Статья «Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)». »
статья по литературе
В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_chtenii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение общей культуры. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Родители либо заняты и «передоверяют» ребенка компьютеру и телевизору, либо не видят в чтении необходимости. Так что «книжный багаж» детей часто ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим перед учителями русского языка и литературы встаёт проблема: каким образом привить учащимся интерес и трепетное отношение к книге, ведь от этого зависит их духовный и культурный уровень в целом. Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.
Культура чтения – важнейший компонент общечеловеческой культуры, а также один из главных путей обучения родному языку. В связи с этим возрождение лучших отечественных традиций детского чтения — важнейший способ противостоять кризисным явлениям в сферах интеллектуального развития школьников.
Рассмотрим, в каких направлениях можно вести работу на уроках литературы по повышению мотивации к чтению.
1. Диагностическая работа
На первом уроке литературы я провожу анкету, выявляющую круг детского чтения и отношение к книге в семье школьника.
Анкета для ученика 5 класса
- Любишь ли ты читать?
- В твоей семье любят читать взрослые?
- Есть ли у вас дома интересные детские книги?
- Кто советует тебе в выборе книги?
- Обсуждаешь ли ты с родителями или друзьями прочитанное?
6. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
7. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.
В этом учебном году на первые два вопроса анкеты из 27 школьников утвердительно ответили 21. Ещё 4 учащихся поделились, что любят читать «по настроению», «когда есть свободное время», а о взрослых ответили : «только мама» или «только бабушка». Только 2 ученика признались, что читать не любят и в семье это не принято. Положительным моментом можно считать, что у большинства детей есть дома интересные детские книги, у некоторых ежедневно или по выходным принята традиция «часа семейного чтения» и обсуждения прочитанного. Практически все ходят в книжные магазины и записаны в городские библиотеки.
Среди любимых книг пятиклассники называют сказки А.С. Пушкина («поучительны и написаны красивым литературным языком» Петрова И.), рассказы о животных К.Г. Паустовского, М.М.Пришвина, юмористические рассказы о школе и ровесниках, а также приключенческую литературу, например, произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо» и Ж.Верна «Таинственный остров».
Домашним заданием этого урока является подробный ответ на вопрос №7 данной анкеты. На следующем уроке внеклассного чтения проводится выставка любимых книг пятиклассников и рассказы о них. В дальнейшем рубрика «Советую прочитать» включается в уроки литературы регулярно. В 9 и 11 классе предлагаю выпускникам назвать «10 книг, которые сформировали меня как личность». Наряду с произведениями современной и зарубежной литературы в этот список неизменно попадают произведения А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, А П.Чехова и других классиков. Эмоциональные рассказы детей о своих любимых книгах и героях побуждают к чтению и убеждают в том, что чтение может быть в удовольствие.
Также на первой неделе сентября провожу проверку техники чтения во всех классах. Данные отмечаю в специальном журнале. Есть дети, которые читают медленно или не понимают (не запоминают) прочитанного. Объясняю важность этого общеучебного навыка.
2. Систематическое , каждодневное выразительное чтение художественного текста на уроках учителем, подготовленными детьми, сопровождаемое заданиями творческого характера и обращением к личному опыту ребёнка .
Очень важно представлять себе совершенно конкретно, образно все, о чем говорится в произведении. Восприимчивость и впечатлительность учащихся создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяют довольно легко вовлекать их в переживания перипетий, например, судьбы Валека и Маруси из фрагмента «В дурном обществе» В.Г.Короленко или главного героя рассказа В.Распутина «Уроки французского». Обучению выразительно читать благоприятствует и программа по литературе. В ней представлены произведения различных жанров, в основном соответствующие возрастным потребностям и возможностям школьников. В 5 – 7 классах анализ литературного произведения проводится в основном «вслед за автором». Для учеников этих классов главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события, эпизоды, и, учитывая природу их восприятия, наиболее уместно вести анализ по ходу развития действия.
Помогает понять суть произведения чтение по ролям. Такое чтение позволяет вжиться в произведение, вызывает живой отклик на изображаемые события, они становятся близкими детям и волнуют их как непосредственно наблюдаемое и пережитое. Сблизить авторское повествование с личным опытом учащихся помогут их собственные воспоминания или знания. Например, перед чтением рассказа Ю.Нагибина «Старая черепаха» можно расспросить учащихся о домашних питомцах. Анализируя рассказ М.Зощенко «Не надо врать», можно побеседовать о том, что каждый человек в своей жизни иногда врёт, и к каким последствиям это может привести. Таким образом личные воспоминания и переживания вызывают неподдельный интерес к художественному тексту и желание его поскорее прочитать.
3. Систематическое применение на уроках методов творческого характера.
Одна из причин потери интереса к чтению — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Какие методы и приёмы можно применять на уроке, чтобы помочь глубже понять произведение?
— часто применяемое задание по литературе – нарисовать иллюстрацию . Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию,описанную в произведении. Актуальным это задание остаётся и для старшеклассников. Многие из них с удовольствием представляют в цвете поэзию любимых авторов.
— Составление викторины, шарады, ребуса или кроссворда по тексту произведения. Такое задание побуждает ребят подробнейшим образом изучить произведение, чтобы составить вопрос, на который никто не ответит!
— Различные инсценировки очень любят учащиеся всех классов. Готовясь к ним, дети разбиваются на творческие группы, придумывают декорации и костюмы и опять – таки внимательнейшим образом перечитывают произведения. Наиболее полюбившиеся инсценировки – это «Басни» ( 5 класс), рассказы Е.И. Носова (5 – 6 класс), рассказы А.П.Чехова ( 6 класс). Со временем подобные инсценировки перерастают в литературные вечера, например, по творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева, лирике поэтов Серебряного века, «А музы не молчали…» ( произведения о Великой Отечественной войне).
4. Применение разнообразных форм урока: урок – диспут, урок – праздник, урок – интервью, урок – конференция. Большое внимание я уделяю подготовке и проведению первых, вводных уроков литературы во всех классах. В 5 классе такой урок я начинаю с чтения стихотворения :
Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
– Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку…
…Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.
Читаю текст, не называя слово «осень». Дети пытаются угадать , о чём речь. После угадывания вспоминаем известные им стихи про это время года. В ходе беседы делаем вывод о специфике художественной литературы.
В 11 классе на первый урок приношу коробку с различными предметами – символами: книга, газета, письмо, пистолет, конь, собака, свадебное платье и т.п. Выпускники достают по одному предмету и называют произведения, которые связаны с ними. Такие уроки приносят радость и мне, и ученикам и надолго остаются в памяти.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в 5 – 6 классах провожу различные литературные игры и КВН, в 7 – 8 классе на смену им приходят диспуты , а в старшей школе «Суды» над литературными героями.
5. Проектные формы работы. Проектная технология позволяет реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п. Наиболее удачные проекты: «Малые жанры устного народного творчества» 5 класс, «Герда против Снежной Королевы» ( 5 класс), «Жизнь дана на добрые дела! »( по произведениям А.П. Гайдара 6 класс), «Герой – ровесник в произведениях литературы» ( 7 класс), «Мой любимый поэт Серебряного века» ( 9 класс).
Таким образом, приобщение детей к чтению, к книге является способом достижения более масштабной цели – воспитания подрастающего поколения как духовно и нравственно зрелых, образованных, патриотически настроенных граждан. Именно комплексный подход к обучению чтению, заинтересованность учителей и родителей, контроль со стороны государства помогут ребенку заинтересоваться книгой, станут основой воспитания новой читающей молодежи.
1. Активные формы преподавания литературы: Метод.разраб./ Сост. Л.Н.Савина.- Волгоград: Перемена, 1995.
2. Зивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве. – М., 1962.
3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова . – М., Просвещение, 1990г.
4. Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
«Просвещение», Москва, 1977 г.
Источник
«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
статья на тему
Чтение — это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным — задача современного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_ucheniya_putyom_razvitiya_chitatelskih_navykov.docx | 60.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
Горчакова Галина Михайловна
Учитель начальных классов
МАОУ «СШ «Земля родная»
г. Новый Уренгой
« … Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда. Чтение является основой овладения всех наук, развития человеческого интеллекта».
