Что представляет собой способ организации совместной деятельности преподавателя

Методы обучения как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся
статья на тему

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Скачать:

Вложение Размер
metody_obucheniya.docx 46.02 КБ

Предварительный просмотр:

как способы организации совместной деятельности педагога и учащихся

Методы обучения представляет собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используется объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. При этом необходимо помнить, что нежелательно даже на этом этапе занятие превращать в монолог педагога. Лекцию, рассказ, объяснение необходимо прерывать на игру, небольшую самостоятельную работу и т.д. каждые 10-15 минут. Это необходимо как с точки зрения здоровьесбережения учащихся, так и с точки зрения эффективности образовательного процесса. Кроме того часто педагоги, особенно молодые, ошибаются в выборе метода на этапе изучения нового материала: используют лекцию или рассказ, когда правильнее было бы провести беседу.

На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссии, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование, проектный метод и т.д.На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно – воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится, как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности : при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которого дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Источник

Организация совместной деятельности педагога и обучающегося

Организация совместной деятельности педагога и обучающегося

Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?

Целостность воспитательной системы как совокупность следующих компонентов:

люди: воспитанники и воспитатели;

компоненты духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;

процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействия воспитанников и воспитателей;

компоненты духовного порядка.

В моем классе 21 ученик: 10 мальчиков и 11 девочек. Проучив детей первую четверть, я выявила трудности в обучении у отдельных ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин: интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей.

Для меня определились следующие проблемы: неумение трудиться на общее благо; дефицит общения; разрозненность класса; негативные отношения к некоторым учащимся класса. Какое же решение этой проблемы? Нужна система воспитания, в основе которой лежит формирование здорового классного коллектива через совместную деятельность педагога и детей. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои ребята, каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Я определила свою цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Обоснование постановки именно данной цели обусловлено тем, что концепция воспитательной системы предполагает поэтапное создание условий для развития личности ребёнка, т.е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

К этим сферам мы относим:

сферу познания (знание, учёба, информация);

сферу практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность);

сферу игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей);

сферу физического развития (реализация физических возможностей);

сферу отношений (познание себя, людей, взаимоотношений).

В качестве системообразующих мною определены следующие виды деятельности: учебно-познавательная, внеурочная, социально-ориентированная.

Познавательная деятельность является приоритетной. С целью предоставления каждому ребёнку возможности попробовать себя в разных областях наук организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность. В нашей школе работают предметные кружки и факультативы, позволяющие детям реализовать интерес к познанию мира.

Внеурочная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.

Социально-полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж нашего класса и школы.

Свою деятельность по построению модели совместной деятельности педагога и обучающихся я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой:

Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии построения модели совместной деятельности педагога и обучающихся, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделала на пути по построению модели совместной деятельности педагога и обучающихся — это провела работу по организации классного самоуправления. Были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты). Совместно был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию.

Воспитательную работу с детьми я реализую по направлениям:
«Ученик и его интеллектуальные возможности», «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его здоровье», «Ученик и его карьера», «Общение и досуг», «Ученик и его семья».

Ученик– патриот и гражданин
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.

Я предполагаю возможность решения следующей задачи: формирование у обучающихся ценностных представлений о любви к России, к своей малой родине.
Используемые формы работы: тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, конкурсы и викторины по правовой тематике; праздники, читательские конференции по праву.

Ученик и его интеллектуальные возможности
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает формирование у обучающихся отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в их интересе к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Используемые формы работы: внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников, интеллектуальные игры внутри класса, параллели, тематические экскурсии в библиотеку, предметные недели, интеллектуальный марафон, олимпиады и конкурсы по предметам.

Ученик и его здоровье
Реализация данного направления воспитательной деятельности позволит сформировать у обучающихся культуру здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.

Основные формы работы: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, традиционные школьные праздники: День здоровья, День защиты детей.

Важным становится формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, необходимости заниматься физической культурой и спортом.

Ученик и его карьера
Организация работы по данному направлению направлена на создание условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности. Важным считаю сформировать у обучающихся лидерские качества и развить организаторские способности, умения работать в коллективе. Через учебную и внеурочную деятельность стремлюсь создать условия, которые позволят моим ученикам проявить и развить свои индивидуальные творческие способности.

Основные формы работы: тематические классные часы, экскурсии, участие в праздниках, различных конкурсах, встречи с интересными людьми.

Общение и досуг

В основе работы по данному направлению лежит передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Необходимо создать условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности. В детском коллективе создаю одинаковые условия для общения всех учащихся класса, для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. Учу учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Используемые формы работы: тематические классные часы, самопрезентации, праздники, конкурсы, ролевые игры, празднование памятных дат в жизни учащихся, празднование памятных дат календаря, конкурсы талантов.

Ученик и его семья
Очень важно, чтобы ребенок ощущал себя нужным в семье, чтобы ему было тепло, чтобы его любили. Также важно сформировать у ребенка представление о семейных ценностях и традициях. Надо, чтобы ребенок научился ценить своих родителей, в будущем заботиться о них.

Большое внимание я уделяю совместной деятельности с семьей. Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности по развитию и воспитанию обучающихся;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Работу с семьей по воспитанию и развитию младших школьников я строю по следующим направлениям:

Повышение педагогической культуры родителей: родительские собрания «Нравственное воспитание младшего школьника», «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка», «Воспитание толерантности» и др.; конференции, обмен опытом, круглые столы: «Воспитание доброты: опыт семьи», «Воспитательный опыт пап», «Почему дети бывают эгоистами» и др.

Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений): фотовыставка «Труд младшего школьника в семье», «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя».

Вечер вопросов и ответов.

Семейные праздники: Поздравляем мам. Поздравляем пап. Поздравления именинников.

Школа хороша, когда в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Высокая требовательность к ученику должна органично сочетаться с уважением к его человеческому достоинству. Взаимодействие педагога и воспитанника — это творческое содружество единомышленников. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и природосообразны, а не шаблонны. Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.

Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, его класс, — самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.

Формы организации познавательной деятельности на уроке

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.

Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом.

Данная форма работы позволяет:

1) установить доверительные отношения с классом;

2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков.

Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:

1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)

Источник

Читайте также:  Растровый способ представления графической информации
Оцените статью
Разные способы