Что такое аттракция перечислите различные способы аттракции

Аттракция: что это простыми словами, примеры, значение

Всем известно выражение «между ними возникла химия». Обычно так говорят о необъяснимом притяжении, возникающем между двумя людьми. Эта «химия» может подразумевать романтические чувства, влечение, стремление к дружбе или профессиональный интерес. К примеру, если два человека отлично сработались с первых минут, про них также говорят «между ними возникла химия».

В психологии это явление называется «аттракцией». И сегодня мы подробно поговорим, что представляет собой данный психологический феномен, почему он возникает и как работает, каким бывает и какую пользу может принести. Кроме того, мы рассмотрим несколько способов, позволяющих сформировать аттракцию у другого человека, чтобы сблизиться с ним и более продуктивно взаимодействовать.

Что такое аттракция?

Аттракция – это межличностное притяжение, формирующееся на основе положительных чувств разной природы (например, влечения, романтического или дружеского интереса). Под влиянием этого притяжения формируется любовь, дружба, привязанность и другие чувства, способствующие сближению людей.

Термин «аттракция» образован он латинского слова attractio, которое переводится как «притяжение» или «стягивание». В латыни это слово подразумевает, что между объектами присутствует некая сила, «стягивающая» их, словно растянутый резиновый жгут или пружина.

Слово «аттракцион», которым сегодня называют различные сооружения для активных развлечений, происходит именно от слова «аттракция». Изначально задача всевозможных аттракционов заключалась в том, чтобы «привлекать» и «притягивать» людей к ярмаркам, празднованиям и прочим мероприятиям.

Межличностная аттракция вызывает у людей следующие стремления:

  • Больше общаться. Всем нам нравится проводить время в компании приятных нам людей, и мы ищем всевозможные поводы для этого.
  • Узнавать друг друга лучше. Возникает желание узнавать обстоятельства из различных сфер жизни понравившегося человека, даже если они не имеют отношения к сфере, в которой возникла симпатия.
  • Сближаться. Испытывая симпатию, мы хотим, чтобы она была взаимной. Поэтому, мы стараемся сблизиться с человеком, чтобы добиться ответной симпатии с его стороны.

Аттракция является одним из важнейших механизмов, ответственных за формирование близких межличностных отношений. В зависимости от своей природы и некоторых внешних обстоятельств, она может перерастать в дружбу или любовь. В некоторых случаях она приводит к формированию симпатии и уважения без тесного сближения (например, если есть какие-то барьеры субординации или полностью отсутствуют общие интересы).

Как работает аттракция?

Аттракция – это форма межличностного восприятия, основанная на возникновении положительных эмоций по отношению к другому человеку. Она способствует формированию взаимной привязанности, которая может принимать разные формы (любовь, влечение, дружба, симпатия, уважение).

Механизм формирования аттракции работает примерно так:

  1. Сигналы и образы, поступающие в наш мозг от органов чувств, могут сохраняться в памяти или забываться. Это зависит от их значимости и текущего эмоционального состояния.
  2. Если источником этих образов является важный для нас человек, наш мозг считает их гораздо более значимыми, даже если мы этого не осознаём.
  3. Если при взаимодействии с нами человек посылает особые сигналы, вызывающие положительные эмоции, мы хорошо запоминаем этот разговор, и у нас невольно создаётся впечатление, что этот человек нам симпатичен.

Способность посылать сигналы, вызывающие аттракцию, заложена во всех людях, поскольку она является основой межчеловеческих отношений с древнейших времён. Однако у всех она развита по-разному, соответственно, далеко не все могут непринуждённо формировать у собеседника симпатию к себе.

Механизм аттракции построен преимущественно на положительных эмоциях и сильно зависит от того, какое отношение к человеку у нас уже сформировано на данный момент. Поэтому так важно создать положительное первое впечатление о себе в момент знакомства, поскольку всё дальнейшее общение сильно зависит от этого этапа. По мере формирования аттракции между двумя людьми они становятся всё более интересными друг другу. При этом далеко не всегда они понимают, что на самом деле является причиной их взаимной симпатии.

