Что такое бессуффиксный способ примеры

Содержание
  1. Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры
  2. Бессуффиксальный способ образования слов
  3. Нулевой суффикс. Примеры
  4. Образование существительных от глаголов
  5. Образование существительных от прилагательных
  6. Бессуффиксальный способ образования прилагательных
  7. Нулевой суффикс и порядковые числительные
  8. Образование наречий
  9. Нулевой суффикс и сложные слова
  10. О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ
  11. Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры
  12. Словообразовательный разбор
  13. Бессуффиксный способ словообразования
  14. Формообразующий нулевой суффикс
  15. Словобразовательный нулевой суффикс
  16. Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
  17. Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
  18. Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
  19. Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
  20. Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Нулевой суффикс, как его найти в слове? Примеры

Слово может быть обра­зо­ва­но с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са — мор­фе­мы, мате­ри­аль­но не выра­жен­ной бук­ва­ми или зву­ка­ми. Как опре­де­лить, что сло­во обра­зо­ва­но бес­суф­фик­саль­ным спо­со­бом с помо­щью этой мор­фе­мы — «неви­дим­ки»?

Бессуффиксальный способ образования слов

Этот спо­соб явля­ет­ся очень про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии отгла­голь­ных существительных:

  • сле­тать → слёт ;
  • рас­све­тать → рас­свет ;
  • сплав­лять → сплав .

Суть бес­суф­фик­саль­но­го спо­со­ба состо­ит в том, что от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся соб­ствен­ные суф­фик­сы и рож­да­ет­ся новое сло­во, при­чем при­над­ле­жа­щее к дру­гой части речи.

Как может быть обра­зо­ва­но новое сло­во без про­из­во­дя­щей мор­фе­мы? А она есть, но явля­ет­ся мате­ри­аль­но не выра­жен­ной, то есть мор­фе­мой — «неви­дим­кой». Это зна­чит, что в сло­во­об­ра­зо­ва­нии при­нял уча­стие нуле­вой суф­фикс ана­ло­гич­но тако­му же обра­зо­ва­нию новых лек­сем, но с мате­ри­аль­но выра­жен­ным суф­фик­сом в виде букв.

Нулевой суффикс. Примеры

Бессуффиксальный спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии слов раз­ных частей речи. Понаблюдаем, как нуле­вой суф­фикс обра­зу­ет суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, чис­ли­тель­ные, наречия.

Образование существительных от глаголов

Сравним обра­зо­ва­ние сло­ва «выброс­ка», кото­рое обра­зо­ва­но от гла­го­ла «выбро­сить» с помо­щью суф­фик­са -к-, и суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «выход» от гла­го­ла «выхо­дить». Оба про­из­вод­ных суще­стви­тель­ных име­ют зна­че­ние «резуль­тат дей­ствия», но в одном сло­ве (выброс- к -а) сло­во­про­из­во­дя­щая мор­фе­ма нали­цо, а во вто­ром сло­ве (выход-) она явля­ет­ся мате­ри­аль­но не обо­зна­чен­ной, то есть нулевой:

  • выбро­си ть → выброс к а;
  • выход/и ть → выход .

Аналогично обра­зо­ва­ны от одно­ко­рен­ных гла­го­лов суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода:

  • обме­нять → обмен ;
  • заго­рать → загар ;
  • уко­лоть → укол ;
  • обры­вать → обрыв ;
  • выпла­тить → выплат а;
  • насти­лать → настил .

Укажем ряд суще­стви­тель­ных обще­го рода, обра­зо­ван­ных от глаголов:

  • заи­кать­ся → заик а;
  • зади­рать → задир а;
  • под­ли­зы­вать­ся → под­лиз а.

Все про­из­вод­ные име­на суще­стви­тель­ные име­ют зна­че­ние резуль­та­та дей­ствия, обо­зна­чен­но­го про­из­во­дя­щим глаголом.

Образование существительных от прилагательных

С помо­щью нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода от одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

  • глад­кий → гладь ;
  • синий → синь ;
  • зеле­ный → зелень ;
  • глу­хой → глушь ;
  • сухой → сушь .

