Что такое анкетный способ

Метод анкетирования

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Содержание

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль [источник не указан 211 дней] . Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, [1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

  • Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. — М .: Издательство «Самарский университет», 1995. — ISBN 5-230-06020-4
  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. — СПб.: Речь, 2002. — ISBN 5-9268-0140-0

См. также

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Метод анкетирования» в других словарях:

МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

Метод экспертных оценок — Сущность метода экспертных оценок состоит в проведении экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенное мнение группы экспертов принимается как решение проблемы. Для выработки совместного… … Википедия

метод опроса в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Этнопсихологический словарь

Читайте также:  Пагавит палочки способ применения

МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Метод последовательной динамической оценки (МПДО). И. Н. Носс — Предназначен для анализа особенностей управленческой коммуникации в типовых и экстремальных профессиональных ситуациях в целях совершенствования управления, оптимизации взаимодействия персонала и обучения специалистов. Методика может применяться… … Психология общения. Энциклопедический словарь

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ — предмет – поведение; инструмент – тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется обшее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЯ» — предмет поведение; инструмент тесты. 1. Метод анкетирования (открытый Галтоном): ответы пациента сопоставляются с точным опросником, определяется общее между ними. 2. Психофизический метод: сопоставляются содержание сознания и определенные… … Философский словарь

Компонентного анализа метод — Компонентного анализа метод метод исследования содержательной стороны значимых единиц языка, имеющий целью разложение значения на минимальные семантические составляющие. К. а. м. впервые был использован при исследовании лексического материала… … Лингвистический энциклопедический словарь

диалектографический метод — Совокупность приемов и методик сбора, обработки и интерпретации диалектного материала. Этот метод вбирает в себя методику диалектологических, лингвогеографических и ареальных исследований. Однако лингвогеограф использует ареальный (изоглоссный)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Социологические методы оценки программ — Основная статья: Оценка программ Социологические методы оценки программ всеобъемлющие методы сбора информации о государственных программах, отраслевых политиках, корпоративных программах, а также различных проектах некоммерческого сектора,… … Википедия

