Понятие о квадратном неравенстве и его решении, аналитический способ решения — КВАДРАТНОЕ НЕРАВЕНСТВО И ЕГО РЕШЕНИЕ — КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА
Цель: рассмотрение квадратного неравенства и его решения, аналитического способа решения.
I. Сообщение темы и цели урока
II. Изучение нового материала (основные понятия)
Понятие квадратного неравенства аналогично понятию квадратного уравнения. Если в одной части неравенства стоит квадратный трехчлен, а в другой — число нуль, такое неравенство называют квадратным. Например, неравенства 3х2 — 2х — 1 ≤ 0 и -5х2 + 3х + 2 > 0 являются квадратными. Вообще, если в части неравенства переменная х входит в степени 2 и ниже, то после несложных преобразований такое неравенство сводится к квадратному.
В неравенстве 2х2 ≥ 5х — 3 перенесем (изменяя знак) члены 5х и -3 в левую часть и получим квадратное неравенство 2х2 — 5х + 3 ≥ 0.
Напомним, что решением неравенства с одним неизвестным называется такое значение неизвестного, при котором это неравенство обращается в верное числовое неравенство. Решить неравенство — значит найти все его решения или доказать, что их нет. Например, для неравенства примера 1 число х = 2 является одним из решений, а число х = 1,2 — нет.
К квадратным неравенствам приводят многие геометрические и текстовые задачи.
Одну сторону квадрата увеличили на 2 см, а другую — на 6 см. Площадь получившегося прямоугольника стала больше 45 см3. Какова была сторона квадрата?
Пусть сторона квадрата равна х см, тогда стороны прямоугольника (х + 2) см и (х + 6) см и его площадь равна (х + 2)(х + 6) см2. По условию задачи получаем неравенство (х + 2)(x + 6) > 45 или х2 + 8х + 12 > 45, или x2 + 8x – 33 > 0. Разложим левую часть неравенства на множители (х – 3)(х + 11) > 0. Так как по условию х > 0, то и х + 11 > 0. Разделим обе части неравенства на положительное выражение х + 11, (при этом знак неравенства сохраняется) и получаем линейное неравенство х — 3 > 0, откуда х > 3. Итак, сторона квадрата больше 3 см.
На плану производит построение рота солдат, состоящая не менее чем из 72 человек. Оказалось, что шеренг на 6 больше, чем солдат в каждой шеренге. Сколько может быть солдат в каждой шеренге?
Пусть число солдат в каждой шеренге равно х, тогда число шеренг равно х + 6 и число солдат в роте равно х(х + 6). По условию задачи получаем неравенство х(х + 6) ≥ 72 или х2 + 6х – 72 ≥ 0. Разложим левую часть этого квадратного неравенства на множители (х + 12)(х — 6) ≥ 0. Так как по условию х > 0, то и х + 12 > 0. Разделим обе части неравенства на положительное выражение х + 12 (при этом знак неравенства сохраняется) и получаем линейное неравенство х — 6 ≥ 0, откуда х ≥ 6. Итак, в каждой шеренге находится не менее 6 солдат.
Заметим, что в двух последних примерах по условию задачи возникало дополнительное условие х > 0, что позволило легко свести квадратное неравенство к линейному неравенству и решить его. Теперь рассмотрим решение квадратных неравенств (без ограничений на х).
Решим неравенство x2 + 8х – 33 > 0.
Квадратное уравнение х2 + 8х — 33 = 0 имеет два корня x1 = -11 и х2 = 3. Поэтому квадратный трехчлен x2 + 8x — 33 можно разложить на множители x2 + 8x – 33 = (x + 11)(x — 3). Тогда данное неравенство имеет вид (х + 11)(х — 3) > 0. Произведение двух множителей положительно, если они имеют одинаковые знаки. Рассмотрим два случая.
1) Пусть оба множителя положительны, т. е. х + 11 > 0 и х — 3 > 0. Получаем систему линейных неравенств Решая систему, имеем
откуда х > 3. Итак, все числа х > 3 являются решениями неравенства (х + 11)(x — 3) > 0.
2) Пусть оба множителя отрицательны, т. е. х + 11 0. Таким образом, решениями неравенства (х + 11)(x — 3) > 0, а следовательно, и данного неравенства х2 + 8х – 33 > 0 являются числа х 3. Итак, х 3.
Итак, при решении квадратного неравенства ax2 + bx + c > 0 или ax2 + bx + c 0 или а(х – х1)(x – х2) 0). Итак, при a = 2 решение данного неравенства х = 2.
3) Пусть a > 2. Тогда получаем две системы линейных неравенств: или
(решение этой системы 2 ≤ х ≤ a) и
или
(такая система решений не имеет, т. к. а > 2). Итак, при а > 2 решение данного неравенства 2 ≤ х ≤ а.
