Что такое азиатский способ производств

«АЗИА́ТСКИЙ СПО́СОБ ПРОИЗВО́ДСТВА»

  • В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 272

    Скопировать библиографическую ссылку:

    «АЗИА́ТСКИЙ СПО́СОБ ПРОИЗВО́ Д­СТ­ВА», тер­мин, ис­поль­зо­ван­ный К. Марк­сом в 1850-х гг. для обо­зна­че­ния пер­вой ста­дии (со­ци­аль­но-эко­но­мич. фор­ма­ции) в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, пред­ше­ст­вую­щей клас­со­во­му (ан­тич­но­му) об­ще­ст­ву. Он по­ни­мал под этим тер­ми­ном об­ще­ст­во, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ют об­щин­ные от­но­ше­ния, гос. соб­ст­вен­ность на зем­лю, власть вост. дес­по­та, опи­раю­щая­ся на стро­го иерар­хие­зи­ро­ван­ную бю­ро­кра­тию, и не­по­средств. на­ло­го­вая экс­плуа­та­ция об­щин­но­го кре­сть­ян­ст­ва со сто­ро­ны го­судар­ст­ва. Маркс так­же по­ла­гал, что по­доб­ный строй су­ще­ст­во­вал в стра­нах Азии с глу­бо­кой древ­но­сти до Но­во­го вре­ме­ни, ко­гда он стал раз­ру­шать­ся под влия­ни­ем ев­роп. ко­ло­ни­за­то­ров. В позд­них ра­бо­тах Мар­кса тер­мин «А. с. п.» не упот­реб­лял­ся, и кон­цеп­ция «А. с. п.» не по­лу­чи­ла раз­ра­бот­ки в марк­си­ст­ской лит-ре кон. 19 – нач. 20 вв. Слож­ность для марк­сис­тов за­клю­ча­лась в том, что кон­цеп­ция «А. с. п.» всту­па­ла в про­ти­во­ре­чие с уни­вер­са­лиз­мом тео­рии сме­ны об­щест­вен­но-эко­но­мич. фор­ма­ций. Од­на­ко на ру­бе­же 1920–30-х гг. не­ко­то­рые мар­ксис­ты-вос­то­ко­ве­ды, свя­зан­ные с Ко­мин­тер­ном, вновь об­ра­ти­лись к этой кон­цеп­ции в по­пыт­ках вы­ра­бот­ки стра­те­гии Ко­мин­тер­на на Вос­то­ке и в по­ис­ках объ­яс­не­ний, в ча­ст­но­сти, ис­хо­да кит. ре­во­лю­ции 1925–27. Со­стоя­лось не­сколь­ко ши­ро­ких дис­кус­сий, по­свя­щён­ных вы­яс­не­нию тео­ре­тич. со­стоя­тель­но­сти и прак­тич. при­ме­ни­мо­сти этой кон­цеп­ции. Дис­кус­сии бы­ли пре­кра­ще­ны по по­ли­тич. со­об­ра­же­ни­ям, по­сколь­ку раз­ви­тие кон­цеп­ции «А. с. п.» за­тра­ги­ва­ло во­прос о ха­рак­те­ре сов. строя, весь­ма на­по­ми­нав­ше­го ги­по­те­ти­че­ский «А. с. п.». Во­зоб­нов­ле­ние дис­кус­сий в 1960-х гг. бы­ло обу­слов­ле­но об­щей ат­мо­сфе­рой «от­те­пе­ли» и по­пыт­ка­ми рас­ши­рить воз­мож­но­сти мар­ксиз­ма или же под­спуд­но по­дор­вать его дог­мы. Идея «А. с. п.» не по­лу­чи­ла все­об­ще­го при­зна­ния и не бы­ла раз­вёр­ну­та в цель­ную кон­цеп­цию, хо­тя и да­ёт пи­щу для ме­то­до­ло­гич. спо­ров. Ва­ри­ан­та­ми «А. с. п.» слу­жат кон­цеп­ции «по­ли­та­риз­ма» (Ю. И. Се­мё­нов) и «го­су­дар­ствен­но­го спо­со­ба про­из­вод­ст­ва» (Л. С. Ва­силь­ев) и др. Сто­рон­ни­ки всех этих тер­ми­нов вкла­ды­ва­ют в них разл. со­дер­жа­ние: 1) пер­вая клас­со­вая фор­ма­ция, пред­ше­ст­вую­щая ра­бо­вла­де­нию, 2) ло­каль­ный ва­ри­ант ев­роп. фор­ма­ций ра­бо­вла­де­ния и фео­да­лиз­ма, 3) осо­бый путь об­ществ Вос­то­ка, не­со­пос­та­ви­мый с эта­па­ми раз­ви­тия За­па­да.