Бессуффиксальный способ образования прилагательных

Рассмотрим на при­ме­рах, как нуле­вой суф­фикс участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии еди­нич­ных прилагательных:

  • сви­нья → свин ой;
  • золо­то → золот ой.

Нулевой суффикс и порядковые числительные

  • шесть → шест ой ;
  • девять → девят ый .

В этих сло­вах кор­ни оди­на­ко­вые, у поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го окон­ча­ние -ой/-ый, но окон­ча­ние не явля­ет­ся сло­во­про­из­во­дя­щей мор­фе­мой. А новое сло­во роди­лось. Значит, в этом про­цес­се участ­во­вал нуле­вой суффикс.

С его помо­щью обра­зо­ва­ны мно­гие поряд­ко­вые числительные:

  • два­дцать → два­дцат ый;
  • сто → сот ый;
  • пять­сот → пяти­сот ый.

Образование наречий

Наречия так­же могут иметь в сво­ем соста­ве нуле­вой суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го и при­став­ки они были обра­зо­ва­ны от раз­ных частей речи.

Понаблюдаем:

  • пла­вать → в плавь о
  • верх → в верх о
  • косой → в кось о

Нулевой суффикс и сложные слова

В соста­ве слож­ных слов, обра­зо­ван­ных мето­дом сло­же­ния и суф­фик­са­ци­ей, мож­но выде­лить нуле­вой суф­фикс. Например сло­во «каше­вар» обра­зо­ва­но сло­же­ни­ем двух слов «каша» + «варить». При этом от гла­го­ла отсе­ка­ют­ся его суф­фик­сы, и на выхо­де мы име­ем сло­же­ние двух про­из­во­дя­щих основ -каш-, -вар- с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной и нуле­во­го суффикса.

Аналогично спо­со­бом сло­же­ния с суф­фик­са­ци­ей, в дан­ном слу­чае нуле­вой, обра­зо­ва­ны слож­ные слова:

Сделаем вывод, что, как пра­ви­ло, в мор­фем­ном соста­ве слов муж­ско­го рода, обра­зо­ван­ных с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са, две морфемы-«невидимки» — нуле­вой суф­фикс и нуле­вое окон­ча­ние. К при­ме­ру, в сло­ве «при­лет» вме­сто види­мых двух мор­фем мы долж­ны вычле­нить четыре:

Источник

О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ

Теме “Словообразование” в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках, поэтому ребята должны научиться легко и быстро определять значимые части слова и применять соответствующие правила. А вот словообразовательному анализу уделяется гораздо меньше времени.

С введением же ЕГЭ возникла необходимость научить детей определять и способы образования слов, ибо это задание стало традиционным в части В.

И если учащиеся в основном легко усваивают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы словообразования, то бессуффиксный обычно вызывает затруднения.

Читайте также:  Как происходит амортизация при линейном способе начисления амортизации

Попробуем разобраться в специфике и особенностях бессуфиксного способа словообразования.

Бессуффиксный способ менее распространен, чем другие морфологические способы образования. С его помощью образуются только существительные. Он характеризуется тем, что новое слово образуется без добавления суффиксов, приставок (т.е. аффиксов). Производящая основа, т.е. основа, от которой образовалось данное слово, превращается в новое слово, в одних случаях – с обязательным смягчением конечного согласного, например: мазать – мазь, копать – копь, копи, резать – резь, белый – бель, тихий – тишь и иногда с изменением ударения: переписать – перепись, зелёный – зелень, глухой – глушь; в других – без смягчения конечного согласного: бегать – бег, загибать – загиб, обменять – обмен; в третьих – с помощью окончания –а: управа, замена, нажива.

Бессуффиксным способом образуются существительные мужского рода II склонения (бег), женского рода III склонения (глушь, мазь), 1 склонения (нажива).

Менее других изучены существительные женского рода типа чернь, мазь, тишь, хотя именно они наиболее интересны в стилистическом отношении. Современные писатели и поэты часто ими пользуются вследствие их краткости, выразительности, эмоциональной насыщенности. К тому же, эти существительные легче других спутать с такими, как соль, пыль, печаль, которые являются корневыми, а не безаффиксными.

Безаффиксные существительные III склонения образуются от основ глаголов и прилагательных, редко – от основ существительных, например: дрожать – дрожь, копать – копь, лгать – ложь, прясть – прядь.