В. А. Сухомлинский
Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Цель обучения чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70% «хорошистов», в среднем же звене число их резко снижается до 30-40%, далее идёт ещё большее снижение. Исследователи доказали, что из 200 факторов наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает техника чтения.
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Их чтение вслух технологически несовершенно, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном прочтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте?
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.
Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе. Отсюда вывод – большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение. Оно требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации.
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой , которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической , подчинённой первой и обслуживающей её.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1)значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
2) содержания каждого предложения;
3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4)основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны.
|
|
|
прочтением отдельных слов Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г.Горецкому). (См. Приложение 1). Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает: е) повтор букв (звуков), слогов, слов; ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах; з) ошибки в окончании. Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно. Как научить читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы:
Краткая характеристика указанных выше групп (См. Приложение 2.) Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учит работать с текстом. (Приложение 3.) Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания текста. Формирования навыка чтения проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный звук, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребёнок должен быть знаком. Слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Чтение должно обладать таким качеством, как гибкость – изменением характера чтения в зависимости от цели. В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение. Оно требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации. Нам важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча. Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, — это чёткое, внятное чтение целыми словами, без неопределённых пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное. Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось. Развивая навык и привычку чтения про себя, нужно постоянно и настойчиво контролировать понимание детьми читаемых текстов. Я учу детей работать с текстом, отыскивать по заданию учителя нужные слова, выражения. Таким образом, формируется навык выборочного чтения и чтения про себя. Включаю в урок разные виды чтения: — сопряжённое чтение, т.е. чтение в парах; — чтение по цепочке; — чтение за учителем (чтение хором); — самостоятельное чтение (жужжащее чтение вполголоса); Учу детей оценивать, т.е. давать словесную оценку чтению и пересказу друг друга. Для обучения чтению я использую такие упражнения:
С целью выработки правильного произношения привлекаю пословицы. Интонирование главного слова помогает понять знание самой пословицы и смысл рассказа. Дети проявляют интерес к заданию только тогда, когда оно доступно им, когда они имеют возможность продемонстрировать свои способности, заслужить одобрение и похвалу. Так как у детей моего класса мал словарный запас, слабо развита речь, техника чтения находилась на низком уровне. Уроков внеклассного чтения всего 34 за год, а их темы включают в себя несколько произведений, я делаю так: произведения одного автора дети читают неделю, а по субботам я провожу викторину, где дети отвечают на различные вопросы, пересказывают, инсценируют, и мы выявляем лучшего знатока – читателя. И ежедневно родители записывают в дневники количество прочитанных страниц.
Способствует ускорению чтения, углубленного содержания восприятия текста.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Систематизируя свои наблюдения за учащимися в процессе обучения, я пришла к выводу, что данная система работы возникла из необходимости решения следующих проблем: снижение интереса к чтению, неумение учеников общаться, низкая культура речи, ограниченный словарный запас, снижение интереса к приобретению знаний из дополнительных источников и неумение организовывать учащимися самостоятельную работу. Поэтому основной целью моей работы является эстетическое, эмоциональное, нравственное воспитание личности посредством развития оптимального чтения. В перспективе работа в данном направлении повышает результативность обучения по всем предметам, совершенствует оперативную память, устойчивое внимание, повышает умственную работоспособность. Кроме того, у учащихся возникает желание к саморазвитию. Используя в своей работе идеи педагогов, учёных, я внесла собственные идеи по расширению кругозора учащихся за счет выхода за рамки класса, т.е. проведение библиотечных уроков, уроков-экскурсий в музеи, школьную и детскую библиотеки. Работа по данной системе позволяет добиться следующих результатов: возникает устойчивый интерес к чтению, рост оптимального чтения увеличивается с 68% до 85%, повышается успеваемость по всем предметам, орфографическая грамотность, увеличивается скорость письма, совершенствуются вычислительные умения. А коллективная работа по улучшению навыков чтения приводит ещё и к созданию сплочённого коллектива. Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный результат. Идя на урок, ставлю перед собой такие вопросы: — На что я буду опираться из предыдущих уроков? — Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным? — Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний? — Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого педагогического урожая? Главная моя задача — научить детей учиться. Источник |