    Источник

    Азиатский способ производства — это. Понятие, характеристика и особенности азиатского способа производства по Марксу

    Азиатский способ производства по Марксу — это отдельный способ производства и общественная формация, соответствующая ему, которую удалось выявить на основе изучения отношений в обществах Египта, Турции и Китая, а также в других восточных государствах на определенном этапе развития. Интересно, что многие исследователи указывали на сходство АСП с политическими системами Советского Союза и нацистской Германии. Во времена СССР теория была практически вычеркнута из научного обсуждения, но труды современных историков (особенно иностранных) дают право считать, что дискуссия не окончена.

    Появление термина в переписке и некоторых статьях

    Вам будет интересно: Свойства трапеции, описанной около окружности: формулы и теоремы

    Читайте также:  Закрытие петель способом трех спиц

    Понятие азиатского способа производства встречается в переписке Маркса, в некоторых статьях. Определяющей чертой этой формации Карл Маркс указывал отсутствие собственности (частной) в отношении земли. Более поздние исследования авторов, которые придерживались формационного подхода (развития через несколько последовательных общественно-экономических формаций), подтверждают, что через данный этап прошли многие первобытные общества в разных частях мира. Основу АСП заложили именно Маркс и Энгельс.

    Вам будет интересно: Сколько учатся на юриста: условия поступления, сроки обучения очно и заочно

    Отдельные российские исследователи предложили для понятия альтернативные названия. Например, Юрий Семенов, советский и российский философ, историк, этнолог, специалист по истории первобытного общества, теории познания и создатель собственной концепции мировой истории, использует в своих работах термин «политарный»; Леонид Васильев, религиовед, востоковед, заведующий лабораторией исследований по истории в Высшей школе экономики, — «государственный способ производства».

    Маркс и Энгельс об азиатском способе производства

    Согласно принятому в Советском Союзе при Иосифе Сталине трактованию учения Фридриха Энгельса и Карла Маркса, общество постепенно проходит сначала классическую античную формацию, затем феодальную и буржуазную с перспективой перехода к социализму. В труде Карла Маркса «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству» (раздел исследования «Экономические рукописи 1857-1859 годов») ученый отдельно выделил производственные отношения в Азии, что позволило обсуждать азиатскую формацию, которая предшествовала рабовладельческой у древневосточных народов.

    Вам будет интересно: Простолюдин — это кто?

    Само понятие АСП впервые используется в 1853 году в статье «Британское владычество в Индии». В предисловии работы Маркса по политической экономии и философии, которая была написана в 1958-1859 гг., ученый утверждает, что эти способы производства можно определить как прогрессивные эпохи экономического развития. Характеристика азиатского способа производства встречается в следующих работах и трудах других основоположников марксизма.

    Новые исследования, которые обобщили представления об общественно-экономическом строе в древнем обществе и древности в общем, спровоцировали дальнейшее развитие теории. Наибольшую роль в этом сыграл Льюис Генри Морган — один из основоположников эволюционизма в социальных науках, создатель теории первобытного общества, которая признана научным сообществом. Однако с течением времени взгляды Карла Маркса изменились, а в поздний период своей работы он и вовсе перестал упоминать термин.

    Фундаментальное исследование «Восточный деспотизм. »

    В 1957 году, спустя столетие после фундаментальных трудов Карла Маркса, вышло в свет исследование «Восточный деспотизм: сравнительное исследование тоталитарной власти». Автором теории был германо-американский историк, в прошлом активный коммунист и марксист Карл Август Виттфогель. Еще в двадцатых годах он занимался вопросами связи природной среды и общественного развития. Год он провел в концлагере, что впоследствии сильно повлияло на взгляды ученого. После он начал заниматься историей Китая.

