Чтение как способ саморазвития

научная статья по теме ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ«ЗАВЕТНЫЕ СПИСКИ»: ИСПОВЕДАЛЬНО-ЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Культура. Культурология

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ«ЗАВЕТНЫЕ СПИСКИ»: ИСПОВЕДАЛЬНО-ЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ»

2007 — Год чтения

ТЕРЕЗА БРАЖЕ, доктор педагогических наук, профессор Государственной академии последипломного педагогического образования Института

образования взрослых Российской академии образования, г. Санкт-Петербург

к способ саморазвития и самоидентификации

«Заветные списки»: поведально-завещательная библиография

Чтение играет не только образовательную роль, но активно влияет на саморазвитие и самоидентификацию личности, выполняя функцию самовоспитания.

ЭТО С ОЧЕВИДНОСТЬЮ подтверждает анализ «Заветных списков», полученных М. Н. Пряхиным от представителей русской интеллигенции в конце 1990-х гг.

«Заветный список» — это проект, в котором люди рассказывали о себе и о книгах, оказавших на них самое большое влияние в жизни. Среди участников проекта не только такие знаменитости, как писатели В. Астафьев, В. Распутин, академики И. Шафаре-вич и Г. Фридлендер, но и те, чьи фамилии менее известны широкой публике.

Участники проекта — не только гуманитарии, но и математики, экономисты и др. Всего в Интернете помещено более 40 интервью и, соответственно, «Заветных списков». На основе этих «Списков» Пряхин составил рекомендательный «Заветный список» авторов и произведений, имевших и имеющих значение в становлении личности русского интеллигента. Авторы «списков» -это люди, умеющие думать над вопросами самосознания, своего и общественного, умеющие выражать свою точку зрения.

Несомненный интерес представляет не только анализ самих списков, но и автоком мен та ри ев, сви де тель ствую щих о влиянии книги на развитие личности, ее становление и самоидентификацию, в том числе и как «язы ковой лич нос ти».

Рассмотрим роль чтения в жизни людей, откликнувшихся на предложение М. Пряхина.

Это позволит нам выявить роль чтения в саморазвитии в различных аспектах.

Так, В. И. Мильдон (род. 1939 г.) из всего прочитанного выделяет 9 книг, повлиявших на него особенно: «Дневники Л. Н. Толстого» (через книгу Б. М. Эйхенбаума «Молодой Толстой»), после чтения которых «захотелось самому не отпускать свою жизнь в беспамятство, а сохранить ее» (прочитал в 22 года); книгу А. Ф. Лосева «О Платоне», поразившую читателя тем, «как можно вскрыть текст, непроницаемый для моих способов читать»; книгу А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», которая привела в систему отдельные «бессвязные эпизоды» и показала, что «можно писать о самом что ни на есть неопределенном ясно и чуть ли не с шуткой». «Чтение Торо («Уолден, или Жизнь в лесу» — Т. Б.) прямо-таки затопило душу потоками благодати, жизнью, которую человек ведет в полном согласии со своими намерениями, ни от кого не завися. »; под влиянием Г. Д. Торо автор, по его признанию, находился дол го.

Чтение писем и прозы Пушкина уже

после «школьного» чтения, то есть, как пишет автор, «никакого», свелось к «центральной точке» — свободе как главной ценности жизни. «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа «давали законченную картину, внутри которой получали удовлетворительное объяснение едва ли не все мотивы мировой литературы». Это впечатление «жило долго» и не однажды служило средством про вер ки собствен ных ра бот».

«Анна Каренина» Л. Толстого «вызвала отчаяние» в видении «собственной ежедневной жизни», которое потом помогло «сформировать собственное отношение к бытию. ». «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского повлияли на «представления о том, что такое человек, и эти представления,

насколько я в силах судить об источниках своего развития, влияют даже на мою теперешнюю жизнь».

В списке В. И. Мильдона значатся также «Лао-цзы» и «Записки из кельи» японского писателя XII века. Первая книга помогла многое узнать о самом себе, что иначе «осталось бы тайной»; вторая книга открыла «глаза на ценность мельчайших эпизодов собственного существования, которым я прежде не придавал никакого значения. Иными словами, эта маленькая книжка словно растянула, увеличила мою жизнь».

Думается, что признания В. И. Мильдона «об источниках своего развития» привлекательны глубоким пониманием процесса развития собственной личности и способов «вскрывать текст», то есть способов соотнесения себя с читаемым, способов выражения себя.

