- Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
- Суффиксальный способ словообразования
- Общее понятие о словообразовании
- Суффикс как словообразовательная морфема
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности суффиксального способа словообразования различных частей речи
Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник
Суффиксальный способ словообразования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Суффиксальный способ словообразование – это образование новых слов от однокоренных при помощи добавления суффиксов.
Общее понятие о словообразовании
Более распространённым в международной лингвистике названием словообразования является морфологическая деривация.
Словообразование в самом общем виде представляет собой образование от однокоренных новых слов (дериватов).
Термин «деривация» произошёл от латинского слова «derivatio», которое переводится на русский язык как «отведение, отклонение».
Словообразование может быть осуществлено несколькими способами:
- морфологический способ — способ образования новых слов через присоединение аффиксов к корню или основе слова (он включает присоединение или сокращение приставок и суффиксов, а также словосложение и аббревиацию);
- •морфолого-синтаксический способ – способ образования новых слов через переход слова из одной части речи в другую (например, рабочий человек – молодой рабочий);
- лексико-семантический способ – способ образования новых слов через приобретения ими иных значений (например, долг [задолженность] – долг [обязанность]);
- лексико-синтаксический способ – способ образования новых слов путем сращения словосочетания (например, с ума сшедший – сумасшедший).
Таким образом, говоря о суффиксальном способе словообразования, мы подразумеваем участие в этом процессе суффикса.
Суффикс как словообразовательная морфема
Суффикс – это морфема, которая, как правило, располагается после корня.
Готовые работы на аналогичную тему
Термин «суффикс» произошёл от латинского слова «suffixus», который переводится на русский язык как «прикреплённый».
В контексте темы настоящей статьи необходимо провести разграничение между формообразующими и словообразующими суффиксами.
Формообразующие суффиксы участвуют в создании новых форм слова, то есть они придают слову другое грамматическое значение при сохранении его общего лексического значения. В этом случае не образуются новых слов, они по сути остаются одними и теми же лексическими единицами языка.
Например, посредством добавления суффиксов образуются формы сравнительной степени прилагательного (вкусный – вкуснЕЕ), формы прошедшего времени глагола (делать – делаЛ), формы множественного числа существительного (время — времЕНа).
Словообразующие суффиксы принимают участие в образовании слов, которые представляют собой новые лексемы. Они прибавляются к уже существующим словам, причём это прибавление способствует образованию слова части речи, отличной от исходного.
В качестве таких примеров можно привести следующие пары слов:
- камень (существительное) → каменНый (прилагательный);
- красный (прилагательное) → краснЕть (глагол);
- крутой (прилагательное) → крутО (наречие);
- гав (междометие) → гавКАть (глагол).
Особенности суффиксального способа словообразования различных частей речи
В зависимости от того, слово какой части речи выступает в качестве исходного и слово какой части речи должно в итоге образоваться, различаются суффиксы, которые используются для словообразования.
Словообразование существительных заключается в трансформации мужского рода в женский. Для этого используют суффиксы -к-, -иц-, -ниц-. Например, волейболист → волебойлистКа; учитель → учительНИЦа.
Чтобы образовать от существительных и глаголов названия лиц, используют суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- (барабан → барабанЩИК, кормить → кормилЕЦ).
А наименования предметов и приспособлений образуются с помощью суффикса -ник-/-ниц- (сахар → сахарНИЦа).
Если присоединить к основе прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин-, то будут образованы названия качеств и отвлеченных признаков предметов (добрый → добрОТа, смелый → смелОСТЬ).
Как правило, от присоединения к глаголам суффикса –к- создают существительные, которые обозначают предмет, процесс действия или его результат (попытаться → попытКа). Зачастую исходный глагол имеет в своём составе приставку, однако конечное существительное является результатом суффиксального способа словообразования (красить → ПОкрасить → покрасКа).
Кроме того, от глаголов при помощи суффиксов -ни-/ени- образовано большое число отвлеченных существительных (восстановить → восстановлЕНИе).
Суффиксы активно используются при образовании прилагательных. Особенно это относится к прилагательным, образованным от существительных с помощью суффикса -н- (осень → осенНий). Также в данном случае применяют такие суффиксы, как -онн-/енн-, -ин-, -ан-/ян-, -ск-, -ив-/ев-, -ист-, -ат-, -аст-, -лив- (лебедь → лебедИНый, серебро → серебрИСТый).
Также прилагательные часто образуются от глаголов. Это достигается благодаря суффиксам –н-, -ен-, -енн-, -л- (жарить → жарЕНый, зреть → зреЛый).
Образование глаголов происходит только с помощью суффиксов, основными из которых являются –е-, -и-, -о-, -а- (богатый → богатЕть, завтрак → завтракАть).
Также глаголы образуются от существительных через суффиксы -ова-/-ева- (танец → танцЕВАть).
Суффиксы –а-, -я- участвуют в образовании глаголов несовершенного вида, которые являются парными бесприставочным глаголам совершенного вида (бросить → бросАть).
Если речь идёт о приставочных глаголах, то используют суффиксы –ива-, -ыва- (рассказать → рассказЫВАть).
Несколько глаголов суффиксальным способом (суффиксы –а-, -ка-) образованы от междометий и звукоподражательных слов (хи-хи → хихиКАть).
Ещё одной частью речи, которая образуется при помощи суффиксов, является наречие.
От прилагательных, которые имеют суффикс –ск-, наречия образуются через суффикс –и- (дружеский → дружескИ). Во всех остальных случаях применяют суффиксы –о- и –е- (близкий → близкО).
При помощи архаичного суффикса –жды наречия образуются от количественных числительных (два → дваЖДЫ).
Таким образом, суффиксальный способ словообразования активно применяется в русском языке, располагая при этом разветвленным списком используемых суффиксов.
Источник