    Связь с общественным строем в СССР и Германии

    Опираясь на понятие, введенное в науку Марксом, Виттфогель проанализировал известные восточные деспотии и указал на одну общую особенность — значение ирригации для ведения сельскохозяйственной деятельности. Такие общественные системы исследователь назвал «ирригационными империями», а вся система его взглядов оформилась в ирригационную теорию. Такой общественный строй, согласно Виттфогелю, имеет характерные черты:

    • отсутствие собственности частных лиц на землю;
    • отмена частной собственности и рыночной конкуренции;
    • абсолютная власть государства, все управляется из центра;
    • отсутствие разделения на социальные классы;
    • абсолютная власть правителя, который возглавляет бюрократическую систему.
    Читайте также:  Способы шнуровки ботинок с 6 дырками женские

    Вам будет интересно: Архаический — это какой? Значение, синонимы и происхождение

    Исследователь в отдельных чертах связывает «ирригационные империи» с политическими системами в нацистской Германии и Советском Союзе. Виттфогель пришел к выводу, что в Советском Союзе построен совсем не социализм, а современная восточная деспотия, которая основана как раз на азиатском способе производства. Это спровоцировало несколько дискуссий в научном сообществе СССР.

    Особенности общественного строя восточных стран

    Каждому обществу свойственна собственная специфика, определяемая этническими, географическими, историческими и другими условиями, которые менялись от общества к другому во времени и пространстве. Особенности общего характера можно выделить в больших ареалах, включавших несколько стран. Один из таких охватывал большинство государств Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, отдельные государства других регионов мира.

    Большинство исследователей выделяют следующие особенности азиатского способа производства:

  • Тенденция к сохранению общественных структур. Это относится к общинам средневековых ремесленников и крестьян, которые развивались крайне медленными темпами, оставаясь застойными на протяжении нескольких веков вплоть до девятнадцатого-двадцатого столетий. Общины владели землей, но принадлежала она государственной власти или частному эксплуататору. Как правило, в общинах велось мелкое (семейное) хозяйство, а не коллективное.
  • Важная экономическая функция государства. Эффективное земледелие во многих восточных государствах не могло развиваться без орошения искусственным способом. Ирригационные работы нужно было осуществлять в огромных масштабах на больших территориях. Получается, что неблагоприятные условия окружающей среды требовали вмешательства центральной власти правительства. Все правительства региона должны были выполнять функцию организации общественных работ.
  • Установление верховной собственности государственной власти на землю. Тут речь идет не о господстве такой формы собственности, а только о тенденции к ней, которая проявлялась время от времени более или менее явно. Классовая структура общества в определенные периоды развития уплощалась настолько, что под давлением правящей верхушки максимум земли сосредотачивался в руках узкой группы людей.
  • Тенденция к феодализму без крупного хозяйства помещиков.

    Большинство особенностей встречались в отдельных обществах в западных государствах — это община, владеющая землей, в Средние века, государственная собственность и так далее. Но на Востоке все эти черты выражены намного сильнее, наблюдались в течение длительного времени и повсеместно. Кроме того, сочетание нескольких тенденций в Европе в один и тот же период не наблюдалось.

    Можно прийти к выводу, что в странах Среднего и Ближнего Востока, северной части африканского континента, Юго-Восточной и Центральной Азии вариации феодального и рабовладельческого способов производства характеризовались продолжительным по времени проявлением комплекса перечисленных выше тенденций. В странах Востока (как и на Западе) происходили смена общественного строя и поступательное движение общества. При этом азиатский способ производства — это особенности производственных отношений, которые сказались на ходе развития стран Азии на фоне двух формаций, а именно феодализма и рабовладения.