Как видно, личностное восприятие книги при чтении — свойство не только юного читателя, которое, как полагают иногда, проходит по мере взросления. Сох-раненность не пос ре д ствен но го и глу бо кого восп риятия книг и в зрелые годы говорит о возможности не превратить чтение даже у профессионалов в чисто академическую сферу деятельности (а В. И. Мильдон — литературовед) или нейтральное заполнение досуга. Значительная часть комментариев представляет собой педагоги-чес кую интерпретацию собствен но го опы -та и обращена к значимости книг для других людей, как выжимка из собственного опыта.

Читайте также:  Как оформить реквизит адресат центрированным способом

Но то, что говорят разные респонденты о влиянии чтения на личную жизнь, обнаруживает ряд тенденций в саморазвитии через чте ние.

Первое — разнородность влиявшей литературы. Ука зы ва ют ся и ху дожествен -ные, и научные кни ги, про за, по э зия, ис-

2007 — Год чтения

торические, философские, эстетические трактаты, мемуаристика и пр. Второе. Даже при совпадении многих имен и произведений, собственно, и позволивших создать М. Н. Пряхину единую исповедально-завещательную библиографию, ряд суждений о книгах и непосредственных влияний подчас диаметрально противоположны.

Одни признают сильное влияние книг Л. Н. Толстого и А. П. Чехова («Это счастье!» — о «Войне и мире»; «Анна Каренина» после трагедии в семье «вернула меня в нормальное состояние, до этого я не мог прочесть ни одной строчки даже в газете» — В. Н. Тростников, математик, православный публицист, как он пишет о себе; «Хаджи Мурат» — «очень удививший меня как бы окном в жизнь» — П. В. Палиевский, литературовед). Дргуие признаюся в активной нелюбви и к Толстому, и к Чехову (например, А. И. Козаржевский). Это же неприятие приходилось наблюдать мне и у многих нынешних образованных читателей, особенно сорокалетних, исключивших для себя не только влияние Толстого, но и вообще высокую оцен ку его творче ства.

Влияние книг возможно лишь «в контексте личной судьбы, личного опыта, встреч с людьми, нахлынувших обстоятельств» (из материалов Д. В. Сильвестрова, поэта-переводчика).

Третье. «В контексте личной судьбы» взгляды могут меняться и на уже прочитанное. М. В. Назаров, переводчик (род. 1948 г.), эмигрант, вернувшийся снова в Россию, говорит о смене списков чтения и разной степени влияния тех или иных книг в разные периоды его жизни.

Различие влияния, как и различие выбора, как смена влияния, и есть реальное самовоспитание, автоандрагогика, то есть педагогика индивидуальной жизни взрослого человека, осуществляемая самим человеком на протяжении жизни или в отдельные, наиболее сенситивные ее периоды.

Право личностной оценки «в контексте судьбы» дано каждому: индивидуальный выбор произведения, оказавшего воздействие, может ра зой тись с об щеп ри ня той оценкой произведения. Так, писатель В. И. Лихоносов «обожает», как он пишет, «Двух гусаров» Л. Н. Толстого, хотя «вещь считается слабой».

При анализе «Заветных списков» обнаруживается смена восприятия и влияния одной и той же книги не только в период взросления. В. Г. Непомнящий отмечает, что в пору его атеизма «оглушительное воз-

действие» на него «Иуды Искариота» позднее сменилось совсем иным отношением к книге Л. Андреева.

Е. Б. Федоров признается, что если бы не Горький, которому он свято верил, он не сел бы в лагерь. Позднее образцом для подражания Федорову стала «Анна Каренина». Этот ро ман оп ре де лил его собствен ное творчество: «в том числе и слабые страницы прозы определились влиянием Толстого».

Истину, выраженную старой пословицей «Книги имеют свои судьбы в головах читателей», подтверждают многие респонденты. Так, поэт Л. И. Лавлинский считает, что книги «определяют человеческие судьбы». По мнению В. П. Визгина, историка науки, книги оказывали «воздействие на интеллект, на воображение и на эстетическое чувство», то есть происходил синтез воздействия читаемого на глубинные структуры личности и тем самым на язык.

Четвертое. По признанию Ксении Мяло, «есть пожизненные склонности души», определяющие даже случайный выбор чтения: «растущее тело из любой пищи усваивает необходимые ему элементы». Это то, что «облекало в образы и слова самые крупные, вечные вопросы бытия: жизнь и смерть, пространство и время, способности человеческой души накапливать тонкий мир в форме воспоминаний — первое прикосновение к идее бессмертия».

Таким образом, книги оказывают разное влияние в разные периоды жизни человека, сохраняя генеральную линию воздействия на психологическое состояние личности, основные и ведущие качества человека. И хотя некоторые считают утверждение Горького «Всем хорошим во мнея обязан книге» «натужным снобизмом» (Д. В. Сильвестров), боль ши н ство отвеча ю щих гово -рит о «магическом влиянии чтения книг» и «в позднем детстве, юности, зрелости и почти старости» (Е. С. Калутина, инже-нер-прог рам мист).

Читайте также:  Способы отношения между государствами

Чтение как идентификация человека с обществом, временем, нацией, ее языком -одна из кардинальных тенденций влияния. Это отмечает, в частности, В. Я. Курбатов, говоря, что нет «другого поэта, адекватного полноте и сложности русского дыхания», как Н. Рубцов. Все остальные, по его мнению, «несостоявшееся брожение, опыты и умения проверки, но ясно общеузнаваемого имени, о котором можно было бы единодушно сказать: «Вот!», еще нет».

Соглашаясь или не соглашаясь с таким вы бо ром, до пус кая ва ри атив ность его, сог-

ласимся с самим подходом к самоидентификации через мировосприятие поэта и его язык.

Не случайно М. Н. Пряхин предлагает участие в проекте тем, кто идентифицирует себя с понятием «русский интеллигент», не российский, как ему предлагали, а именно русский. Его цель — определить таким образом «исповедуемые, глубинные общественные тенденции» русской интеллигенции

Отбор респондентов, проводившийся на основе личных рекомендаций экспертов, из числа первых принявших участие в проекте, действительно характерен для русской интеллигенции. Но с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Культура. Культурология»

ГРОМОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА — 2008 г.

ГАНЗИКОВА ГАЛИНА СЕМЁНОВНА — 2007 г.

КАПУСТИНА ГАЛИНА ИВАНОВНА, СТРОИЛО НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА — 2011 г.

Источник

Чтение как способ саморазвития

Автор: Анчаа Алена Юрьевна

Организация: МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурак им. Тамдын-оол Сесенмаа Саятыевны

Населенный пункт: Республика Тыва, г. Ак-Довурак

«Думаю обращение «Российской Газеты» с таким многозначительным названием «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, какой будет Россия!» — ждет забвение. И знаете почему? Вопрос поставленный газетой, опоздал лет 7-10. Теперь нужно говорить, не какой будет, а какой уже стала не читающая Россия – невежественной, безнравственной, криминальной »
Мих. Ненашев

(Из открытого письма министру культуры)

Актуальность

Вывод напрашивается сам собой: спасение России – в чтении. Но как не читающую ныне нацию превратить в читающую? В читающую не для выполнения школьных заданий, и не для увеселения, и не для разгадывания кроссвордов, а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей и внуков и страны в целом. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной 1987 году, когда тенденция культурной катастрофе России лишь намечалась, назвал нечтение наиболее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против самих себя. «За преступление это, — сказал он, — человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей».

Последние годы современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения среди детей и молодёжи. Эта проблема носит масштабный характер.

Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная библиотека является проводником книжной культуры среди учащихся, т. к. предоставляет первый читательский опыт ребёнку, имеет самое удобное для пользователя расположение. Пути решения проблемы, предлагаемые данным проектом, соответствует задачам и направлениям деятельности библиотеки МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак, повышению престижа чтения среди школьников. В последнее время наши дети всё реже берут книгу. Культуру чтения постепенно вытесняет телевидение, интернет и т. д. если учащиеся и читают, то только то, что проходят по программе на уроках литературы.

Как наших детей обратить к книге? Что делать? Что делать, чтобы ситуация менялась к лучшему? В первую очередь создать такую атмосферу в обществе, чтобы престижно было читать. Вести рекламу возможностей библиотеки в предоставлении информации.

С позволения хочу сказать «увлечение» этой темой пришло ко мне из наставления моей тети (семьи). У нас всегда много читали и при возможности составляли семейную библиотеку. Такой же пример, мы стараемся передать своей дочке, которая ей 8 лет. Интересно было наблюдать, как она приучается книгам.

Сегодня проблема отсутствия желания читать стоит особенно остро. Агенты влияния на наших детей – сверстники, социальные сети (Интернет), масс медиа с их рекламными компаниями родители и учителя. Где-то за пределами этой цепочки остаётся – библиотекари.

Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшнего школьника. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого «делового чтения», чтения «облегчённой литературы».

Главными целями проекта является привлечение к чтению детей через книгу-развитие творческого потенциала, формирование устойчивого интереса к чтению.

В связи с этим необходимо:

Читайте также:  Эффективный способ избавиться от мышей дома

-организовать совместную деятельность учащихся и родителей (библиотекарь, учитель, родители и учащиеся) на основе общего интереса к книге;

-в работе должны использоваться приёмы, стимулирующие познавательную активность учащихся и их родителей, развивать творческую инициативу и читательские способности.

Цель проекта:— привлечение детей и родителей к чтению с целью развития их творческого потенциала как следствие, повышение статуса книги, чтения.

Задачи проекта:

-организовать массовые мероприятия для детей и их родителей

-развивать у детей творческие способности, связанные с читательским восприятием;

Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек.

Поставленные цели и задачи достигаются через использование новых форм привлечения к чтению в соответствии с традиционными мероприятиями, (фото и видео материалами) интересными для школьников, с помощью информационных технологий, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребёнка к чтению.

Работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами, издательская и проектная деятельность, новейшие информационные технологии делают учреждения культуры и образования более привлекательными для так называемого «цифрового поколения» и позволяет выполнять свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.

Вся работа по проекту выстраивается с учётом возраста детей.У детей дошкольного и младшего школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг. Проект рассчитан на детей школьного возраста для 1-4 и 5-9 классов и представляет ряд мероприятий по нескольким направлениям.

Сроки реализации проекта 30.10.2019г. по 15.11.2020г.

Участники проекта: учащиеся начальной школы, учителя, библиотекарь, библиотекари городской библиотеки и родители.

Мероприятия по проекту.

1 этап.

-Ознакомление с планом мероприятий проекта. Круглый стол (администрация школы, библиотекари ОО совместно с библиотекарями городской библиотеки и методист по библиотечным фондам).

-Составление сметы для реализации проекта.

— Анкетирование школьников и родителей.

2 Этап.

-Выполнение календарного плана (содержания проекта).

3 Этап.

-Составление отчёта по реализации социально-значимого проекта по привлечению к чтению школьников и родителей.

-Круглый стол по реализации проекта (участники).

Ожидаемые результаты.

-формирование читательской компетентности.

-раскрытие творческого потенциала детей через совместную читательскую деятельность детей и родителей.

-развитие читательского интереса и культуры чтения ребёнка, привлечение к систематическому чтению.

-популяризация книги, чтения через все доступные формы передачи информации.

— участие в видео-конкурсе чтецов

Содержание проекта

№ п/п

Направление деятельности

Дата проведения

Круглый стол среди библиотекарей ОО

Викторина «Тувинские народные сказки»

«Отец семьи опора» оформление книжной выставки

«Образ матери в искусстве» выставка поэзия «Загляните в мамины глаза»

3 декабря День неизвестного солдата книжная выставка

Библиотечный урок «Журналы для детей»

От Конституции СССР до Конституции РФ

Оформление информационного стенда «Оружейных дел мастер» 100 лет М.Т. Калашникову

Книжная выставка Кызыл-ЭникКыргысовичКудажы 90 лет со дня рождения

Всероссийская Акция памяти «Блокадный хлеб»

1-11 классы, родители, учителя

Конкурс стихов посвященный 105-летию тувинского народного писателя Б.Д. Ховенмея среди 1-4 классов

Чтение произведений Великих писателей поэтов на тему ВОВ через приложение ВК , ИНСТАГРАММ, прямой эфир

«Сказки народов России» книжная выставка ОО г. Ак-Довурак

Видео-Конкурс чтецов посвященный Международному дню школьных библиотек и 1 Ноября День Тувинского языка

Возрастная категория 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы.

Участие в Республиканском конкурсе среди библиотекарей «Лучший школьный библиотекарь -2020г»

Итоги круглый стол библиотекарей ОО г. Ак-Довурак совместно с библиотекарями городской библиотеки города Ак-Довурак

Всего проведено мероприятий: 17

Круглый стол среди библиотекарей ОО

Викторина «Тувинские народные сказки» посвященная ко дню тувинского языка.

Дата проведения: 01.11.19г.

Цели и задачи: закрепление знаний детей о тувинских народных сказках, повышение уровня образование, любовь к чтению сказкам.

• закрепить и расширить знания детей о тувинских народных сказках;

• прививать любовь к устному народному творчеству;

• помочь вызвать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность, справедливость;

• вызвать положительный эмоциональный отклик в совместной деятельности.

Викторина «Тувинские народные сказки» проводилась в библиотеке школы №1 с целью повышения уровня читаемости и образования учащихся среди 4-7 классов и интересов к тувинским народным сказкам. Дети активно отвечали на вопросы викторины, узнали многое о сказках и стихотворениях тувинских авторов. А также в библиотеке была оформлена книжная выставка «Тыва дыл – чоннунбайлаа» библиотекарь Анчаа А.Ю. сделала обзор выставки. В конце мероприятия учащиеся многое узнали о тувинских народных сказках и об истории Республики.

Полный текст статьи см. в приложении.

Источник

Оцените статью
Разные способы