Некоторые существительные в настоящее время соотносятся с прилагательными, в составе которых есть суффикс (гладкий – гладь, мелкий – мель, темный – темь, высокий – высь, ранний – рань и т.д.), но этот суффикс в образовании существительных не участвует, т.к. исторически существительные гладь, темь, высь, рань образовались от исчезнувших однокоренных прилагательных без суффикса.

По образованию к отглагольным безаффиксным существительным примыкают сложные слова: опорная основа их – глагольная; конечный согласный её смягчается, например: живопись, летопись, клинопись.

В составе безаффиксных существительных на -ь часто имеют место приставки и суффиксы, например, в слове завязь приставка за и корень вяз-, в слове нечисть – приставка не- и корень чист. Но производный характер основы еще не свидетельствует о том, что эти слова образовались с помощью данных суффиксов и приставок. Роль этих частей слова помогает вскрыть особый вид анализа слова по составу – так называемый словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ дает возможность установить отношения частей слова. Цель словообразовательного анализа – определить, как образовано данное слово: с помощью какого словообразовательного элемента (суффикса, приставки и т. д.) и от какой производящей основы (от какого слова). Для того, чтобы в слове выделить эти две части, необходимо его сопоставить и по значению и по образованию с другими словами современного русского языка. Например, хотим узнать, как образовано слово завязь: от слова вязь (особый прием письма) с помощью приставки за- или бессуффиксным способом от завязать/ся). Первое предположение отпадает, во-первых, потому, что со словом вязь завязь не связано по значению, во-вторых, вряд ли найдем в языке такие слова, которые были бы образованы от безаффиксного существительного с помощью приставки.

Остается предположить второе. Доказательствами будут, во-первых, довольно большое количество слов, образованных тем же способом – от основы глагола смягчением конечного согласного: запись, перепись, окись, сыпь, мазь, копь. Во-вторых, значение этих существительных, в том числе и слова завязь, связано со значением глаголов, как действие и его результат или продукт. Завязь – плод растения на начальных этапах его развития, т. е., если несколько огрубить, это “то, что завязалось”, где глагол завязалось выступает в значении образовалось. Отношения глагольной основы и ос новы существительного доказывают, что производящей является именно глагольная основа, а не наоборот.

Глагольная основа является господствующей, мотивирующей значение производной, т. е. основы существительного. Основа существительного при этом способ образования – зависимая, ее значение мотивировано производящей. Так, мазь – “то, чем мажут”, заваль – “то, что завалялось”, запись – “то, что записано” и т. д.

Те же отношения у существительных с породившими их прилагательными. Основа прилагательного является господствующей, мотивирующей значение существительного. Например: нечисть – “все нечистое”, глушь –“глухое место”, удаль –“свойство удалого” и т. д. Вывести значения глаголов и прилагательных из значения безаффиксных существительных невозможно; отношения производящей и производной основ необратимы.

Таким образом, можно отличить безаффиксные существительные от корневых. Соответствующие глаголы и прилагательные образуются от этих существительных. Так, в современном русском языке слово пыль корневое, основа его непроизводна. Значение глагола пылить или прилагательного пыльный не мотивируют значения существительного пыль, а наоборот: основа существительное является мотивирующей значение и глагола и прилагательного: пылить –“поднимать пыль”, пыльный –“содержащий пыль”. Обратное объяснение невозможно, следовательно, производящей основой является основа существительного, производными – основа глагола и прилагательного. Объяснение значения существительного печаль через значение глагола и прилагательного невозможно, следовательно, основа существительного печаль является производящей.

Читайте также:  Все способы получения hbr

По значению эти существительные довольно разнообразны. Одни из них имеют отвлеченное значение: называют отвлеченное состояние человека или природы, например: оторопь, одурь, охрипь, рань, шаль, лень, удаль, оттепель, опредмеченный признак, например: высь, ширь, глубь, темь, сырь, синь, желть; опредмеченное действие и его результат или продукт, например: резь, мазь, ложь, дрожь, запись, связь, исповедь, летопись, машинопись. Другие имеют собирательное значение, например: россыпь, розвязь, заваль, прель, нечисть (все нечистое), ветошь, зелень (овощи), дичь (дикие птицы). Третьи – конкретно-предметное значение: являются названием места: топь, вязь (трясина), паль, падь; названием вещества: накипь, перекись, окись, пригарь; конкретных предметов: привязь, постель, насыпь, занавесь, упряжь.

