в том числе и повседневной. Это позволяет людям мыслить более широко, приходя от общих понятий к частным, от верха к низу. Когда принимается во внимание подобная взаимосвязь, то законы химии, физики, техники и прочие опускаются на более низкую ступень. Таким образом, диалектический способ мышления преобладает над частными науками. Это значит, что он актуален для современного человека и его нужно освоить.
Актуальность объективного познания
Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.
С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.
Основы
Диалектика является методикой мышления, которую относят к основным способам научного познания. Она включает следующие элементы:
Рассмотрим данные аспекты более детально.
Принципы
К основным принципам относятся следующие понятия:
- Всесторонний подход. Предполагает объективное исследование предмета со всеми его взаимосвязями.
- Динамичность. Изучение объекта в движении.
- Единство между логическим и историческим. Нахождение причинно-следственных явлений. Их последовательная взаимосвязь на историческом фоне.
- Приход от абстрактного к точному. Здесь нужно исходить от банальной выстроенной модели реальности и продвигаться к предельно ясной и конкретной картине мира.
Законы
Материалистическое мышление строится на законах основных и второстепенных. К первым относят:
- Взаимосвязь в переходе качественных и количественных изменений. В какой-то момент происходят нарушения в единстве этих составляющих. В результате явление приобретает качественное состояние новой формы.
- Развитие по спирали или закономерное отрицание. Преобразование явления происходит, с одной стороны, путем движения вперед к иным качествам. С другой стороны, происходит возврат к старому посредством повторения отдельных свойств тех же характерных черт на новой основе.
- Взаимодействие и единство противоречий. Толчком к их развитию являются их внутренние расхождения.
Категории и второстепенные законы
Категория диалектического мышления – наиболее широкое понятие, проявляющее универсальные оппозиции и взаимосвязи, большинство из которых являются парными. Бытие и небытие – это базовая основа мыслительных алгоритмов.
К второстепенным законам относят:
- общее и единичное;
- необходимость и случайность;
- содержание и форму;
- причинно-следственную связь;
- сущность и явление;
- целое и частичное.
Формирование
Как уже упоминалось, диалектический метод философского мышления может быть применим во многих сферах деятельности человека. Это налагает на педагогов определенную меру ответственности, чтобы сформировать его у учащихся. Как показала практика, глубокое знание сразу нескольких наук на самом деле оказывается малоэффективным. По научению древних мыслителей такой метод разуму не учит. Знания могут утратить свою актуальность или устареть. Ведь довольно часто бывает так, что невостребованная информация лишь ложится ненужным грузом на память человека.
В связи с этим акцентируется внимание на воспитании мыслящей творческой личности. Все сейчас направлено на то, чтобы обновить систему обучения. Также сводится к тому, что без развития диалектического мышления у педагогов невозможно решить общеобразовательные задачи. Для этой цели были разработаны исследовательские пособия для учителей. Вот некоторые работы: В. И. Андреева, А.С. Белкина, Л. Г. Вяткина, Н. М. Зверева, В. Д. Сименова, В. И. Журавлева, Ю. Н. Кулюткина.
В психологии и педагогике разрабатываются два наиболее популярных направления. Из инновационных технологий воспитания и обучения можно обратить внимание на следующие труды: Л. М. Фридмана, Л. В. Путляева, А. А. Вербицкого, Л. М. Митина. Для личностного формирования стратегий, которые можно реализовать в общении и профессиональном мышлении: В. Н. Мясищев, А. В. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев, И. С. Якиманская.
Формирование логического мышления у дошкольников
Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.
Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.
Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления. Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие. Формирование диалектического мышления — важная составляющая для развития личности.
Источник
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
- Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
- Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
- При определённых условиях количество переходит в качество;
- Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
- они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
- они взаимно исключают друг друга;
- они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
- Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
- Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
- Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
- Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
- Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
- Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
- Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
- Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
- Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
- Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
- Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
- Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
- Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
- Метафизика. Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия.
- Софистика. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
- Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
- Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Источник