Источник

АНКЕТНЫЙ МЕТОД

ной проверки. Присутствие этого личного субъективного элемента именно и представляет характерную особенность А. м., отличающую его от всех других видов соц. исследований. Так. обр., А. исследование приводит к познанию состояния соц. групп и масс, подвергая их детальному фактическому описанию и, в то же время, собирая отзывы компетентных лиц и строя по этим отзывам общие выводы относительно их состояния (Г. Майр).—В известной мере А. м. приближается к выборочному, который имеет дело, также как и анкета, с частичным не сплошным наблюдением. Однако, материал выборочного исследования — исключительно объективного характера; он отбирается от сплошной статистической массы в определенной ее части и по заранее установленному плану; его выводы представляют определенное приближение к выводам сплошного статистического исследования. Анкета не дает этого, и значение ее иное; она не принадлежит к строгому, исчерпывающему статистическому методу, дающему точный объективный учет явлений; это — лишь «приближение к статистике», «суррогат статистики», поскольку явления исследуются числом, мерой, массой. Для прочного же установления законов общественной жизни или для широких научных обобщений А. материал служить не может без проверки заключений более точными (статистическими) методами. В практических целях гос. и общественной жизни А. м. соц. наблюдений имеет чрезвычайно широкое приложение и распространение. Государство прибегает к нему б. ч. при практических задачах своей внутренней политики. Общеизвестны примеры ряда правительственных анкет за границей и у нас, применяемых при подготовке и выработке законопроектов, для освещения существующего положения в разных отраслях гос. и общественной жизни и для ориентировки в общественном мнении компетентных кругов населения относительно этих проектов (о положении труда и зар. платы, по борьбе с алкоголизмом, по банковому и биржевому делу и т. п.). Далее, различные организации, напр., профессиональные, весьма часто пользуются А. опросами своих членов для освещения в разных направлениях их жизни, быта и труда, для выяснения их нужд и потребностей (санитарные условия, положение труда и заработка, бюджеты, жилищный вопрос, питание и т. д.). Во всех этих случаях двусторонний характер А. м., собирающего объективные сведения, так и указания общественного мнения, получает особо полезное и положительное значение в интересах предпринимаемого выяснения. Наконец, тем же методом пользуется научная ориентировка при изучении общественных явлений (для примера-—ориентировочное расследование вопроса о последствиях запрещения или разрешения продажи алкогольных напитков). Обычным способом проведения анкетного исследования на практике служит рассылка или раздача печатных или письменных «анкет» намеченным регистраторам или исследователям, через к-рых предполагается собирание сведений. Собранный через этих лиц письменный материал подлежит сводке и аналитической обработке по определенной программе в учреждениях или через лиц с достаточной статистической компетенцией. Кроме этого письменного или корреспондентского способа, собирание А. материала может производиться также путем «устного производства», с опросом экспертов или сведущих лиц. Обычно А. обследования бывают однократными, эпизодическими; однако, они могут повторяться периодически и получать характер как бы текущего периодического наблюдения (пример: анкета о сан. состоянии фаб.-зав. подростков в РСФСР за 1923—25 гг.). А.м. в психологии применяется для выяснения тех психологических вопросов, разрешение к-рых недоступно для точных методов наблюдения и эксперимента и нуждается в массовом материале. С помощью А. м. выяснялись такие проблемы, как круг интересов и представлений, свойства, необходимые при той или иной профессиональной деятельности и т. п. Анкета (от франц. enquete — исследование, справка), формуляр, на основе к-рого ведется соответствующее исследование соц. масс. После того, как с определенностью выяснены задачи, определен круг объектов исследования, а также состав лиц, к-рые будут привлечены для собирания объективного описательного материала и для дачи мнений или заключений, приступают к составлению исполнительной программы, т. е. самого формуляра анкеты. Этот последний выражается в виде последовательного ряда вопросных пунктов, расположенных в системе, исчерпывающей программу исследования, начиная со сведений более общего характера и переходя постепенно к частностям в порядке, предусматривающем удобства для собирания сведений. При этом можно рекомендовать следующие правила: 1) состав вопросов анкеты должен быть целесообразно полным в смысле освещения поставленной задачи, однако, без всякого загромождения излишне обременяющими и второстепенными подробностями; предпочтительна самая краткая и в то же время выразительная программа, ведущая работу регистратора к цели наиболее прямым и простым путем; 2) вопросные пункты тщательно редактируются в ясной, точной форме, не вызывающей сомнений и недоразумений, с указанием, где нужно, единиц измерения; 3) необходимую часть каждой анкеты составляет краткая объяснительная инструкция, знакомящая исполнителей с задачами предпринимаемого опросного исследования, с методами предполагаемых определений, условностями терминологии, группировок и т. п. Образец анкеты для обследования бытовых условий жизни рабочего. I. Общие сведения: 1) Фамилия обследуемого, имя, отчество. 2) Возраст. 3) Адрес. 4) Сколько времени живет в данной квартире. 5) Неграмотен, грамотен, образование: среднее, высшее (подчеркивается). 6) Занятие (профессия), цех, отделение. 7) Среднее количество часов, занятых на производстве в день. Подсобный промысел (какой). Смена дневная, ночная (подчеркивается). 8) Состав членов семьи, прошивающих совместно с обследуемым. 9) Общая сумма доходов семьи в месяц.—II. Жилище: 1) Общежитие, отд. дом, квартира, комната, часть комнаты, угол, койка. 2) Подвал, полуподвал, этаж. 3) Площадь, занимаемая семьей. 4) Естественное освещение: есть, нет, удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. 5) Отопление: центральное, переносная железная печь, кирпичная печь (русская, голландская). Обычная температура в комнате зимой: умеренная, высокая, низкая. 6) Вентиляция: комната не проветривается, проветривается регулярно, нерегулярно. 7) Сырость: есть, нет. 8) Для чего еще используется жилье (есть мастерская, какая). 9) Стирка белья в жилой комнате производится: да, нет. 10) Приготовление пищи в жилой комнате производится: да, нет.И) Уборная (отхожее место): во дворе, в квартире, теплая, холодная.— III. Питание: 1) Питается дома, в столовой. 2) Преобладает пища растительная, мясная. 3) Сколько раз в день прием пищи. 4) Имеется ли горячая пища ежедневно: да, нет. 5) Питание удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. — IV. Личная гигиена: 1) В баню ходит: да, нет; сколько раз в месяц. 2) Содержание тела в чистоте (регулярное мытье рук, лица): удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. 3) Зубы чистит: да, нет, нерегулярно. 4) Платье по возвращении с работ сменяется, не сменяется. 5) Физкультурою занимается: да, нет, нерегулярно. 6) Сколько часов в сутки в среднем спит.—V. Домашний труд: количество часов, затрачиваемых в среднем на домашнюю работу, на добавочный подсобный промысел.—VI. Культурная жизнь: количество часов, затрачиваемых в среднем ежедневно на общественную работу (парт., кружковую, проф.), на обучение и самообразование (курсы, рабфак, лекции и т. п.).—VII. 1) Потреблял ли алкогольные напитки в течение последнего года—а) что: вино, пиво, водку, самогон, др. напитки, б) сколько раз потреблял, в) при каких обстоятельствах. Сколько израсходовал на алкоголь за последний месяц. 2) Не употребляет ли др. наркотиков (табак, морфий, кокаин и др.). Лит.: М а й р Г., Статистика и обществоведение, т. I. Теоретическая статистика, стр. 18—21, изд. ЦСУ, М., 1922; Кауфман А. А., Теория и методы статистики, стр. 428—431, М., 1922; К а б л у-к о в Н. А., Статистика, стр. 43—46, изд. ЦСУ, М., 1922; Колокольников П., Статистика, стр. 62— 63, Гиз, Л., 1926; Яков ен ко Е. И., Медицинская статистика, М.—Л., 1924. П. Куркин.

Читайте также:  Способы обнаружения следов рук не бывают

Большая медицинская энциклопедия . 1970 .

Полезное

Смотреть что такое «АНКЕТНЫЙ МЕТОД» в других словарях:

анкетный метод — метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающих письменные ответы об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемого. Ответы даются в предусмотренной форме и затем анализируются для… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

анкетный метод — способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемым лицам и учреждениям; широко применяется для изучения демографических и социологических явлений … Большой медицинский словарь

Анкетный метод — способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

анкетный метод исследования — исследование известных обстоятельств или положения целой отрасли хозяйства (напр. кризиса мучной торговли, влияния пошлин) путем однородного опроса сведущих или заинтересованных лиц и организаций. Метод применим в тех случаях, когда точный… … Справочный коммерческий словарь

анкетный — ая, ое. enquête f. Отн. к анкете, связанный с ней. БАС 2. Когда конвойный увел Астафьева, следователь долго, расставивши широко локти и навалившись на стол расплюснутой грудью, мелким бисером писал на анкетной бумаге, приложенной к делу. Осоргин… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АНКЕТНЫЙ — АНКЕТНЫЙ, анкетная, анкетное. прил. к анкета. Анкетный метод. Анкетные сведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

анкетный опрос — Категория. Метод диагностики. Специфика. Ориентирован на получение от респондентов (лат. responsare отвечать) сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы … Большая психологическая энциклопедия

Метод Анкетный — способ сбора данных путем анкетного опроса репрезентативного числа лиц и последующего обобщения результатов и оценки собранных данных. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Читайте также:  Крем для волос hair plasm constant delight способ применения

Анкетный опрос — метод социально психологического исследования с помощью анкет. А.о. может быть различных типов: сплошной и выборочный; устный (интервью) и письменный (анкетирование); индивидуальный и групповой; очный и заочный. При проведении А.о. любого типа … Криминалистическая энциклопедия

Анкетный опрос — – метод сбора первичных данных, используемый в социологии и социальной психологии, разновидность обширной группы опросных методов, в число которых входят свободные (клинические), формализованные, групповые, индивидуальные интервью (беседы) и… … Словарь-справочник по социальной работе

Источник

Оцените статью
Разные способы