Примеры аттракции

Аттракция может приобретать разные формы, но в качестве простых примеров можно выделить три основных её разновидности:

  • Симпатия. Благосклонное или уважительное отношение, не подразумевающее личной привязанности.
  • Дружба. Близкие отношения, основанные на взаимной привязанности, взаимопонимании, честности и доверии.
  • Любовь. Близкие отношения, основанные на эмоциональной или романтической привязанности, желании находиться рядом и совместно испытывать положительные эмоции.

Эти три разновидности могут существовать самостоятельно или выступать тремя ступенями, между которыми происходит постепенный переход. Сначала между людьми возникает взаимная симпатия, и они предпринимают шаги для сближения, раскрывают друг другу себя с новых сторон. После этого между ними формируется дружеская привязанность, которая со временем может перерасти в любовь.

Значение аттракции

У аттракции есть одна особенность, работающая в обоих направлениях. С одной стороны, она легче формируется по отношению к тому, с кем человек сходится во взглядах. С другой стороны, наличие аттракции на 85% повышает вероятность того, что человек согласится с позицией собеседника. Таким образом, хорошо понимая, что такое аттракция и как она формируется, можно добиваться самых разных целей. В частности, понимание её механизмов позволяет успешно решить следующие задачи:

  • расположить к себе практически любого собеседника;
  • вызвать симпатию у понравившегося человека;
  • более успешно пройти собеседование или сдать экзамен;
  • быстро стать частью (или даже душой) нового коллектива;
  • заключить важный контракт на лучших условиях.
Читайте также:  Использование пылесоса способ обработки

Разумеется, этот список далеко не полон. Умение вызывать аттракцию у других людей может сделать человека гораздо более успешным в личной, профессиональной, социальной и прочих сферах жизни.

Факторы, влияющие на аттракцию

Есть много способов повлиять на формирование, развитие и закрепление аттракции. Рассмотрим несколько наиболее доступных и простых в использовании.

1. Частота контактов

Речь идёт не только об общении, но и об обычных пересечениях (например, случайных встречах во время перерыва). Если люди часто видятся, между ними постепенно формируется симпатия, даже если они не знакомы друг с другом.

На этом строится привязанность однокашников – людей, которые в определённые периоды своей жизни тесно взаимодействовали. Это относится, например, к бывшим одноклассникам и однокурсникам, людям, которые вместе жили в общежитии или были коллегами.

Психологам известен феномен, заключающийся в том, что люди, которые часто видят друг друга в общественном транспорте или в лифте офисного здания, начинают находить друг друга привлекательными. Возникает та самая «химия»: они специально ищут встречи, улыбаются друг другу, начинают здороваться, и лишь после этого знакомятся.

С развитием цифровых технологий стало очевидно, что виртуальное общение способствует формированию аттракции ничуть не меньше, чем реальное. Люди не замечают большой разницы между этими формами взаимодействия, при этом у них остаётся гораздо больше пространства для идеализации собеседника. Поэтому в сети очень часто возникают союзы, которые, скорее всего, не сформировались бы в реальной жизни.

​2. Сходство

Данный фактор срабатывает не всегда, но если срабатывает, то оказывает очень сильное влияние. В этом плане критериями могут выступать такие факторы как:

  • наличие родственных связей;
  • сходство темпераментов;
  • одинаковые интересы и увлечения;
  • внешняя схожесть, редкие особенности внешности;
  • общая профессия или образование.

Любое выявленное сходство может вызвать симпатию, особенно если это нечто относительно редкое в данном обществе. Это может быть фанатичное увлечение сериалом или компьютерной игрой, редкая особенность внешности, интерес к определённой науке или области знаний. Сильный интерес друг к другу часто возникает, например, у людей, которые узнали, что учились в одном университете.

Данная форма аттракции практически всегда проявляется у мигрантов. Люди с общими корнями, оказавшись в чужой местности, стараются держаться вместе и поддерживать друг друга. Однако после возвращения на родину данный фактор уже не играет для них большой роли (при этом, конечно же, сохраняется симпатия, которая сформировалась между людьми за счёт сближения в чужих краях).

3. Эмоции

Мы склонны эмоционально оценивать все события и объекты. И если какой-то человек вызывает у нас преимущественно положительные эмоции, по отношению к нему у нас формируется аттракция. Кроме того, на её формирование влияют и внешние факторы. К примеру, если наше общение омрачается сломавшимся телефоном, пролитым кофе или опозданием на работу, это не способствует симпатии.

И всё же психологам известен интересный феномен: между людьми часто возникает очень сильная аттракция, если они совместно проходят тяжёлое испытание. В частности, это способствует возникновению служебных романов на почве того, что двое подчинённых совместно «противостоят» начальнику-тирану.

4. Внешняя привлекательность

Данный фактор влияет не только на романтический и сексуальный интерес. Привлекательные люди успешнее проходят собеседования и вызывают больше доверия у собеседников своего пола. Интересно, что мужчины подвержены влиянию данного фактора существенно сильнее, чем женщины. Исследования показывают, что внешность собеседника (независимо от его пола) влияет на формирование аттракции у мужчин примерно на 37% сильнее, чем у женщин.

Как сформировать аттракцию?

На самом деле, многие люди от природы обладают способностью непроизвольно вызывать симпатию окружающих своими фразами и действиями. Особенно хорошо это получается у женщин, обладающих более высоким эмоциональным интеллектом. Но если правильно понимать, что такое аттракция и как она формируется, появляется возможность целенаправленно влиять на этот процесс.

Есть несколько простых и в то же время весьма эффективных приёмов, позволяющих сформировать аттракцию и вызвать взаимную симпатию у понравившегося человека:

  1. Обращение по имени. Это достаточно известное явление – людям приятно, когда к ним обращаются по имени. Само собой, это должна быть форма обращения, которая нравится собеседнику. Можно обращаться по имени и отчеству, использовать уменьшительно-ласкательную форму имени или, наоборот, полную. В некоторых случаях подойдёт какое-то уникальное обращение. Человек невольно будет испытывать интерес к тому, кто обращается к нему столь необычным образом.
  2. Внимательное выслушивание. Любому человеку приятно, когда его готовы выслушать (а значит, понять и поддержать). Поэтому всегда выслушивайте и разделяйте позицию собеседника, демонстрируйте, что понимаете, почему определённая ситуация вызывает у него такие бурные эмоции.
  3. Беседа на интересные темы. У каждого человека есть определённый набор тем, представляющих для него наибольший интерес. Поднимая в разговоре с ним эти темы, вы не только делаете разговор более интересным для него, но и показываете, что между вами много общего. Усилить эффект можно, подобрав подходящую внешнюю обстановку. Например, если человек интересуется искусством, его определённо стоит пригласить в музей.
  4. Комплименты. Каким бы скромным ни был человек, он любит, когда его хвалят. Очевидно, что комплимент не должен выглядеть как откровенная лесть. Но не пропускайте возможность похвалить его в тех случаях, когда он действительно этого заслуживает. Он будет понимать это, и ему будет очень приятно.
Читайте также:  Класс щитов по способу защиты от поражения электрическим током

Заключение

Аттракция – это важнейшее явление в межличностном взаимодействии. Она определяет то, какие люди нравятся нам, и каким людям нравимся мы. А значит, от неё зависит наша личная и социальная жизнь, успех, карьера. Согласитесь, это веская причина для того, чтобы поработать над своим поведением, избавиться от токсичности и стать более позитивным по отношению ко всем окружающим людям.

