Что такое чтение способом птичий базар

Что такое чтение способом птичий базар

Принимая во внимание, что у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, которые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, аналитически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени. По команде учителя дети читают отрывок, предназначенный для курсорного чтения, способом, который получил в методике название «жужжащего» чтения. Это не чтение про себя, когда очень трудно контролировать, читает ли ученик. «Жужжащее» чтение (его еще называют чтение «птичьим базаром») предполагает, что каждый школьник читает тихо, но вслух. По истечении минуты школьники подсчитывают количество прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми результатами. Данный прием можно использовать в процессе «разминки» на специальных текстах или на некоторых абзацах текста основного произведения, являющегося темой урока. Следует только заметить, что введение замера скорости чтения, даже как тренировочного упражнения, требует в условиях специальной (коррекционной) школы предельной осторожности, чтобы не вызывать у детей негативной реакции, нарастания возбуждения и срывов.

Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосочетания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.

Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у умственно отсталых детей любая интеллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.

Источник

Как улучшить технику чтения у школьника?

Чтение – это навык, который нужно систематически тренировать с помощью упорных ежедневных тренировок. Ничего не дается просто так! Важно читать ежедневно!

120 слов в минуту не предел, можно читать и в 2, и в 3 раза больше. Но это уже скорочтение, которому нужно обучаться.

Существует большое количество упражнений для улучшения показателей техники чтения. Здесь все зависит от желания и терпения самого ребенка и родителей. Развитие мотивации к чтению тоже имеет немаловажное значение.

Приемы формирования беглости чтения по ФГОС:

Главное условие всех упражнений для повышения техники чтения – чтение вслух!

Жужжащее чтение или птичий базар

Жужжащее чтение

Чтение всеми учениками вполголоса в течение 5 минут нового текста в меру сил каждого. Такой прием желательно использовать в 1-2 классе для отработки навыка чтения.

Чтение за лидером или ЭХО

Чтение за лидером

Лидер читает чуть замедленным темпом, слабый ученик читает за ним. Такое прием эффективно использовать на первых порах обучения грамоте, при отработке навыка чтения.

Чтение за учителем всеми учащимися

Чтение за учителем очень нравится учащимся. Ведь они успевают за самим УЧИТЕЛЕМ! А это значит — достижение.

Чтение учащимися за учителем

Чтение скороговорок

Читать скороговорки можно с разной скоростью и интонацией. Интонация — это совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшим из которых является логическое ударение, паузы, темп и ритм речи, повышение и понижение голоса.

Читайте также:  Страничный способ управления памятью

Условия владения выразительной речью:

— умение распределить свое дыхание в процессе речи;

— овладение навыками правильной артикуляции каждого звука, четкой дикции;

— владение нормами литературного произношения.

Чтение скороговорок

Чтение наоборот

Чтение справа налево

Чтение текста справа налево, уточним именно по слову справа на лево. Причем переворачивать слова не нужно. Нельзя читать: кошка, как кашко. Такой способ тренирует ребенка в слиянии букв, слов, текста в целом.

Чтение вверх ногами

Чтение вверх ногами

Дети с интересом будут читать текст в перевернутой книге. Такое чтение способствует умению ориентироваться в тексте, развивает скорочтение, заставляет работать мозг, чтобы сформировать эталон букв.

Игра в прятки

Ведущий начинает читать не с начала, а с любого места в тексте, называя только страницу.

Найти начало текста

Остальные дети должны найти начало прочитанного текста и подстроиться под читающего. Данный прием отрабатывает беглость чтения.

Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит заведомо неправильно слово. Задача детей прервать учителя и прочитать слово с исправлением.

Учитель произносит слово с ошибкой

В данном задании есть стимул учащихся – исправление самого учителя! Такой прием нацелен на отработку правильности чтения.

Половинки

Необходимо прикрыть половину строки непрозрачной линейкой, оставив верхнюю или нижнюю часть слов. Задача ребенка: прочитать текст, восстановив целостность.

Прикрыть половину строки непрозрачной линейкой

Или приготовленные карточки со словами разрезать вдоль со словами на 2 половинки. Задача ребенка остается прежней.

Потеряшки

Напишите на доске или распечатайте на карточках:

— фразы, в которых нет окончаний. Например, Дятел долб… дерево.

— фразы, в которых нужно договорить слово или несколько. Например, ек-ек-ек — ….. (Маша села на пенек)

Карточки с фразами

Упражняясь в повышении беглости, не забывайте проверять технику чтения самостоятельно с целью отследить результат.

Источник

Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение

Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100—180 слов в минуту. Именно эта скорость чтения текста вслух является наибо­лее оптимальной для его одновременного осмысления.

Как уже говорилось ранее, становление навыка беглого чте­ния у умственно отсталых детей — процесс достаточно длитель­ный. Только в 6-м классе основной состав учащихся начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи, но даже в 8-м классе без целенаправленной работы многие школьники так и не достигают уровня взрослого чтеца.

Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения в результате упражнений, которые проводились во 2—3-м клас­сах. Специальные занятия, направленные на ознакомление с окружающими предметами, явлениями, на развитие речи, со­здали достаточный запас представлений, помогающих детям быстрее осмысливать содержание доступных им текстов.

Прежде всего для формирования беглости чтения, так же как и любого другого его качества, важна многократность упражнений в самом чтении:

важно организовы­вать работу таким образом, чтобы текст, предлагаемый для уро­ка, читался всеми(поскольку умственно отсталые дети мало читают вне класса), чтобы к тексту возвращались неоднократно, чтобы у школьников не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровож­дается сменой заданий. Используются чтение по абзацам на ос­нове указаний учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнито­фон;

— в старших классах дается задание перечитать текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявления характерных черт героя.Увеличивается доля упражнений в чтении материала про себя;

Читайте также:  Способы введения кислорода ингаляционный

начиная с 5-го класса, активизируется более осознанная и самостоятельная работа по подготовке к вырази­тельному чтению и неоднократное в связи с этим возвращение к тексту.

Однако для отработки у умственно отсталых школьников навыка беглого чтениятолько многократного повторения явно недостаточно. Художественные тексты, помещенные в учебных книгах, хотя и доступны по содержанию, но не адаптированы с точки зре­ния языковых средств, поэтому учить беглому чтению детей специ­альной школы на этих текстах очень сложно. Вот почему в 4—5-м классах можно вводить упражнения, ко­торые мы назвали «речевой разминкой». В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточ­ках. Тексты могут быть одинаковыми для всего класса. Возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:

— простота структуры слов и предложений, входящих в текст;

— относительная занимательность сюжета;

— объем, соответствующий возможностям ученика.

Как уже говорилось выше, «разминка» проводится в начале урока, что помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста. Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тек­сты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:

1. Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.

2. Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один во­прос — либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (мож­но с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5», желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наиболее часто встречающаяся и аргументированная оценка выстав­ляется в журнал[17].

Так как у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочета­нию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, ко­торые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсивно (статорно, ана­литически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежу­ток времени. По команде учителя дети читают отрывок, предна­значенный для курсорного чтения, способом, который получил в методике название «жужжащего» чтения. Это не чтение про себя, когда очень трудно контролировать, читает ли ученик. «Жужжа­щее» чтение(его еще называют чтение «птичьим базаром»)пред­полагает, что каждый школьник читает тихо, но вслух. По истече­нии минуты школьники подсчитывают количество прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми результатами. Данный прием можно использовать в процессе «разминки» на специальных текстах или на некоторых абзацах текста основного произведения, являющегося темой урока. Следует только заме­тить, что введение замера скорости чтения, даже как тренировоч­ного упражнения, требует в условиях специальной (коррекционной) школы предельной осторожности, чтобы не вызывать у детей негативной реакции, нарастания возбуждения и срывов.

Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосоче­тания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения. Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у умственно отсталых детей любая ин­теллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.

Для развития смысловой догадки следует по возможности (в зависимости от сложности текста) предлагать учащимся зада­ния типа:

Читайте также:  Найдите перемещение различными способами

Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.

— Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?

— Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закон­чится рассказ?

— Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.

— Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.

— Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.Чтобы сосредоточить внима­ние учащихся на смысловой стороне предложения, учитель про­сит сначала прочитать его про себя, а затем вслух с заполненны­ми пропусками, не делая остановок перед пропущенными слова­ми или словосочетаниями <Наступила дождливая . Дует холод­ный . .).

Упражнения подобного рода приучают детей прогнозировать одно-два слова, ориентируясь на контекст. При этом процесс чтения заметно убыстряется, так как ученик в момент произне­сения предыдущих слов мысленно успевает воссоздать последу­ющие слова. К сожалению, больших успехов в развитии смыс­ловой догадки у умственно отсталых учащихся ждать не прихо­дится, но при правильно организованной работе некоторые ре­зультаты вполне возможны.

Не менее важна для формирования навыка беглого чтения до­статочно развитая оперативная память. Она позволяет читающе­му помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Умственно отсталые дети испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Ученики 1—2-го классов, про­читав второе слово предложения, могут забыть первое;записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить ее ос­тальную часть. Последний недостаток характерен и для учащихся более старших классов.

Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографичес­кой грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид рабо­ты их применяют на уроках грамматики и правописания в про­цессе орфографической пятиминутки:

1. Зрительные диктанты следует проводитьрегулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повто­рять этот прием дважды).

2. Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.

3. В качестве речевого материала для диктанта следует ис­пользовать одно предложение, постепенно увеличивая общее ко­личество букв в нем[18].

4. На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8—14 букв (Падают снежинки) и постепенно увеличи­ваться, но не более чем до 40 букв (Лесная поляна покрыта пушис­тым снегом).

5. Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспози­цию в начале работы, составляет 20—16 с, в конце ее — 12—8 с.

6. Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.

7. Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.

8. Если некоторые учащиеся не запомнили речевой мате­риал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже по индивидуальной карточке.

9. После окончания работы предложение на доске откры­вают, и школьники сверяют свои записи.

10. Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложе­ние предъявляется вторично на следующем уроке.

11. Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и ужепройденными орфографически­ми правилами. Однако не следует бояться наличия слов с еще не­знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и мо­торное его воспроизведение могут опережать изучение соответству­ющего орфографического правила и облегчать его усвоение.

12. Наиболее оптимальные периоды для проведения серии та­ких диктантов — 4-5-й классы, когда осуществляется подготови­тельная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены. Так же, как при чтении на время, необходимо воздер­живаться от упреков в адрес детей, которые не могут уложиться в отведенный срок, отмечать даже минимальные успехи, использо­вать более короткие предложения, записанные на индивидуаль­ных карточках.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы