Чтение примеров разными способами 1 класс

Урок математики по теме: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей»

Цели урока:

  • Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать примеры, используя эти термины.
  • Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
  • Формирование основ научного мировоззрения, нравственных качеств.

Оборудование:

  • у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, 2 карточки с весёлыми лицами и 1 – с грустной; стакан с водой, деревянное яйцо, два одинаковые по размеру резиновые шарика, марганцовка, лист бумаги;
  • у учеников – разрезные цифры.

Ход урока

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –

II. Организация познавательной деятельности учащихся.

— Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (учитель демонстрирует детям стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, марганцовку, листы бумаги). Сейчас мы проделаем с вами небольшие опыты.

Опыт 1:

— Опустим один шарик в стакан с водой. – Что произошло с шариком? (Он утонул).

Опыт 2:

— Опустим другой шарик в стакан в водой. Что произошло с ним? (Он плавает, не тонет).

— Почему же один шарик тонет, а другой нет?

— Как вы думаете, деревянное яйцо утонет? (Ответы детей). – Проверим (опускается деревянное яйцо в стакан с водой. Оно плавает).

— Объяснение этому явлению более двух тысяч лет назад дал древнегреческий учёный, математик и химик Архимед. Существует придание, что идея открытия этого закона посетила Архимеда тогда, когда он принимал ванну. С возгласом “ЭВРИКА!”, то есть “ОТКРЫЛ”, он выскочил из ванны и побежал записывать пришедшую к нему научную истину.

— Проделаем ещё один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает, а теперь этот лист сомнём и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги? (Быстрей).

— Почему так происходит?

— Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон более трёх столетий назад. Он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидят на первой парте, но и те, кто сидит сзади.

— Проделаем последний опыт: насыпаем в воду немного марганцовки. Что происходит с водой? (Она окрашивается).

— Научное объяснение такого рода явлениям дал первый русский учёный мирового значения Михаил Васильевич Ломоносов в XIX веке. Он сделал много открытий в разных отраслях наук: отчего бывают грозы, северное сияние, как образовался каменный уголь, нефть, смола и др. Ломоносов основал первую в России химическую лабораторию, научился прогнозировать погоду.

Все свои открытия великие учёные смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие учёные тоже когда-то были детьми.

Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытие. Хотите?

— Представьте себе, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде, чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем, провести разминку.

III. Актуализация знаний.

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.

  • На сколько 7 больше 4?
  • Какое число следует за числом 8?
  • 10 уменьшить на 4.
  • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.
  • Какое число предшествует числу3?
  • 2 увеличить на 5.
  • 10 – это 2 и сколько?

б) Задачи в стихах.

Дети используют карточки с цифрами. Два ученика записывают ответы задач на доске.

Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл,
Шесть грибов – в корзинку,
Остальные – на спинку.
— Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж? (2)

В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (6)

Проверка работы учеников, работающих у доски.

— Сверьте свои записи с записями на доске (на доске образец чистописания – цифры 2, 4, 6 ).

в) — Внимательно посмотрите на данный числовой ряд. Каким числом его можно продолжить? Какое число запишем следующим? (учитель продолжает ряд до 10). Назовите следующее число (дети устно называют числа, которые больше 10).

— Что общего у всех чисел? (Они чётные).

— Чем они отличаются? (Обозначают разное количество, записываются разными цифрами).

— Можно ли продолжить этот числовой ряд влево? (Да)

— Какую цифру запишем перед 2? (Цифру 0. Учитель записывает на доске).

— Найдите лишнее число. Докажите свою правоту. (Дети аргументируют свои ответы).

2. Минутка чистописания.

— Откройте свои рабочие тетради. Запишите дату.

— Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. (Образец написания цифр – на доске).

3. Работа с математическим набором.

— Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, примеров).

— А зачем нам числа? (Чтобы считать).

— Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

— Сколько синих кругов? (4)

— Сколько всего кругов? (6)

— Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

Читайте также:  Физика 8 класса температура способы измерения температуры

— Почему записали пример на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

— Прочитайте пример разными способами.

По ходу чтения примера 2+4=6 разными способами, рядом с примером появляются таблички:

1 “прибавить”
2“увеличить” 2+4=6
3 “плюс”
4“сумма”

— Молодцы, все четыре способа назвали. Пример вам за это благодарен и сам доволен, посмотрите, как он улыбается. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо).

— Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

— Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).

— Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6-4=2 или 6-2=4).

— Каким правилом воспользовались при составлении примера на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое).

— Прочитайте пример разными способами.

По ходу чтения примера, рядом с ним появляются таблички:

1 “отнять”
6-4=2 2 “уменьшить”
3 “минус”

— Молодцы, все способы назвали.

IV. Постановка проблемы.

— Ребята, вы прочитали разными способами пример на вычитание, но он почему-то не доволен, обижен. (Справа от табличек – грустное лицо). Как вы думаете, в чём причина?

Учащиеся устанавливают, что пример на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ.

— Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?.

Возникшая проблемная ситуация мотивирует постановку ЦЕЛИ урока: установить название компонентов при вычитании.

— Для чего это нужно? (Дети высказывают свои предположения.) Учитель обобщает их ответы: для чтения записей. Поэтому тему урока можно сформулировать так: “Название компонентов действия вычитания и использование этих терминов для чтения записей”.

V. “Открытие” детьми нового знания.

— Мне кажется, что примеру повезло, ведь он попал в лабораторию к исследователям, кто как не мы ему сможем помочь в беде.

— Начнём своё исследование.

— Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

— Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).

— Что показывает второе число? (Сколько взяли).

— А третье число? (Сколько осталось).

— Какое число из трёх самое большое? (Первое).

— Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

— Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”.

— То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

— Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

— Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

— А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

— На сколько 6 больше 4? (На 2).

— Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

— Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

— Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Возле примера появляется табличка : 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое.

— Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, пример на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена.

— А какой ещё пример на вычитание можно составить с этими числами? (ниже записывается второй пример на вычитание).

В результате этой работы на доске образовалась запись:

— Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

VI. Физкультминутка.

Игра “Запрещённое движение”.

Учитель показывает детям разные движения со словами “так, так, так…” (дети повторяют). Но если учитель произносит слово “итак”, то это – запрещённое движение (дети его не должны повторять).

VII. Первичное закрепление.

1. Работа с учебником.

— Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

— Сколько было снегирей? (5).

— Сколько улетело? (2).

— Сколько осталось? (3).

— Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).

— Как называется число 5? (Уменьшаемое).

— Как называется число 2? (Вычитаемое).

— Как называется число 3? (Разность).

— Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна3).

2. № 1. Записать разность и вычислить её.

— Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.

— Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).

— Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).

Учитель просит прочитать запись, пользуясь новыми терминами:

— Прочитайте пример новым способом.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Игра в слова.

Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”.

— Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

— У меня получились такие примеры, а у вас?

— Прочитайте примеры, используя наше “открытие”.

VIII. Итог урока.

— Какое открытие мы сделали на уроке?

— Как называются числа при вычитании?

— Вам понравилось делать открытия?

— Кто доволен своей работой, поднимите руку.

— Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.

Источник

Читайте также:  Способ решения неполного квадратного уравнения

Развитие речи на уроках математики

Развитие речи на уроках математики

учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.

Хочу поделиться опытом работы по развитию речи детей на уроках математики. Наиболее значимая и трудоемкая работа в этом направлении проводится при чтении примеров разными способами, объяснении решения задач и уравнений, разборе многозначных чисел. Для этого учащиеся должны знать наизусть все правила, которые напечатаны в учебнике, названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом каждого действия; названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом клас­се), названия и последовательность классов.

Приведу примеры такого вида работ.

Составление рассказа про число по плану (например, число 748):

  1. Прочитай число (семьсот сорок восемь).
  2. Какое оно по количеству знаков, по четности (это трехзначное число, четное).
  3. Какое место занимает в числовом ряду (в числовом ряду стоит после числа 746 и перед числом 749).
  4. Сколько единиц каждого разряда в нем содержится (в этом числе 8 единиц I разряда, 4 единицы II разряда и 7 единиц III разряда).
  5. Сколько в нем содержится отдельных единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится отдельных 8 единиц, 4 десятка, 7 сотен).
  6. Сколько в нем содержится всего единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится всего 748 единиц, 74 десятка, 7 сотен).
  7. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых (число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 700+40+8).

Таким образом, зная план, дети составляют рассказ о любом числе.

Решение уравнений с объяснением.

  1. Вспомнить название чисел при сложении. Прочитать уравнение (первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 23, сумма равна 70).
  2. Рассказать правило нахождения неизвестного числа (чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое или, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
  3. Решаем уравнение

Х-15=30 (уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 15, разность равна 30; чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое, решаем уравнение).

50-Х=12 (уменьшаемое 50, вычитаемое неизвестно, разность равна 12; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, решаем уравнение).

Х·4=60 (первый множитель неизвестен, второй множитель 4, произведение равно 60; чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель или, чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, решаем уравнение).

Х:10=8 (делимое неизвестно, делитель 10, частное равно 8; чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель, решаем уравнение).

72:Х=6 (делимое 72, делитель неизвестен, частное равно 6; чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное, решаем уравнение).

Решение задач с объяснением.

При решении задач используются методы синтеза (разбор задачи от условия к главному вопросу) и анализа (разбор задачи от главного вопроса к условию). Наиболее эффективно идет работа над разбором задачи, когда применяются оба метода.

На школьной фотовыставке было представлено 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий было на выставке?

Чтобы узнать, сколько всего фотографий было на выставке, мы должны знать, сколько было цветных фотографий и черно-белых. Сколько было цветных, мы знаем, а сколько черно-белых нет, но можем узнать. Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых на 25 фотографий больше, мы можем узнать, сколько черно-белых фотографий было на выставке действием сложения (записываем 1.) 35+25=60(ф.)-черно-белых). Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых 60, мы можем узнать, сколько всего фотографий было на выставке действием сложения (записываем

2.) 60+35=95(ф.). Мы ответили на главный вопрос задачи. Ответ: всего 95 фотографий было на выставке.

Чтение примеров разными способами.

20+6

— к 20 прибавить 6;

— 20 увеличить на 6;

— найти сумму чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти сумму двадцати и шести);

— первое слагаемое 20, второе слагаемое 6, найти сумму.

20-6

— из 20 вычесть 6;

— 20 уменьшить на 6;

— найти разность чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти разность двадцати и шести);

— уменьшаемое 20, вычитаемое 6, найти разность;

— на сколько 20 больше 6 или на сколько 6 меньше 20.

Подобным образом читаются примеры на умножение и деление.

70-30·5

— из числа 70 (из семидесяти) вычесть произведение чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— уменьшаемое 70, вычитаемое выражено произведением чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

(50+30):5

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) разделить на 5;

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) уменьшить в 5 раз;

— делимое выражено суммой чисел 50 и 30, делитель 5.

52:3+45·2

— к частному чисел 52 и 3(пятидесяти двух и трех) прибавить произведение чисел 45 и 2 (сорока пяти и двух);

— первое слагаемое выражено частным чисел 52 и 3, второе слагаемое выражено произведением чисел 45 и 2.

Читайте также:  Способы достижения жизненных целей

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_rechi_na_urokakh_matematiki.docx 23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках математики

учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.

Хочу поделиться опытом работы по развитию речи детей на уроках математики. Наиболее значимая и трудоемкая работа в этом направлении проводится при чтении примеров разными способами, объяснении решения задач и уравнений, разборе многозначных чисел. Для этого учащиеся должны знать наизусть все правила, которые напечатаны в учебнике, названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом каждого действия; названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Приведу примеры такого вида работ.

Составление рассказа про число по плану (например, число 748):

  1. Прочитай число ( семьсот сорок восемь ).
  2. Какое оно по количеству знаков, по четности ( это трехзначное число, четное ).
  3. Какое место занимает в числовом ряду ( в числовом ряду стоит после числа 746 и перед числом 749).
  4. Сколько единиц каждого разряда в нем содержится ( в этом числе 8 единиц I разряда, 4 единицы II разряда и 7 единиц III разряда ).
  5. Сколько в нем содержится отдельных единиц, десятков, сотен и т. д. ( в нем содержится отдельных 8 единиц, 4 десятка, 7 сотен ).
  6. Сколько в нем содержится всего единиц, десятков, сотен и т. д. ( в нем содержится всего 748 единиц, 74 десятка, 7 сотен ).
  7. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых ( число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 700+40+8 ).

Таким образом, зная план, дети составляют рассказ о любом числе.

Решение уравнений с объяснением.

  1. Вспомнить название чисел при сложении. Прочитать уравнение ( первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 23, сумма равна 70 ).
  2. Рассказать правило нахождения неизвестного числа ( чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое или, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое ).
  3. Решаем уравнение

Х-15=30 ( уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 15, разность равна 30; чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое, решаем уравнение ).

50-Х=12 ( уменьшаемое 50, вычитаемое неизвестно, разность равна 12; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, решаем уравнение ).

Х·4=60 ( первый множитель неизвестен, второй множитель 4, произведение равно 60; чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель или, чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, решаем уравнение ).

Х:10=8 ( делимое неизвестно, делитель 10, частное равно 8; чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель, решаем уравнение ).

72:Х=6 ( делимое 72, делитель неизвестен, частное равно 6; чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное, решаем уравнение).

Решение задач с объяснением.

При решении задач используются методы синтеза (разбор задачи от условия к главному вопросу) и анализа (разбор задачи от главного вопроса к условию). Наиболее эффективно идет работа над разбором задачи, когда применяются оба метода.

На школьной фотовыставке было представлено 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий было на выставке?

Чтобы узнать, сколько всего фотографий было на выставке, мы должны знать, сколько было цветных фотографий и черно-белых. Сколько было цветных, мы знаем, а сколько черно-белых нет, но можем узнать. Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых на 25 фотографий больше, мы можем узнать, сколько черно-белых фотографий было на выставке действием сложения (записываем 1.) 35+25=60(ф.)-черно-белых). Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых 60, мы можем узнать, сколько всего фотографий было на выставке действием сложения (записываем

2.) 60+35=95(ф.). Мы ответили на главный вопрос задачи. Ответ: всего 95 фотографий было на выставке.

Чтение примеров разными способами.

— к 20 прибавить 6;

— 20 увеличить на 6;

— найти сумму чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел , то числительные склоняются – найти сумму двадцати и шести );

— первое слагаемое 20, второе слагаемое 6, найти сумму.

— из 20 вычесть 6;

— 20 уменьшить на 6;

— найти разность чисел 20 и 6 ( если не говорить слово чисел , то числительные склоняются – найти разность двадцати и шести );

— уменьшаемое 20, вычитаемое 6, найти разность;

— на сколько 20 больше 6 или на сколько 6 меньше 20.

Подобным образом читаются примеры на умножение и деление.

— из числа 70 (из семидесяти) вычесть произведение чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— уменьшаемое 70, вычитаемое выражено произведением чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) разделить на 5;

— сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) уменьшить в 5 раз;

— делимое выражено суммой чисел 50 и 30, делитель 5.

— к частному чисел 52 и 3(пятидесяти двух и трех) прибавить произведение чисел 45 и 2 (сорока пяти и двух);

— первое слагаемое выражено частным чисел 52 и 3, второе слагаемое выражено произведением чисел 45 и 2.

Источник

Оцените статью
Разные способы