Так как в задачах с параметрами очень важен правильный ответ, то выпишем ответ данной задачи: при а 2 2 ≤ х ≤ а.
Заметим, что аналогичный подход можно использовать и при решении неравенств с модулями. При этом надо помнить, что при возведении в квадрат неотрицательных частей неравенства знак неравенства сохраняется и получается равносильное неравенство (т. е. имеющее те же решения, что и данное неравенство). Учитывая свойство модуля |а| = а2, отпадает необходимость раскрытия модуля.
Решим неравенство
Возведем в квадрат обе неотрицательные части данного неравенства и получим: или
(при этом знак модуля исчезает). Перенесем все члены неравенства в левую часть
Используя формулу разности квадратов, разложим эту часть на множители. Имеем:
или
или
Произведение множителей положительно, если множители х — 2 и х + 1 имеют одинаковые знаки. Получаем две системы линейных неравенств.
1) или
Решение этой системы х > 2.
2) или
Решение этой системы х 2.
Решим неравенство
Возведем в квадрат обе неотрицательные части данного неравенства и получим: или
(при этом знаки модулей исчезают). Перенесем все члены неравенства в левую часть
Используя формулу разности квадратов, разложим эту часть на множители. Имеем:
или
или
Произведение множителей отрицательно, если множители 2 — х и 3х — 1 имеют разные знаки. Получаем две системы линейных неравенств.
1) или
Решение этой системы x 2.
Итак, решение данного неравенства х 2.
III. Контрольные вопросы
1. Какое неравенство называется квадратным? Приведите примеры.
2. Что называется решением неравенства с одной переменной?
3. Что значит решить неравенство?
4. Как решают квадратное неравенство (опишите алгоритм)?
IV. Задание на уроке
№ 649; 650 (1, 4); 651 (1, 2); 652 (2, 3); 653 (1, 4); 654 (5); 655 (1, 4); 657.
V. Задание на дом
№ 650 (2, 3); 651 (3, 4); 652 (1,4); 653 (2, 3); 654 (6); 655 (2, 3); 658.
VI. Творческие задания
1. При всех значениях параметра а решите неравенство:
Ответы: а) при всех а х = a/2;
б) при всех а х — любое число, кроме х = -3/4а;
в) при всех а решений нет;
г) при всех а х — любое число;
д) при а 1, при а = 1 х — любое число, кроме х = 1, при а > 1 х a;
е) при а 1 2 ≤ х ≤ 2а;
ж) при а 3 3 -4 х ≤ -4 и х ≥ a;
и) при a > 0 х ≤ 2а и х ≥ a, при a = 0 х — любое число, при a > 0 х ≤ a и х ≥ 2a.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Реферат на тему Графическое решение уравнений и неравенств
Тема: « Графическое решение уравнений и неравенств »
1 Выяснить преимущества графического способа решения уравнений и неравенств.
Сравнить аналитический и графический способ решения уравнений и неравенств.
Ознакомиться в каких случаях графический способ имеет преимущества
Содержание
1 Сравнение аналитического и графического способа решения уравнений и неравенств
-. Применение графиков в решении квадратного уравнения
— Применение графиков в решении неравенств
2 Системы уравнений и неравенств
3 Тригонометрические уравнения
4 Решение уравнений и неравенств содержащие модули
5 Графический способ решения неравенства с параметром, содержащего знак модуля
7 Список литературы
Одним из эффективных методов решения нестандартных уравнений и неравенств является графический метод. Однако внимания этому методу в практике обучения уделяется немного. Это связано с тем, что построение графиков функций − трудоемкий процесс, требующий много времени. В учебно-методических комплексах решение уравнений и неравенств с помощью графического представления функций практически не рассматривается, исключение составляют лишь учебно-методические комплексы А.Г.Мордковича
Графический метод является эффективным при решении нестандартных уравнений и неравенств, например, с параметром, решение которых аналитически приводит к громоздким и трудным вычислениям
1 Сравнение аналитического и графического способа решения уравнений и неравенств
Рассмотрим приведённое квадратное уравнение : x 2 +px+q=0;
Перепишем его так:x 2 =-px-q.(1)
Построим графики зависимостей:y=x 2 и y=-px-q.
График первой зависимости нам известен, это есть парабола; вторая зависимость- линейная; её график есть прямая линия.. Если прямая и парабола пересекаются, то абциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения
Пример 1 Решить квадратное уравнение
— х 2 + 3х:-4 = 0 и соответствующие ему неравенства: — х 2 + 3х — 4 > 0 и
Решение./. Алгебраический метод
— х 2 + Зх — 4 = 0, здесь а = -1, Ь = 3, с = — 4, тогда дискриминант этого уравнения равен: D = Ь 2 — 4 ас = — 7. Так как D
II. Графический метод
Построим график функции у = — х 2 + Зх — 4. Найдем сначала координаты вершины параболы.
а = -1 (а 0, значит, ветви параболы направлены вниз),
Хо=1.5 -,у =- 1.75. Значит, вершиной параболы является точка ( 1.5; —1.75), а
осью параболы – прямая х=1.5
Так же, как и в предыдущих примерах, выполняем построение графика, учитывая, что ветви параболы направлены вниз (рис. 8).
Как видно из рисунка, парабола не пересекает ось ОХ , значит, данное уравнение -х 2 + 3х — 4 = 0 не имеет корней.
Решаем с помощью графика соответствующие неравенства:
Графически решить уравнение:
графики функций (Рис. 1).
Графиком функции является парабола, проходящая через точки
График функции – прямая, построим её по таблице.
Графики пересекаются в точке Других точек пересечения нет.
Ответ:
2 Графическое решение системы уравнений и неравенств
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство. Графики уравнений с двумя переменными весьма разнообразны
Пример . Решить систему
Решение: Построим график первого уравнения – это окружность с центром в т.О(0; 0) и радиусом 1
Построим график функции
Это ломаная
Повместим оба графика в одну систему координат
Получаем три точки пересечения – т. А(1; 0), т. В(-1; 0), т. С(0; -1).
Ответ:
Пример Найти графически решения системы неравенств:
Выпишем уравнения, соответствующие неравенствам, и построим прямые.
x + 2 y – 2 = 0
y – x – 1 = 0 Пересечением этих трех полуплоскостей будет являться область, являющаяся треугольником. Нетрудно найти вершины области, как точки пересечения соответствующих прямых А (–3; –2), В (0; 1), С (6; –2
3 Графическое решение тригонометрических уравнений и неравенств :
Построим графики функций y=sinx u y=1-cosx
Из графика видно, что уравнение имеет 2 решения:
Ответ х=2πп,где пЄZ и х=π/2+2πk,гдеkЄZ
Решить неравенство sin x>-1/2.
Сначала решим это неравенство на отрезке[-π/2;3π/2].
Рассмотрим его левую часть – отрезок [-π/2;3π/2].
Здесь уравнение sin x=-1/2 имеет одно решение х=-π/6; а функция sin x монотонно возрастает
Таким образом, множество всех решений данного неравенства на отрезке
[-π/2;3π/2] есть интеграл (-π/6;7π/6) В силу периодичности функции sin x с периодом 2π.
4 Решение неравенств и уравнений с модулем
Для решения уравнений, содержащих знак абсолютной величины, мы будем основывается на определении модуля числа и свойствах абсолютной величины числа. Мы решим несколько примеров разными способами и посмотрим, какой из способов окажется проще для решения уравнений, содержащих модуль
Решить неравенство |x-1|+|x+1|
Построим графики функций:y=f(x)=|x-1|+|x+1| и y=4.
На интеграле (-2;2) график функции y=f(x) расположен под графиком функции у=4, а это означает, что неравенство f(x)
Задачи с параметрами
Задачи с параметрами являются самыми сложными из всех заданий школьного курса математики. Для их решения требуется умение мыслить логически: необходимо в каждый момент проведения решения достаточно отчётливо представлять себе, что уже сделано, что ещё надо сделать, что означают уже полученные результаты. В заданиях по математике проверяется умение мыслить сжато, логично и аргументировано
5 Графический способ решения неравенства с параметром, содержащего знак модуля
Пример . При каких a неравенство выполняется для всех
?
Решение: . Рассмотрим две функции
Построим эскизы графиков функций:
Следовательно, при a =4+2 y=1- a x – касательная к y=|x2-4x+3|. Значит, чтобы неравенство выполнялось, нужно, чтобы
Ответ
Графический метод позволил значительно сократить время, затраченное учащимися на выполнение задания.
решавшая задания аналитически, в ходе решения тратили гораздо больше времени на описание хода решения, рассмотрение различных случаев .
Графическое решение позволяет гораздо быстрее и изящнее получить решение задачи
При этом формируется геометрическое мышление, то есть развивается умение оперировать различными геометрическими образами .
7 Список литературы
Далингер В. А. “Геометрия помогает алгебре”. Издательство “Школа — Пресс”. Москва 1996 г.
Далингер В. А. “Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике”. Издательство Омского педуниверситета. Омск 1995 .
Окунев А. А. “Графическое решение уравнений с параметрами”. Издательство “Школа — Пресс”. Москва 1986 г.
Источник