Что не является способом представления графа

Графы. Способы представления графа в программе

Граф в программировании представляет собой совокупность двух конечных множеств:

  • множества вершин (точек, узлов);
  • множества дуг (ребер), соединяющих вершины.

В качестве простейшего примера графа часто приводят систему дорог между городами, где города — это вершины, а дороги — ребра графа. Однако, вокруг нас есть множество и более обыденных примеров:

  • электрическая схема является графом, в котором вершины — элементы схемы, а дуги — соединяющие провода;
  • блок-схема алгоритма;
  • система каталогов операционной системы является частным случаем графа — каталоги и папки задаются вершинами, а отношение вложенности — дугами.

Если направление ребер графа имеет значение (например при отражение отношения вложенности каталогов) — то граф называется ориентированным. Если направление не важно (например при соединении элементов электрической цепи) — граф является неориентированным. Кроме того, ребрам часто приписывается вес, граф в этом случае называется взвешенным — в системе дорог веса ребер могут отражать расстояния между городами.

В связи с этим возникает необходимость обработки графов компьютером, но для этого необходимо сначала каким-то удобным для обработки образом разместить его в памяти. Итак, граф ( G ) — это совокупность вершин ( V ), и дуг ( E ), в зависимости от того, как они задаются, выделяются следующие способы машинного представления графа:

  • матрица смежности для графа из N вершин хранится в виду двумерного массива размером N x N . Вершины графа в этом случае задаются номерами (индексами строк и столбцов матрицы), а ячейка графа matrix[i, j] отражает наличие дуги между соответствующими вершинами. Например, при наличии дуги в ячейке может быть записана единица (или вес ребра i->j для взвешенного графа) , а при отсутствии — ноль;
  • матрица инцидентности для графа из N вершин и M дуг хранится в виде двумерного массива размером N x M . Ячейка матрицы matrix[i, j] отражает инцидентность ребра j вершине i , т.е. тот факт, что это ребро выходит или входит в вершину i . Если ребро не связано с вершиной — в соответствующей ячейке матрицы записывается ноль, в противном случае единица (если граф ориентированный, то начало ребра можно отметить -1 , а конец 1 , если граф взвешенный — единица может быть заменена весом соответствующего ребра).

Матрица смежности графа:

A B C D E F G
A 0 12 0 0 0 16 3
B 12 0 8 0 0 0 6
C 0 8 0 4 0 0 8
D 0 0 4 0 14 0 30
E 0 0 0 14 0 28 11
F 16 0 0 0 28 0 13
G 3 6 8 30 11 13 0

Матрица инцидентности графа:

AB BC CD DE EF FA AG BG CG DG EG FG
A 12 0 0 0 0 0 3 0 0 0 0 0
B 12 8 0 0 0 0 0 6 0 0 0 0
C 0 8 4 0 0 0 0 0 8 0 0 0
D 0 0 4 14 0 0 0 0 0 30 0 0
E 0 0 0 14 28 0 0 0 0 0 11 0
F 0 0 0 0 28 16 0 0 0 0 0 13
G 0 0 0 0 0 16 3 6 8 30 11 13

Работая с приведенными матрицами возможно, например, найти в графе кратчайшие пути между вершинами, построить минимальные остовы и т.д., однако, у них есть недостатки:

  • избыточность. Зачастую в графах ребра существуют между небольшим (количеством вершин), поэтому в матрице смежности будет огромное количество нулей. В матрице инцидентности в каждом столбце может быть лишь два ненулевых значения (т.к. у дуги два конца). На хранение нулей тратится память, что может быть существенно при обработки больших графов;
  • недостаточная расширяемость. В матрицу смежности можно без проблем добавлять новые дуги, но чтобы добавить вершину нужно создавать новую матрицу большего размера и копировать в нее данные из старой. Это работает очень медленно при больших матрицах. В матрице инцидентности такие проблемы возникнут как при добавлении дуг, так и при добавлении вершин.
Читайте также:  Tea tree relief serum способ применения

В связи с этим, зачастую применяются списки смежности и инцидентности. Для каждой вершины при этом хранится список с номерами смежных вершин или инцидентных ребер. В качестве структуры данных при этом могут использоваться массивы, связные списки и даже хеш-массивы.

Списки смежности графа:

A B(12) F(16) G(3)
B A(12) C(8) G(6)
C B(8) D(4) G(8)
D C(4) E(14) G(30)
E D(14) F(28) G(11)
F A(16) E(28) G(13)
G A(3) B(6) C(8) D(30) E(11) F(13)

Списки смежности и инцидентности решают проблему расширяемости графа, т.к. новые узлы и дуги могут быть очень просто и эффективно добавлены во время выполнения программы, кроме того они более оптимальны по памяти, т.к. хранятся только данные о существующих дугах. Однако, такой способ представления графа менее эффективен по процессорному времени, т.к. для проверки существования дуги в худшем случае нужно будет перебрать все дуги, выходящие из некоторой вершины, но в матрице смежности было достаточно обратиться к элементу массива (асимптотическая сложность ухудшилась с O(1) до O(K) при использовании связных списков или O(log(K)) при использовании хеш-массивов). Важно, что K в этом случае — количество смежных вершин, для многих графов оно не будет очень большим (например, если граф представлял бы карту города, то скорее всего значение K для каждой вершины не превышало бы 4-6 ), в связи с этим, нужно очень внимательно выбирать структуру данных для хранения списков смежности/инцидентности.

Еще одним способом задания графа в программе может быть хранение указателей на смежные вершины/инцидентные дуги внутри каждого узла программы, при этом узел описывается в виде структуры, содержащей данные и эти указатели. Примерно так:

Сам граф в программе хранится в виде списка таких вершин.

Литература по теме:

  • Анализ сложности алгоритмов. Примеры — поможет разобраться с оценкой сложности по памяти и процессорному времени (нужно чтобы уметь выбирать наиболее подходящую для своей задачи структуру данных);
  • Макоха А. Н., Сахнюк П. А., Червяков Н. И. Дискретная математика: Учеб. пособие. — М. ФИЗМАТЛИТ, 2005 — 368 с.
  • Дж. Макконелл Анализ алгоритмов. Активный обучающий подход. — 3-е дополненное издание. М: Техносфера, 2009. -416с.

Источник

Теория Графов. Часть 1 Введение и классификация графов

«Графы являются одним из объединяющих понятий информатики – абстрактное представление, которое описывает организацию транспортных систем, взаимодействие между людьми и телекоммуникационные сети. То, что с помощью одного формального представления можно смоделировать так много различных структур, является источником огромной силы для образованного программиста». Стивен С. Скиена

Читайте также:  Государственный долги способы его регулирования

Введение

Сначала под землей города Москвы ничего не было. Потом была построена первая станция метро, а затем и вторая и третья. Образовалось множество станций метро. На карту было занесено множество точек. Позже между станциями стали прокладывать пути линии. И соединилась станция метро А со станцией метро Б. Все остальные станции также стали соединятся друг с другом и на карте появилось множество линий. В итоге мы имеем Московский метрополитен очень красивый, я там был проверял.

Схема Московского метро

Посмотрите какая красота. У нас имеется множество точек (которые называются вершинами или узлами), а также множество линий (называемые рёбрами или дугами). Обозначим множество вершин буквой V от английского vertex−вершина и множество рёбер обозначим E от английского edge−ребро. Граф в формулах именуют буквой G. Все вершины обязательно должны быть идентифицированы.

Отмечу, что число вершин обозначается буквой n:

Число рёбер обозначается буквой m:

Таким образом граф задается и обозначается парой V,E:

Граф — это совокупность пары множеств. Конечного есть и бесконечные, однако мы их пока не рассматриваем непустого множества V и множества E заданного неупорядоченными парами множества V.

Также определение графа рассказывается в этой статье на Хабре (https://habr.com/ru/post/65367/)

Неформально граф является совокупностью точек и линий. Линии в котором задаются парой вершин, расположенных не важно в каком порядке.

Разберем определение графа подробней. Может ли в G быть пустым множество E? Да без проблем! Такой граф будет называться нулевым, а вершины в нем будут называться изолированными.

Нулевой граф

Только вот множество V вершины пустым быть не может. Ведь множество E рёбра задается парой неупорядоченных вершин множества V. Две вершины образующие ребро, называются концами этого ребра.

Множество E задается парой неупорядоченных вершин множества V.

Пример: Пусть множество V = <1,2,3,4,5>. Тогда множество E =

Граф будет выглядеть следующим образом:

Висячей вершиной называется вершина которая соединена только с одной соседней вершиной. В нашем случаи висячей вершиной будет вершина 5, так как она соединена только с вершиной 1.

Степенью вершины — является количество рёбер исходящих выходящих из вершины и входящих в нее. Данное определение верно для ориентированных графов см. классификацию графов. Для неориентированных графов исходящая степень равна входящей. Степенью вершины 1 будет является число 4. Так как вершина 1 соединена с вершиной 2, 3, 4, 5.

Степень записывают, как:

Максимальная степень, то есть какое количество степеней вообще присутствуют в графе обозначаются, как:

Формула суммы степеней для G = V,E выглядит так:

Читайте также:  Правоохранительная деятельность государства организационно правовые способы обеспечения законности

То есть сумма степеней всех вершин v графа равна удвоенному количеству его рёбер E. Считаем количество степеней в нашем примере. От этого никуда не денешься. Я насчитал 12. А теперь считаем, сколько у нас рёбер. Их 6! Умножаем на 2 и получаем 12. Совпадение? Не думаю!

А давайте представим наш граф в другом виде, но с сохранением данных пар. G теперь имеет следующий вид:

Заметьте я не изменил пары между собой. Вершина 4 также соединяется с вершиной 3, а у вершины 1 степень также осталась 4. Так почему граф имеет совершенно другой вид и законно ли это?

Самое главное в графе это вершины и проведенные между ними рёбра. В связи с этим граф является топологическим объектом, а не геометрическим . То есть объектом который не меняется при любых растяжениях и сжатиях. Нам все равно какой мы сделали отрезок. Кривой, прямой, самое главное это наличие связи между вершинами. По этой причине графы являются очень универсальными в плане практического применения. Мы можем обозначать ими дороги, компьютерную сеть, людей которые дружат друг с другом или даже влюблены друг в друга.

Классификации графов

Первым признаком классификации является отсутствие или наличие ориентации у ребер.

Ребро является неориентированным если у него нет понятия начала или конца. То есть оба его конца равноправны. Такой граф называется неориентированным, обыкновенным или неографом.

Неориентированный граф

Ориентированное ребро обозначается стрелкой. И указывает ориентацию от вершины к вершине. То есть данный граф имеет начало и конец. И называется он ориентированным или орграфом.

Ориентированный граф

Также существует граф со смешанными ребрами. Это когда в графе присутствуют, как ориентированные рёбра, так и неориентированные.

Смешанный граф

Вторым признаком является отсутствие или наличие кратных ребер.

Кратные ребра — это ребра которые встречаются между двумя вершинами сразу несколько раз. В примере ниже мы видим, что вершина a соединена с вершиной c несколько раз. То же самое происходит и a c b. Такой граф называется мультиграфом.

Мультиграф

Граф в котором кратных ребер нет, является простым графом. В простом графе мы просто называем пару вершин для идентификации ребра, но в мультиграфе такое уже не сработает, так как одна и та же пара вершин будет указывать на два ребра и не понятно что к чему будет относится. Поэтому если вы повстречаете мультиграф, то вы должны обозначить каждое ребро отдельно.

Заключение

В данной стать я не рассмотрел, понятия смежности и инцидентности, однако я решил их рассмотреть в следующий раз. Также хочу отметить, что более подробно виды графов, я буду рассматривать в следующих статьях. Если у вас есть вопросы, предложения или я где-то допустил ошибки, то прошу написать их в комментариях.

Источник

Оцените статью
Разные способы