Место и способ образования согласных
Место образования согласного звука — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.
Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]) и губно-зубными ([ф], [ф’], [в], [в’]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [ц], [л], [л’], [н], [н’]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш’], [ж], [ж’], [ч’], [р], [р’]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к’], [г’], [х’]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).
Рассматривая таблицу (Приложение к пцубликации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.
Способ образования согласного — это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.
Существует два основных способа образования преграды — либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.
При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш¯’], [ж], [ж¯’], [j], [х], [х’].
Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.
Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].
У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч’].
Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м’], [н], [н’].
При образовании смычных боковых [л] и [л’] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории — между опущенной боковой частью языка и щеками.
В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.
Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р’].
Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.
Источник
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Место образования
При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).
По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.
Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.
Так, губные согласные делятся на две группы:
- губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
- губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: [в], [в’], [ф], [ф’].
Язычные согласные бывают:
- переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : [д], [д’], [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [н], [н’], [ц];
- переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: [р], [р’], [ш], [ж], [ш̄’], [ж̄’], [ч’];
- среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: [j];
- заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Здесь все согласные делятся на две группы:
- твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [ж], [ш], [з], [с], [л], [м], [н], [р], [х], [ц];
- мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука [j], поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: [б’], [п’], [в’], [ф’], [г’], [к’], [д’], [т’], [ж̄’], [ш̄’], [з’], [с’], [л’], [м’], [н’], [р’], [х’], [ч’].
Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):
Примечание. Долгий мягкий согласный [ж̄’] почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука [ж].
О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.
Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.
Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.
Источник
Место образования согласных
- Места образования согласных — признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.
Вместе с течением воздуха, образованным под ротовой полостью, положением голосовой щели и формой ротовой и носовой полости, является одним из четырёх критериев классификации по артикуляторному признаку звуков речи.
Способ образования согласного — это характеристика, обозначающая одновременно тип преграды в полости рта и способ её преодоления.
Два основных способа образования преграды — это либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом различаются смычные и щелевые согласные.
* билабиальные (губно-губные), верхней и нижней губой.
* лабио-велярные (губно-задненёбные), производимые одновременно мембраной и верхней и нижней губой.
* лабио-альвеолярные, производимые одновременно в альвеолах и верхней и нижней губой.
* лабио-дентальные (губно-зубные), нижней губой и верхними резцами.
* дентальные (зубные), кончиком или тыльной стороной языка и задней частью верхних резцов.
* интердентальные (внутризубные), кончиком языка, расположенным между верхними и нижними резцами.
* ретрофлексные, образованные при помощи поднятия кончика языка к задней части альвеол.
* альвеолярные, передней частью языка и альвеол.
* палатальные (нёбные), передней частью тыльной стороны языка и твёрдого нёба.
* велярные (задненёбные), задней частью языка и нёбной занавеской.
* увулярные, задней частью языка и увулой (нёбным язычком).
* Фарингальные (глоточные), основанием языка и глоточной стенкой.
* Глоттальные (голосовые), закрытием голосовой щели.
Связанные понятия
Звонкие альвеолярные спиранты — согласные звуки. Обозначение в МФА меняется в зависимости от того, является этот звук переднеязычным или фрикативным не сибилянтом.
Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.
Источник
Образование согласных звуков
В отличие от гласных звуков согласные отличаются гораздо большим разнообразием способов звукообразования, что усложняет их анализ и распознавание, и соответственно затрудняет работу звукорежиссеров с речевыми и вокальными сигналами. Однако именно согласные требуют особого внимания при звуковой обработке, поскольку в речи они несут основную смысловую нагрузку.
Во-первых, при образовании согласных могут использоваться все источники звука и их сочетания: фонация, турбулентный шум, импульс.
Во-вторых, месторасположение источника звука также может сильно варьироваться: если при образовании гласных резонаторы всегда находятся впереди источника звука, поскольку положение голосовых связок закреплено в гортани, то при образовании согласных источник звука может находиться в любом месте тракта (например, у зубов для звука «с»; в задней нёбной части для звуков «г», «к» и др.).
В-третьих, при образовании согласных чаще используется подключение дополнительной носовой полости (в русском языке вообще нет носовых гласных, только согласные «м», «н»).
Кроме того, они отличаются значительно более короткими стационарными периодами (служат как бы переходом от одной гласной к другой), и значительно большим разнообразием спектров. Средняя длительность гласных звуков 0,15 с, средняя длительность согласных 0,08 с.
При создании согласных звуков процесс образования формантных областей значительно усложняется.
|
Рис. 2 Осциллограммы и спектрограммы шума при образовании глухих согласных |
Поскольку источник возбуждения (вибратор) может располагаться в любом месте голосового тракта, то в этом случае резонансные полости располагаются как перед источником, так и позади него.
Резонансы полости перед источником создают пики в выходном сигнале, такие резонансы называются «полюсами» (формантами); резонансы задних полостей называются «нулями» передаточной функции, и проявляются в виде провалов. Модель тракта для согласных «к», «п», «т» и соответствующая передаточная функция тракта показана на рисунке 3. На графике отчетливо видны пики (полюса) и провалы (нули).
Когда нули и полюса находятся близко к друг к другу, происходит их нейтрализация, и на выходной характеристике не видно ни нулей, ни полюсов. В таком случае они называются «связанными».
Для описания процессов образования согласных звуков вводится понятие локусной формантной картины. При образовании гласных звуков передаточная функция тракта, как уже было отмечено выше, полностью зависит от структуры ее формант (F-картины), которые в процессе беглой речи непрерывно изменяются, поскольку непрерывно перестраиваются артикуляционные органы. Эта плавность изменения конфигурации речевого тракта и его резонансных частот имеет место и при произнесении согласных звуков, только эти резонансы не всегда видны в передаточной функции.
Под локусной F-картиной понимается совокупность резонансов (формант) ротовой полости тракта, которая соответствует положению артикуляционных органов при произнесении данного согласного звука. Таким образом, локусы – это те форманты, которые должны быть при данной конфигурации тракта, независимо от того, слышны они или нет. Их положение можно восстановить из спектрограмм сигнала, и оно имеет существенное значение для процессов восприятия согласных.
Артикуляционные возможности речевого тракта при образовании звуков чрезвычайно разнообразны, и могут быть использованы для создания огромного многообразия звуков. Однако для речи используется ограниченный набор звуков (количество фонем в разных языках мира в основном не превышает 50…70). Такой разрыв между возможностями голосового аппарата и его применением объясняется с помощью квантальной теории, в соответствии с которой из всех звуков в речи используются только те, которые создают достаточно четкие слуховые контрасты и легко различимы слуховой системой (т.е. речь была приспособлена к слуху). Например, гласные «и», «у», «а» резко контрастируют на слух, поэтому они используются почти во всех языках мира. Поэтому для разных звуков для речи были отобраны те виды артикуляции, которые создают существенные акустические и слуховые различия.
Рассмотренные выше механизмы звукообразования с учетом квантальных артикуляционно-акустических и слуховых отношений и лежат в основе классификации звуков речи, краткое ознакомление с которой необходимо для анализа акустических характеристик речи и их связи с фонетическими признаками в процессе слухового восприятия и распознавания.
|
Рис. 3 Форма голосового тракта и спектры звуков «к», «п», «т» (точкой отмечено место расположения источника шума) |
Классификация звуков речи
В основе классификации всех звуков речи, участвующих в различении слов, лежит классификация Международной фонетической ассоциации (МФА), основанная на артикуляционных признаках. Однако, поскольку все звуки, с одной стороны, представляют собой семиотические знаки, создаваемые органами речи, а, с другой, они представляют собой акустические сигналы, восприятие которых создает сложные слуховые образы, существуют классификации, основанные на акустических признаках. Признаки, используемые в классификации МФА, делятся на группы, в зависимости от того, какой из нижеперечисленных процессов они описывают:
— способы формирования воздушного потока – генерации (инициации);
— способы участия голосовых связок в образовании звука – фонации;
— способы формирования структуры вокального тракта – артикуляции.
Все звуки речи можно разделить на две большие группы: гласные и согласные, существенно отличающихся друг от друга по всем вышеперечисленным признакам.
Поскольку согласные звуки несут основную смысловую нагрузку в тексте речи, а гласные – основную эмоциональную нагрузку, то разное количественное сочетание этих звуков в разных языках определяет различие в избыточности речи, и разные требования к их обработке в каналах звукопередачи и звукозаписи.
Классификация гласных
При образовании гласных звуков всегда используется один способ формирования воздушного потока (генерации или инициации): модуляция потока воздуха за счет колебаний голосовых связок (фонация), поэтому этот признак не может использоваться для их классификации.
В основе классификации гласных лежат другие признаки.
Дополнительная тембровая окраска гласных, которая используется в разговорной и вокальной речи требует сложной вокальной артикуляции с дополнительными движениями, модифицирующими свойства вокального тракта. Наконец, при создании гласных могут использоваться такие признаки как:
— долгота (долгий/короткий) – в русском языке они не несут смыслового различия, а в других языках, например, английском, это существенный различительный признак.
— напряженность (напряженный/ненапряженный) – этот различительный признак также используется в ряде языков. Ненапряженные гласные отличаются меньшей длительностью и интенсивностью, некоторым сдвигом в артикуляции.
Кроме чистых гласных, во многих языках используются сложные гласные, где происходит плавный переход от одного типа артикуляции к другому. Если в этом участвуют два гласных, то такой звук называется дифтонгом. Например, в русском языке: «я» [йа], «ю» [йу]. Существуют сочетания, где используются три звука (трифтонги).
Классификация согласных
Артикуляция согласных звуков связана с созданием препятствия на пути воздушного потока в различных частях голосового тракта. Кроме того, при образовании согласных используются все три типа генерации (инициации) звука: фонация, турбулентный шум и звуковой импульс (взрыв) и их всевозможные сочетания. Поэтому классификация согласных осуществляется по всем трем вышеперечисленным критериям.
По способам генерации
Основной способ создания воздушного потока у большинства согласных – легочный выдыхательный механизм (как и у гласных).
По способам артикуляции
При классификации по этим способам используются следующие основные признаки: способ образования преграды, и место ее образования.
Образование согласных может сопровождаться дополнительными сложными артикуляционными движениями. Например, можно выделить согласные, которые образуются с образованием двойной преграды (их называют иногда двухфокусными) – «ш», «ж»; если эта вторая преграда образуется за счет сближения губ, то такие согласные называются лабиальными, например, английское «w».
Кроме того, имеются согласные с дополнительной артикуляцией, например, широко распространенные в русском языке мягкие согласные «л'», «м'», которые образуются путем наложения дополнительной язычной артикуляции [и]-образного типа; этот процесс называется палатализацией.
Наконец, согласные могут различаться по длительности (долгий/краткий) и степени напряженности артикуляции (сильный/слабый). В русском языке они не несут смыслоразличительных функций.
Кроме того, все согласные, при образовании которых не образуется сильного турбулентного шума, потому что при их образовании имеется дополнительный проход для воздуха, объединяются под названием «сонорные». К их числу относятся носовые согласные («м», «н»), аппроксиматы («л», «р») и полугласные «й».
Все вышесказанное относится к отдельным звукам, но в беглой речи имеет место процесс коартикуляции. В процессе артикуляции любого звука имеется три фазы:
— подготовительная (экскурс), когда органы речи начинают устанавливаться в исходную позицию;
— стационарную, когда все органы (язык, губы и др.) находятся в точной позиции, соотвествующей данному звуку;
— рекурсия, когда органы речи начинают перестройку для следующего звука.
Если бы для каждого звука все эти позиции точно выдерживались, как при четком произношении отдельного звука, то речь происходила бы в слишком медленном темпе. При быстрой речи (14…18 звуков в секунду), происходит переслаивание этих фаз между соседними звуками. Этот процесс влияния артикуляции соседних звуков друг на друга называется коартикуляцией. При этом на артикуляционное положение органов речи для данного звука накладываются положения (движения) органов речи, соответствующие последующему звуку.
Эти процессы коартикуляции в беглой речи существенно влияют на акустические характеристики речи и процессы ее слухового распознавания, о чем мы поговорим в следующих статьях.
Источник