Источник

Статья и презентация «Аттракция: законы и приемы»
статья по психологии

В статье рассматриваются основные законы и приемы аттракции. Межличностная аттракция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувтсва.

Скачать:

Вложение Размер
Статья «Аттракция: законы и приемы» 44.38 КБ
Презентация «Аттракция: законы и приемы» 422.64 КБ

Предварительный просмотр:

Аттракция: законы и приемы.

Профессионализм в создании доверительных взаимоотношений главным образом основывается на знаниях практической психологии. Неумение устанавливать межличностные контакты, несовершенство в определении истинного психологического состояния партнеров, отсутствие профессионального умения склонять людей к своей точке зрения, неспособность «почувствовать другого человека» приводят к дискоммуникации. В результате люди перестают понимать друг друга, что говорит о несовершенстве их коммуникативно-управленческих способностей.

Понятие аттракции. Слайд 2

Аттракция (от франц. attraction — притяжение, привлечение, тяготение) — обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви . Сформировать аттракцию — значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

1-й закон : понять — это не значит принять. Слайд 3

Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека — не противоречили друг другу.

непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;

необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;

положительное отношение к сообщающему.

Старая верная поговорка гласит: «капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи» Тот же относится и к людям: если вы хотите привлечь человека на свою сторону, убедите его вначале в том, что вы — его искренний друг. «Вот та капля меда, которой можно привлечь его сердце, а это и есть пря мой путь к его разуму» Авраам Линкольн

2-й закон аттракции. Слайд 4 .

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).

Отрицательное или положительное отношение могут сформироваться как сознательно, так и бессознательно, когда мы не можем назвать причину той или иной оценки собеседника, возникшей на интуитивном уровне. Один человек может не нравиться другому не только словами и поступками, но и манерами, жестами, внешним видом. Поэтому продумывайте все до мелочей, если вам нужно вызвать чьё-то расположение. «Ключ к сердцу человека – сочувствие страстям, поглощающим его душу, или сострадание к недугам, снедающим его тело», — считал французский писать Жан де Дабрюйер, мастер коротких и емких высказываний.

Например, возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. «Какой-то неприятный осадок», — говорите вы. Или: «Что-то в нем есть располагающее», — замечаем в другом случае. Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но. могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. «Минуя» сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны:

  • иметь для партнера эмоциональное значение;
  • это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал).

В этом суть механизма формирования приема аттракции.

Аттракция, прием первый: «Именую – возвеличиваем».

К примеру, обращаясь к собеседнику по имени или имени и отчеству, вы не только проявляете вежливость, но и выделяете его из толпы, подчеркиваете его значимость для вас и проявляете уважение к его личности.

Каждый из нас считает себя личностью, и всем нам бывает приятно, когда окружающие признают это. Когда собеседник получает от вас подтверждение того, что он личность, у него возникают положительные эмоции. А люди тянутся к тем, кто вызывает такие эмоции.

Аттракция, прием второй: «Дружба начинается с улыбки». Слайд 6

Нам нравятся приветливые люди, а про людей с уныло – кислым выражением лица говорят: «Рядом с ним молоко скисает».

Лицо – зеркало души: во время общения мы в первую очередь считываем невербальные сигналы, обращая внимание на выражение лица, а уж потом на позу, жесты и прочее. Самое главное, что делает наше лицо приятным – улыбка и хорошее настроение. Необязательно рот до ушей, но искренняя и теплая.

Если вы хотите располагать к себе людей, вы просто обязаны уметь улыбаться, при чем, от души. Если вы пока не освоили этот навык, то стоит потренироваться. И проверить свою улыбку на самом вредном человеке из вашего окружения. Если прервет свое бурчание в ответ на вашу улыбку, значит, вы достигли цели.

Аттракция. Прием третий: « Искусство слушать». Слайд 7

«В полнолуние устрица широко раскрывает свою раковину, и тогда краб кладет между створками раковины камешек или водоросль, после чего устрица не может закрыться и краб её съедает. Такова судьба того, кто широко открывает свой рот и оказывается во власти слушателя». Красиво и верно сказал Леонардо да Винчи, потому что нам всем нравится, когда нас внимательно слушают.

Опять – таки, ключ к этому навыку — не манипуляция и лицемерие, а выработка искреннего интереса к слушателю. Не притворяйтесь, что слушаете, а старайтесь максимально сосредоточится на том, что вам говорят. Не позволяйте себе отключаться во время речи вашего собеседника, выражайте свое отношение кивками или словами, задавайте вопросы – внимайте активно. Замечания и комментарии не должны уводить в сторону, иначе собеседник примет это как грубый намек на прекращение диалога. «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»,- советовал Плутарх. Никогда не перебивайте собеседника, не вынуждайте его прекращать речь на полуслове, и тем более не заканчивайте за него предложение. Последнее выглядит не только некрасиво, но и как намек на то, что ваш собеседник слишком предсказуем.

Аттракция. Прием четвертый: «Сладкие слова» Слайд 8

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты…»

Доброе слово и кошке приятно, это слово не стоит дорого, а ценится очень высоко. Вы сами также радуетесь, когда слышите комплименты в свой адрес, даже если вы их слышите часто, вам все равно приятно.

Комплимент – это положительные эмоции, которые всегда придутся к месту, если только они не выглядят сильным преувеличением, не имеющим ничего общего с реальностью, тогда они воспринимаются как издевка или оскорбление.

Например, если вы скажете коллеге с явным лишним весом, что за последний месяц он похудел, даже если это не так, это будет воспринято позитивно. А вот если вы заявите, что он образец стройности,то он непременно обидится.

В комплименте соблюдайте правило хорошего повара: «Недосол на столе, пересол на спине». Хороший комплимент должен быть сказан во время, к месту и в соответствующей форме. Комплимент должен цельным и законченным, не стоит выстраивать его в длинное предложение.

Комплимент не должен содержать двусмысленность или противопоставление. « Голова у тебя золотая, а вот руки не оттуда растут» — это не комплимент. Элементы назидания так же сводят к нулю эффект от комплимента «Голова у тебя золотая, только вот опыта не хватает». То же не комплимент, а нечто вроде смешанного совета с упреком.

Для педагога обладать аттракцией — значит быть способным вызывать симпатию у своих учеников, коллег, родителей, и с симпатией относиться к ним. В таком случае ролевое общение переходит на уровень личностного. В процессе личностного общения с обучающимися, учитель посвящен в детские проблемы. Он может управлять классом, не используя насильственной парадигмы. Учебная информация учителя, личность которого привлекательна, симпатична, воспринимается с интересом. Оценка такого учителя оказывается для ребенка личностно-окрашенной.

Отсутствие у учащихся необходимого эмоционального состояния в учебной деятельности неизбежно вызывает коммуникативные трудности. При хорошем настроении работоспособность ученика значительно увеличивается. «На уроке мне нравится: когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно»; «Когда ко мне подходит учитель, я чувствую себя спокойным, я радуюсь, что на меня обратили внимание»; «Я чувствую внимание к себе, это придает мне уверенности»; «Мне не нравится, когда учитель кричит»; «Я испытываю дискомфорт, когда меня не замечают, на меня не обращают внимание»; «Я нервничаю, когда учитель подходит ко мне» — эти состояния учащихся являются показателями того, насколько учителя владеют искусством аттракции, в достаточной ли мере используют на практике основные приемы и средства достижения аттракции.

Наличие аттракции существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса в целом.

Литература и источники.
1. «Словарь психолога-практика» Сост. С.Ю.Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения». – М.: Смысл; Издательский Дом Мещерякова, 2008.

3. Карнеги Дейл «Как располагать к себе людей» – Минск: Попурри, 2010.

Источник

Читайте также:  Экологический след способы его уменьшения
Оцените статью
Разные способы