Чтение терапевтических сказок отличный способ

Сказкотерапия для детей и взрослых: терапевтические сказки

Что такое сказкотерапия? Мы с детства привыкли к сказкам. Нам читали их перед сном или когда мы болели. Это неотъемлемая часть жизни каждого из нас, но как будто она осталась немного в прошлом. Во взрослой жизни сказки чаще всего появляются снова только тогда, когда мы начинаем их читать уже своим детям. Тогда мы как-то по-новому иногда смотрим на сюжеты и героев, всё это видится уже с иной стороны. И мы начинаем задумываться над теми смыслами, которые несут эти сказки в совсем ещё юные умы. Ведь это такой потрясающий инструмент, который совершенно незаметно встраивает в наши головы какие-то сценарии, установки и убеждения… В этой статье мы расскажем вам о том, что такое сказкотерапия и как сказки используются в коррекционной работе.

Восприятие сказки как некоего инструмента уже давно живёт в психологии и активно используется. Но взрослому человеку зачастую нелегко поверить в то, что прочно ассоциированные с детством сказки могут помочь в решении каких-то серьезных насущных проблем. Но не стоит сбрасывать сказки со счетов — они и в преклонном возрасте могут принести нам пользу и удовольствие. Но, как это правильно применяется, конечно, стоит разобрать подробнее.

Что такое сказкотерапия?

В психологии для лечения души сказками существует отдельный термин – сказкотерапия. Само слово кажется понятным – сказка плюс терапия. То есть сказка играет роль лекарства, влияющего на психическое здоровье человека.

Происходит это из-за того, что изначально сказки являлись своеобразными агрегаторами народной мудрости. Там очень четко всегда прослеживались причинно-следственные связи, понятно, какие поступки к каким последствиям привели. Там есть понимание добра и зла, есть ориентиры, по которым человек должен был научиться разделять их и в реальной жизни. В сказках описано множество жизненных сценариев, и, читая их, люди получали доступ к этой «базе данных» и могли выбрать то, что им близко. Некоторые сценарии актуальны и до сих пор, и их применяют в терапии, но очень редко. В большинстве случаев пишутся новые сказки, которые больше адаптированы к современной реальности и условиям жизни. Но сам посыл, заложенный в сказку, остается.

В очень мягкой и завуалированной форме сказка несёт в себе примеры того, что происходит с нами в жизни, и того, как можно с этим справиться. Такое воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не несёт в себе явных директивных указаний, а просто дает возможность увидеть новое.

Эти особенности сказок сохранились и по сей день. Но теперь из сказки можно не только узнать, как бывает и что делать. С её помощью можно также «выгрузить» из самой глубины своего подсознания запутанные мысли и чувства. Это делает их не только видимыми, но и понятными, а следовательно, приносит облегчение.

Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от правил, норм, моралей и обыденности.

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным механизмом для развития креативности, творческого мышления и видения.

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой, эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда что-то тревожит.

Читайте также:  Инфракрасное излучение нормирование способы защиты нормирование

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой успешный конец для такой сказки.

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно чистить зубы или переходить дорогу.

Как работает сказкотерапия? Фото Daniel Kempe, Unsplash

Особенности работы со сказками в разном возрасте

Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду. Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших школьников к этому добавляется ещё развитие творческих способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и радует.

Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы придётся выбрать другой.

Со взрослыми людьми чётких правил работы в сказкотерапии не определено, поэтому всё происходит индивидуально, в соответствии с запросом клиента.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со сказками. Вариантов существует несколько.

Можно работать с уже имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего. Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку. В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы, чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри уже есть знание о том, что ситуация имеет решение.

Эффективность сказок

В психотерапии редко изолированно применяется какой-то один метод, поэтому сложно собрать чёткую статистику, в каком проценте случаев именно сказки дали положительный результат. Но несомненным является то, что эта работа всегда является для клиентов очень ресурсной. Для детей это просто родная стихия, а для взрослых — возможность соприкоснуться со своей детской частью и немного отдохнуть от рутины будней.

А сами сказки до сих пор будоражат умы учёных. Их исследовал Юнг, выявляя наборы архетипов. И многие его последователи, кто анализировал народные сказки, выявляя в них схожие сюжетные линии и психотипы персонажей.

Читайте также:  Задачи линейного программирования решить геометрическим способом

Берн также рассматривал сказки, как отличное подспорье в работе. Ведь именно сказки являются первыми сценариями, которые мы усваиваем ещё с детства и потом можем неоднократно проигрывать в течение жизни, даже не подозревая, откуда у нас такая модель поведения.

Пропп проанализировал множество сказок и выявил морфологическую структуру сказки. Он очень чётко описал, какой может быть состав персонажей, как развиваются события, какие должны быть этапы. Зная эти части сказки, можно легко написать свою сказку о любой жизненной ситуации. И это не только прояснит наше к ней реальное отношение, но и даст ответ, как её решать.

Нам остаётся только пользоваться всеми этими наработками и делать свою жизнь более творческой и интересной.

Спасибо, что прочитали эту статью. А вам приходилось обращаться к специалисту, который работает со сказкотерапией или может быть вы сами являетесь таким специалистом? Расскажите об этом в комментариях.

Источник

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

Читайте также:  Способы защиты семейных прав виды

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Источник

Оцените статью
Разные способы