Некоторые существительные дают качественную оценку человека и его поступков или явлений: бездарь, бестолочь, нехристь, мразь, погань, заумь, дурь, небыль и т. д.

Как можно судить лаже по приведенным примерам, безаффиксные существительные на -ь относятся к разным пластам словарного состава русского языка. Большая часть их является разговорно-просторечными и даже диалектными. Среди безаффиксных существительных есть и названия узко специальные (взвесь, недокись, перекись, закись).

Отнести этот разряд существительных к числу продуктивных вряд ли возможно: судя по данным словарей, новых слов безаффиксного образования на -ь не образуется. Если и происходит некоторое пополнение словарного состава литературного языка безаффиксными существительными, то только за счет проникновения единичных слов из просторечно-разговорной сферы. Довольно много индивидуальных новообразований в произведениях русских поэтов и писателей, но достоянием общенародного литературного языка они пока не стали.

Источник

Бессуффиксный способ словообразования. Слова, которые образованы бессуффиксным способом: примеры

Бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.

Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный способ образования слов. Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.

Словообразовательный разбор

Производится по плану, в ходе которого определяется:

  • Каково лексическое значение слова?
  • От какого слова образовалось?
  • С помощью чего образовалось?
  • Каким способом образовалось?

Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:

  1. Лексическое значение слова — «состояние тишины».
  2. Образовалось от слова «тишина».
  3. Образовалось с помощью отсечения суффикса.
  4. Бессуффиксный способ.

Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:

«гладь» — гладкий — гла[д´] – бессуффиксный

«божья» — Бог — бож[й´]а – суффиксальный

«благодать» — благодатный — благода[т´] – бессуффиксный

Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.

Бессуффиксный способ словообразования

Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?

Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо – оно образует новое слово или форму слова.

Такой суффикс может быть обозначен Ø.

Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова – профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.

Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.

Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.

Нельзя путать нулевой формообразующий суффикс с нулевым слообразовательным суффиксом.

Формообразующий нулевой суффикс

Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:

  • мужского рода прошедшего времени: везли — вёз Ø;
  • условного наклонения: высохла бы – высох Ø бы;
  • повелительного наклонения: сядьØ.

Словобразовательный нулевой суффикс

Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.

Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.

  1. должен иметь синоним – ненулевой суффикс: глушь — безлюд[йэ];
  2. имеет произодящее слово: глушь – глухой, например у слова «гам» нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.

Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от

  • глагола и имеет:
  1. абстрактное значение действия: подскочить – подскокØ, ходить – ходØ, бежать – бегØ;
  2. предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить — всходØы, водить – вождьØ, (лёд колоть) — ледоколØ, (сталь варить) – сталеварØ;
  3. значение места действия: подорвать – подрывØ, заливать – заливØ, подъезжать – подъездØ, отводить – отводØ;
  4. значение объекта или результата действия: подливать – подливØ, дарить — дарØ, взрывать – взрывØ;
  • прилагательного и имеет:
  1. отвлечённое значение признака: тихий — тишьØ, гладкий — гладьØ, глубокий – глубьØ;
  2. значение носителя признака: интеллигентный – интеллигентØ, курильский – КурилØы, корабельный — корабльØ;
  3. значение человека, выполняющего действие: горе мыкать — горемыкØа, обслуживать — обслугØа.

  • существительного и имеет:
  1. значение существа женского пола: кум – кумØа, лис – лисØа;
  2. собирательное значение: чёрный – черньØ, поросли – поросльØ;
  3. Значение существа по месту пребывания: ризничØий.

Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами

Слова различных частей речи образуют прилагательные, к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:

  • от существительных:
  1. с общим значением: будни – буднØий, золото — золотØой;
  2. со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы – безголовØый;
  3. со значением принадлежности: отец — отчØий, орёл — орлØий;

  • от глаголов со значением признака по действию: заехать – заезжØий;
  • от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже – низшØий, горше – горшØий.

Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами

К числительным редко применяется бессуффиксный способ образования, примеры поэтому малочисленны: пять – пятØый, шесть – шестØой. Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от количественного числительного образуется качественное.

Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами

Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:

  1. нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать – вплавьØ, низ – внизØ;
  2. нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть – жальØ.

Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом

Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.

ввозить – ввоз; вводить – ввод; взглянуть – взгляд; вздохнуть – вздох; взлететь – взлёт; взмахнуть взмах; встречать – встреча; всхлипывать – всхлип; выбросить – выброс; вывихнуть – вывих; выводить – вывод; выговорить – выговор; выдохнуть – выдох; вызызывать – вызов; выкрикнуть – выкрик; выпускать – выпуск; вырезать – вырез; высевать – высев; выстрелить – выстрел; выхлопать – выхлоп; выступать – выступ; вычитать – вычет; выходить – выход.

доводить – довод; договориться – договор; докладывать – доклад; домыслить – домысел; доносить – донос; допускать – допуск; досмотреть – досмотр; дрожать – дрожь.

забегать – забег; забивать – забой; забирать – забор; заботиться – забота; завалить – завал; завесить – завеса; завидовать – зависть; заводить – завод; завозить – завоз; загорать – загар; загибать – загиб; загонять – загон; заезжать – заезд; зажимать – зажим; заказать – заказ; закатиться – заказ; залежаться – залежь; заливать – залив; заложить – залог; замахнуться – замах; замесить – замес; засушить – засуха; звенит – звон.

извиваться – извив, изгибать – изгиб; изломать – излом; изменить – измена; износить – износ; импортировать – импорт; исповедоваться – исповедь; испугать – испуг; исходить – исход;

клевать – клёв; клеветать – клевета; клеить – клей; клеймить – клеймо; конспектировать – конспект.

ловить – ловля; ломать – лом.

набирать – набор; навесить – навес; нагревать – нагрев; наделять – надел; надзирать – надзор; надрывать – надрыв; нажимать – нажим; накатить – накат; накипать – накипь; наклонять – наклон; налететь – налёт; наливать – налив; намекать – намёк; нанести – нанос; наплывать – наплыв; нарастать – нарост; наряжать – наряд.

оборонять – оборона; обрезать – обрез; обрывать – обрыв; обряжать – обряд; обстрелять – обстрел; описать – опись; опираться – опора; оправить – оправа; опрашивать – опрос; ориентироваться – ориентир; осадить – осада; оскалиться – оскал; отвечать – ответ; охранять – охрана.

перебрать – перебор; переломит – перелом; переменить – перемена; переносить – перенос; переломать – перелом; переправиться – переправа; прибиваться – прибой; переносить – перенос; перерасходовать – перерасход; пересказывать – пересказ; пересматривать – перемотр; перехватить – перехват; победить – победа; повторить – повтор; погоняться – погоня; покосить – покос; покрывать – покров; почитать – почёт; пощадить – пощада; преградить – преграда; приветствовать – привет; приговорить – приговор; приезжать – приезд; принимать – приём, приказать – приказ; прикладывать – приклад; примешать – примесь; примечать – примета, пощадить – пощада, прясть – пряжа;.

разбегаться – разбег; разбирать – разбор;

Свистеть – свист; сгибать – сгиб; сговориться – сговор; сдвигать – сдвиг; скосить – скос; скрежетать – скрежет; скрипеть – скрип; скучать – скука; слетаться – слёт; сломать – слом; сменить – смена; смешать – смесь; смотреть – смотр; смыслить – смысл; снарядить – снаряд;

травить – травля; тормозить – тормоз; трепетать – трепет; трещать – треск.

убирать – убор; угореть – угар; уговориться – уговор; ударить – удар; уделить – удел; укладывать – уклад; уколоть – укол; укусить – укус; уличить – улика; уплатить – уплата; упрекать – упрёк; уронить – урон; услужить – услуга, утратить – утрата; уходить – уход.

хвалить – хвала; хохотать – хохот; хрустеть – хруст.

Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.

Источник

Читайте также:  Что такое реставрация зуба способы
Оцените статью
Разные способы