Что характеризует компромисс как способ разрешения социального конфликта

Тема 15. Социальный конфликт и пути его разрешения

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Участники конфликта называются субъектами конфликта:

свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;

подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту;

пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;

посредники – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом.

Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, – это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Для правильного и всестороннего понимания конфликта необходимо провести разграничение между ним и противоречием. Противоречие – это фундаментальная несовместимость, несогласие каких-то важных – политических, экономических, этнических – интересов.

Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в социальном напряжении – чувстве неудовлетворенности положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может так и остаться противоречием, не дойдя до открытого столкновения, т. е. конфликта. Таким образом, противоречие выражает скрытый и статический момент явления, а конфликт – открытый и динамический.

Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

В истории социологии имеют место различные концепции, раскрывающие сущность социальных конфликтов.

На современном этапе развития социологической науки выделяют две основные парадигмы с точки зрения роли конфликта в обществе. Ученые определяют следующие функции социальных конфликтов.

Конфликты порождаются различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Можно выделить следующие причины социальных конфликтов:

– социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;

– различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

– поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Социальный конфликт проходит три основные стадии:

1. Предконфликтная – конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.

2. Непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

3. Разрешение конфликта – завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов

• По длительности – долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.

• По объему – глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.

• По источнику возникновения – объективные; субъективные; ложные.

• По используемым средствам – насильственные; ненасильственные.

• По форме – внутренние; внешние.

• По влиянию на ход развития общества – прогрессивные; регрессивные.

• По характеру развития – преднамеренные; спонтанные.

• По сферам общественной жизни – экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

• По типу отношений – внутри– и межсистемный (индивиду ально-психологический) уровни; внутри– и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

компромисс (лат. compromissum) – решение проблемы через взаимные уступки сторон;

переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

арбитраж (фр. arbitrage – третейский суд) – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

Реставрация – возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

Невмешательство (выжидание) – надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

Обновление – активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

– своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

– обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

– совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу.

Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Таким образом, конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт».

Источник

Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.
Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.
Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.
Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.
Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.
М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.
Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.
При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.
По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.
Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.
Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.
При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.
Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.
Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.
Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.
При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.
Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.
Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.
Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства:
Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.
Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.
В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

Читайте также:  Бухгалтерский учет амортизации линейным способом

Источник

Компромисс ─ способ поведения в конфликте и урегулирования конфликта

Итак, компромисс это наиболее почитаемая и часто применяемая специфика решения той или иной проблемы. В ходе компромисса каждая из сторон требует то, что ей необходимо и делает это, пока не будет найдена одна обоюдная основа для сотрудничества.
Большинство экспертов склоны полагать, что именно компромисс является ведущим способом воздействий руководителей компаний.
Стоит сказать о том, что при применении стратегического компромисса, рассогласованность происходит намного конструктивней. Да и от конфликтных ситуаций такая стратегия может легко уберечь обе стороны. Но всегда нужно помнить и о том, что не все готовы идти на компромисс в деловых взаимоотношениях. Именно поэтому необходимо всегда для получения стопроцентного результата подстраиваться под своего оппонента. Основные условия делового компромисса это естественность и понимание. Придя к обоюдному компромиссу, вы можете легко продолжать свое сотрудничество без всяких отголосок и недомеков, и получить от этого сотрудничества свои плоды. Конечно, в этой стратегии, как и во всех других, есть и свой минус, который связан с тем, что цели могут быть выполнены не до конца из-за того, что пришлось чем-то пожертвовать. И это не всегда удобно, так как в бизнесе весьма сложно сделать выбор относительно того, чем придется пожертвовать и что именно необходимо сделать в первую очередь. Что не говори, а в любом случае хочется достигнуть большего результата, вот именно по этой причине компромисс, лишь на первый взгляд может казаться самым выигрышным и правильным решением.
Но что бы там не было, компромисс способен быстро и сравнительно легко уладить ситуацию. Наиболее приемлемым способом решения проблемы при использовании компромисса принято считать урегулирование при его помощи второстепенных вопросов. Вот поэтому прибегать к компромиссу в очень важных делах все-таки не стоит. Ведь всегда можно попробовать обойти стороной «подводные камни», которые возникают в деловых отношениях, и выбрать совсем другую и правильную стратегию, не жертвуя ничем, и которая будет умеренно учитывать интересы каждой из сторон. Помните, что все компромиссы хороши в меру и поэтому ими не стоит злоупотреблять! Удачи вам в ваших делах и поменьше поводов для компромиссов!

Человек, исповедующий такой стиль поведения — это умная и пронырливая личность, которая все может выведать у конкурента, но своего не раскроет. К такому типу относятся люди, которые манипулируют интересами других людей (маклеры, торговцы, дипломаты). Компромисс характеризует удовлетворение 50% своих интересов и 50% чужих. Обе стороны имеют примерно равную власть, но в то же время имеют взаимоисключающие интересы. Участники конфликта предпочитают лучше получить что-то, чем потерять все. В такой ситуации преследуется цель получить кратковременную выгоду, а не удовлетворить свои интересы. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Читайте также:  Обобщив сообщения сми опишите экологические бедствия вызванные утечкой нефти способы преодоления их

Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;

иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;

компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;

условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» по содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Согласие и его достижение

социальное согласие – это состояние и процесс взаимодействия между социальными субъектами, которые имеют схожие ценности, потребности, интересы и цели, при этом социальная группа солидарна, сплоченна, упорядочена, стабильна; согласие – это одна из групповых характеристик, объясняющих механизм образования норм, один из способов трансляции обычаев от одного поколения к другому

В современном мире все более глобальное значение приобретает социальное согласие. Функционирование любого общества, его полноценное развитие и благополучие во многом определяется именно им, поэтому проблема социального согласия становится с каждым годом все более актуальной.

Понятие “согласие” очень близко с понятием “консенсус”, поэтому часто их отождествляют. Слово “консенсус” означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание. Современные словари определяют этот термин как “1) согласие, единодушие; 2) соглашение об урегулировании конфликта”

Проблема консенсуса давно волновала социальных мыслителей. Так, согласно Гегелю, консенсус – это солидарность, органичное свойство “нормальной” (идеальной) социальной жизни людей. Следуя гегелевской традиции, стремился понять консенсус и Вебер. Но он решительно противопоставляет консенсус солидарности, так как, по его мнению, поведение, основанное на консенсусе, не исключает борьбу интересов, конфликт разносторонних мнений, тенденций. По Веберу, консенсус – это объективно существующая вероятность (шанс) того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы человеческого взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для их поведения. Причем речь идет вовсе не о том, что при этом люди обязательно будут сотрудничать друг с другом; важно, чтобы каждый из участников взаимодействия учитывал как нечто значимое для его поведения соответствующие ожидания других, являющихся его партнерами. И коль скоро этот учет действующим индивидом ожиданий его партнеров по взаимодействию дает ему определенный “шанс” для достижения своей рационально осмысленной цели, можно говорить, согласно М. Веберу, о наличии консенсуса38. Проблему консенсуса рассматривали также американские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Л. Вирт и другие. В 1960–1970-е гг. эта проблематика рассматривается, с одной стороны, в рамках неомарксистской социальной философии (в работах Ю. Хабермаса), а с другой – в русле феноменологически ориентированной социологии, отталкивающейся от идей А. Шюца, связавшего веберовскую концепцию консенсуса с концепцией интерсубъективности Э. Гуссерля.

Сейчас достаточно часто понятие консенсуса можно встретить в политических, юридических, социальных сферах. Анализируя различные точки зрения, можно выделить два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его принятии;

2) отсутствие возражений против принятия решения со стороны всех участников.

Консенсус предполагает отсутствие только прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию и даже отдельные оговорки к решению. В то же время консенсус – не решение большинства, так как он не совместим с отрицательной позицией хотя бы одного из участников.

Понятие “консенсус” применяют не только в межгосударственном масштабе, но и при анализе внутренних процессов. В этом случае необходимо различать консенсус в более узком смысле – как способ разрешения споров и конфликтов – и консенсус в более широком смысле – гражданское согласие.

Консенсус и конфликт – одни из важнейших характеристик любой системы. В современных российских условиях значительно расширяется сфера проявления конфликтов. Это вызвано последствием эпохи перестройки и реформ, которое выражается в резком углублении раскола общества. Идет явная дезинтеграция сложившихся ранее социальных структур и связей. Общество разделилось на группы не только с разным экономическим положением, но и с противоположными политическими взглядами. Формируются новые социальные группы, многие из которых ранее подавлялись. Все они имеют свои специфические цели, задачи, программы, которые в первую очередь нацелены на получение группового блага и успеха и в наименьшей степени – на благо общества. Эти социальные группы борются друг с другом с целью получения большей власти, дохода, престижа, что усиливает дестабилизацию общества. В результате рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения растет недовольство, агрессивность отдельных групп и индивидов, нарастает психологическая усталость, раздражительность40. Все перечисленные факторы, так же как и конфликты, являются основными предпосылками социальной напряженности.

Социальная напряженность является необходимой, хотя и необязательно постоянной, составляющей существования любого сообщества. Достаточно часто социальная напряженность существует в латентной форме, не проявляя себя внешне. Во многом этому способствует отсутствие или очень слабое реагирование сторон на конфликтогенный фактор, т. е. их толерантность.

В периоды нестабильного развития общества наряду с политическими и экономическими показателями важно учитывать процессы, происходящие в психологии масс. Ведь на поведение индивида немаловажное влияние оказывают определенные стереотипы социального поведения, сложившиеся веками с учетом географического положения региона, его историей, традициями и культурой.

Разрешить конфликты и добиться социального согласия можно путем комплексного действия и принятия мер по трем направлениям41:

1. Выработка общих принципов компромисса и согласия.

2. Практическое достижение, заключение компромисса и согласия.

3. Последующая организация конкретных дел в соответствии с достигнутым компромиссом, согласием.

Одним из важнейших путей достижения социального согласия является формирование принципов согласия. Это означает признание большинством общих идей, принципов, ценностей, положений, определенных приоритетными по сравнению с какими-либо групповыми интересами.

Читайте также:  Дайте определение эмбриональной грыже способ оперативного лечения

Сегодня в стране начался поиск духовных идей и ценностей, которые могли бы объединить, скооперировать людей. Можно выделить следующие направления поиска объединяющей идеи42:

• определенный социальный строй, социальная идея. Это идея о таком обществе, которое или реально складывается в России в ходе реформ, или о котором помышляет большинство россиян;

• обеспечение государственности, державности;

• подчеркивание значения патриотизма;

• объединяющая религиозная идея;

• проповедование различных антинаучных, мистических взглядов.

Согласно В. С. Семенову, можно определить такие основные идеи:

1) самобытность и независимость судьбы нашей Отчизны в развивающемся мире;

2) определяющая роль коренных жизненных интересов россиян во всей внутренней и внешней государственной политике;

3) последовательное восхождение к свободе и демократии, благополучию и процветанию;

4) справедливость, державность, патриотизм;

5) высшая общественная ценность – человек как созидатель, творец, реализующий свои богатейшие потенции в тесном содружестве равноправных тружеников многонационального государства43.

Основой движения к согласию являются и взаимные компромиссы, задачей которых является завершение конфликта путем частичных уступок. Они достигается посредством дискуссий, круглых столов, переговоров конфликтующих сторон. Компромисс является наиболее простым способом достижения согласия, его технология проста, но во многих случаях не разрешает конфликт, а как бы временно его откладывает. Достижению согласия способствует и объединение, сотрудничество, кооперация. Это предполагает направленность конфликтующих на конструктивное обсуждение проблемы в поисках конкретных практических результатов. Сотрудничество в данном случае понимается как интеграция – новое решение, при котором выполняются условия оппонентов без их серьезных потерь.

Одним из способов преодоления конфликта является силовое подавление. В данном случае сильнейшая сторона диктует свои условия в ущерб более слабой. Как мы понимаем, это более простой и примитивный метод. Согласие требует намного больше усилий, терпения, интеллекта, культуры, незаурядности ума, чем голое применение силы, которую всегда легче использовать. Применение насилия, жестокости и произвола может привести к печальным последствиям, знакомым нам из истории России.

В современных российских условиях на президента и властные структуры ложится большая ответственность при достижении общественного согласия. Политический лидер как бы объединяет противоположные позиции, стороны, поэтому его эффективность и результативность во многом зависит от степени обеспечения согласия. Также важно согласие на уровне ведущих политических сил: партий, движений, объединений, элит. Обеспечение общественного согласия предполагает дальнейшее углубление диалога между всеми влиятельными общественными силами, между центром и регионами, между властью и оппозицией, между государством и обществом.

Согласие является приоритетом в преодолении конфликтов, оно снимает напряжение, в то время как насилие сохраняет его. В истории России часто терпение народа преобладало над активным протестом. Например, в советское время действовал страх наказания за малейшую провинность; отклонения от сложившихся норм, малейшее проявление недовольства тут же гасились государственной машиной. Но с приходом демократических реформ появляется непременный атрибут “эпохи перемен” – состояние протеста населения. Это для России, скорее всего, наиболее распространенный вид настроения, когда нарушается традиционный устой жизни. Разрушается иллюзия “светлого будущего”, человек сравнивает более спокойное и стабильное прошлое со своим сегодняшним состоянием. Он не знает, что дальше ждать, как приспособиться к новым условиям. Недовольство жизнью, недоверие к власти, падение жизненного уровня – все это создает атмосферу протеста, социальной напряженности. В настоящее время уровень социального протеста в современной России невысок, большинство людей адаптировалось к новым условиям, преодолело издержки, вызванные реформами. Хотя некоторая социальная напряженность все-таки имеет место. В современной России все больше возрастает роль общественного мнения, которое оказывает огромное влияние на ход социально-политических процессов, становится важнейшим фактором, влияющим на формирование политических лидеров и их деятельность. Поэтому политику любого уровня важно учитывать то, что вызывает наибольший протест у граждан, а к чему они относятся терпимо. Ныне россияне наиболее терпимо относятся к таким качествам политического лидера, как неопрятной внешности политика и отсутствию обаяния. Наиболее нетерпимо – к непорядочности, некомпетентности, пассивности, неумению собрать команду, нерешительности и эгоизму. Корни этих явлений, скорее всего, лежат в архетипах российского сознания, где находятся определенные стереотипы социального поведения, уходящие корнями в такие потребности любого индивида, как самосохранение, воспроизводство, сохранение себя в сообществе, а также самого сообщества. Применительно к отношению массового сознания россиян к политическому лидеру это можно интерпретировать так: кандидат в первую очередь должен думать об интересах своего народа, страны, а уж затем о собственных. Российский человек не согласен мириться с отсутствием таких качеств политического деятеля, как порядочность, компетентность (лидер должен хорошо разбираться в политической обстановке, чтобы решительно, активно и грамотно действовать).

К недостаткам, которые россияне готовы терпеть в определенных условиях, относятся старость и болезнь политического деятеля. Это объясняется тем, что народ привык к достаточно часто сменяющимся у руля страны немолодым и больным руководителям. Это связано и с традиционным гуманизмом и терпением российского человека. Достаточно терпимо общество относится также и к замкнутости политика и его вредным привычкам.

Согласно опросу, проведенному одним из авторов среди студентов РАНХиГС и МАБиУ в 2013 г., более половины респондентов считают терпение главной чертой национального характера. Так, при оценке жизненной ситуации в среднем 10 % согласны с тем, что “все не так плохо, и можно жить”, 49 % – что “жить трудно, но можно терпеть”, 35 % – что “терпеть наше бедственное положение уже невозможно”, 6 % затруднились ответить.

Россияне по-разному выражают свою терпимость к различным негативным проявлениям в общественной жизни. Приведем классификацию “групп терпения” по их поведению, предложенную Ю. Левада:

1) группа безразличного терпения. Это те люди, которых не беспокоит ни то, что творится в стране, ни их собственное положение;

2) принадлежащие к группе “лукавого” терпения полагают, что все неприятности и беды не коснутся их. Некоторые надеются извлечь из такого положения какую-то выгоду для себя;

3) наиболее разочаровавшиеся и отчаявшиеся относятся к третьей группе, которая терпит лишения и не видит выхода из сложившейся ситуации;

4) наиболее оптимистичные, верящие в лучшее относятся к четвертой группе.

Сегодня в России народ устал от революционных переходов, люди отдают предпочтение стабильной и спокойной жизни. Проявляются главные черты русского характера – терпение, желание помогать окружающим преодолевать жизненные трудности. Это подтверждается и электоральным поведением населения. Систематически проводимые опросы общественного мнения позволяют прогнозировать ситуацию, создавать и корректировать эффективные образы политиков и целенаправленно воздействовать на политические, экономические и социальные процессы.

Источник

Оцените статью
Разные способы