    Дискуссия в 20-30-х годах ХХ века в СССР

    В первой половине двадцатого века в СССР разгорелась первая масштабная дискуссия относительно азиатского способа производства. Часть историков стремилась доступно объяснить уникальность этого явления, характеризовавшего только восточные сообщества, в противовес классическому рабовладению, установившемуся в Древнем Риме и Древней Греции. Дискуссия вызвана как активизацией освободительного движения в странах Африки и Азии, так и стремлением советского правительства распространить пролетарскую революцию дальше на Восток. Интерес к теме был стимулирован и особым отношением Карла Маркса к Востоку.

    Читайте также:  Физкультура способы двигательной деятельности

    Этой группе исследователей противостояли историки, которые пришли к выводу существования способа производства не только у восточных сообществ, а у всего человечества в целом. Это дало основания считать азиатский способ производства универсальным. Например, подобная ситуация наблюдалась в Риме периода ранней Республики, у цивилизаций историко-культурного региона, простирающегося от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа, в крито-микенском обществе.

    Вам будет интересно: Редуценты: примеры, роль в природе. Продуценты, консументы, редуценты

    Другие древние общества, например, Египет периода Нового Царства, Персидская империя, подошли к формированию рабовладельческих обществ классической формации в период масштабных военных походов. Так, получалось, что азиатский способ производства является эволюционным звеном между коммунизмом в первобытном обществе и рабовладением.

    Особенности первой научной дискуссии в СССР

    Особенностью дискуссии было то, что в ней участвовало мало профессиональных востоковедов. Поэтому обсуждения были бедны конкретными фактами и основывались на очень узкой базе. После сторонники концепции азиатского способа производства подверглись резкой критике. В официальной советской литературе утвердилась схема формаций, которая состояла в смене пяти этапов: первобытное общество, рабовладение, феодальный срой, капиталистическая формация и коммунистическая, начальным этапом которой считается социализм. Согласно этой концепции, все древние общества (в том числе восточные) были отнесены к рабовладельческим, а все средневековые — к феодализму.

    Вторая широкая дискуссия об АСП в Советском Союзе

    После первой дискуссии устоявшийся взгляд на общество древних государств Востока опровергался в 1957 году. Широка дискуссия развернулась с 1964 года. Обсуждение было вызвано ростом антиколониального движения после войны, публикацией нескольких ранее неизвестных работ Карла Маркса, оживлением культурной, общественной и научной жизни после двадцатого съезда партии.

    Обсуждение основных проблем исторического процесса

    В итоге дискуссия перешла к обсуждению актуальных проблем исторического процесса. Рассматривались работы западных авторов, в которых отдельно подчеркивалось удивительное сходство азиатского способа производства с современным социализмом в СССР. После «Пражской весны» научная дискуссия постепенно свернулась, но обсуждение самых актуальных вопросов продолжалось. Было высказано множество различных точек зрения об особенных чертах эволюции восточных стран.

    Критика концепции азиатской формации в теории

    Проблемы азиатского способа производства неоднократно рассматривались в ходе дискуссий историками, философами и экономистами. Так, если бы в отдельных государствах в отдельные эпохи существовал этот способ производства, то наблюдалось бы следующее:

    • уровень развития производственных сил, отличный от уровня, свойственного другим промежуточным общественным формациям;
    • особая система отношения к собственности, которая принципиально отличалась бы и от феодальной, и от рабовладельческой;
    • отдельные методы эксплуатации, способы присвоения благ эксплуататорами, которые отличались бы от рабовладельческих и феодальных (экономическая основа азиатского способа производства состояла в эксплуатации с сохранением общинно-родовых структур);
    • особая классовая структура.

    Взгляды российских и иностранных историков

    Современные российские историки считают, что азиатский способ производства — это формация, реальность существование которой остается предметом спора. Уже к середине девяностых можно было говорить об окончательной смерти схемы формаций (из пяти ступеней), описанной выше. Даже главные ее защитники признали несостоятельность схемы. В более популярных трудах выделяют уже четыре формации, единую докапиталистическую. Актуален и многолинейный подход к мировой истории.

    Что касается иностранных исследователей, французский антиковед И. Гарлан, например, относит к рабовладению только общества с классическим типом эксплуатации, иные формы он считает доказательством существования азиатского способа производства. Это дает право считать, что дискуссия еще не окончена.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы