- Решение текстовых задач арифметическим способом
- Конспект урока по математике на тему «Алгебраический и арифметический способы решения задач» (4 класс)
- Конспект урока по математике 4 класс «Создание простейшей информационной модели (схема, таблица). Решение текстовых задач арифметическим способом.»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Решение текстовых задач арифметическим способом
Разделы: Математика
Обучение решению текстовых задач играет важную роль в формировании математических знаний. Текстовые задачи дают большой простор для развития мышления учащихся. Обучение решению задач – это не только обучение технике получения правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение творческому подходу к поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности и демонстрация учащимися возможностей математики в решении разнообразных задач. Однако при решении текстовых задач в 5-6 классах чаще всего используется уравнение. Но мышление пятиклассников еще не готово к формальным процедурам, выполняемым при решении уравнений. Арифметический способ решения задач имеют ряд преимуществ по сравнению с алгебраическим потому, что результат каждого шага по действиям нагляднее и конкретнее, не выходит за рамки опыта пятиклассников. Школьники лучше и быстрее решают задачи по действиям, чем с помощью уравнений. Детское мышление конкретно, и развивать его надо на конкретных предметах и величинах, затем постепенно переходить к оперированию абстрактными образами.
Работа над задачей предусматривает внимательное прочтение текста условия, вникания в смысл каждого слова. Приведу примеры задач, которые легко и просто можно решить арифметическим способом.
Задача 1. Для приготовления варенья на две части малины берут три части сахара. Сколько килограммов сахара нужно взять на 2 кг 600 г малины?
При решении задачи на “части” надо приучить наглядно представлять условие задачи, т.е. лучше опираться на рисунок.
- 2600:2=1300 (г) — приходится на одну часть варенья;
- 1300*3= 3900 (г) — сахара нужно взять.
Задача 2. На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. На двух полках вместе стояло 120 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?
1) 1+3=4 (части) — приходится на все книги;
2) 120:4=30 (книг) — приходится на одну часть ( книги на второй полке);
3) 30*3=90 (книг)- стояло на первой полке.
Задача 3. В клетке сидят фазаны и кролики. Всего в ней 27 голов и 74 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов в клетке.
Представим, что на крышку клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Тогда все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до нее. Тогда:
- 27*2=54 (ноги) — будут стоять на полу;
- 74-54=20 (ног) — будут наверху;
- 20:2=10 (кроликов);
- 27-10=17 (фазанов).
Задача 4. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, а в кино – 21, а 5 человек не ходили ни на экскурсию, ни в кино. Сколько человек ходили и на экскурсию, и в кино?
Для анализа условия и выбора плана решения можно использовать “круги Эйлера”.
- 30-5=25 (человек) – ходили или в кино, или на экскурсию,
- 25-23=2 (человек) – ходили только в кино;
- 21-2=19 ( человек) – ходили и в кино, и на экскурсию.
Задача 5. Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2кг 400г. Сколько весит один гусенок?
- 2500+2400=2900 (г) – весят семь утят и семь гусят;
- 4900:7=700 (г) – вес одного утенка и одного гусенка;
- 700*3=2100 (г) – вес 3 утят и 3 гусят;
- 2500-2100=400 (г) – вес гусенка.
Задача 6. Для детского сада купили 20 пирамид: больших и маленьких – по 7 и по 5 колец. У всех пирамид 128 колец. Сколько было больших пирамид?
Представим, что со всех больших пирамид мы сняли по два кольца. Тогда:
1) 20*5=100 (колец) – осталось;
2) 128-100-28 (колец) – мы сняли;
3) 28:2=14 (больших пирамид).
Задача 7. Арбуз массой 20кг содержал 99% воды. Когда он немного усох, содержание воды в нем уменьшилось до 98%. Определите массу арбуза.
Для удобства решение будет сопровождаться иллюстрацией прямоугольников.
99% вода | 1% сухое вещество |
98% вода | 2% сухое вещество |
При этом желательно рисовать прямоугольники “сухого вещества” равными, потому что масса “сухого вещества” в арбузе остается неизменной.
1) 20:100=0,2 (кг) – масса “сухого вещества”;
2) 0,2:2=0,1 (кг) – приходится на 1% усохшего арбуза;
3) 0,1*100=10 (кг) – масса арбуза.
Задача 8. Гости спросили: сколько лет исполнилось каждой из трех сестер? Вера ответила, что ей и Наде вместе 28 лет, Наде и Любе вместе 23 года, а всем троим 38 лет. Сколько лет каждой из сестер?
- 38-28=10 (лет) – Любе;
- 23-10=13 (лет) – Наде;
- 28-13=15 (лет) – Вере.
Арифметический способ решения текстовых задач учит ребенка действовать осознанно, логически правильно, потому что при решении таким способом усиливается внимание к вопросу “почему” и имеется большой развивающий потенциал. Это способствует развитию учащихся, формированию у них интереса к решению задач и к самой науке математике.
Чтобы сделать обучение посильным, увлекательным и поучительным, надо очень внимательно отнестись к выбору текстовых задач, рассматривать различные способы их решения, выбирая оптимальные из них, развивать логическое мышление, что в дальнейшем необходимо при решении геометрических задач.
Научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их”,- пишет Д.Пойа в книге “ Математическое открытие”.
Источник
Конспект урока по математике на тему «Алгебраический и арифметический способы решения задач» (4 класс)
Государственное автономное образовательное учреждение
«Саратовский областной педагогический колледж»
Конспект урока по математике
«Алгебраический и арифметический способы решения задач.»
Студентка 3го курса 30й группы
Методист: Попова Е.И. ________________
Учитель: Емелина Л.А.____________________
Дата проведения: 28.04.2021
Тема урока: «Алгебраический и арифметический способы решения задач.»
Тип урока: повторение знаний.
Цель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.
Образовательные: отрабатывать знания, умения, навыки у детей в решении задач, используя уравнения.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать уважение к мнению других людей, чувство взаимовыручки.
Проявлять интерес к учебному материалу.
Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, умение планировать работу.
Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
средства, интерактивное оборудование
к занятию на уроке.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок математики.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Проверяют готовность к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности
Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Наш девиз урока:
«Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение»
— Сегодня на уроке мы закрепим умения решать задачи арифметическим и алгебраическим путём.
3. Актуализация знаний
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий .
Устный счёт, посмотрите на доску, НАЧИНАЕМ СЧИТАТЬ
Запишите сегодняшнее число, классная работа. Откройте учебники на странице 92, найдите номер 447 что надо сделать?
-Один желающий выходит к доске, с остальными работаем на местах.
-Первое действие? Второе? Третье?
-Решаем второе выражение, один желающий к доске.
-Решаем третье выражение, один желающий к доске.
— Решаем четвёртое выражение, один желающий к доске.
-Теперь нам нужно изменить порядок действий в каждом выражении так, чтобы их значения не изменились.
Найти значение выражения
(242 526+18354) :(15*4)=4 348
1)242 526+18 354=260 880
3) 260 880: 60 =4 348
4. Выявление места и причины затруднения
организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур. Их необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т.д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.
Танграм считается древней игрой, возникшей более 4000 лет назад. По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру и нашло множество поклонников.
Источник
Конспект урока по математике 4 класс «Создание простейшей информационной модели (схема, таблица). Решение текстовых задач арифметическим способом.»
Урок математики в 4 классе.
Создание простейшей информационной модели (схема, таблица). Решение текстовых задач арифметическим способом.
Цель: научить осознанному решению задачи, совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение логически мыслить и рассуждать, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Здравствуйте, ребята! Прочитайте девиз сегодняшнего урока.
— Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке скучать нам не придется.
Слушать, смотреть, писать, повторять, удивляться и рассуждать, но только не скучать (на доске).
Эмоциональный настрой (солнышко на доске).
солнышко, где на его лучиках написаны пожелания.
Знают все ученики, как трудны задачи.
Кандидат наук и тот над задачей плачет.
Если трудная задачка, ты не плачь, и не серчай.
Много раз прочти условие,
О чем читаешь, представляй.
Мы откроем вам секрет:
Не главное найти ответ,
Полезней мыслить, рассуждать,
Ум точить и развивать.
И еще один совет простой:
Если не верно решил задачу,
Ты не спеши огорчаться, постой.
Ведь время даром не прошло,
Ты развивался все равно.
Мы желаем вам удачи,
и пусть задачи от вас плачут.
— Понравились вам пожелания?
— А кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Цель: Сегодня на уроке будем отрабатывать умение решать задачи.
— Что нужно уметь делать, чтобы решать задачи?
— Прежде чем начнем решать задачи, повторим устный счет.
740 – 240 + 5 (505) 76000 : 1000 (67)
840 – 40 : 8 (835) 9600 х 10 (96000)
120 – 20 + 4 х 5 (120) 500 : 100 х 5 (25)
70 : 7 + 42 : 6 (17) 300 : 10 : 10 (3)
66 – 6 х 9 +1 (12) 904 – 268 : 4 (837)
— Найдите и прочтите выражение, значение которого на 3 меньше 70.
— Найдите выражение, в значении которого 96 ед.2 кл.
— Найдите выражение, в значении которого 1сот.8ед.
— А теперь, кто желает к доске (3 учащихся)?
— Повернитесь к доске спиной, а ребята из класса будут называть ответы выражений. Ваша задача найти и прочитать эти выражения, кто быстрее.
Итог: Молодцы! (отметить жетонами уч – ся, ответивших правильно)
— Теперь мы готовы решать задачи.
Работа над задачей.
— А сейчас поработаем в парах.
— Я раздам вам карточки, в которых имеется задача и несколько решений к ней. Найдите правильное решение.
Одна телеграфистка за 6 часов передала 90 телеграмм, а другая за это же время – 120 телеграмм. На сколько больше телеграмм передала в час вторая телеграфистка?
О х О – О х О = О
Итог: Хорошо! Молодцы! Вы очень хорошо умеете работать в парах.
— Чтобы научится хорошо решать задачи, нужно их понимать. Давайте потренируем это умение.
— Как найти, сколько всего предметов?
— Как узнать, на сколько одних предметов >, чем других?
— Как узнать сколько потребуется ткани, если известно кол – во метров на 1 платье и кол – во платьев?
— Как найти третью часть от числа?
— Как найти сколько времени уйдет на решение 1 примера, если известно кол – во примеров и время затраченное на их решение?
— А сейчас поработаем с учебником. Откройте с. 20 №15.
— Прочитайте задачу. Найдите к этой задаче краткое условие. Докажите.
Было – 38кг и 50кг
Разложили – по 8 кг
— Решите задачу самостоятельно.
(Проверка по образцу, из – за времени без объяснения).
(38 + 50) : 8 = 11(ящ)
— Ответьте на вопросы к задаче (на доске).
— Измените числа так, чтобы задача решалась другим способом (16 и 32; 40 и 48).
— На сколько больше кг помидоров во 2 теплице, чем в первой?
— Сколько всего кг огурцов вырастили в теплице?
— А в конце урока я вам предлагаю придумать ребус к слову задача
Решите задачу самостоятельно.
(Проверка по образцу, из – за времени без объяснения).
(38 + 50) : 8 = 11(ящ)
— Ответьте на вопросы к задаче (на доске).
— Измените числа так, чтобы задача решалась другим способом (16 и 32; 40 и 48).
— На сколько больше кг помидоров во 2 теплице, чем в первой?
— Сколько всего кг огурцов вырастили в теплице?
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно .
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 318 человек из 58 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 621 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1137857
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник